Какие из данных свойств человека обусловлены
Авторитет, речь,
темперамент, мировоззрение, инстинкты,
воля, убеждения, знания, задатки, идеалы,
возрастные особенности, тип нервной
системы, способности, характер, творческое
отношение к делу, равнодушие, меланхолия,
агрессивность, гуманность, красноречивость,
зрительные свойства, механическая
память, эмоции, мышление, внимание, ум,
язык, музыкальный слух.
Соотнесите понятия и их определения:
Заполните пробелы:
а) Понятие …………………..
выражает неделимость, целостность и
генотипические особенности человека
как представителя рода.
б) ………………
рождаются, а ………………… становятся в
процессе взаимодействия со средой.
в) Особенности
индивида образуют ………………. обусловленную
подструктуру …………………. .
г) Личность есть
продукт интеграции ……………….. ………………….,
в которые вступает человек в своей
………………. ………………. .
д) …………………
активно и целеустремленно действующий
индивид.
е) Вступая в ……………….
систему отношений, субъект обретает
системные качества, которые образуют
………………….. характеристику ………………..
.
ж) …………………
……………………. личности – система
обеспечения деятельности, общения и
самоуправления.
з) важным критерием
выделения ………………… ……………………
является то, что каждая из них имеет
свой особый вид формирования:
— формирование
путем …………………
— ……………………
-…………………….
— …………………… .
Деятельность
Заполните схему структуры и сущности деятельности:
Заполните пробелы:
а) Всякая предметная
деятельность отвечает …………………..,
опредмеченной в …………………, ее главными
образующими являются ………………….. и
соответственно отвечающие им действия.
б) Естественной
предпосылкой деятельности являются
………………… ………….……… .
в) …………………….
есть процесс, в котором порождается
психическое отражение мира, т.е. происходит
переход отражаемого в психическое
отражение.
г) Опредмечивание
деятельности – воплощение способностей
человека в продукте ………………….,
отвечающем …………………… .
д) …………………….
– превращение свойств предметов в
……………………. и ……………………. человека.
е) Деятельность
соотносится с …………………., действия
соотносительны ………………, способы
осуществления действий — ……………….
-………………….. .
ж) Трудовая
деятельность переходит в форму постоянных
свойств, регулирующих деятельность
………………….. воплощается в …………………
деятельности благодаря процессу
………………….. .
з) Во внешней
…………………. форме исходный психический
образ становится предметом ………………….
…………………. в процессе языкового общения
людей.
и) В процессе
индивидуального развития происходит
включение индивида в исторически
сложившиеся формы деятельности …………………..,
…………………., ………………… .
к) Со структурной
стороны, деятельность имеет …………………..,
……………………, …………………… компоненты.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1. Психика — субъективный образ объективного мира.
2. Психическое отражение — всеобщее свойство материи.
3. Для возникновения психического отражения, необходимо только воздействие отражаемого объекта.
4. Психология — наука о закономерностях порождения и функционирования субъективного
образа объективного мира.
Задача 2. Выберите из приведенных высказываний правильные и обоснуйте свой выбор.
1. Психика — это биотоки мозга.
2. Психика — продукт мозга, субъективный образ реального мира.
3. Психика, хотя и находится в телесном мозгу, но является продуктом нематериальной субстанции.
4. Психика — самостоятельное, не зависимое от мозга явление.
5. Психика — это отражение физиологических процессов в мозгу.
Задача 6. Какие из данных суждений выражают материалистичеcкий, а какие идеалистический
взгляд на психику?
а) Психика — свойство мозга, отражение объективной реальности.
б) Сознание — неотъемлемое свойство материи.
в) Психика — продукт самосознания.
г) Психика — врожденное свойство человека.
д) Психика — носитель и причина наших чувств, желаний, мыслей.
е) Психика носит функциональный характер, является функцией мозга.
ж) Психика носит субстанциональный характер, она — независимый внутренний мир человека.
Задача 2. Установите соответствия:
А.Эксперимент
В.Беседа
a. Заранее планируется.
b. Относительно полный контроль переменных.
c. Возможность заранее планировать изменения.
d. Зависимость от субъективных факторов исследователя.
e. Возможность возникновения психологических барьеров.
Задача 3. Выберите один или несколько правильных ответов:
Для наблюдения характерно:
а) невмешательство в событие;
б) отслеживание происходящих изменений;
в) взаимодействие с испытуемыми;
г) относительно полный контроль переменных;
д) возможность появления у испытуемых психологических барьеров.
Для эксперимента характерно:
а) невмешательство в событие;
б) отслеживание происходящих изменений;
в) взаимодействие с испытуемыми;
г) относительно полный контроль переменных;
д) возможность появления у испытуемых психологических барьеров.
Для беседы характерно:
а) невмешательство в событие;
б) отслеживание происходящих изменений;
в) взаимодействие с испытуемыми;
г) относительно полный контроль переменных;
д) возможность появления у испытуемых психологических барьеров
Задача 4. Какие из данных свойств человека обусловлены главным образом социальными факторами, а какие биологическими?
Авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, тип нервной системы, способности, характер, зрительные свойства, механическая память, логическая память, эмоции, мышление, внимание, ум, язык, музыкальный слух, творческое отношение к делу, равнодушие, меланхолия, агрессивность, гуманность.
Задача 5. Из указанных в скобках слов выбрать те, которые находятся к данному слову в том ;е отношении, что и в приведенном образце.
Образец: человек—деятель общественного развития.
Личность — … (организм, сознательное существо, субъект общественных отношений).
Образец: животное — особь.
Человек — … (биосоциальность, индивид, субъект, личность).
Образец: человек — неповторимость.
Личность — … (темперамент, активность, индивидуальность, способность).
Задача 6. Выберите правильный ответ.
Динамику психической жизни человека определяет:
а) направленность личности;
б) эмоциональность;
в) темперамент;
г) способности.
Самостоятельная работа 1. Проблема личности в психологии
I. Контрольные вопросы
1. Противоречат ли друг другу суждения
— личность тем значительнее чем больше в индивидуальном преломлении представлено всеобщее,
— чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность.
2. Чем отличается личность от социального индивида?
3. Расположите понятия от самого общего к более частному:
ü Человек
ü Личность
ü Индивидуальность
ü Индивид
ü Субъект
II. Решение задач
1. Какие из данных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида: целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, умственная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний ост, музыкальность вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, голубые глаза, хороший слух, внимательность, подвижность.
2. Какие из данных свойств человека обусловлены главным образом социальными факторами, а какие биологическими:
авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности чувств, тип нервной система, способности, характер, механическая память, логическая память, эмоции, мышление, внимание, ум, язык, музыкальный слух, творческое отношение к делу, равнодушие, меланхолия, агрессивность, гуманность?
III. Решение тестовых задач
1. Основание для выделения уровней в структуре личности, по Б.С. Братусю: а) эмпатия; б) социальная мотивация; в) доминирующий способ отношения к другому; г) доминирующий способ отношения к себе и другому. 2. По Б.Г.Ананьеву, вершиной развития человека является: а) личность; б) самоактуализированный человек; в) индивидуальность; г) субъект жизнедеятельности. 3. Структура личности – это следующее, кроме: а) базовые, более стабильные и устойчивые аспекты личности; б) динамические аспекты личности; в) система свойств и качеств личности; г) высокая степень организованности системы. 4. Внутренний мир личности, по Д.Леонтьеву, включает следующие компоненты, кроме: а) ценности; б) отношения; в) смысл жизни; г) конструкты. | 5. Активно и целеустремленно действующий человек, определяющий собственное поведение, способный к преобразованию самого себя – это: а) индивид; б) субъект; в) личность; г) индивидуальность. 6. Следующие характеристики отражают сущность личности, кроме: а) активность; б) целостность; в) неизменность; г) жизненный путь. 7. Понятие, выражающее неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода – это: а) человек; б) индивидуальность; в) личность; г) индивид. |
Самостоятельная работа 2. Психология темперамента
1. Вопросы, требующие краткого ответа
1) Какая основная функция темперамента?
2) По каким основаниям выделяют основные теории темперамента?
3) Назовите основные характеристики индивидуального стиля деятельности.
4) Модель темперамента Кречмера. К какой теории относится модель темперамента Кречмера?
5) Что общего между темпераментом и характером?
6) Какие свойства внимания тесно связаны с темпераментом?
2. Вопросы для размышления
Входит ли темперамент в структуру личности? Ваша позиция.
Сколько существует типов темперамента?
3. Решение тестовых задач
1. Уникальность человека предмет исследования: а) дифференциальной психологии; б) психологии личности. в) психогенетики; г) психологии развития. 2. Небылицин В.Д. открыл что: а) сильная (работоспособная) нервная система обладает высокой чувствительностью, б) слабая нервная система характеризуется высокой чувствительностью, в) слабая нервная система обладает низкой чувствительностью, г) все ответы верны. 3. Один из следующих исследователей предлагал включить темперамент в структуру личности: а) A.H. Леонтьев, б) B.C. Мерлин, в) Б.М. Теплов, г) В.М. Русалов 4.Сильная нервная система — это значит… а) хорошо развитая, б) гибкая, в) работоспособная, г) высокочувствительная. 5. По Небылицину В. Д., динамичность нервных процессов состоит в следующем, кроме: а) легкость, с которой нервная система генерирует нервные процессы, б) быстрота генерации нервных процессов, в) готовность нервной системы к развитию, г) быстрота переделки знака условного рефлекса. | 6. По Б.М. Теплову, лабильность как свойство нервной системы состоит в… а) скорость образования временных нервных связей, б) скорость смены торможения возбуждением, в) скорость смены возбуждения торможением, г) скорость начала и прекращения нервного процесса. 7. Небылицин В.Д. выделил следующие компоненты темперамента, кроме: а) экстраверсия-интроверсия, б) эмоциональность, в) общая активность, г) моторная активность. 8. В концепции У. Шелдона с атлетическим (мезоморфным) типом телосложения связан следующий тип темперамента: а) соматотония, б) висцеротония, в) церебротония, г) циклотомия. 9. По В.М. Русалову, в основании темперамента лежат: а) особенности телосложения человека, б) особенности функционирования нервной системы, в) общая конституция человеческого организма, г) процессы, протекающие в ретикулярной формации. 10. В концепции интегральной индивидуальности B.C. Мерлина связь свойств темперамента и свойств личности опосредована индивидуальным стилем: а) моторной активности, б) жизнедеятельности, в) деятельности, г) деятельности и общения. |
IV. Сгруппируйте приведенные ниже признаки поведения школьников по принадлежности к темпераментам:
А. Подвижен, находчив, легко привыкает к новой обстановке, остроумен в общении со сверстниками, легко устанавливает дружеские отношения, поэтому пластичен в поведении. Через две— три недели после появления в классе в нем трудно узнать новичка.
Б. Импульсивен, вспыльчив, несдержан, склонен к аффективным состояниям, поэтому недостаточно пластичен во взаимоотношениях с товарищами.
В. Трудно переключается с одной работы на другую и приспосабливается к. меняющимся обстоятельствам. В установлении отношений с новыми людьми затрудняется. Спокоен.
Г. Может просидеть над трудной задачей долго, раздражаясь при попытках его отвлечь.
Д. Легко теряется при изменении обстоятельств, подвержен стрессовым состояниям. Так, спрошенный на уроке истории в присутствии завуча начал говорить слабым голосом, но осекся и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.
Е. Экспрессивен, по внешнему виду легко угадать отношение к событию и настроение, которое чаще всего бывает жизнерадостное, расстраивается редко и ненадолго.
Ж. Очень чувствителен, это касается и малейших неприятностей, долго переживает замечания учителя, неудачи в учении легко вызывают слезы. Настроение чаще пасмурное.
З. Экспрессивность низкая, по внешнему виду трудно судить о настроении и отношении; может показаться, что на уроке он равнодушен к изучаемому материалу. Его трудно рассмешить или вывести из себя.
И. Высокая работоспособность, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша выполняет его, терпелив; на уроках внимателен.
К. Активен на уроках в тех случаях, когда работа кажется ему интересной. Если это не так, легко расстраивается.
Л. Задумчив, мечтателен, к подвижным и шумным играм не тяготеет, в себе не уверен, в коллективе класса пассивен, от публичных выступлений уклоняется.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
1. Объясните, чем отличается психика человека от психики животного?
2. Соотнесите основные подходы к пониманию психики и основные мысли данных подходов:
3. Заполнить пробелы:
а) Предысторию человеческого ………………. составляет длительный и сложный процесс развития психики ……………….. .
б) У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы проведения, известные под названием …………….. .
в) Присущие данному виду сложные ……………….. формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют ………………. поведением.
г) Врожденный ………………. механизм – это механизм, благодаря которому индивидуум проявляет надлежащее поведение в определенный момент в зависимости от определенных внутренних условий и с учетом информации, поступающей из внешней среды.
д) Только представители видов, обладающие способностью к ………………… и приобретению ……………….., могут справляться с новыми ситуациями и выбирать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.
е) Способность к ………………… — это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем, чтобы найти решение одной проблемы.
ж) Развитие ………………… создало возможности для обмена информацией и явилось основой быстрого прогресса человека.
з) Развитие психики животного подчиняется законам ………………… …………………, а развитие психики человека – законам …………………….. ………………….. развития.
и) Сознание как …………………. форма психического отражения, характеризуется ……………………, ……………………, имеет …………………. ………………….. характер.
к) Практически …………………… выступает как непрерывно меняющаяся картина ………………….. и ………………. образов.
л) Индивидуальный акт сознания характеризуется ………………. ………………… — целосным, ……………………, …………………. и ………………… образованием.
IV. Личность
1. По каким основаниям различают в психологии понятия организма, социального индивида, личности?
2. Какие сходства и различия в структуре личности, предложенной Платоновым и Парыгином и в структуре Рубинштейна?
3. Какие из данных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида? Почему?
Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, стабильность, старательность, цельность, приятный голос, познавательная активность, критичность ума, хорошая дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, черные глаза, хороший слух, внимательность, подвижность, артистичность.
4. Какие из данных свойств человека обусловлены главным образом социальными факторами, а какие биологическими? Приведите обоснование своих ответов.
Авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности, тип нервной системы, способности, характер, творческое отношение к делу, равнодушие, меланхолия, агрессивность, гуманность, красноречивость, зрительные свойства, механическая память, эмоции, мышление, внимание, ум, язык, музыкальный слух.
5. Соотнесите понятия и их определения:
6. Заполните пробелы:
а) Понятие ………………….. выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода.
б) ……………… рождаются, а ………………… становятся в процессе взаимодействия со средой.
в) Особенности индивида образуют ………………. обусловленную подструктуру …………………. .
г) Личность есть продукт интеграции ……………….. …………………., в которые вступает человек в своей ………………. ………………. .
д) ………………… активно и целеустремленно действующий индивид.
е) Вступая в ………………. систему отношений, субъект обретает системные качества, которые образуют ………………….. характеристику ……………….. .
ж) ………………… ……………………. личности – система обеспечения деятельности, общения и самоуправления.
з) важным критерием выделения ………………… …………………… является то, что каждая из них имеет свой особый вид формирования:
— формирование путем …………………
— ……………………
-…………………….
— …………………… .
V. Деятельность
1. Заполните схему структуры и сущности деятельности:
2. Заполните пробелы:
а) Всякая предметная деятельность отвечает ………………….., опредмеченной в …………………, ее главными образующими являются ………………….. и соответственно отвечающие им действия.
б) Естественной предпосылкой деятельности являются ………………… ………….……… .
в) ……………………. есть процесс, в котором порождается психическое отражение мира, т.е. происходит переход отражаемого в психическое отражение.
г) Опредмечивание деятельности – воплощение способностей человека в продукте …………………., отвечающем …………………… .
д) ……………………. – превращение свойств предметов в ……………………. и ……………………. человека.
е) Деятельность соотносится с …………………., действия соотносительны ………………, способы осуществления действий — ………………. -………………….. .
ж) Трудовая деятельность переходит в форму постоянных свойств, регулирующих деятельность ………………….. воплощается в ………………… деятельности благодаря процессу ………………….. .
з) Во внешней …………………. форме исходный психический образ становится предметом …………………. …………………. в процессе языкового общения людей.
и) В процессе индивидуального развития происходит включение индивида в исторически сложившиеся формы деятельности ………………….., …………………., ………………… .
к) Со структурной стороны, деятельность имеет ………………….., ……………………, …………………… компоненты.
3. Соотнесите вид действия и определение:
4. Опишите виды деятельности:
Общение:
Игра:
Учебная деятельность:
Труд:
5. Опишите виды навыков:
Двигательные:
Мыслительные:
Сенсорные:
Навыки поведения: