Какие идеи содержались в учениях лютера и кальвина
Основополагающие принципы учения Лютера: спасение только верой, благодатью и Библией.
Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания». В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осущ-ся благодать Бога. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного.
Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству
Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык: «пребывай в труде (призвании)своем».
Основной мыслью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру» — писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, т.е. православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.
Лютер учил, что «мёртвые ничего не знают». Кальвин возражает против него в своем первом теологическом труде «Сон душ».
Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.
С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из Лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.
Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от духовного состояния человека, его образа жизни.
20. Политическое учение Н. Макиавелли Одним из первых теоретиков новой эпохи стал итальянец Никколо Макиавелли (1469—1527).
Его политическое учение основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить средства и способы действий, полезных в настоящем.
Для того, чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений.
Гос-во (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Гос-во незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь — в презрение. В творчестве Макиавелли мотивы социальной психологии впервые осмыслены как важный факт политики. Целью гос-ва и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать на имущество подданных, это неизбежно порождает ненависть. Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности гос-ва. По его учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике.
Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении гос-ва и круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме. Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал рез-том и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп. «В каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно — народное, другое — высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы».
Предпосланные всему учению о гос-ве рассуждения о природе человека (индивида) Макиавелли существенно дополняет исследованием общественной психологии соц. групп, борющихся за влияние в гос-ве. Макиавелли стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя.
От народа отличается знать. Макиавелли считал знать неизбежной и нужной частью го-ва. Из среды аристократов выдвигаются гос деятели, должностные лица, военачальники;
Свободное го-во должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть «смешанной республики» в том и состоит, что система гос органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части. Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальных дворянах и призывал к их уничтожению.
Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение. Но для Макиавелли право — орудие власти, выражение силы. Во всех гос-вах основой власти «служат хорошие законы и хорошее войско. Хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Макиавелли — против наемных войск; создание армии, состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий создания общенационального гос-ва.
Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. Государство должно использовать религию для руководства подданными.
Макиавелли считается одним из основоположников науки политологии. В его произведениях политика (учреждение, организация и деятельность гос-ва) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из Священного писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению гос-ва был большим шагом вперед в развитии политико-правовой теории.
Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себе отпечаток эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления гос. власти, способы и приемы политической деятельности. В произведениях Макиавелли политика противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном, позорном и почетном. Деятельность гос-ва он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами.
Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще, рассуждал Макиавелли, должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу гос-ва.
В политике единственным критерием оценки действий правителя гос-ва являются укрепление власти, расширение границ гос-ва. Для достижения этой цели правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные.
При всем этом, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти. Если для укрепления своей власти правителю пришлось казнить много людей, то для блага гос-ва после этого полезно казнить того из подчиненных, кто непосредственно руководил казнями: этим правитель отведет от себя обвинение в жестокости.
Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 547 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
Мартин Лютер (1483 ―1546)
Мартин Лютер–немецкий священный, общественный деятель,один из выдающихся деятелей Реформации. Его перу принадлежат такие работы, как «К христианскому дворянству немецкой нации», «О свободе христианина», «Сермон о добрых делах» и др.
Для Лютера нет различия между сословиями. Все люди, так или иначе, – христиане. Различаются они лишь по роду своих занятий. Для Лютера главное – это совесть, выражающая идею всеобщего священства (всесвященства). Как полагал Лютер, всесвященство должно безусловно утвердиться, поскольку любой христианин способен напрямую общаться с Богом, он в состоянии (и правомочен) толковать и проповедовать Священное писание, совершать богослужение. Истинный христианин руководствуется только своей совестью, посягать на которую не вправе ни Церковь, ни тем более какие-то другие авторитеты. Таким образом, Лютера защищал личный, осуществляемый верующим по своей собственной воле выбор между угодным Богу добром и неугодным ему злом.
Взгляды Лютера на государство.Государство, согласно Лютеру, само по себе не обладает никакой ценностью. Государство по определению должно заботиться о внешнем порядке, улаживать местные (мирские) конфликты, бороться с проявлениями и носителями зла, чтобы всякий христианин получил возможность укреплять свою веру и истово служить Богу. Таким образом, главная функция и оправдание государства состоит в том, чтобы быть средством достижения и обеспечения истинно христианской жизни.
Лица, отправляющие данную функцию (властители), обладают властью, основанной на искусственном господстве. Лютер выделял два вида власти: господство начальства и власть родительскую, т.е. господство естественного, самосоздающегося. Как можно видеть, Лютер не связывал непосредственно происхождение государства с Божественной волей.
Государство (как земное царство) должно держаться силой (мечом), управляться при помощи принудительных законов, поскольку без этого светская власть невозможна. Другого способа уничтожить зло, наводить порядок, оберегать покой христиан, карать преступников не существует. Но государство при этом не должно выходить за пределы своих полномочий. Государство ограничено только лишь земными делами и не властно в делах Божьих (т.е. в делах веры и совести).
Правовые воззрения Лютера.Высшим судьей реформатор Лютер признавал разум. Человеческий разум – это и лучший законовед. Благодаря разуму становится возможным обеспечить соответствие светских (императорских, княжеских) законов слову Божьему. Если же такой гармонии нет, то руководствоваться данными законами нельзя.
Государи, считал Лютер, должны быть идеальными законодателями, так же как и искусными воителями. Лютер напоминал властителям:
· что светские законы рассчитаны на управление только лишь поведением людей, но не их мыслями, намерениями;
· любые человеческие законы не всесильны;
· их законы будут напрасны, если не окажется людей, способных исполнять и применять эти законы.
Лютеровские политико-правовые воззрения носили довольно противоречивый характер. Лютер выступал одновременно и как реформатор, и как консерватор.
Так, идеи Лютера об усилении светской власти, ее автономии от власти папы, несомненно, содействовали утверждению регионального княжеского абсолютизма. Его тезисы о монархе как высшем руководителе национальной Церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, об освящении светской власти религиозным авторитетом – все это способствовало созданию культа государства; суеверная вера в государство надолго становится характерной чертой сформировавшегося в то время в Германии политико-правового сознания. Что же касается внутренней религиозности, за которую активно ратовал М. Лютер, то она не требовала и не предполагала сколько-нибудь крутых перемен в общественно-политическом строе того времени; не требовалось, в частности, упразднять эксплуатацию крестьян феодалами, посягать на абсолютистские режимы, устранять духовное порабощение верующих и т.п.
В целом учение Мартина Лютера не содействовало развитию антифеодального потенциала самой идеи реформации, поскольку во взглядах мыслителя все более (особенно к концу его жизни) проявлялись социальная ограниченность, узкоклассовый политический утилитаризм, религиозный фанатизм. Кроме того, Лютер полагал, что неравенство людей естественно: одни люди могут и должны править, другие – подчиняться. Поэтому идея прав человека, естественное право в учении Лютера не нашли должного развития, хотя некоторые разработки в этом плане, как мы уже отмечали, у него все же имеются.
Законы Лютер оценивал с консервативных позиций. Мыслитель ранжирует их следующим образом:
· Божественный закон (он находится во главе угла; это одинаковый, единый для всех закон);
· естественный закон (закон, присущий людям);
· императорский закон (закон, регламентирующий все светское управление);
· законы городов и земель (эти законы обязательны лишь для отдельных местностей).
В заключение следует отметить весьма актуальное и сегодня суждение Лютера о том, что чем меньше в государстве законов, тем лучше право.
Жан Кальвин (1509 ―1564)
Жан Кальвин – швейцарский богослов, один из виднейших идеологов и деятелей эпохи Реформации.
Основной труд Ж. Кальвина – «Наставление в христианской вере».
Ядро данного сочинения и учения Кальвина в целом составляет догмат о Божественном предопределении. Бог, по его мысли, предопределил для одних спасение и блаженство, для других – погибель. Люди бессильны изменить волю Бога, но могут догадываться о ней исходя из того, как складывается их собственная жизнь на земле. Иными словами, кальвинизм пронизан духом тотального фатализма.
Взгляды Кальвина на государство.Если немецкий реформатор М. Лютер полагал, что государство возникло само собой из естественных обстоятельств, сложившихся в результате грехопадения людей, и отвечает очевидным практическим нуждам людей, то Жан Кальвин исходил из иных представлений. Его взгляды на происхождение и сущность государства могут быть сведены к следующему.
Государство, политическое принуждение – действительно, прямое следствие человеческого грехопадения. Впрочем, это одна из главных причин возникновения государства, но далеко не единственная (как, напомним, утверждал М.Лютер).
Кальвин осуждал феодально-монархические круги за творимые ими насилие, произвол, беззаконие, предрекая им Божью кару. В то же время всякую власть Кальвин объявлял Божественной, требуя от всех христиан думать только о Боге, ибо господь – Царь царей и его голос должен быть услышан всеми и раньше всякого другого.
Сопротивляться тирании можно и должно, но это – право лишь самих органов власти, Церкви и представительных учреждений. Открыто сопротивляться можно лишь тогда, когда все мирные аргументы исчерпаны.
Кальвин, сравнивая между собой традиционные со времен античности формы государства (монархию, аристократию, демократию), явное предпочтение отдавал аристократической организации государственного правления. Необходимость и разумность такого правления, по его мнению, подтверждается всем ходом истории. Но вот что интересно: по Кальвину, аристократия дает возможность людям сообща выбирать пасторов, без помех избирать правителей и должностных лиц и т.д. Другими словами, Кальвин в действительности более склонялся к республиканизму, считая такое устройство оптимальным для государства.
Отличительная черта кальвинистского учения о государстве и кальвинизма вообще – жестокая нетерпимость ко всякого рода иным воззрениям и установкам, что нашло свое практическое воплощение в печально известной политической деятельности Кальвина в 1541–1564 гг., когда он руководил женевской консисторией. Например, Кальвин установил за горожанами слежку; практически всеобщей регламентации подвергались самые разные стороны общественной жизни; за малейшие нарушения установленных норм и предписаний назначались несоразмерные этим проступки наказания, в том числе и смертные казни.
Правовые взгляды Ж. Кальвина.Кальвин полагал, что в обществе и государстве действует нравственный закон, который имеет троякое действие.
Во-первых, этот закон, представляя собой Божью справедливость (т.е. то, что угодно Богу), показывает каждому человеку его неправоту, неправедность, убеждает его в этом и наказывает. Каждый человек обязан знать этот закон, учиться ему. Наученный человек сможет расстаться с присущей ему от природы самоуверенностью и будет действовать и жить по этому нравственному закону.
Во-вторых, действие Закона заключается в том, чтобы «ужасными угрозами и страхом наказания отвратить от зла тех, кто способен делать добро только по принуждению. Такие люди не делают зла не потому, что тронуто и взволновано их сердце, но лишь потому, что их словно удерживают уздой, не дающей воли их похотям… Они были бы готовы совершить любую низость и гнусность, если бы их не останавливал страх перед законом…»
Именно это обстоятельство обусловливает необходимость обеспечения вынужденной праведности для человеческого сообщества. Распад и хаос неизбежны, если будет все позволено. Поэтому установление жесткого порядка и строгих наказаний совершенно необходимы для общества.
Как свидетельствует этот небольшой фрагмент, Кальвин был, мягко говоря, очень невысокого мнения о людях, их нравственных качествах. Не этим ли была обусловлена жестокость его административной деятельности?
В-третьих, основное действие закона адресовано верующим, в чьих сердцах Кальвин желал видеть утверждение царства Божьего Духа. Для таких людей нравственный закон еще более необходим, нежели тем, для которых закон, как сказали бы сегодня, «не писан». В чем же состоит такая потребность? С одной стороны, закон есть прекрасный инструмент для понимания воли Бога, с другой – он, словно стрекало, не дает людям (добродетельным, праведным) уснуть и отяжелеть, заставляет быть всегда в «форме», вынуждает ежедневно надлежащим образом исполнять эту Божью волю.
Таким образом, правовые взгляды Кальвина связаны с его представлением о существовании единого нравственного, а по сути дела, Божественного закона, без познания и строгого следования установлениям и предписаниям которого общество просто-напросто не смогло бы существовать, нормально развиваться.
Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 47; Нарушение авторских прав