Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови

Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови thumbnail

Для удобства работы в материалах для практических занятий вновь приводятся сами задания.

Приступая к проведению практической работы, старайтесь придерживаться следующего алгоритма. Выполняйте задания по порядку. Начните работу с внимательного прочтения текста каждого задания второй части 29–32. Сформулируйте сначала свой ответ на поставленный вопрос и соотнесите его с предложенным примерным вариантом ответа. Внимательно изучите критерии оценивания. Руководствуясь примерными ответами и предложенными критериями, самостоятельно оцените ответы учащихся, полученные в результате апробации, используя для этого пошаговый тренинг. С этой целью прочтите ответ экзаменуемого. Последовательно ответьте на вопросы, предложенные в тренинге. Сравните свои ответы с приведенными в тренинге и ознакомьтесь с комментариями к каждому ответу. По предложенному алгоритму самостоятельно оцените остальные ответы выпускников в соответствующих баллах.

Прочитайте текст «Развитие бычьего цепня» и выполните задания

РАЗВИТИЕ БЫЧЬЕГО ЦЕПНЯ

В кишечнике человека часто паразитирует бычий цепень. Он состоит из головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела. На головке располагаются четыре круглые мускулистые присоски, с помощью которых паразит прикрепляется к стенкам кишки. Тело червя может достигать 4–10 м, состоит из многочисленных члеников. Рост червя и увеличение количества члеников продолжается всю жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются. Червь всасывает пищу всей поверхностью тела, органы пищеварения у него отсутствуют.

Размножение бычьего цепня происходит в организме основного хозяина – человека. Как и большинство других плоских червей, цепень – гермафродит. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется один яичник и множество семенников. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу. За сутки червь производит около 175 000 яиц. Крупный рогатый скот может проглотить яйца цепня вместе с травой. В желудке промежуточного хозяина из яиц выходят микроскопические личинки с шестью крючками.

С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючные личинки растут и превращаются в финну. Финна – это пузырёк размером с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой.

Задание 29

Пользуясь текстом «Развитие бычьего цепня» и собственными знаниями, опишите возможный путь паразита от больного животного, через торговую сеть, до места в теле человека, где взрослый червь может прожить до 15 лет.

Ответ учащегося

1. Корова ела траву, заражённую личинками. Личинки вбурились в стенку желудка коровы, попали в кровь и мышцы. Убили корову, заражённую бычьим цепнем. Расчленили её и отправили и отправили на рынок. Мужчина купил говядину (заражённую), решил пожарить ляжку, но долго решил не жарить, а приготовить полусырое мясо. Личинки при готовке не умерли, так как мясо было плохо прожаренным и съевши кусок за куском, мясо с личинками попало в кишечник, где эти личинки очень удачно стали развиваться.

Пошаговый тренинг эксперта

Вопросы к эксперту

Ответ

Комментарий

1. Соответствует ли данный ответ эталону?

Нет

Прочтите еще раз ответ экзаменуемого и эталон.

2. Раскрывают ли позиции, приведенные в ответе, суть задания?

Отчасти

В ответе описан путь паразита, но имеются биологические ошибки.

3. Имеются ли в ответе ошибочные суждения?

Да

Яйца и финны паразита именуются личинками.

4. Как оценить этот ответ?

1

Есть прямое указание на возможность попадания паразита в организм человека через плохо прожаренное мясо

Самостоятельно оцените ответы учащихся и выставите баллы за каждый из приведенных ответов.

Примеры ответов учащихся

Балл

1. Крупный рогатый скот проглотил яйца цепня вместе с травой, таким образом, он становится болеющим животным, потом на ферме убивают это животное, и его мясо отдают в магазин (рынок). Человек купил это мясо и съел, и заразился бычьим цепнем

2. Допустим корова и другой скот может проглотить яйца бычьего цепня вместе с травой или какой-либо другой пищей, которую скот поглощает. А в дальнейшем корова даёт молоко, которое поставляют в торговые лавки, магазины, гипермаркеты, и люди, покупая заражённые молочные продукты, могут заразиться бычьим цепнем.

Правильные ответы

Оценка первого учащегося

Сравнение ответа с критерием позволяет судить, что учащемуся не удалось подробно и обосновано воспроизвести критерии ответа. Нет использования биологической терминологии

Балл 0.

Оценка второго учащегося

Ответ на вопрос отсутствует. Учащийся высказывает ошибочную, но встречающуюся в быту точку зрения.

Балл 0.

Задание 30.

Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Химический состав морской воды и сыворотки крови

Химические элементы и их соединения

Морская вода (%)

Сыворотка крови (%)

Натрий (Na)

30,5

39,0

Магний (Mg)

3,8

0,5

Кальций (Ca)

1,2

1,0

Калий (K)

1,8

2,6

Хлор (Cl)

55,2

45,0

Кислород (O)

5,6

9,9

Другие элементы и соединения

1,9

2

Итого

100

100

1. Каких химических элементов из числа приведённых в морской воде меньше, чем в сыворотке крови? 2. Какой химический элемент, не относящийся к металлам, преобладает в составе морской воды и сыворотки крови? 3. Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде?

Ответ учащегося

1. Na (натрий) , К (калий), О2 (кислород), другие элементы

2. хлор

3. В сыворотке содержится железо (Fe), чего нет в морской воде

Пошаговый тренинг эксперта

Оцените ответ учащегося на вопрос 30, ответив на вопросы к тренингу эксперта.

Вопросы эксперту

Ответ

Комментарий

1. Соответствует ли ответ вопросу задания?

Да

Дан ответ на все три вопроса в соответствии с задачей

2. Можно ли считать правильным первый элемент ответа?

Отчасти

Три элемента названы верно, но «другие элементы» говорит о непонимании школьником сути данной строки

3. Можно ли считать правильным второй элемент ответа?

Да

Ответ верный

4. Можно ли считать правильным третий элемент ответа?

Нет

Ответ неправильный

5. Как оценить этот ответ?

1

Ответ содержит 2 из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок

Читайте также:  В каких удобрениях содержится марганец

Самостоятельно оцените ответы учащихся и выставите баллы за каждый из приведенных ответов.

Примеры ответов учащихся

Балл

1. В морской воде меньше кислорода и калия, чем в сыворотке крови

Элемент, не относящийся к металлам, преобладает в морской воде и сыворотке крови – хлор

В сыворотке крови и морской воде присутствуют все из приведённых химических элементов в разных количествах

2. Na, K, O2; другие элементы и соединения

Хлор преобладает

Правильные ответы

Оценка первого учащегося

В ответе приводятся ответы на все три поставленных вопроса, но с негрубыми ошибками: в первом ответе отсутствует натрий, третий ответ неправильный.

Балл 1.

Оценка второго учащегося

Ответ содержит два ответа из трёх. Первый имеет негрубую ошибку. Ответ на третий вопрос отсутствует.

Балл 1.

Задание 31

Вариант 1

31. Согласно рекомендациям диетолога калорийность ужина Павла должна составлять 520–540 ккал. Предложите Павлу наиболее оптимальное по калорийности и соотношению жиров меню для ужина из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что подросток обязательно закажет картофель по-деревенски, а также один из напитков. Блюда в меню не должны повторяться. В ответе укажите блюда, калорийность ужина и количество жиров в нём

Ответ учащегося

1. Картофель по-деревенски – 315 ккал, белки – 5г, жиры – 10г, углеводы 38г

Чай с сахаром – 68 ккал, углеводы – 14 г

540 – (68+315) = 157 ккал

Вафельный рожок – 135 ккал, белки – 3г, жиры – 4 г., углеводы – 22 г

Ответ: вафельный рожок, чай с сахаром, картофель по-деревенски;

Количество жиров – 20 г

Пошаговый тренинг эксперта

Оцените ответ учащегося на вопрос 31, ответив на вопросы к тренингу эксперта.

Вопросы эксперту

Ответ

Комментарий

1. Соответствует ли ответ вопросу задания?

Да

Ответ соответствует вопросу задания и содержит все элементы эталона (вариант 3).

2. Можно ли считать правильным ответ?

Да

Ответ полностью соответствует заданию.

3. Как оценить этот ответ?

3

Верно предложено меню; учтено условие, что в меню должны быть включены картофель по-деревенски и напиток; калорийность находится в диапазоне 500–550 ккал; количество жиров не превышает 20 граммов. Блюда в меню не повторяются. Верно указаны калорийность ужина и содержание жиров в нём

Самостоятельно оцените ответы учащихся и выставите баллы за каждый из приведенных ответов.

Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Источник

[06-019]
Калий, натрий, хлор в сыворотке

290 руб.

Натрий, калий и хлор являются основными электролитами организма.

Электролиты – это минеральные соединения, которые способны проводить электрический заряд. Находясь в тканях и крови в виде растворов солей, они помогают перемещению питательных веществ в клетки и выводу продуктов обмена веществ из клеток, поддерживают в них водный баланс и необходимый уровень кислотности.

Синонимы русские

Электролиты в сыворотке.

Синонимы английские

Electrolyte Panel, Sodium, Potassium, Chloride, CMP, BMP.

Метод исследования

Ионселективные электроды.

Единицы измерения

Ммоль/л (миллимоль на литр).

Какой биоматериал можно использовать для исследования?

Венозную кровь.

Как правильно подготовиться к исследованию?

  • Исключить из рациона алкоголь в течение 24 часов до исследования.
  • Не принимать пищу в течение 12 часов перед анализом.
  • Не курить в течение 30 минут до исследования.

Общая информация об исследовании

Электролиты – это минеральные соединения, обладающие электрическим зарядом. Они находятся в тканях организма и в крови в виде растворов солей. Электролиты способствуют продвижению в клетки организма питательных веществ и выводу из них продуктов обмена, поддержанию водного баланса клеток и стабилизации кислотности (рН).

Основные электролиты в организме человека: натрий (Na+), калий (K+) и хлор (Cl-).

Большая часть натрия содержится в межклеточных жидкостях. Калий находится главным образом внутри клеток, однако небольшое, но жизненно важное его количество есть в плазме, жидкой части крови.

Контроль за уровнем калия очень важен. Даже его незначительные изменения могут повлиять на сердечный ритм и на способность сердца к сокращениям. Хлориды мигрируют через мембрану то внутрь, то наружу клетки и тем самым поддерживают ее электронейтральность. Уровень хлоридов обычно соответствует уровню натрия.

Натрий, калий и хлориды поступают в организм вместе с едой, тогда как почки участвуют в выводе их из организма. Баланс этих химических элементов является важным показателем здоровья человека, в частности того, как функционируют почки и сердце.

Совместное измерение уровней натрия, калия и хлоридов позволяет определить анионовое «окно» – разницу в содержании анионов и катионов в крови. Его аномальная величина не является специфичным показателем, однако предполагает присутствие в организме токсических веществ (оксалатов, гликолатов, аспирина) или вероятность метаболических отклонений, вызванных голоданием или сахарным диабетом.

Поскольку электролитный и кислотно-щелочной дисбалансы сопутствуют широкому спектру острых и хронических заболеваний, анализ на электролиты может быть назначен как уже госпитализированным пациентам, так и только что обратившимся в отделения экстренной медицинской помощи.

Для чего используется исследование?

  • Как составная часть общего медицинского осмотра или в качестве самостоятельного исследования при тесте на метаболиты.
  • Для скрининга электролитов и исследования кислотно-щелочного дисбаланса.
  • Для контроля за эффективностью лечения дисбаланса, влияющего на функционирование определенных органов.

Когда назначается исследование?

  • При диагностике заболевания с такими симптомами, как отек, тошнота, слабость, помутнение сознания, сердечная аритмия.
  • При обследовании пациентов, страдающих острыми и хроническими болезнями.
  • При необходимости контроля за эффективностью лечения гипертонии, сердечной недостаточности, болезней печени и почек.
  • При низком уровне одного из электролитов, например натрия или калия, в дальнейшем назначают повторный тест для наблюдения за динамикой дисбаланса до тех пор, пока не восстановится нормальный уровень этого электролита.

Что означают результаты?

Референсные значения

Электролит

Референсные значения

Калий

3,5 — 5,1 ммоль/л

Натрий

136 — 145 ммоль/л

Хлор

98 — 107 ммоль/л

Уровни калия, натрия и хлора зависят от их потребления с пищей, от содержания воды в организме и количества электролитов, выводимого почками. Кроме того, на него влияют натрийуретические белки, способствующие выведению натрия почками, а также гормон альдостерон, который поддерживает на постоянном уровне концентрацию натрия и увеличивает потерю организмом калия.

Среди всех электролитов наиболее важными показателями для человека являются уровни калия и натрия. При нарушении функционирования почек организм иногда может удерживать избыточное количество жидкости для разбавления натрия и хлоридов таким образом, что их концентрация падает ниже нормы.

При сильной потере жидкости концентрация калия, натрия и хлоридов может резко возрастать. Некоторые формы сердечных заболеваний, проблемы с мышцами, нервной системой и сахарный диабет также приводят к отклонениям от нормы уровня одного или нескольких электролитов.

Для определения причины электролитного нарушения и назначения правильного лечения важно выяснить, баланс какого именно электролита нарушен. Если такие отклонения не лечить, пациенту грозят головокружения, судороги, нерегулярное сердцебиение и даже смерть.

Что может влиять на результат?

  • В зависимости от того, баланс какого электролита нарушен, а также от продолжительности этого нарушения, лечение будет заключаться в изменении диеты – переходе на более низкое потребление соли, в увеличении количества выпиваемой жидкости для разбавления концентрации электролитов или в принятии диуретиков. После начала лечения иногда требуется регулярное проведение анализа, чтобы выяснить, насколько успешно идет терапия, и убедиться, что нет рецидива дисбаланса.
  • Некоторые химические соединения и лекарства, такие как анаболические стероиды, кортикостероиды, слабительные средства, лекарства от кашля и оральные контрацептивы, способны вызывать повышение уровня натрия. Другие же, например диуретики, карбамазепин и трициклические антидепрессанты, иногда приводят к его понижению.
  • Вещества, которые влияют на уровень натрия в крови, также изменяют и уровень хлоридов.
  • Проглатывание большого количества пищевой соды или очень большой дозы антацидов тоже может вызвать уменьшение количества хлоридов.



Источник

Биология 8 класс.

Тест по теме: «Кровь»

Вариант 1.

Выберите один верный ответ.

1. Какую функцию выполняет кровь в организме человека?

1) рефлекторную        2) защитную                3) строительную                4) опорную

2. Что является компонентом внутренней среды организма человека?

1) желчь        2) слюна        3) лимфа        4) желудочный сок

3. Какую роль играют тромбоциты в крови человека?

1) переносят конечные продукты обмена веществ        3) переносят питательные вещества

2) участвуют в фагоцитозе                                        4) участвуют в её свёртывании

4. В образовании антител принимают участие

1) тромбоциты        2) лимфоциты        3) эритроциты        4) фагоциты

5. Какова одна из причин малокровия у человека?

1) нехватка железа в крови                3) увеличение числа лейкоцитов

2) образование тромба                4) развитие гипертонии

6. Эритроциты имеют форму вдавленного диска, что обеспечивает

1) увеличение их продолжительности жизни        3) способность к быстрому движению

2) захват чужеродных клеток                        4) большую поверхность контакта с кислородом

7. Что является основой тромба?1) антитело        2) гемоглобин        3) холестерин        4) фибрин

8. Какую функцию выполняют лейкоциты крови?

1) транспортируют газы                        3) обеспечивают иммунитет

2) переносят питательные вещества        4) обеспечивают свёртываемость крови

9. Процесс свёртывания крови начинается с

1) повышения кровяного давления                3) разрушения тромбоцитов

2) накопления в сосуде венозной крови                4) образования местного очага воспаления  

10. Что вызывают антигены в организме человека?

1) рефлекторную реакцию          2) свёртывание крови         3) иммунный ответ          4) гуморальную реакцию

11. Пассивный искусственный иммунитет у человека

1) является наследственным

2) вырабатывается после перенесённого инфекционного заболевания

3) возникает как результат действия лечебной сыворотки

4) формируется после введения вакцины

12. В каком случае указана третья положительная группа крови?

1) B(III) Rh–        2) A(II) Rh+        3) B(III) Rh+                4) 0(I) Rh+

13. Лейкоциты способны передвигаться за счёт

1) ложноножек                                        3) сократительных волокон

2) наличия в цитоплазме пузырьков воздуха        4) сокращения сократительных вакуолей

14. Почему проводимая вакцинация против гриппа помогает снизить риск заболевания?

1) Она улучшает всасывание питательных веществ.

2) Она позволяет лекарствам действовать более эффективно.

3) Она способствует выработке антител.

4) Она усиливает кровообращение.

15. Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.  

ПРИЗНАК                                                           ТИП КЛЕТОК КРОВИ

А) в зрелом состоянии отсутствует ядро                         1) эритроциты

Б) поглощают и переваривают чужеродные частицы         2) лейкоциты

В) принимает участие в выработке антител

Г) имеют форму двояковогнутого диска

Д) повышенное содержание свидетельствует о воспалительном процессе

16. Установите соответствие между защитным свойством организма и видом иммунитета.

Характеристика:                                                                        Вид иммунитета:

а) наличие антител в плазме крови, полученных по наследству                1. Активный

б) получение антител с лечебной сывороткой                                        2. Пассивный

в) образование антител в крови в результате вакцинации                        3. Врожденный

г) наличие в крови сходных белков – антител у всех особей одного вида

17. Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови», ответьте на следующие вопросы.

Химические элементы и их соединения

Морская вода (%)

Сыворотка крови (%)

Натрий (Na)

30,5

39,0

Магний (Mg)

3,8

0,5

Кальций (Ca)

1,2

1,0

Калий (K)

1,8

2,6

Хлор (Cl)

55,2

45,0

Кислород (O)

5,6

9,9

Другие элементы и соединения

1,9

2,0

Итого

100

100

1) Процентное содержание каких химических элементов выше в морской воде, чем в сыворотке крови?

2) Содержание какого химического элемента, относящегося к металлам, преобладает в составе морской воды и сыворотки крови?

3) Чем сыворотка крови отличается от плазмы?

Сформулируйте полный развернутый ответ.

18. Что такое сыворотка крови и почему её применяют в лечебных целях?

19. Иногда у спортсменов в крови обнаруживают повышенное количество эритроцитов. Предположите две возможных причины такого изменения состава крови.

20. Антон играл во дворе в футбол. В одном из моментов матча он неудачно упал и поранил мягкие ткани в области колена. Рана оказалась загрязнена землёй. Как Вы считаете, что необходимо сделать Антону в этой ситуации: сделать прививку или ввести лечебную сыворотку? Почему?

Биология 8 класс.

Тест по теме: «Кровь»

Вариант 2.

Выберите один верный ответ.

1. Какую функцию выполняет кровь в организме человека?

1) рефлекторную        2) гомеостатическую        3) строительную                4) опорную

2. Как называется жидкость, которая в составе крови играет роль межклеточного вещества?

1) лимфа        2) сыворотка        3) плазма        4) цитоплазма

3. Какими клетками уничтожаются бактерии, попавшие в организм человека?

1) белыми клетками крови                3) красными клетками крови

2) клетками нефронов почек        4) клетками альвеол лёгких

4. Какова одна из причин малокровия у человека?

1) нарушение в работе красного костного мозга                3) увеличение числа лейкоцитов в крови

2) недостаток кальция в плазме крови                        4) развитие гипертонической болезни

5. В каких клетках организма человека содержится изображённая молекула белка гемоглобина?

1) миоцитах                        3) тромбоцитах

2) лейкоцитах                4) эритроцитах

6. Как называют безъядерные форменные элементы крови, разрушение которых приводит к свёртыванию крови?

1) эритроциты        2) тромбоциты        3) лимфоциты  4) макрофаги

7. Форменные элементы крови, способные к фагоцитозу,

1) обусловливают образование фибриногена        3) обеспечивают иммунитет

2) способствуют её свертыванию                        4) содержат гемоглобин

8. Группы крови человека зависят от комбинаций в крови человека

1) белков        2) жиров        3) лейкоцитов        4) тромбоцитов

9. Как называют людей, которым переливают кровь?

1) абонентами        2) реципиентами        3) донорами        4) индивидами

10. Лечебная сыворотка отличается от вакцины тем, что в ней содержатся

1) белки фибрин и фибриноген                        3) убитые возбудители заболевания

2) ослабленные возбудители заболевания                4) готовые антитела против возбудителя инфекции

11. Как называется вид иммунитета, который сформировался у людей, переболевших в детстве ветряной оспой?

1) искусственный активный        3) искусственный пассивный

2) естественный активный                4) врождённый пассивный

12. К людям с какой группой крови применим термин «универсальный донор»?

1) I        2) II        3) III        4) IV

13. Некоторые лейкоциты называют фагоцитами за

1) выработку ими антител

2) выработку ими фибриногена

3) способность поглощать и переваривать инородные частицы

4) способность передвигаться и покидать кровеносные сосуды

14. Меры предупреждения инфекционных заболеваний:

1) уничтожение бактерий                 3) предупредительные прививки

2) правильное питание                 4) образование антител

15. Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.  

ПРИЗНАК                                                                           ТИП КЛЕТОК КРОВИ

а) не имеют постоянной формы тела                                         1) эритроциты

б) в их состав входит гемоглобин                                                 2) лейкоциты

в) переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела

г) обеспечивают иммунитет

д) в зрелом состоянии имеют ядро

16. Установите соответствие между характеристикой иммунитета и его видом.

Характеристика:                                                                Вид иммунитета:

а) передается по наследству, врожденный                                1. Естественный

б) возникает под действием вакцины                                        2. Искусственный

в) приобретается при введении в организм лечебной сыворотки

г) формируется после перенесенного заболевания

д) различают активный и пассивный

17. Пользуясь таблицей «Наследование групп крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.

Группа крови отца

I (0)

II (А)

III (В)

IV (АВ)

Группа крови матери

I (0)

I (0)

II (А)

I (0)

III (В)

I (0)

II (А)

III (В)

Группа крови ребёнка

II (А)

II (А)

I (0)

II (А)

I (0)

любая

II (А), III (В)

IV (АВ)

III (В)

III (В)

I (0)

любая

III (В)

I (0)

II (А), III (В)

IV (АВ)

IV (АВ)

II (А)

III (В)

II (А), III (В)

IV (АВ)

II (А), III (В)

IV (АВ)

II (А), III (В)

IV (АВ)

1) Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца и матери III группа?

2) Если у ребёнка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов.)

3) Ребёнок с какой группой крови является универсальным донором?

Сформулируйте полный развернутый ответ.

18.Что такое вакцина и в чём заключается её действие на человека?

19. В ряде случаев для спасения жизни человека необходимо переливание крови. Что в первую очередь нужно учитывать при таких манипуляциях? Почему?

20. Антон играл во дворе в футбол. В одном из моментов матча он неудачно упал и поранил мягкие ткани в области колена. Рана оказалась загрязнена землёй. Как Вы считаете, что необходимо сделать Антону в этой ситуации: сделать прививку или ввести лечебную сыворотку? Почему?

Источник

Читайте также:  Овес какие витамины содержатся в нем