Какие гарантии содержатся для предпринимателей в конституции рф
Конституция как свод важнейших юридических норм, регулирующих отношения между государством и личностью, не может не регламентировать отношения в сфере экономики. Конституционные гарантии предпринимательства настолько многочисленны, что в научном обиходе появилось условное понятие «экономическая конституция», обозначающее проникнутую внутренним единством совокупность конституционных норм, устанавливающих основные гарантии предпринимательства.
Содержащиеся в ст.8 Конституции РФ положения о единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, о поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, о равенстве разных форм собственности позволяют уяснить сущность конституционного права на предпринимательскую деятельность.
Конституционные гарантии предпринимательства содержатся во всех главах Конституции, хотя нередко они формулируются в нормах, определяющих полномочия органов власти.
Важной составной частью права на предпринимательство является право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).
Изъятие имущества предпринимателей только по решению суда — важнейшая конституционная гарантия их имущественной независимости от государства.
Содержащееся в п.3 ст. 35 Конституции положение о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей.
Праву предпринимателей на коммерческую тайну как элемент их конституционно-правового статуса коррелирует право каждого свободно получать информацию (ст. 29 Конституции РФ). Каждый член общества вправе претендовать на получение объективной информации о деятельности предпринимательских структур, с тем чтобы они с помощью недобросовестной рекламы не злоупотребляли своими правами.
Осуществление предпринимательских прав подпадает под общий конституционный режим — осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ).
Обогащает содержание права на предпринимательство содержащееся в ст. 30 Конституции право каждого на объединение.
Это право применительно к лицам, намеревающимся осуществлять предпринимательскую деятельность, означает свободу создания различных организационно-правовых форм (акционерные общества, товарищества, кооперативы и т. д.). Регистрация объединения означает не получение разрешения от государства, а юридический факт, с которым связывается возникновение правоспособности юридического лица.
Конституция РФ закрепляет очень высокое положение международных договоров Российской Федерации в иерархии нормативных актов. Согласно ст. 15 положения международного договора даже выше положений конституционных законов, поскольку если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Общепризнанные принципы и нормы международного права также занимают очень важное место в правовой системе Российской Федерации. В соответствии со ст.17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Таким образом, содержание конституционного права на предпринимательство обогащается и дополнительно гарантируется через подключение к внутреннему конституционному праву положений международного права.
При этом иностранные предприниматели пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Конституционные положения в силу их повышенной стабильности и жесткости не подходят для регулирования рыночных отношений. Их роль состоит в другом — гарантировать устойчивость и предсказуемость законодательства о предпринимательстве, основывающегося на ст. 34 Конституции РФ.
Самое важное изменение концептуального подхода к предпринимательству — это помещение ст. 34 в главе 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина.
Трактовка предпринимательства через призму прав человека позволяет утверждать, что отношения государства и предпринимателей являются отношениями равных партнеров и у них имеются взаимные права и обязанности.
Если раньше в сфере экономики существовала монополия государства, то теперь предпринимательство рассматривается в Конституции как сфера, в которой приоритетом обладает частный интерес. Поскольку предпринимательство — это сфера частного интереса и инициативы, Конституция РФ не допускает монополии государства на внешнюю торговлю.
Имущественная независимость граждан закреплена в ст. 35 и 36 Конституции РФ. Она, как важнейшее условие создания рыночной Среды, означает также равенство, свободу договора, возмещение ущерба участников торгового оборота.
Новый для российского законодательства концептуальный подход к предпринимательству как, прежде всего сфере господства частных интересов, трактовка прав предпринимателей как разновидности прав граждан означают, что конституционный статус предпринимателей, независимо от того, государственное это предпринимательство или частное, а также на территории какой области или республики осуществляется предпринимательская деятельность, должен быть единым.
Единству статуса предпринимателей служат нормы ст. 71 Конституции, относящие к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, гражданское законодательство, процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности. Единство статуса предпринимателей вытекает и из ст.19 Конституции, закрепляющей важнейший принцип равенства всех перед законом и судом.
Правила деятельности для государственного предпринимательства не могут отныне основываться на льготах и привилегиях.
Все нормы текущего законодательства о государственном предпринимательстве должны создаваться применительно к правилам о частном предпринимательстве, исходя из того, что это основная форма деятельности. Поэтому указы Президента РФ, предусматривающие реформу государственных предприятий, отмену нетарифного регулирования экспорта, были направлены главным образом на то, чтобы конституционные положения о предпринимательстве претворялись в жизнь.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ конституционное право на предпринимательство является непосредственно действующим. Прежде всего, непосредственное действие этого права проявляется в том, что оно определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.
Содержание права на предпринимательскую деятельность может быть выявлено только при системном анализе всех конституционных положений.
Конституция как свод важнейших юридических норм, регулирующих отношения между государством и личностью, не может не регламентировать отношения в сфере экономики. Конституционные гарантии предпринимательства настолько многочисленны, что в научном обиходе появилось условное понятие «экономическая конституция», обозначающее проникнутую внутренним единством совокупность конституционных норм, устанавливающих основные гарантии предпринимательства.
Содержащиеся в ст.8 Конституции РФ положения о единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, о поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, о равенстве разных форм собственности позволяют уяснить сущность конституционного права на предпринимательскую деятельность.
Конституционные гарантии предпринимательства содержатся во всех главах Конституции, хотя нередко они формулируются в нормах, определяющих полномочия органов власти.
Важной составной частью права на предпринимательство является право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).
Изъятие имущества предпринимателей только по решению суда — важнейшая конституционная гарантия их имущественной независимости от государства.
Содержащееся в п.3 ст. 35 Конституции положение о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей.
Праву предпринимателей на коммерческую тайну как элемент их конституционно-правового статуса коррелирует право каждого свободно получать информацию (ст. 29 Конституции РФ). Каждый член общества вправе претендовать на получение объективной информации о деятельности предпринимательских структур, с тем чтобы они с помощью недобросовестной рекламы не злоупотребляли своими правами.
Осуществление предпринимательских прав подпадает под общий конституционный режим — осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции).
Обогащает содержание права на предпринимательство содержащееся в ст.30 Конституции право каждого на объединение.
Это право применительно к лицам, намеревающимся осуществлять предпринимательскую деятельность, означает свободу создания различных организационно-правовых форм (акционерные общества, товарищества, кооперативы и т. д.). Регистрация объединения означает не получение разрешения от государства, а юридический факт, с которым связывается возникновение правоспособности юридического лица.
Конституция РФ закрепляет очень высокое положение международных договоров Российской Федерации в иерархии нормативных актов. Согласно ст. 15 положения международного договора даже выше положений конституционных законов, поскольку если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Общепризнанные принципы и нормы международного права также занимают очень важное место в правовой системе Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Таким образом, содержание конституционного права на предпринимательство обогащается и дополнительно гарантируется через подключение к внутреннему конституционному праву положений международного права.
При этом иностранные предприниматели пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Заключение
Согласно Гражданскому кодексу существует общее правило, в соответствии с которым, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. После регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин не утрачивает всех тех прав и обязанностей, которые присущи физическому лицу, а именно он может наследовать и завещать свое имущество, работать в государственных и частных организациях, заниматься любой законной деятельностью, если только эту должность или работу разрешено совмещать с предпринимательством. Предприниматель может иметь права как имущественные, так и неимущественные: права автора научного, литературного или художественного произведения, изобретения, открытия либо иного охраняемого законом результата творческой деятельности. Ему принадлежат права на защиту, неприкосновенности личной жизни, другие имущественные и личные неимущественные права, которыми наделены физические лица. В частности, гражданин-предприниматель способен приобретать права и обязанности, связанные с брачно-семейными отношениями. Семейное законодательство распространяется на граждан, являющихся предпринимателями, так же как и на других граждан. В установленном законом порядке индивидуальный предприниматель, как обычный гражданин, может быть по решению суда ограничен в правоспособности (например, когда суд запрещает ему заниматься определенной деятельностью), дееспособности, признан недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим со всеми вытекающими из этого последствиями. Все сделки индивидуального предпринимателя, в основе которых лежит его отказ либо ограничение своей правоспособности или дееспособности, ничтожны. Так, данная кому-либо гражданином-предпринимателем расписка не заниматься каким-то видом деятельности (за исключением случаев, когда это прямо установлено законом, например, запрет самостоятельно осуществлять деятельность, аналогичную деятельности полного товарищества, участником которого является предприниматель) либо завещать кому-нибудь (жене, детям, партнеру по бизнесу и другим лицам) свое имущество будет являться недействительной. Вместе с тем ведение предпринимательской деятельности в качестве предпринимателя без образования юридического лица значительно проще в смысле финансового и налогового учета — ее можно вести и без специального бухгалтерского образования, не имея определенных навыков в этом вопросе. Индивидуальный предприниматель вправе иметь свою печать, свой товарный знак, расчетный счет в банке, заключать сделки и подписывать договоры, получать банковский кредит Занятие предпринимательской деятельностью засчитывается в общий трудовой стаж, что в последствии дает право гражданину на получение пенсии установленным порядком. Одним из преимуществ предпринимательской деятельности без образования юридического лица является то, что ставки налогообложения доходов, полученных с этого вида предпринимательства, в ряде случаев значительно ниже, чем у юридических лиц.
Для индивидуальных предпринимателей установлен упрощенный режим налогообложения. Они приобретают годовой патент на определенные виды деятельности, стоимость которого перечисляется в соответствующий бюджет. Кроме того, индивидуальные предприниматели освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость, налога с прибыли, налога с имущества и др. Перед юридическими лицами индивидуальные предприниматели имеют и другие преимущества, предоставленные им как гражданам отдельными правовыми актами. Например, что очень важно в небольших городах или поселках, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность в пределах собственного жилого дома (при использовании части этого дома под производственные мастерские) и не применяющие наемный труд, рассчитываются за электроэнергию, в том числе на производственные нужды, по тарифам, установленным для населения.
Список литературы
Конституция РФ от 12 декабря 1993г.
Гражданский кодекс РФ. Ч.1. От 30 ноября 1994 г.
Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. От 8 июля 1994 г.
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятия» от 8 января 1998г.
Архипов Д. Возложение на предпринимателя неблагоприятных последствия случая в обязательствах из договора.// Хозяйство и право, № 2002
Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя.//Хозяйство и право,2002
Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. // Хозяйство и право, 2002, №6
Закупень Т.В. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Норма-Инфра-М,2001
Замалдинов Ш. Новое в правовом статусе индивидуального предпринимателя. Дайджест строй — инфо. 2000,№2
Ионова Ж. Государственная регистрация предпринимателей. Юрист,1996.№11
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой. Под ред. О. Н. Садикова, — М.: “Контракт”, “ИНФРА*М”, 1997. С. 74.
Коршунова, Эриашвили. Предпринимательское право: учебник. Норма, 2000.
Кузнецова В. Перерегистрация крестьянских хозяйств: проблемы и пути их решения // Хозяйство и право, 2001, № 2
Лиховидов К. Риск как условие дифференциации объема и мер юридической ответственности // Использован текст, содержащийся в СПС «Консультант».
Никитин Е. Правовой статус гражданина-предпринимателя без образования юридического лица // Российская юстиция 2001,№12
Соловьев А.А. Предприниматель без образования юридического лица,2001.
Суханов Е.А. Гражданское право: учебник в 2-х томах. Т.1 2001г.
Зайцев Н.Л., Экономика организации: Учебник. — М., 2000.
Мочерный С.В., Некрасова В.В. Основы организации предпринимательской деятельности уч. для вузов М.: ПРИОР 2004.
Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность Учебник М.: Дашков и К 2005.
М.Г. Лапуста. Предпринимательство. Учебное пособие. 2-е издание. М, Инфра-М, 2004
Г.А. Корнийчук. Предпринимательская деятельность. Юридический ликбез. Ростов-на-Дону, Феникс, 20014
К.И. Александрва. Краткий справочник предпринимателя. 200 вопросов и ответов. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск, Пи тер, 2004
М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина. Предпринимательство. Учебное пособие. М, Риор, 2005
Журнал «Бизнес для всех» №15(307) от 13.07.2000 «Предпринимательство в зеркале статистики»
[1] С. Григоренко. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. Хозяйство и право. 1999. № 5. С. 20.
[2] Замалдинов Ш. Новое в правовом статусе индивидуального предпринимателя. Дайджест строй-инфо.2002.-С.5-6.
[3] Соловьев А.А. Кузнецова Г.А. Предприниматель без образования юридического лица.2001.С.3-5
[4] Григоренко С. Проблемы гражданско- правового статуса индивидуального предпринимателя // Хозяйство и право,2002,С.21-22.
[5] Лиховидов К. Риск как условие дифференциации объема и мер юридической ответственности // СПС «Консультант»
[6] Архипов Д. Возложение на предпринимателя неблагоприятных последствия случая в обязательствах из договора.//Хозяйство и право,2002.-№12.-С.48-50.
Под Конституционными основами предпринимательской деятельности понимаются основополагающие конституционные нормы, которые формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; обеспечивают право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями. Эти конституционные нормы: выражают определенные концепции правового регулирования; закрепляют конституционные принципы; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии.
Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 26.01.2009. N 4. Ст. 445. определяет фундамент права и имеет высшую юридическую силу в иерархии правовых актов в нашей стране, законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Поэтому юридически гарантированные Конституций Российской Федерации основы предпринимательства не могут быть изменены или нарушены ни одним правовым актом, принятым в России на федеральном, региональном, муниципальном или локальном уровне.
Конституция Российской Федерации, как свод важнейших юридических норм, регулирующих отношения между государством и личностью, не может не регламентировать отношения в сфере экономики. Основной закон содержит ряд важных нормативных положений, которые в совокупности составляют конституционные гарантии предпринимательства в современной России. Конституционные гарантии предпринимательской деятельности можно разделить на две группы: относящиеся к основам конституционного строя и относящиеся к правам и свободам человека и гражданина.
Особенность конституционного строя, сформулированная в главе 1 Конституции Российской Федерации, состоит в том, что правовые нормы составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Основам конституционного строя не могут противоречить также действия и решения должностных лиц, государственных и муниципальных органов, граждан и их объединений.
Среди конституционных гарантий предпринимательства, относящимся к Основам конституционного строя, можно выделить следующие:
— гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч.1 ст. 8 Конституции Российской Федерации);
— признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции российской Федерации);
— земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции российской Федерации).
Конституция Российской Федерации исходит из принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции Российской Федерации, обязуется через деятельность органов законодательной и исполнительной власти, судов, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту. См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. и перераб. / отв. Ред. Л.А. Окуньков. М.: БЭК, 2010. С.6Конституционные гарантии предпринимательства, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина, в зависимости от их целевой направленности можно, в свою очередь условно разделить на три группы — основные, вспомогательные, обеспечительные (или защитные) Тихомиров М.Ю. Индивидуальный предприниматель. Правовое положение и виды деятельности. (4-е изд. с изм. и доп. — М.: Тихомиров М.Ю., 2010.С-10.
К первой группе можно отнести следующее:
— каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности
(ч.1 ст.34 Конституции Российской Федерации);
— право частной собственности охраняется законом (ч.2 ст. 35 Конституции Российской Федерации);
— каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2 ст.35 Конституции Российской Федерации);
— никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации);
— законы, устанавливающие новы налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. При этом каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции Российской Федерации);
— право наследования гарантируется (ч.4 ст.35 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. 26.01.2009. N 4. С т. 445.).
Вторую группу образуют права и свободы, способствующие надлежащей и полной реализации конституционных гарантий правовой группы:
— свобода мысли и слова (ч.1 ст.29 Конституции Российской Федерации);
— право свободно передвигаться на территории Российской Федерации, свободно выезжать за ее пределы; право гражданина свободно возвращаться в Российскую Федерацию;- право граждан России обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33 Конституции Российской Федерации). Третья группа:- государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется (ч.1ст.45 Конституции Российской Федерации); — каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенные законом (ч.2 ст.45 Конституции Российской Федерации);
— каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации);
— решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде (ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации);
— каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч.3 ст.46 Конституции Российской Федерации);
— каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции Российской Федерации).
На рассмотренных выше конституционных положениях базируется система нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и правовое положение ее участников (индивидуальных предпринимателей) в Российской Федерации. Из этого следует, что совокупность указанных конституционных гарантий предпринимательской деятельности юридически обеспечивает стабильность основ предпринимательства в стране. По мнению известного экономиста профессора Е. Ясина, являющегося убежденным сторонником идеи государственно-частного партнерства, крайне важно, чтобы взаимоотношения между бизнесом и государством основывались на доверии и не сопровождались какими-либо прецедентами давления. Сегодня же, похоже, бизнес переживает глубокое недоверие к власти. См.: Ясин Е. Вскладчину с государством // Российская газета. 2004. № 3631 К сожалению, сегодня же еще рано говорить о полной трансформации России в государство, основанное на верховенстве закона и обеспечивающее гражданам всеобъемлющие гарантии прав и свобод человека. Не случайно многие авторитетные юристы, осознавая необходимость судебной реформы, в последнее время все чаще призывают к решению более масштабной задачи — осуществлению правовой реформы в России, которая еще никогда не проводилась в отечественной истории.
Так, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин целью правовой реформы считает создание системных предпосылок для того, чтобы Россия, наконец «взяла правовой барьер», т.е. полностью состоялась как правовое и одновременно справедливое государство. В качестве трех главных задач и одновременно направлений правовой реформы он видит: а) правовую трансформацию российского общества; б) трансформацию и стабилизацию системы права; в) реализацию жесткой и устойчивой системы правоприменения, гарантирующей доступ граждан к правосудию и обеспечению своих прав и свобод. При этом правовая реформа включает в себя судебную реформу, вопросы системы и содержания законодательства, юридического образования, правосознания населения и корпоративного самосознания юридического сообщества См: Зорькин В.Д. Тезисы о правовой реформе России. // составитель П.Д. Баренбойм.- М.: изд. Тихомирова М.Ю., 2004. С.-7. На сегодняшний день необходимо обеспечить политические, юридические и экономические условия стабильного развития национального права и экономики, формирования у предпринимателей и других граждан уверенности в завтрашнем дне. Важно, в частности, прекратить порочную практику внесения бесчисленных изменений и дополнений в действующие законодательные акты. Для этого целесообразно больше работать над концепциями будущих законов, тщательно, взвешенно и детально обсуждать и качественно дорабатывать законопроекты с точки зрения их содержания, экономического обеспечения, социальных последствий, предотвращения коллизий, а также юридической техники. Представляется, что законопроект должен выноситься на голосование лишь после всесторонней оценки его качества и исправления спорных положений с учетом мнения не только большинства, но и меньшинства депутатов Государственной Думы.