Какие есть свойства воздуха 3 класс

Какие есть свойства воздуха 3 класс thumbnail

Урок окружающего мира «Невидимое сокровище» 3 класс.

Урок-исследование.

Цели: Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете.

Задачи урока:

а) образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.

б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками; формировать умение постановки проблемных вопросов.

в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

— Посмотрите, что у меня в руках? ( Глобус)

— Какого цвета больше на глобусе?( Голубого)

— Что обозначено голубым цветом? ( Вода)

— Если посмотреть на нашу планету из космоса, то увидим, что на земле больше воды, чем суши. 4 огромных океана омывают нашу сушу.

— Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, есть на свете, еще один океан – самый большой из всех.

— И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.

— Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.

— Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.

— Как вы думаете, о каком океане идет речь?

— Не догадались?

— Есть еще одна подсказка, послушайте стихотворение.

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

— Что же это за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись?

(воздушный океан).

  1. Операционно-исполнительский этап.

— Чем важен воздух всем обитателям Земли?

— А какой он, воздух, из чего состоит?

— Определите тему сегодняшнего урока. (Воздух и его свойства.)

  • Мы сейчас из обыкновенных школьников превращаемся в людей, которые будут исследовать, изучать свойства воздуха.

  • Как называются такие люди? (УЧЕНЫЕ)

  • Где работают ученые (В ЛАБОРАТОРИЯХ.)

— Что значит исследовать?

(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)

Исследовать – идти по следу.

— Что мы будем исследовать? (Воздух)

— С чего мы начнём исследование? (Надо подумать над целями и задачами исследования).

— Цель нашего исследования? (Узнать что же такое воздух, из чего состоит воздух, и чем он важен для всего живого.)

Назовите задачи нашего исследования (Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги):

  • Выяснить важность воздуха;

  • узнать о составе воздухе;

  • расследовать, какими свойствами он обладает.

Ребята, а как можно идти по следу? Чем будем пользоваться? (методами исследования)

Какие методы есть у исследователя?

(На доске картинки с методами исследования и карточки с названиями методов.)

Соотнесите название метода с его изображением. Берём карточку с названием метода, прикрепляем к картинке и называем сам метод.

(дети выходят по одному к доске)

  • Подумать самостоятельно

i.jpg

  • Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники)

img052.jpg

  • Понаблюдать

2.jpg

  • Посмотреть в книгах, энциклопедиях

8.jpg

  • Посмотреть по телевизору (по теме исследования)

6.jpg

  • Получить информацию у компьютера

img051.jpg

  • Провести эксперимент

11.jpg

— Какие из этих методов мы можем сегодня использовать?

Методы исследования, которыми можно воспользоваться на уроке:

  • подумать самостоятельно;

  • посмотреть в учебнике;

  • понаблюдать;

  • провести эксперимент.

Давайте попробуем наметить план работы на урок.

  • Важность воздуха.

  • Состав воздуха.

  • Свойства воздуха.

  • Сделать вывод.

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном.

1. Чем же так важен воздух?

— Выдвиньте свои гипотезы!

– Люди, растения и животные живут в этом воздушном океане. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Без него мы не услышали бы щебет и пение птиц, жужжание насекомых, сигналы машин и трамваев, школьный звонок, потому что воздух передает звуки. С помощью воздуха мы говорим и поем. Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.

— Может ли жить человек без воздуха?

— Закройте ладошками рот и нос.

— Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто, сколько может без воздуха.

— Какое было желание? ( Открыть нос).

— Сделайте вывод!

Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была, лишь безжизненным небесным телом.

  1. Из чего же состоит воздух?

Чтение текста на стр. 71.

— Каков состав воздуха? Азот, кислород, углекислый газ.

Воздух – это не просто газ, это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. В воздухе больше всего содержится азота -78 %, кислорода поменьше -21%, а углекислого газа – совсем мало 1%.

Посмотрите на диаграмму и попробуйте восстановить ее у себя на карточках, записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркните название газа, который живые существа поглощают при дыхании. (Диаграммы повесить на доске, проверить).

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания.

— Может ли исчезнуть кислород из воздуха? ( Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром, леса называют «легкими» нашей планеты)

  1. Какими же свойствами обладает воздух?

Давайте, исследуем свойства воздуха, проделав опыты. В этот момент, вы становитесь учеными, которым нужно открыть пока неизвестные вам свойства воздуха.

Группа 1:

Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.

– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?

– Нет.

– Через стену мы видим соседний класс?

– Нет.

– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?

– Да.

— В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?

— Нет.

– О каком свойстве воздуха это говорит?

Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

– Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?

– Зелёные.

– Какого цвета школьная доска?

– Коричневая.

– А какого цвета воздух?

– Он бесцветен.

– Сформулируйте еще одно свойство воздуха.

Вывод: Воздух бесцветен.

Группа 2:

— А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?

— Ничего.

— Пахнет чем-нибудь воздух?

— Нет.

Закройте глаза. ( Брызнуть духи)

А сейчас?

( Запах духов).

Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?

– Чистый воздух не пахнет.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

— Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.

— Какое свойство воздуха мы откроем?

Вывод: Воздух не имеет вкуса.

Группа 3:

— Посмотрите на оконные рамы. Это великое изобретение. Оно пропускает в помещение свет, но не пропускает в помещение тепло и холод. Почему? В окнах двойные рамы. Как вы думаете, что находится между ними? Какое свойство воздуха проявляется?

— На этом свойстве воздуха основано создание человеком теплых вещей. Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Воздушная прослойка не дает телу потерять тепло. Поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела.

Вывод: воздух плохо проводит тепло.

Из учебника вы узнали, что движение воздуха в природе называют ветром. Для того чтобы это проверить возьмите веер и помашите им около лица. Вы ощутили, что дует ветерок. Помашите ладонью около лица, подуйте на ладонь и почувствуйте ветерок.

— у вас на столе стоит стакан. Что находится в стакане?

— Опустите в воду перевернутый стакан. Почему вода не попадает в стакан?

— Правильно ли выражение «Стакан пустой?»

Делаем вывод: Воздух везде.

А теперь давайте немного отдохнем. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперёд.

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.

Упр. « Цветочная поляна».

А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Наклонитесь к цветку, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите (АХ!)

А сейчас внимание на экран. Давайте посмотрим следующий опыт.

Опыт 4:

На экране вы видите сосуд, который закрыт пробкой с трубкой, трубка опущена в стакан с водой. В сосуде и в трубке находится воздух. Мы нагреваем сосуд с воздухом и что же происходит? Из трубки выходят пузырьки воздуха. А почему? Воздух при нагревании расширяется и выходит из сосуда.

Вывод: Воздух при нагревании расширяется.

Теперь охладим сосуд. Что наблюдаем. По трубке вверх поднимается вода. Почему?

А происходит это потому, что воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: Воздух при охлаждении сжимается.

— Мы уже знаем, что частицы газообразных веществ постоянно движутся и часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее и отталкиваются из-за этого на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется. При охлаждении все происходит наоборот.

Я думаю, ребята, вы согласитесь со мной, что воздух нужно беречь и охранять, ведь заводы, фабрики, транспорт загрязняют его.

Поэтому, наш урок я хотела бы закончить следующим четверостишьем:

Давайте с вами беречь планету

Другой такой на свете нету,

Развеем над ней пожар и дым

В обиду ее не дадим.

  1. Оценочно-рефлексивный этап.

Тест.

Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много нового и интересного о воздухе. Все вы работали активно, хорошо отвечали на вопросы, но мне хотелось бы особо отметить работу следующих учащихся…..

  1. Домашнее задание.

Чтение материала в учебнике, ответы на вопросы.

Нарисовать мини плакат об охране воздуха.

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему «Воздух, его свойства. Значение и охрана воздуха. » (3 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Воздух, его свойства. Значение и охрана воздуха. Урок окружающего мира 3 клас

Описание слайда:

Воздух, его свойства. Значение и охрана воздуха. Урок окружающего мира 3 класс УМК « Планета знаний» учитель Тарасова Н.В., МБОУ «Школа №130» г. Нижний Новгород

2 слайд

Он прозрачный невидимка, Легкий и прозрачный газ. Невесомою косынкой Он окуты

Описание слайда:

Он прозрачный невидимка, Легкий и прозрачный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Воздух. Что можно узнать из стихотворения о воздухе?

3 слайд

- Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом-воздухом. Воздух

Описание слайда:

— Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом-воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, и в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер – это движение воздуха.

4 слайд

Атмосфера - это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на

Описание слайда:

Атмосфера — это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы все живое. — Слой воздуха, окружающий нашу планету, называется атмосферой.

5 слайд

Какие есть свойства воздуха 3 класс

6 слайд

Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства английский священник Джоз

Описание слайда:

Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства английский священник Джозеф Пристли и французский химик Антуан Лавуазье.

7 слайд

Что такое воздух? Воздух – это смесь газов.

Описание слайда:

Что такое воздух? Воздух – это смесь газов.

8 слайд

Примеси

9 слайд

Кислород А история простая Джозеф Пристли как-то раз Окись ртути нагревая Обн

Описание слайда:

Кислород А история простая Джозеф Пристли как-то раз Окись ртути нагревая Обнаружил странный газ Газ без цвета, без названья Ярче в нем горит свеча Новый газ из колбы вышел Никому он не знаком Этим газом дышат мыши Под стеклянным колпаком Человек им тоже дышит?

10 слайд

Кислород С целью проверки своего предположения он посадил под стеклянный колп

Описание слайда:

Кислород С целью проверки своего предположения он посадил под стеклянный колпак мышь – довольно быстро животное погибло, тогда он под такой же колпак посадил другую мышь, но уже вместе с веткой мяты – мышь прекрасно смогла жить в сосуде.

11 слайд

Какие есть свойства воздуха 3 класс

12 слайд

Кислород Великий французский химик Антуан Лавуазье нашел газ, поддерживающий

Описание слайда:

Кислород Великий французский химик Антуан Лавуазье нашел газ, поддерживающий дыхание и горение в воздухе. Он дал ему латинское название Oxygenium, то есть «порождаемый кислотами». В свободном виде это газ без запаха, цвета и вкуса. В воздухе содержится 21% кислорода. Газ кислород поддерживает горение.

13 слайд

консервант и обозначается на упаковке под кодом Е290 для огнетушителей для пр

Описание слайда:

консервант и обозначается на упаковке под кодом Е290 для огнетушителей для производства газированной воды и лимонада. растения поглощают углекислый газ в процессе фотосинтеза, а без освещения они тоже его выделяют. не токсичен, но не поддерживает дыхание

14 слайд

Свойства воздуха Опыт 1 Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий вете

Описание слайда:

Свойства воздуха Опыт 1 Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

15 слайд

Свойства воздуха Опыт 2 Можно ли воздух увидеть? Что произойдет, если опустит

Описание слайда:

Свойства воздуха Опыт 2 Можно ли воздух увидеть? Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? Появляются пузырьки.

16 слайд

Свойства воздуха Опыт 3 - Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и опу

Описание слайда:

Свойства воздуха Опыт 3 — Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и опустим её в воду. Мы увидим, что из горлышка выходят пузырьки. — Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

17 слайд

Не имеет цвета. Прозрачный. Не имеет запаха. Не имеет вкуса. Сжимаем и упруг.

Описание слайда:

Не имеет цвета. Прозрачный. Не имеет запаха. Не имеет вкуса. Сжимаем и упруг. Расширяется при нагревании. Сжимается при охлаждении. Тёплый воздух легче холодного. Сохраняет тепло. Легче воды.

18 слайд

Какие есть свойства воздуха 3 класс

19 слайд

Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? Человеку и другим жи

Описание слайда:

Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они опасны для всего живого, поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах.

20 слайд

Загрязнение воздуха

Описание слайда:

Загрязнение воздуха

21 слайд

Человек без воздуха может прожить самое большее 6 минут. Чтобы воздух был чис

Описание слайда:

Человек без воздуха может прожить самое большее 6 минут. Чтобы воздух был чистым в воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. 600 литров кислорода необходимо для дыхания на один день. А вот растениям наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют «Зелеными легкими планеты».

22 слайд

Чтобы очистить воздух, надо … сажать деревья, кустарники: липы, тополя, сирен

Описание слайда:

Чтобы очистить воздух, надо … сажать деревья, кустарники: липы, тополя, сирень. Смолистый запах ели и сосны, аромат березы, дуба, лиственницы очень полезен для чело- века. На предприятиях устанавливать очистные сооружения, которые улавливают пыль и сажу, ядовитые газы. Разрабатывать новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух.

23 слайд

 Какой мяч весит больше - сдутый или накачанный?

Описание слайда:

Какой мяч весит больше — сдутый или накачанный?

24 слайд

 Что такое воздух? Какие его свойства? Как заботиться о его чистоте?

Описание слайда:

Что такое воздух? Какие его свойства? Как заботиться о его чистоте?

25 слайд

- У меня всё получилось, я собой доволен. -У меня были трудности, но я с ним

Описание слайда:

— У меня всё получилось, я собой доволен. -У меня были трудности, но я с ними справился. — У меня ничего не получилось.

Выберите книгу со скидкой:

Какие есть свойства воздуха 3 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Какие есть свойства воздуха 3 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Какие есть свойства воздуха 3 класс

Курс повышения квалификации

Какие есть свойства воздуха 3 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-355290

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Конспект урока

Педагог: Косатова Яна Нафталиковна

Предмет: окружающий мир, 3 класс. УМК «Гармония»

Тема урока: Свойства воздуха

Цель урока: выяснить свойства воздуха опытным путем.

Задачи:

  •  учить быть наблюдательными.

  • развивать познавательный интерес.

  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные: Формирование положительного отношения и интереса к изучению темы;

Предметные: Расширение у обучающихся представлений о воздухе как смеси газообразных веществ, изучение его основных свойств.

Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами для систематизации информации; развивать умение пользоваться учебной литературой, выделять главное в тексте в соответствии с заданием научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.

Регулятивные — определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные — выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные — оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

— оборудование для проведения опытов для каждой группы

За время урока учениками будут проведены опыты, которые помогут ребятам сформировать свои знания о свойствах воздуха

Методы: проблемный, опытно – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

1. Организационный момент

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Настраиваются на урок, занимают места, рассаживаясь по группам

Отвечают на вопрос.

— Представьте, что мы находимся не в классе, а в научной лаборатории. И вы – ученые- исследователи. Вы – коллеги.

— Как относятся друг к другу при совместной работе?

— Просьба – не трогать раньше времени лабораторное оборудование, при работе чётко следовать инструкциям.

2. Актуализация имеющихся знаний

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отгадывают загадку, комментируют её.

— Воздух – это смесь газов

Составляют ассоциативную карту «Воздух»

— Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас. Что это?

Какая неточность есть в загадке?

— составим ассоциативную карту «Воздух»

Учитель направляет при необходимости (воздушная оболочка Земли…, движение воздушных масс…)

Проверить усвоение материала предыдущего урока.

Лаборатории отвечают по очереди

  1. Создание проблемной ситуации, формирование учебной проблемы

Определение темы урока.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

(Работа в группах: на партах лежит задание – высказывания истинные и ложные. Дети выбирают соответствующую букву.)

Получают слово СВОЙСТВА

— Формулируют тему урока «Свойства воздуха»

-Тема сегодняшнего урока зашифрована. Чтобы узнать её, нужно определить истинность высказываний, выбрать соответствующую букву. Из букв собрать слово.

— Приступаем к работе.

— Это слово – подсказка к теме урока. Сформулируем тему.

— Итак, тема урока «Свойства воздуха»

Слайд 1

Стимулировать активность детей занимательным заданием.

Подведение к формулировке темы.

4. Составление плана решения учебной проблемы.

— Изучить свойства воздуха

— Состоит из азота, кислорода, углекислого газа, небольшого количества других газов

— будем проводить опыты

— Какая задача стоит перед нами?

— Чтобы чётко понимать, о каком веществе идет речь, напомните, из чего состоит воздух?

Слайд 2

— Раз мы – ученые в лаборатории, каким образом будем знакомится со свойствами воздуха?

Слайд 3

— результаты опытной деятельности будем фиксировать на такой карте.

Планирование дальнейшей деятельности.

5. Опытно-поисковая деятельность

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

— набирают воздух в мешочек, завязывают.

Вывод: воздух – повсюду.

— Делают выводы, фиксируют на схеме (прозрачный, без запаха, без вкуса)

Занимает всё свободное пространство

Воздух лёгкий. Он легче воды.

— как с помощью обычного мешочка доказать существование воздуха? Какая из лабораторий найдет решение?

Слайд 4.

— Посмотрите на доску, друг на друга через тетрадь. Почему ничего не видно?

— Убираем преграду. Что теперь между вами и доской? Почему воздух не мешает увидеть предметы?

— Втяните носом воздух. Наберите его в рот. Чем он пахнет? Какого вкуса?

Слайд 5.

Такой опыт наверняка вы проделывали когда-то. Вместо бутылки я использую шприц. На вид он пуст. Опускаю в воду, нажимаю поршень. Наблюдаем. Пузыри выходят, пока есть свободное пространство. Попробуйте и вы в своей лаборатории. О чем говорит этот опыт?

Почему пузыри стремятся вверх?

Демонстрирует пустой полиэтиленовый мешочек.

Все фиксируем на схеме.

6. Физминутка (Демонстрирует воздушный шарик, хорошо надутый воздухом.

— Сейчас мы отправим наш шарик на улицу, за окно.)

Давайте, и мы поднимемся! Про ветер, т.е. про движение воздуха!

Наверное, ветер ночует в лесу,
И спит он в лесу на весу…
Волнуются клёны,
Качаются ели,
Похожа у ветра постель на качели.
Поэтому он и не сразу уснёт:
То лист, то хвоинка с ветвей упадёт.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

— он охладился. Воздух сжался

(сжимается при охлаждении)

— Воздух в шарике нагрелся и он стал как прежде.

(расширяется при нагревании)

— Даже в твердых телах есть воздух.

Фиксирют: воздух упругий

Слайд 6

Шарик наш «погулял». Что же с ним стало? Что так на него повлияло?

Что будет, если он отогреется в классе?

Слайд 7

— в каком состоянии находится вещество, из которого сделаны эти комочки?

— бросьте кусочки керамзита в воду. Какой вывод делаете?

Слайд 8

Демонстрирует опыт, доказывающий упругость воздуха. (с помощью шприца)

Слайд 9

Заносят в схему: плохо проводит тепло

Демонстрирует опыт, доказывающий плохую теплопроводность.

— Это свойство воздуха мы используем постоянно. (в оконных рамах, теплицах, одежде из шерсти и синтепона)

7.Первичное закрепление знаний

Озвучивают составленные таблицы, называя по очереди свойства воздуха.

— Уважаемые исследователи! Давайте проверим итоги работы каждой лаборатории! Ваша задача – внимательно слушать коллег, избегать повторов. По очереди назовем по одному из свойств воздуха.

Слайд 10

Читают учебник, находят информацию о том, что воздух поддерживает горение.

Дописывают в схему.

— В опытной деятельности вы сильны! А как наши ученые умеют работать с текстовыми источниками? Изучите материал на с.91 учебника, найдите, о чем мы не говорили сейчас.

8. Подведение итога

Обсуждают, кто заслуживает оценки за урок.

Записывают домашнее задание

— Как руководитель лабораторного корпуса я отмечаю продуктивную работу каждой группы. Выберите в каждой группе 2-3 сотрудников, заслуживающих поощрения в виде оценки за урок.

— Каждый из вас продолжит исследовательскую деятельность дома.

— Зафиксируйте в дневниках ваш