Какие есть свойства у воды 3 класс
Вода – это основа жизни на Земле, без живительной влаги ни одно живое существо в природе не способно долго прожить. Свойства воды очень разнообразны, благодаря чему она смогла найти самое широкое применение на нашей планете. Давайте познакомимся с самыми важными качествами воды.
Состояния воды
Все привыкли, что вода – это прозрачная жидкость, без цвета и вкуса. Однако она может находиться в трех состояниях:
- жидком;
- твердом (лед);
- газообразном (водяные пары).
Состояние воды напрямую зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода – жидкая, при сильном холоде (меньше 0С) вода замерзает и превращается в лед, а при закипании (больше 100С) она начинает испаряться в воздух.
Рис. 1. Лед.
Способность воды менять свое состояние под воздействием температуры объясняет такой важный процесс как круговорот воды в природе.
Одно из важных свойств воды в жидком состоянии – способность растворять в себе многие вещества. В воде с легкостью растворяются различные кристаллы (соль, сахар), щелочь (мыло). А вот, скажем, с маслом или камнями ей никак не справиться.
Прозрачность воды
Степень прозрачности может быть самой разной. К примеру, в чистой горной речке можно увидеть дно с песком и камнями, в аквариуме можно наблюдать за разноцветными рыбками. И даже если заварить чай, то вода все равно сохранит свою прозрачность, и в чашке можно будет увидеть дно.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Рис. 2. Прозрачность воды.
Но если в воде находится слишком много посторонних примесей, она становится мутной. Расколотив песок на дне речке или добавив в чай варенье или молоко, от былой прозрачности ничего не останется.
Это значит, что прозрачность воды напрямую зависит от ее чистоты.
Цвет и запах воды
Каков цвет чистой воды? Этот простой вопрос может многих поставить в тупик. Но на самом деле у воды совершенно нет никакого цвета – она бесцветна.
Но как же быть с морями и океанами, реками и озерами, ведь вода в них отливает всеми оттенками синего, голубого и зеленого. На самом деле чистая прозрачная вода просто отражает те цвета, которые ее окружают. Если зачерпнуть пригоршню лазурной морской воды, она окажется бесцветной.
Вода абсолютно нейтральна и в плане ароматов: чистая вода ничем не пахнет.
Вода и электричество
Каждый ребенок должен знать, что там, где есть вода, не место электрическим приборам! Вода очень хорошо проводит ток, и при ее попадании в розетку или на включенный электроприбор может произойти несчастный случай – сильный удар током. В некоторых случаях это может даже привести к смерти.
Именно поэтому нужно быть очень осторожным, и следить за тем, чтобы электроприборы находились как можно дальше от воды.
Текучесть воды
В жидком состоянии вода способна течь. Течет она в реках и ручьях, из-под крана или перевернутой вниз бутылки.
Способность воды принимать форму посуды, в которой она находится, называется текучестью. Независимо от того, куда она налита, будь то чашка, замысловатая узкая ваза или канистра, вода всегда идеально повторит контуры емкости.
Рис. 3. Вода в сосуде.
При замерзании вода увеличивается в объеме. Об этом нужно помнить, прежде чем решить положить в морозильник бутылку с водой. Постепенно превращаясь в лед, вода способна разорвать сосуд: пластиковая бутылка лопнет, а стеклянная – разлетится на множество осколков.
Таблица “Свойства воды”
Свойства | Жидкая | Твердая | Газообразная |
Цвет | Бесцветная | Лед не имеет цвета, снег белый | Бесцветная |
Прозрачность | Прозрачная | Лед прозрачный, снег не прозрачный | Прозрачная |
Запах | Не имеет | Не имеет | Не имеет |
Вкус | Не имеет | Не имеет | Не имеет |
Форма | Растекается | Лед имеет форму, снег – нет | Не имеет формы |
Тем-ра кипения | +100С | – | – |
Тем-ра замерзания | 0С | Тает при 0С | При охлаждении – вода |
Что мы узнали?
При изучении темы «Свойства воды» по программе 3 класса окружающего мира мы выяснили, какими основными свойствами обладает вода. Тщательное их изучение необходимо для улучшения и развития хозяйственной деятельности человека.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 559.
МОБУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока окружающего мира
на тему:
«Вода. Свойства воды»
в 3б классе
УМК «Школа России»
Окружающий мир: учебник для 3 класса (1 часть) / А.А. Плешаков
Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир».
3 класс (1 часть) / А.А. Плешаков
Подготовила и провела: учитель
начальных классов I категории
Архипова Татьяна Васильевна
п. Знаменский 2018 г.
Тема: Вода. Свойства воды.
Цель: создать условия для формирования умения определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека.Задачи:
Предметные:
— узнать о значении воды для всего живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды.
— определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект — воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
— осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
Коммуникативные УУД:
— аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства;
— вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах;
Личностные УУД:
— формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности;
— формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД:
— организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Форма урока: урок-исследование
Место и роль урока в изучаемой теме: четвёртый урок по теме «Эта удивительная природа», девятый в курсе «Окружающий мир» 3-его класса.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.
Базовая технология:
Технология личностно-деятельностного обучения
Иформационно-коммуникационные технологии
Технология исследовательской деятельности
Здоровьесберегающая технология
Ресурсы: — основные:
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» с.51-54, М. «Просвещение», 2013г (1 часть)
Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир»с.20-23, М. «Просвещение», 2012г.
Ноутбук, проектор, экран, презентация « Вода. Свойства воды», аудиозапись «Шум ручейка», оборудование для опытов, рабочая тетрадь, карточки со словами, карточка-таблица, глобус,карта.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, музыка, изо, математика.
Литература:
Н.Ю.Васильева «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс», М. «Вако», 2016г.
Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»», М. «Вако», 2006г.
Уроки окружающего мира 1-3 класс с применением информационных технологий. М. «Планета», 2010г.
Ход урока
1.Организационный момент (Приветствие)
Начинаем урок окружающего мира.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
2. Проверка домашнего задания слайд 1
Тест «Воздух и его охрана»
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Звучит фонограмма шума воды в течение нескольких секунд.
Учитель. Что услышали? Что представили? Какие чувства вызывает шум воды?
-Радостные, весёлые. Я хочу , чтобы у вас настроение было таким же.
Хорошего настроения вам на весь день! Отправляемся вслед за ручейком в страну знаний, открытий, чудес.
3. Актуализация знаний. слайд 2
Каждый из нас мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, часто не замечая того, что чудеса постоянно окружают нас.
-Сегодня мы будем говорить об одном из наиболее замечательных и таинственных чудес. Хотите узнать об этом чуде?
Отгадайте ребус и вы узнаете ключевое слово в теме нашего урока.
-Да, слово вода будет главным в теме нашего урока.
-Ребята, на нашей доске вы видите капельки воды.
Соберите рассыпавшееся слово и добавьте к нему ключевое слово.
4.Самоопределение к деятельности.
-Сформулируйте тему нашего урока
Определение задач урока.
— Что нам сегодня предстоит выяснить на уроке?
Мы будем выяснять, что обозначает слово «вода», и какими свойствами она обладает.
— Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать в роли исследователей, а чем занимаются исследователи?
Ответы детей:
— Ищут ответы на вопросы.
— Наблюдают.
— Проводят опыты (исследуют).
— Проверяют свои догадки.
— Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.
— А изучать свойства вы будете в своих научных лабораториях.
5.Работа по теме урока. слайд 3
1. Беседа
Что такое вода?
Вода — жидкость. Вода тело или вещество? Кто знает, какая наука изучает вещества? Химическая формула воды Н2О. Молекула воды состоит из 2 атомов водорода и 1атома кислорода. слайд 4
Глобус.
— В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.
Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус. То он покажется одноцветным – голубым. Почему?
Ответы детей:
– Потому, что этой краски на нем больше, чем зелёной, коричневой, белой.
— Голубым цветом изображены океаны, моря, озера нашей планеты. слайд 5
— Вода занимает 3/4 площади нашей планеты.71% поверхности всей Земли. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»? слайд6
Океаны, моря, бесчисленные озёра и реки, речки .Не слишком ли много на свете воды ? Нет как раз столько ,сколько нужно, чтобы наша планета Земля не замёрзла. Ведь Мировой океан- это что-то вроде гигантского котла отопления Земли. Солнце всё лето греет землю, а зимой эта вода постепенно отдаёт своё тепло земле. Чем не отопление? Без него на земле наступят такие жёсткие морозы, что погибнет всё живое: и звери, и птицы, и леса ,и поля. Есть у Мирового океана и другая забота.
Учитель.
Какую роль играет вода на Земле? слайды 7-11
Дети. Вода кормит и поит все живые существа. Вода является домом для водных животных и растений. Человек использует воду для приготовления пищи, уборки помещения, для гигиены тела. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. Без воды невозможно сделать бумагу, ткани, резину, пластмассу, лекарства и многое другое. А ещё вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, морям и океанам день и ночь плывут суда — везут тяжёлые грузы и пассажиров. Вот она какая вода!
Докажите, что вода самая главная жидкость на Земле.
Прочитайте текст в учебнике на стр.51. слайд 12
Кроме Мирового океана где есть ещё вода? (Вода входит в состав любого живого организма).
Как узнать, сколько воды в организме человека? (нужно массу тела разделить на 3 и умножить на 2)
Вычислите, сколько воды в вашем организме. слайд 13-14
2.Практическая работа.
Свойства воды.
Учитель. Как вы думаете, почему воду считают удивительным веществом на Земле?
— В одной из русских народных сказок, героине дают задание «принести воды в решете».
— А вы знаете, что такое решето?
Ответы детей:
— Это предмет домашней утвари.
— Решето – это сито.
— Для того, чтобы дать точное определение этого слова, мы обратимся с вами к толковому словарю Ожегова.
Читает ученик:
Решето – это предмет хозяйственного обихода, употребляемый для просеивания чего-либо (например, муки). Широкий обруч с натянутой на него сеткой.
— Как вы думаете, она справилась или нет? Почему?
Ответы детей:
— Я думаю, что она не справилась, потому что невозможно в решете принести воду, она выльется.
— Я не согласен с ответом. Считаю, что воду принести в решете возможно, если это будет лед. Положишь его в сито и без каких-либо проблем принесёшь. Он никуда не исчезнет.
— Конечно, я соглашусь со вторым вариантом ответа. Это возможно сделать, если вода будет льдом. — О каких состояниях воды мы сейчас с вами говорили?
Послушайте стихотворение Н. Рыжова. В нем рассказывается о превращениях воды.
Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у нас кипит, паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить – без нее нам не прожить!
— О каких состояниях воды говорится в стихотворении? слайд 15
Ответы детей: вода может находится в жидком, твердом и газообразном состоянии.
Учитель. Итак, мы всё сказали про воду. Кажется, мы всё знаем о ней или не всё?
Как вы думаете, есть ли у воды особые свойства, о которых мы ещё не знаем?
Дети. Думаем, что есть.
Учитель. Хотели бы про них узнать?
Дети.Мы будем изучать свойства воды.
Учитель. С какой целью мы будем это делать?
Дети. Чтобы узнать больше о воде, может нам это пригодится в жизни.
3.Исследование в малых группах.
— Итак, я приглашаю вас в научные лаборатории. В начале урока мы с вами обсудили, чем занимаются исследователи (ученые).
— В нашей лаборатории работают 5 научных групп. (Каждая группа находится на своем рабочем месте.
Выберите в своих группах:
— старшего научного сотрудника (проводит опыты)
— помощника (читает задание)
Все остальные – эксперты (наблюдают, делают записи)
А я буду руководителем ваших лабораторий.
— Прежде, чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности.
— Какие правила работы в лаборатории вы можете предложить?
Ответы детей:
— Быть осторожными с веществами и приборами.
— Следовать чётко по инструкции.
— Ничего не пробовать на вкус.
— Каждой научной группе я выдаю план-инструкцию. Согласно ей, вы должны провести исследовательскую работу, затем результаты зафиксировать в своих исследовательских листах.
— Есть ли у вас ко мне какие-либо вопросы. Я очень рада, что их не возникло. Это значит, что вы были внимательны во время моего инструктажа и не упустили никаких мелочей! Я хочу пожелать вам удачи в ваших исследованиях!
1 опыт. На столе стакан с водой, стакан с молоком, ложка. Участник группы опускает поочерёдно ложку в стакан с молоком, а затем в стакан с водой. Приходят к выводу, что ложка видна в стакане с водой. Это говорит о свойстве воды – прозрачность.
2 опыт. На столе стакан с водой и полоски цветной бумаги. Дети поочерёдно сравнивают цвет бумаги с цветом воды. Приходят к выводу, что вода бесцветная.
3 опыт. На столе стакан с водой, пузырёк с душистым веществом, например, духи. Дети нюхают воду в стакане, а затем духи. Приходят к выводу, что вода не имеет запаха.
На столе стакан с водой, стакан с чаем или компотом. Дети пробуют на вкус чай, а затем воду. Приходят к выводу, что вода без вкуса.
4 опыт. На столе два стакана с водой, палочка для размешивания, немного соли и немного измельчённого мела. Дети насыпают в один стакан соль, а в другой — мел, размешивают палочкой и приходят к выводу, что соль исчезла в стакане, то есть растворился, а мел осел на дно стакана. Это говорит о свойстве воды – растворитель некоторых веществ. Вода — универсальный растворитель. Растворяет даже металлы, например, серебро. Где в быту, в жизни использует это свойств человек?
5 опыт. На столе стакан с водой, ложка, дощечка. Дети наливают ложку воды на дощечку и приходят к выводу, что вода растекается. Это говорит о свойстве – текучесть.
6 опыт. (учитель) При нагревании вода расширяется, при охлаждении сжимается. слайд16
7 опыт. Наблюдение за загрязнённой водой. На столе стакан пустой, стакан с водой, палочка для размешивания, специальная бумага для фильтра, речной песок. Группа детей по рисункам учебника делают фильтр и пропускают воду через фильтр. Делают вывод, что воду можно отфильтровать.
Можно ли пить эту воду? Какую воду можно пить? Какая вода в океанах, морях?
Кто загрязняет воду? От загрязнения воды страдает всё живое. Загрязнённая вода опасна для здоровья человека. Не пейте воду из речки, пруда, озера. В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии.
Физкультминутка. « Капельки «
4. Презентация исследовательской (лабораторной) работы групп.
— Предоставляю слово лабораториям.
— Расскажите, что вы делали и к каким выводам пришли.
Выступают представители каждой группы со свои отчетом и результат записывают в таблицу рабочей тетради.
Какие свойства имеет вода? Перечислите. слайд17
— Молодцы, ребята, ваша научная лаборатория успешно справилась с заданием и отлично его защитила. Я рада за вас!
6. Закрепление пройденного.
1.-О каких свойствах воды можно сказать, когда
1) …пьем чай или умываемся? (текучесть)
2) … видим аквариум с рыбками? (прозрачность)
3) … апельсиновый сок смешали с водой, вода приобрела желтый цвет? (вода-растворитель)
4) …воду налили в кувшин, а потом перелили в бокал? (не имеет формы, принимает форму сосуда, текучесть)
2.Наш мудрый русский народ давно заметил эти необычные свойства и сложил много пословиц о воде. Какие пословицы вы знаете? Объяснение смысла пословиц.
Хлеб да вода — богатырская еда.
Под лежачий камень – вода не течёт.
Вода — камень точит.
Была бы водица, а зелень народится.
Умный человек, как родник.
Под лежачий камень вода не течет – если ничего не делать, работа сама по себе не сделается.
Вода камень точит – это значит, что даже небольшие воздействия, которые постоянно прилагаются, могут привести к значительным результатам.
Как из родника можно напиться воды, так и от умного человека можно набраться знаний.
— Прекрасные ответы, ребята! Уроки литературного чтения не прошли даром. Мы изучили на «отлично» раздел «Устное народное творчество» и вы это доказали сейчас.
3.Физминутка. Игра «Поймай капельку»
— А сейчас я предлагаю вам поиграть. Как называются устойчивые словосочетания в русском языке?
1. Как две капли воды.
2. Как рыба в воде.
3. Как в воду кануть.
4. В рот воды набрать.
5. Выйти сухим из воды.
6. Как в воду глядеть.
Выслушиваются варианты ответов, анализируются, сравниваются.
1 – очень похожие;
— один в один;
— совершенное сходство.
2 – свободно, хорошо;
— как у себя дома;
— спокойно, расслабленно;
3 – провалиться сквозь землю;
— исчезнуть;
4 – промолчать;
— замолчать самому;
5 – остаться безнаказанным;
— избежать проблем;
6 – предчувствовать;
— предвидеть;
— знать заранее
4.Работа с таблицей слайд18
Какие свойства имеют воздух и вода? Сравни
В заключении хочу напомнить. слайд 19
Человек, запомни навсегда –
Символ жизни на земле ВОДА!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете. Не одни!
7. Рефлексия деятельности. Итог урока. (3 мин) слайд20
Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Что еще нового и полезного для себя вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
Почему вода- самое главная жидкость на свете?
– О каких удивительных свойствах воды вы узнали?
— Где нам могут пригодиться новые знания?
— Что больше всего понравилось на уроке?
— Какое задание показалось трудным?
— Какие, вопросы вы хотели бы еще затронуть и обсудить по этой теме?
— Мы выполнили план урока?
— На следующих уроках мы с вами продолжим работать по теме «Вода», будем говорить о круговороте воды в природе, о бережном отношении к этому объекту и о многом другом.
Самооценка.
— А сейчас давайте оценим свою работу на уроке.
Посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды синие и голубые. Давайте устроим дождик.
Голубая капелька – я хорошо понял тему, было интересно.
Синяя – возникали трудности, не всё было понятно.
-Поднимите капельку, которую считаете нужной. Какой замечательный дождик у нас.
Что я вижу!!! Я вижу тучку «УСПЕХА»! Какие вы молодцы! Сколько голубых капелек воды в нашей тучке!
— Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент и сказали молодец?
Оценки за работу.
— Я думаю, что комплимент можно сказать и всему классу за дружную работу.
11. Домашнее задание. (2 мин)
1.Прочитать текст стр.51-54, ответить на вопросы.
2.Раб.тет.№1,2,4 стр.20-22
3. Придумать нарисовать плакат на тему: «Берегите воду!»
— Урок окончен. Спасибо всем за работу.
6. Организация информации.
Учитель. Какие свойства воды вы обнаружили, проделывая опыты? Дети перечисляют. Слайд№3 (схема)
Учитель. Что могут обозначать вопросительные знаки на схеме?
Дети. Возможно, есть ещё свойства, которые мы не рассмотрели
Учитель демонстрирует ещё два опыта: нагревает и охлаждает воду, чтобы выявить ещё два свойства – расширение воды при нагревании и сжимание воды при охлаждении. Теперь все свойства изучены, снова на слайде можно увидеть схему, но без вопросительных знаков. Слайд№4
Связывание информации. Обобщение.
Учитель. Где в быту, в жизни мы используем свойство воды – растворитель?
Дети. Когда размешиваем сахар в воде.
Учитель. Могут ли нам пригодится знания о свойстве воды как расширение при нагревании?
Дети. Да, когда кипятим чайник, надо наливать воду не до самого края чайника.
Учитель. Как можно очистить загрязнённую воду?
Дети. Пропустить через фильтр.
Учитель. Достаточно ли этого, чтобы пить эту воду?
Дети. Нет.
Учитель. Что нужно сделать ещё?
Дети. Прокипятить
Учитель. Со свойствами какого вещества, мы познакомились на прошлом занятии?
Дети. Воздух.
Учитель. Сравните свойства воды и воздуха. Сделайте вывод.
( Дети заполняют таблицу), а затем проверяют её по эталону. Слайд№5
Рефлексия.
Учитель. О каких свойствах воды вы теперь знаете?
Как мы изучали эти свойства?
Что вас удивило в процессе работы?
Что показалось интересным при изучении темы?
Что показалось самым сложным?
Что самое важное узнали?
Рефлексия.
Учитель. О каких свойствах воды вы теперь знаете?
Как мы изучали эти свойства?
Что вас удивило в процессе работы?
Что показалось интересным при изучении темы?
Что показалось самым сложным?
Что самое важное узнали?
Список литературы
1.Н.Б. Шумакова Развитие исследовательских умений младших школьниковМосква. Просвещение2011
2. Плешаков А. А. Окружающий мир: учебник для 3 класса А.А. Плешаков.-М., 2013
3.По пути к высоким стандартам (Сборник информационно-методических материалов) Калуга 2011