Какие есть свойства сознания
Тема: «Сознание»
План:
1. Основные свойства сознания.
2. Структура сознания.
3. Материальное и идеальное.
1.Основные свойства сознания.
Сознание – это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность, данную нам по ощущениям.
Сознание — свойство высокоорганизованной материи. Будучи специфическим свойством высокоорганизованной материи, оно имеет в материи свои объективные основания.
При объяснении происхождения сознания человека некоторые философы прошлого (впрочем, такие имеются и сегодня) предполагали, что сознание как бы «разлито» по всей природе, что вся материя «одушевлена» (эта точка зрения называется «гилозоизм»). Между сознанием, присущим всем природным объектам, и сознанием человека имеется лишь количественное различие. Гилозоистическая концепция ошибочна в целом, но в ней есть рациональный момент — о предпосылках нашего сознания в природе.
В. И. Ленин выдвинул идею об отражении как всеобщем свойстве материи. «Логично предположить, — писал Ленин, — что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения». В ходе развития диалектико-материалистической философии и науки идея об отражении как всеобщем свойстве материи получила свое обоснование и конкретизацию.
Отражение связано с взаимодействием объектов. Без взаимодействия не может быть отражения. Вместе с тем отражение не тождественно взаимодействию. Специфика отражения раскрывается в следующих моментах.
Способность материальных объектов воспринимать те или иные воздействия окружающей среды. Этот момент отражения можно назвать «отражение-воспринимание».
Изменение объекта в результате воздействия на него других объектов.
Специфика этого изменения зависит от характера внешнего воздействия
и внутреннего содержания отражающего объекта. Назовем этот момент
«отражение-изменение».
Способность объекта сохранять в себе результаты воздействий. Структурные особенности воздействующего объекта воспроизводятся в содержании отражающего объекта. Так, благодаря индукции и резонансу в различных акустических и магнитных явлениях особенности структуры одних систем «передаются» и «запоминаются» другими. Назовем этот момент «отражение-след».
Способность объектов определенным образом реагировать на внешние
воздействия. Здесь нужно заметить, что реакция объекта зависит от его
«истории», его «запомнившихся» прошлых взаимодействий со средой.
Назовем этот момент «отражение-реакция».
Итак, главное свойство сознания – отражение – это всеобщие свойства материи, которые заключаются в воспроизводстве признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.
Отражение — это способность материальных объектов воспринимать определенные воздействия окружающей среды, изменяться под влиянием этих воздействий, сохранять в своей структуре особенности воздействующих объектов и проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции.
Первоначальной формой отражения в живой природе является раздражимость — способность живого организма к простейшим специфическим избирательным реакциям в ответ на действия специфических физико-химических раздражителей.
По мере развития живых организмов происходит специализация клеток и тканей; формируется нервная ткань, концентрирующая в себе способность воспринимать воздействия внешней среды, и мышечная ткань, концентрирующая в себе способность к двигательным реакциям. На базе нервной ткани появляется чувствительность — способность отображать среду в ощущениях, чувственных образах.
Дальнейшее усложнение отражения у животных связано с тем, что живой организм ориентируется в среде, реагируя не только на те воздействия, которые прямо включены в обмен веществ, но и такие, которые предупреждают о возможности появления первых (являются их сигналами).
Высшая форма отражения — сознание человека. Мозг человека отражает среду в идеальных образах, управляет поведением человека. Мозг, как и человек в целом, сформировался в ходе биологической и социальной эволюции. Эта эволюция — путь от существа, приспосабливающегося к условиям среды, до обладающего сознанием человека, преобразующего среду (и себя) в соответствии со своими потребностями. Этот переход явился качественным скачком в развитии отражения.
Материальной базой сознания является мозг. Эволюция мозга шла, во-первых, под влиянием природных, биологических условий. Но одними природными условиями нельзя объяснить ни эволюцию мозга, ни становление сознания. Решающее значение для возникновения сознания имела общественная среда, развитие человеческой формы жизни. Социальными факторами формирования сознания были трудовая деятельность, общение, обмен информацией (язык).
Труд как целесообразная деятельность по изготовлению и использованию орудий труда сыграл определяющую роль в развитии умственных способностей человека.
Сознание — общественное явление по своему происхождению, по содержанию и по функциям, которые оно выполняет. Сознание не только исторически складывалось под определяющим влиянием труда, общения и языка — они играют определяющую роль в формировании каждого индивидуального сознания всегда, в любую историческую эпоху.
. Человек отражает объективно и осмысленно окружающий мир. Сознание адекватно отражает действительность и реализуется в практической и теоретической деятельности человека. Эта реализация предполагает наличие двух моментов:
1)цели;
2)определение средств и методов достижения целей или идей.
Идея или цель – это не только отражение того, что есть, но и прогнозирование того, что должно быть. Человеческая мысль способна отрываться от действительности и создавать сложный многообразный мир сознания. В этом мире изменяется и все творит – мысль, которая формирует верные и иллюзорные представления. Мышление движется по уже готовым шаблонам, которые составлены предыдущими поколениями, но при этом прокладывает и новые пути.
Сознание – это свойство не всей материи, а только высокоорганизованной — человеческого мозга. Сознание не только и не столько результат биологического развития, а главным образом общественно-исторической практики, то есть имеет социальный характер.
Материя и сознание находятся в диалектическом единстве.
Материя порождает сознание, сознание же через материальные условия воздействует на материю.
Источником сознания человека являются его общественные отношения, а их основой выступает – труд.
Сознание человека в отличии от животных формируется по мере развития общества и по своей сущности оно социально. Сознание должно формироваться под воздействием социальной среды. Человек становится человеком только через связи с другими людьми.
Три вывода о свойствах сознания:
1)Возникнув как результат развития материи, сознание не может существовать и не существует без высокоорганизованной материи, свойством которой она является.
2)Мысль не тождественна предметам, которые она отражает. Мысль по своей природе идеальна, а предметы – материальны. Мысль идеальная – это продукт деятельности мозга, но определяются они предметами и явлениями материального мира. Идеальное – это материальное, пересаженное в голову и преобразованное в ней. Идеальный образ объективен по содержанию и субъективен по форме, так как складывается он в голове субъекта, который отражает материальный мир. Сознание – это субъективный образ объективного мира. Субъективное в сознании исходит от субъекта, зависит от его способностей; объективное принадлежит объекту материи.
Таким образом, в сознании взаимодействуют две стороны: субъективное и объективное.
3) Различие между материей и сознанием не абсолютно. В реальной же человеческой деятельности цель действия как образ будущей действительности претворяет саму действительность и поэтому сознание оказывается первичным по отношению к будущей реальности.
В сознании отражаются не только предметы внешнего мира, но и собственного Я познающего субъекта, который отделяет себя от основного мира и на этой основе возникает самосознание.
Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе, то есть осознание себя как личности.
Формирование самосознания начинается у человека в раннем детстве, когда он начинает отличать себя от всего другого. В последующем у человека постепенно складывается целостное представление о своем «Я». Самосознание можно охарактеризовать как осознание человеком своих чувств, мыслей, интересов, положения себя в системе отношений с другими людьми и т. д. В самосознании важную роль играет общение с другими людьми, учет их мнений о себе.
В самосознании человек подвергает себя рефлексии. Рефлексия (самоанализ) может быть представлена аналогично рассмотренной выше структуре сознания.
Самопознание, самонаблюдение, познание себя, своего положения, способностей и т. д.
Эмоциональная оценка (положительная или отрицательная) своих качеств.
Выработка мотивации, определение целей и способов самоизменения.
Волевые усилия для достижения целей, саморегуляция, самоконтроль.
С понятием сознания часто коррелируется понятие сознательности. Понятие сознательности, конечно, предполагает сознание у человека, при этом сознание и сознательность не тождественны. Сознательность связана с пониманием общественного долга, чувства ответственности за свои поступки; можно сказать, что чем большее место в мотивации занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности человека.
2.Структура сознания.
1)Рассматривая сознание как систему можно выделить в ней четыре подсистемы:
1)познание;
2)эмоциональная подсистема;
3)мотивационная подсистема;
4)воля.
Познавательная сфера состоит из чувственного познания, которое включает ощущение, восприятие и представление, и рационального познания, которое включает понятие, суждение и умозаключение. К познавательным способностям относится также память, внимание и воображение.
Эмоциональная сфера включает внутренние чувства человека: радость, горе, любовь, ненависть, а также состояние аффекта и эмоциональное состояние, то есть настроение (грустное, подавленное, веселое.)
Мотивационная сфера – это мотивы, интересы, потребности субъекта.
Воля – это способность сознательно действовать, добиваясь реализации поставленной цели. Для этого требуется специальное психологическое напряжение. Благодаря воле сознание реализуется в практическом действии. Волевое усилие завершает динамику сознания.
2)В структуре сознания можно выделить:
а) самосознание;
б) сознание, которое связано с внешней средой.
3)Соотношение уровня сознания и бессознательного.
Бессознательное – это совокупность психологических явлений, не осознаваемых человеком. Два вида неосознанных действий:
1)действия никогда не осознававшиеся;
2)действия, которые ранее осознавались, а впоследствии автоматизируются и совершаются неосознанно.
Кроме того, к бессознательному мы относим: сновидения, гопнозтическое состояние, инстинкты, которые закрепляют определенный тип поведения.
Особый интерес вызывает интуиция – это способность непосредственного постижения истины путем прямого его усмотрения без рационального его обоснования.
3.Материальное и идеальное.
Восемь выводов:
1)сознание- это отражение действительности.
2)материальным субстратом (носителем) выступает человеческий мозг.
3)сознание реализуется в форме знания.
4)сознание характеризуется целеполаганием.
5)сознание не только отражает объективный мир, но и творит его.
6)оно является продуктом и предпосылкой специфически человеческой адоптации к окружающей среде.
7)сознание вторично по отношению к матери, неразрывно связано с ней и не может существовать без нее.
8)идеальность сознания выражается в том, что составляющие го образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. В них не существует ни граммы вещества, характерного для окружающей действительности и мозга. Они лишены веса, пространных характеристик и других физических характеристик.
Ответ:
Сознание—это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных образах или логических понятиях.
Характеристики сознания:
-Сознание имеет социальный хар-р, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.
-Имеет рефлексивный хар-р (дает возможность человеку выделить себя из окружающей среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки).
-Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др.
-Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, абстрагировать, классифицировать предметы, явления, рассуждать, делать выводы, умозаключения об явлениях природы и общества.
-Воображаемая особенность сознания дает возможность фантазировать, мечтать, заглянуть в будущее.
-Творческий хар-р сознания способствует созданию новых идей, образов, материальных и культурных ценностей.
В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Свойства сознания:
1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;
2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;
3) способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;
4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.
Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:
· теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые явл-ся основой сознания и порождаемой им материи;
· теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
· теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результата взаимодействия полей, которые образуют материю;
· теория психосферыРейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
· теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая и все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.
Проблема человека в психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
Ответ:
Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек, как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек -сложное явление. Он «объективно выступает в системе своих бесконечно многообразных качеств, свойств, отношений. Человек-это физическое тело, организм, индивид, личность, индививидуальность».
Понятия «Индивид», «Индивидуальность», «Личность» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны.Индивид (родовая принадлежность) – это человек, как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens, индивидом рождаются. (Леонтьев). Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г.Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. Первичные свойства, присущие всем люд: возрастные особенности (соответствие определенному возрасту), половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Личность характеризует человека как объект реального мира. Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Следующее понятие – субъект деятельности. Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями индивид и личность. Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Субъект деятельности — всегда направленная активность и не только на предмет деятельности, но и самого себя. Понятие субъект употребляется совместно с понятием объект (это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которое обращена активность чел – субъекта воздействия.
С.
Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства
сознания:
*
переживание.
Сознание
является продуктом и результатом
деятельности систем, к которым относится
и индивид, и общество, а не только мозг.
Важнейшим свойством таких систем
является возможность создания недостающих
им функциональных органов, своего рода
новообразований, которые в принципе
невозможно редуцировать к тем или иным
компонентам исходной системы. Сознание
должно выступать в качестве «суперпозиции
функциональных органов».
Сознание не просто высшее личностное
образование, оно осуществляет три
взаимосвязанные функции: регуляцию
психических процессов, регуляцию
отношений и регуляцию деятельности
субъекта (С.Л. Рубинштейн).
А. Н. Леонтьев выделял три составляющих
в структуре сознания: чувственную ткань
образа; значение; смысл.
В. П. Зинченко добавляет еще один компонент
в эту структуру: биодинамическую ткань
движения и действия. Тогда можно
представить себе структуру сознания
схематично следующим образом:
Био. ткань – материал из которого
строятся целесообразные, произвольные
движения и действия.
Чув. ткань – выражается в безотчетном
переживании чувства реальности
(пространство, движение, цвет, модальность,
интенсивность переживания чувственного
образа).
Знач. – это единица сознания в которой
зафиксирован общественный опыт.
Общественно выработанный инвариант.
Л. С. – это значение для меня.
В.П. Зинченко попытался условно выделить,
презентированные в сознании миры и
соотнести с ними выделенные в структуре
сознания компоненты.
Однако Зинченко подчеркивает, что
рефлексивный слой сознания одновременно
является событийным, бытийственнным.
В свою очередь бытийный слой не только
испытывает на себе влияние рефлексивного,
но и сам обладает зачатками или исходными
формами рефлексии.
Сверхсознание
– это процессы длительной и напряженной
работы сознания, в результате которой
появляется некий интегральный итог в
виде новых отношений, чувств, поступков
ранее не осознававшихся (творчество,
интуиция, катарсис).
Самосознание
Самосознание возникает в ходе
развития сознания личности, по мере
того как она становится самостоятельно
действующим субъектом. Самосознание
есть не столько рефлексия своего Я,
сколько осознание своего способа жизни,
своих отношений с миром и людьми.
Личность в ее реальном бытии, в е
самосознании есть то, что человек,
осознавая себя как субъекта, называет
своим «Я». Я – это личность в целом, в
единстве всех сторон бытия, отраженная
в самосознании. Реальная личность,
которая, отражаясь в своем самосознании,
осознает себя как «я», как субъекта
своей деятельности, является общественным
существом, включенным общественные
отношения, выполняющим те или иные
общественные функции.
Самосознание – это динамическая
система представлений человека о самом
себе, осознания им своих физических,
интеллектуальных и других качеств,
самооценка качеств, а так же субъективное
восприятие влияющих на данную личность
внешних факторов (Л.М. Митина).
Самосознание есть всегда сознание
самого себя как сознательного субъекта,
человека, реального индивида, а вовсе
не сознание своего сознания (И.И.
Чеснокова).
Большинство психологов рассматривают
самосознание как единство трех сторон
– самопознания, эмоционально-ценностного
отношения к себе и саморегулирования.
Сторонами внутреннего строения
самосознания является знание и отношение.
Знание о себе представлено в виде
представлений и понятий о себе. Знания
человека о самом себе, как реальном
субъекте различных видов деятельности,
является многообразным по своему составу
и по форме отражения. Оно может отражаться
как на непосредственно-чувственном
уровне, так и на абстрактно-логическом
уровне.
Отношение к себе выражается в
характеристиках эмоциональной сферы:
эмоциях, чувствах, в адрес собственного
«Я». В результате рефлексии формируется
понятие о самом себе или обобщенно-устойчивый
«Я-образ» (Я-концепция).
Структура самосознания
Действительно, различение «Я» как
субъекта активности и как объекта
самопознания традиционно для философского
мышления и усвоено психологией. В
психологический обиход это различение
было введено У.Джемсом в виде различения
«чистого Я» (познающего) и
эмпирического. «Я» (познаваемого).
Однако в самом этом различении кроются
по крайней мере две проблемы. Одна из
них – это относительность самого
различения, о чем писал уже Джемс. С его
точки зрения, эмпирическое и чистое «Я»
– две стороны самосознания, а не две
особые сущности, и следует с самого
начала признать их тождество.
И.И. Чеснокова в структуре самосознания
выделяет: самопознание, эмоционально-ценностное
отношение к себе и саморегулирование
поведения личности.
В.С. Мухина разработала структуру
самосознания, состоящую из пяти звеньев:
1 – эмоционально-ценностное отношение
к себе телесному, к своему имени и к
своему индивидуально-типическому
психическому Я; 2 – притязания на
признание; 3 – половая идентификация;
4 – психологическое время личности
(индивидуальное прошлое, настоящее и
будущее); 5 – социальное пространство
личности: права и обязанности
В общем виде самосознание выступает
как процесс, с помощью которого человек
познает себя и относится к самому себе,
и как продукт – представление о себе
(«Я-образ», «Я-концепция»). Рефлексия
выступает в качестве психологического
механизма самосознания. В
общем виде рефлексия – это способность
постигать свой внутренний мир и строить
субъективную картину своих состояний.
«Рефлексия … проявляется как
представленность в сознании человека
механизмов и форм произвольного контроля
над процессами генерации информации,
ее развития и функционирования. …
Способность к рефлексии можно понимать
как умение реконструировать и анализировать
понимаемый в широком смысле план
построения собственной или чужой мысли;
как умение выделять в этом плане его
состав и структуру, а затем объективировать
их, прорабатывать соответственно
ставящимся целям» А.В. Карпов. По этому
поводу А.В. Карпов отмечает: «Рефлексия
— это одновременно и свойство, уникально
присущее лишь человеку, и состояние
осознания чего-либо, и процесс репрезентации
психике своего собственного содержания».
В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова и
С.Ю. Степанова описывается достаточно
много видов рефлексии.Среди нихавторы содержательно выделяют два
вида рефлексии (по тому, на что конкретно
она направлена):
интеллектуальная
(интеллектуальные акты, познавательные
стратегии, предметные действия);личностная
(эмоциональные состояния, ценности,
моральные нормы, убеждения, мотивы,
намерения, образ «Я» и т.д.).
Я – концепция и ее структура.
«Я-концепция» — это система самовосприятий,
представлений о самом себе, включающих
убеждения, оценки, тенденции поведения,
выступающая как механизм, контролирующий
и интегрирующий поведение индивида,
обеспечивающий внутреннюю согласованность,
интерпретацию опыта, совокупность
ожидания относительно поведения (Роберт.
Бернс).
1) <образ
Я> — представление индивида о самом
себе;
2)
самооценку — эмоционально окрашенную
оценку этого представления;
3)
потенциальную поведенческую реакцию,
те конкретные действия, которые могут
быть вызваны <образом Я> и самооценкой.
Структура Я-концепции Р. Бернс.
Деятельность
Общее
понятие и характеристики Д. Соотношение
деятельности и активности.Суть
деятельностного подхода в психологии.Процессы
интериоризации и экстериоризации.Психологическое
строение индивидуальной деятельности.
Человек
есть существо не только сознательное,
но и деятельное.
В
психологии категория деятельность
рассматривается в двух аспектах: в
качестве объяснительного принципа и в
качестве предмета исследования.
А.Н. Леонтьев понимал деятельность как
содержательный процесс, в котором
субъект осуществляет преобразующие
действия с предметным миром. Посредством
деятельности индивид включается в
систему общественных связей и отношений.
(Расширение каталога деятельностей).
Как объяснительный принцип категория
деятельность была впервые применена в
отечественной психологии С.Л. Рубинштейном
в 1922 году: «Субъект в своих деяниях, в
актах своей творческой самодеятельности
не только обнаруживается и проявляется,
но в них созидается и определяется.
Поэтому тем, что он делает, можно
определить, что он есть». Категория
деятельности становится основой для
формирования предмета психологии, за
счет чего перестраивается вся система
общепсихологических понятий.
Л.П.
Буева: «Деятельность – это способ
существования и развития общества и
человека, всесторонний процесс
преобразования им окружающей природы
и социальной реальности (включая самого
себя)» в соответствии с его потребностями,
целями и задачами».
В качестве основных содержательных
характеристик деятельности
отечественными психологами рассматриваются:
предметность, субъектность,
осознанность, целенаправленность,
социальность.
Отдельную
проблему представляет вопрос соотношения
понятий активность и деятельность
(сравнительная таблица).
Суть
деятельностного подхода в психологии:
Деятельностный подход
(А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,
П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.В. Давыдов
и др.).
Суть — рассмотрение любого психического
явления и процесса в его становлении и
функционировании сквозь призму категории
деятельности. Акцент на изучении
психологической структуры внешней и
внутренней деятельности, выделении ее
основных единиц и раскрытии закономерных
связей между ними. Доминирование идеи
опосредования психики, сознания и
личности индивидуальной и совместной
предметной деятельностью.
Психика, сознание «живет»
в деятельности, которая составляет их
«субстанцию»; сознание как образ
является «накопленным движением»,
т е свернутыми действиями, бывшими
вначале вполне развернутыми и «внешними»,
т е сознание не просто «проявляется
и формируется» в деятельности как
отдельная реальность — оно «встроено»
в деятельность и неразрывно с ней.
Субъектно-деятельностный подход
(С.Л. Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская,
А.В.Брушлинский, Е.В.Шорохова, И.И.Чеснокова,
Е.А. Сергиенко и др.).
Акцент на опосредовании деятельности
сознанием (любые внешние воздействия
преломляются через внутренние условия)
и ее принадлежности субъекту. Субъектность
рассматривается в таких характеристиках
как активность, способность к развитию
и интеграции, самодетерминации,
саморегуляции. Исследовательские усилия
направлены на поиск оптимальных условий
развития субъектной позиции личности
в ее жизнедеятельности, профессиональном
и личностном становлении.
А.Н.
Леонтьев рассматривал предметную
деятельность как процесс, внутри которого
в качестве необходимого ее момента
возникает психическое. Он исходил из
различения внутренней и внешней
деятельности.
Внутренняя
– это деятельность по оперированию
образами, представлениями о предметах
или идеальная деятельность сознания.
Она вторична: формируется на основе
внешней предметной деятельности. Процесс
перехода внешней предметной деятельности
во внутреннюю форму (психическую
деятельность) обозначается в психологии
термином «интериоризация».
Л.С.
Выготский: «Каждая
психическая
функция появляется
на
сцене
дважды
— сперва как коллективная, социальная
деятельность, а затем как внутренний
способ мышления ребенка».
Существует
и обратный переход – от внутренней
деятельности к внешней. Такой переход
обозначается термином «экстериоризация».
Как
процесс опредмечивания наших представлений.
Процесс,
в результате которого внутренняя
психическая жизнь человека получает
внешне выраженную (знаковую, предметную
социальную) форму.
Виды
деятельности:
Труд;
Учение;
Игра;
Общение
?
(некоторыми авторами общение
рассматривается как самостоятельная
форма активности)
Ведущая
деятельность
—деятельность,
в которой происходит возникновение и
формирование основных психологических
новообразований человека на той или
иной ступени его развития и закладываются
сновы для перехода к новой ведущей
деятельности.
Выделяют
следующие ведущие
деятельности:
1. Непосредственное
общение младенца со
взрослыми;
2. Предметно–манипулятивная
деятельность в раннем
детстве;
3. Сюжетно–ролевая
игра дошкольного возраста;
4. Учебная
деятельность
школьников; Это деятельность в рамках
которой происходит контролируемое
присвоение основ социального опыта,
прежде всего в виде основных интеллектуальных
операций
и теоретических понятий.
5. Профессионально-учебная
деятельность юности.
Психологическое
строение индивидуальной деятельности
(Рис.):
Потребность
– состояние человека, выражающее его
зависимость от материальных и духовных
предметов и условий существования,
находящихся вне индивида.
Мотив
– форма проявления потребности,
побуждение его к определенной деятельности,
тот предмет, ради которого осуществляется
данная деятельность. Это опредмеченная
потребность. Сложные виды деятельности,
как правило, побуждаются не одним, а
несколькими мотивами, они полимотивированы.
Цель
–
представляемый или мыслимый результат
деятельности.
Действие
выступает
как составная часть деятельности. Итак,
действие есть целевой акт поведения в
поле значений субъекта.
Операциями
называются способы осуществления
действия. Это преобразованные действия,
ставшие способами осуществления других,
более сложных действий.
Первый пласт деятельности (потребности,
мотивы, цели, условия) составляет ее
предметное содержание.
Второй пласт деятельности (отдельная
деятельность, действия, операции)
составляют ее структурные элементы.
В деятельности есть и третий пласт:
взаимные переходы и превращения ее
отдельных структурных элементов (мотива
в цель, деятельности – в действие, цели
– в условие ее реализации).
Механизм сдвига мотива на цель:
Действия, обогащаясь, «перерастают»
тот круг деятельностей, которые они
реализуют, и вступают в противоречие с
породившими их мотивами. В результате
происходит изменение иерархии мотивов
и рождение новых мотивов (Пр: школьник
– уроки ради прогулки, затем появление
интереса к самому учебному предмету).
Виды действий:
По произвольности: непроизвольные и
произвольные.
Непроизвольные
действия
совершаются в результате возникновения
неосознаваемых или недостаточно
отчетливо осознаваемых побуждений
(влечений, установок и т.д.). Они имеют
импульсивный характер, лишены четкого
плана.
Произвольные
действия
предполагают осознание цели, предварительное
представление тех операций, которые
могут обеспечить ее достижение, их
очередность.
Внутренний–внешний план.
Умственные действия. Разнообразные
действия человека, выполняемые во
внутреннем плане сознания без опоры на
какие то ни было внешние средства,
включая внешнюю, слышимую речь, что
отличает У.д. от других видов человеческих
действий.
Предметные действия. Направлены на
преобразование материальных объектов.
Перцептивные – действия
по построению и оперированию образами
восприятия.
Мнемические – действия по запоминанию,
хранению, воспроизведению информации.
16