Какие два психических свойства личности называет автор
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
Психические свойства – не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь приходящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.
Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства личности.
Психические свойства личности – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками – весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства – способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности.
(С.Л. Рубинштейн)
Вопросы:
1. Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две особенности процесса их становления.
2. Влияют ли, по мнению С.Л. Рубинштейна, объективные условия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение?
3. Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.
4. Как, по мнению автора, деятельность влияет на личность? Приведите два суждения автора по этому вопросу.
5. Считает ли автор, что человек с рождения является личностью? Выпишите из текста две фразы, подтверждающие ваш ответ.
ОТВЕТ / РЕШЕНИЕ :
Вопрос 1. Психические свойства личности:
— способности;
— характерологические черты.
Особенности процесса их становления:
— врожденные особенности;
— в процессе жизни и деятельности.
Вопрос 2.
По мнению автора, влияют. С.Л. Рубинштейн обосновывает свое мнение тем, что «объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».
Вопрос 3.
1) Если ребенок растет в неблагоприятной среде, например, в семье, где родители — алкоголики, и отец избивает мать, то ребенок вырастет жестоким и психически неустойчивым;
2) Если ребенок растет слишком в благоприятной среде, например родители хорошо обеспечены и позволяют детям все: любые капризы, то он вырастет избалованным и несамостоятельным человеком, который привык получать все на блюдечке.
Вопрос 4.
1) В деятельности личность формируется, и проявляется.
2) В труде, в учении, в труде формируются и проявляются все стороны психики.
Вопрос 5.
Автор считает, что человек с рождения не является личностью:
1) Личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности;
2) Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом.
Итоговая работа по теме «ЧЕЛОВЕК»
Вариант 1
Часть А
А1. Единичный представитель человеческого рода, носитель со циальных и психических черт
- Человек в. Личность
- Гражданин г. Индивид
A2. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей, называется
- Цель в. Мотив
- Результат г. Способность
А3. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, — это
- Общение в творчество
- Понимание г. познание
А4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека является синонимом вседозволен ности.
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.
- верно только А в. верны оба суждения
- верно только Б г. оба суждения неверны
А5. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Деятельность человека преобразует окружающий мир и меняет самого человека.
Б. Человеку не всегда удается планировать и контролиро вать свою деятельность.
- верно только А в. верны оба суждения
- верно только Б г. оба суждения неверны
А6. Теория происхождения человека, которая рассматривает про цесс его возникновения и развития, называется
- Социогенез в. Антропогенез
- Эгоцентризм г. Дуализм
А7. Верны ли следующие суждения?
А. Вне общества индивид не может стать личностью.
Б. Новорожденный младенец является личностью.
- верно только А в. верны оба суждения
- верно только Б г. оба суждения неверны
А8. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает
- земля в. выращиваемая культура
- техника г. земледелец
А9. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще стве?
А. В человеке самой природой заложено умение жить в об ществе.
Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.
- верно только А в. верны оба суждения
- верно только Б г. оба суждения неверны
А10. Агентами первичной социализации являются
- сотрудники телевидения в. коллеги по производственной деятельности
- должностные лица г. родители
Часть В
В1.Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исклю чением одного, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.
Биологические, физиологические, социальные, органические, естественные, первичные.
Найдите и запишите название потребностей другого вида, «вы падающее» из этого ряда.
В2.Найдите в приведенном ниже списке мотивы деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
|
|
|
|
|
|
В3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1. Авиценна, Моцарт, Бетховен, Шопен — это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательством инопланетян. 3. По мнению биофизиков, вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер Б) характер оценочных суждений.
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
Простейшим, самым доступным видом деятельности является______________ (1). Она носит условный ___________(2) и реализует потребность ребенка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является __________(3), направленное на усвоение научного ______(4) и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом деятельности считают___________ (5). Он обеспечивает не только существование человеческого __________(6), но является также условием его непрерывного______(7). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй — умственным».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
А)культура | Б) знание |
В)характер | Г) игра |
Д) учение | Е) глобализация |
Ж) развитие | 3) труд |
И) общество | К) признак |
Часть С
( Дайте развернутый ответ на задания части С. )
«Психические свойства — не изначальная данность; они форми руются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется снача ла, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и про является. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколь ко-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и пока зательной для личности.
Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства личности.
Психические свойства личности — ее способности и характе рологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками — весьма мно гозначными, которые обусловливают, но не предопределяют пси хические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельнос ти не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется харак тер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».
(С. Рубинштейн)
С1. Считает ли автор, что человек с рождения является личнос тью? Выпишите из текста две фразы, подтверждающие ваш ответ.
С2. Как, по мнению автора, деятельность влияет на личность? Приведите два суждения автора по этому вопросу.
СЗ. Какие два психических свойства личности называет автор? Укажите любые две особенности процесса их становления.
С4. Влияют ли, по мнению С. Л. Рубинштейна, объективные ус ловия существования человека на его психический облик? Как автор обосновывает свое мнение? Опираясь на знания курса и собственный опыт, приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора.
Итоговая работа по теме «ЧЕЛОВЕК»
Вариант 2
Часть А
А1. Человека как личность характеризует
- тип темперамента в. принадлежность к определенной расе
- черты внешнего облика г. умение общаться с другими людьми
A2. Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которо го направлена деятельность человека, называется
- Цель в. мотив
- Результат г. Потребность
А3. Самопознание направлено на
- познание общественных норм и ценностей в. осознание своих возможностей
- отражение объективной действительности г. познание законов прекрасного
А5. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обще стве?
А. В человеке самой природой заложено умение жить в об ществе.
Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.
- верно только А в. верны оба суждения
б. верно только Б г. оба суждения неверны
А4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в
- Самосохранении в. самопознании
- Самореализации г. самообразовании
А5.. Верны ли следующие суждения?
А. Социализация представляет процесс стихийного усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценнос тей, позволяющих ему действовать в качестве полноправ ного члена данного общества.
Б. Социализация выступает как процесс и результат включе ния ребенка в общество.
- верно только А в. верны оба суждения
- верно только Б г. оба суждения неверны
А6. Качества личности проявляются в
- чертах человека как биологического организма в. особенностях темперамента
- наследственной предрасположенности г. социально-преобразующей деятельности
А7.Артисты музыкального театра играют классический спек такль. Объектом этой деятельности являются
- Декорации в. музыкальные инструменты
- Исполнители г. зрители
А8. Агентами вторичной социализации являются
- близкие родственники в. учителя
- родители г. друзья
А9. Конструирование в уме желаемого результата деятельности
- Фантазия в. мотивация
- Интуиция г. воображение
А 10. . Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Деятельность человека по преимуществу носит созна тельный характер.
Б. Деятельность человека всегда созидательна.
- верно только А в. верны оба суждения
- верно только Б г. оба суждения неверны
Часть В
В1. Ниже приведен ряд качеств человека. Все они, за исключением одного, являются социальными качествами личности.
Порядочность, сообразительность, трудолюбие, гуманность, законопослушность.
Найдите и запишите название потребностей другого вида, «вы падающее» из этого ряда.
В2.Найдите в приведенном ниже списке мотивы деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
|
|
|
|
|
|
В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение ко торого пронумеровано.
I. Искусство использует для познания художественный образ и выражает эстетическое отношение к действительности. 2. Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. 3.Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. 4. Художественный образ представляет собой отражение действительности через субъективное восприятие ее самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.
Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений.
В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слов(словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков
«Способности имеют природные предпосылки —_______(1), но их проявление зависит от индивидуального развития __________-(2). Многое зависит и от окружения, ведь одаренные дети могут часами заниматься любимым делом, которое является для них одновременно и трудом, и (3). Но взрослые иногда используют меры принуждения, которые вызывают лишь чувстве обиды и снижают ________(4) к данному занятию. Совокупность
умственных способностей человека и его умения применить их в разных ситуациях называют _____________(5). Если же личность достигла таких результатов в своей деятельности, которые повлияли на всю историю человечества, стали всемирно известными, составили целую эпоху в жизни общества или развитии культуры; то в таких случаях говорят о _________(6)».
- Талант Б) задатки
- Личность Г) человек
Д) гениальность Е) игра
Ж)интеллект 3) интерес
Часть С
Дайте развернутый ответ на задания части С.
«Каждый индивидуум Homo sapiens при рождении наделен конституцией животного, принадлежащего к приматам, но лишен какой-либо культуры. Культура приобретается в процессе индивидуального развития, в результате обучения в широком смысле. В первые годы развития каждый индивидуум из состояния человекообразного животного (при рождении) через стадию варвара (ребенок) переходит в человеческое состояние. И это умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования
В свете эволюционной биологии человек — это млекопитающее, точнее примат, еще точнее — человекообразное, еще точнее — представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа. Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены в человеческом организме. Но человек — это нечто большее, чем животное; это продукт не только органической, но также и культурной эволюции. Культурная эволюция добавляет еще один слой, или, если угодно, ряд слоев, к природе человека. Двойственная конституция — частью биологическая, а частью культурная — закладывается в человечество процессом его эволюционного развития. Самый верхний слой стратифицированной конституции человека, слой, наложенный культурной эволюцией, и есть тот решающий слой, которым человек отличается от животного. Человек — это животное , наделенное культурой
Культурное наследие, или унаследование традиций, — это вся совокупность знаний, представлений, искусств, обычаев и технологических навыков, которыми располагает данное человеческое общество в любой данный момент своей истории. Вся эта сумма знаний и традиций — результат открытий и изобретений, сделанные предшествующими поколениями. Она передается и будет передаваться из поколения в поколение путем обучения в широком смысле этого слова. Каждое поколение может вносить в культурное наследие что-то новое, и все эти вклады также будут передаваться последующим поколениям при помощи все того же процесса обучения Различия между человеком двадцатого века и человеком каменного века по морфологическим признакам, в том числе и по емкости черепа, относительно невелики. Однако различия в их культуре огромны. Изменения, происшедшие с Homo sapiens со времен палеолита до нынешней стадии его развития, вызваны главным образом культурной эволюцией».
(В. Грант)
CI. Что, по мнению автора, доказывает биологическую сущность человека? С чем автор связывает основное отличие человеческого со стояния от состояния животного?
С2. Какие факторы, формирующие человеческое состояние, называет автор?
СЗ. Как определяет человека эволюционная биология? Какое определение человеку дает автор?
С4. Какова роль обучения в становлении человеческого в человеке?
Ответы
А.
В.
В1 | В2 | В3 | В4 |
социальные | 1356 | АББА | ГВДБЗИЖ |
сообразительность, | 1356 | АБАА | БГЕЗЖД |
С- 1 вариант
С1. А) Личностью не рождаются.
- личность не формируется снача ла, а затем начинает действовать:
- Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом
С2. «В деятельности личность и формируется, и про является.»
«В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики.»
С3. Психические свойства: способности , характерологические черты
Особенности процесса :
- Способности людей складываются в работе, учении и труде
- Характер формируется в поступках и действиях
- Способности не являются врожденными, они формируются в ходе жизни
- Задатки развиваются в способности в процессе жизни.
С4. Мнение автора: объективные условия существования влияют на психический облик
человека.
Обоснование:…» образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности».
Аргументы: Маугли не могут развиваться как люди,
в неблагополучных семьях более значительны отклонения детей в психическом развитии.
С- 2 вариант
С1.
- «при рождении наделен конституцией животного»
- «это млекопитающее, точнее примат, еще точнее — человекообразное, еще точнее — представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа»
Обоснование:
- «процесс индивидуального развития,
- результате обучения в широком смысле.»
С2. Факторы:
- «Культура приобретается в процессе индивидуального развития, в результате обучения в широком смысле.»
- «умственное развитие индивидуума происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования
С3.
- «В свете эволюционной биологии человек — это млекопитающее, точнее примат, еще точнее — человекообразное, еще точнее — представитель антропоидов весьма высокоразвитого типа.»
- « Эти последовательные ступени, или грады, органической эволюции заложены в
человеческом организме.»
Авторское определение: Человек — это животное , наделенное культурой
С4.предположения:
- позволяет накапливать знания, представления, развивать искусство, сохранять обычаи…
- Способствует передачи суммы знаний
- Обеспечивает обновление и пополнение культуры