Какие два психических свойства личности

Общие представления о психике
Психика представляет собой многогранную конструкцию, определяющую личность человека.В ней различают несколько звеньев:
- Психические процессы. Это динамические показатели, которые являются критериями понимания мира, помогают брать и анализировать информацию из всего, что окружает человека, формируют его эмоции в конкретном эпизоде жизни, его поведение, цели и мотивы, а также регулируют общение, в зависимости от ситуации, изменяя жестикуляцию и позу, громкость и тональность голоса, мимику. В процессе развития личности они постоянно варьируются.
- Психические свойства. К свойствам относят:
- темперамент, который закладывается при рождении;
- характер, который при исследовании личности оказался также во многом зависящим от наследственного фактора и лишь на 10 % от внешнего;
- способности, которые как заложены природой, так и формируются при развитии личности.
Свойства являются понятием статическим, однако подвержены относительной вариации при воздействии продолжительного раздражающего фактора.
- Психические состояния. Определяет какие именно процессы и свойства человека проявятся в данной ситуации и какие из них будут преобладать над другими.
Это интересно
В истории развития психики существовало несколько теорий, объясняющих это понятие. Панпсихизм утверждал, что психика – это явление присущее всему природному, то есть душа есть у всего. Биопсихизм приписывал это понятие всем организмам: животным, растениям, людям. Нейропсихизм предполагал наличие психики лишь у тех, кто обладал нервной системой. И наконец антропопсихизм приписывал данное понятие лишь человеческому виду.
Психологические состояния, как основные критерии исследования личности
Личность человека в конкретной ситуации отображается с помощью психологического состояние, которое формирует ее ответ на раздражитель. То есть одни эмоции превалируют над другими, меняются жесты, изменяется поведение, иногда даже мотивация и другие процессы. Состояние является относительно статическим показателем, однако при длительно действующих одинаковых раздражителях меняющееся во времени состояние превращается в практически не вариативное свойство.
В процессе исследования личности выявили такие компоненты психического состояния:
- Физиология (показатели физического плана, например, пульс);
- Моторные функции (мимика, речь и т.д.);
- Эмоции (в зависимости от ситуации как положительные, так и отрицательные);
- Когнитивные процессы (возможность адекватного мышления, продумывания своих дальнейших действия, анализа ситуации);
- Поведение (какие-либо действия, обусловленные конкретной ситуации);
- Коммуникативность (возможность контакта и адекватного общения с человеком).
Все психологические состояния подразделяются на две группы: ситуативные и устойчивые (личностные). Каждая из групп имеет свою классификацию.
Ситуативные состояния характеризуются неустойчивостью и ответом личности на определенную нетипичную ситуацию. Они могут быть:
- общефункциональными;
- психического напряжения;
- конфликтными.
Устойчивые, то есть те, которые сохраняются на длительное время, делятся на:
- оптимальные либо кризисные;
- различные пограничные состояния (малоумие, психопатии);
- нарушения сознания.
Следует отдельно остановиться на кризисных состояниях, которые могут проявляться в виде:
- негативизма (преобладание отрицательных эмоций даже в оптимальных условиях);
- оппозиции (агрессивность в отдельных схожих ситуациях или к отдельным, но схожим по какому-то критерию личностям);
- аутизм (полная социальная отчужденность).
Ю. В. Щербатых является основоположником другой классификации психических состояний. Классификация оформляется в виде таблицы и благодаря ей можно рассчитать формулу определенного состояния, например, страха или восхищения. В таблице рассматриваются 7 критериев, каждый из которых подразделяется на переходные и крайние варианты психического состояния.
Критерии сформировавшейся личности
Прежде чем проводить исследования личности, следует определиться с критериями, которым должна соответствовать сформировавшаяся целостная личность. Общего подхода к данному понятию нет, однако принято наиболее достоверными считать критерии В. В. Петухова, который утверждает, что личность:
- должна быть способной к творчеству;
- может быть множественной при одновременной целостности;
- постоянно развивается.
Л. И. Божович подошел к вопросу проще, выделив для личности всего два критерия: умение расставлять приоритеты, жертвуя своим «хочу» ради «надо», а также умение руководить своими действиями, ставя перед собой цели и преодолевая препятствия.
Психологические исследования личности
Все методы исследования делятся на 4 категории, объединенные каким-то общим подходом к изучению личности.
- Наблюдение. Основные способы оценки личности заключаются в осмотре, опросе как самого человека, так и его окружения, чтении истории болезни, если таковая имеется, чтении дневников или автобиографий. Последние два источника, как показывает практика, являются очень ценной информацией.
- Эксперимент. Включает в себя различные исследования с помощью аппаратуры. Также возможны моделирования каких-то экстренных или имеющих значение для конкретного человека ситуаций для оценки его психического состояния.
- Опросники и другие подобные методики. Позволяют оценивать множество критериев: мотивацию, целенаправленность, самооценку, силу воли и т.д.
- Проектирование. С помощью методик данной области определяется личность в целом, без выделения ее отдельных критериев.
Однако в практике активно используются все 4 метода, которые к тому же могут перемешиваться, дополняя друг друга, поэтому их разделение является условным.
Это интересно
Экспериментальный метод подвержен массовой критике из соображений гуманности, однако его результаты всегда оказываются наиболее достоверными и интересными для науки. Например, Стенли Шахтер провел очень любопытный эксперимент, в ходе которого было выяснено, что в экстренной, угрожающей жизни ситуации человек предпочитает находиться не один, несмотря на понимание совместной гибели. Дальнейшее проведение исследования показало, что человек предпочитает находиться рядом с тем, кто переживает те же страхи или эмоции, что и он. То есть в угрожающей ситуации человеку нужен не просто друг, а «страдающий» друг.
Основываясь на проведенных исследованиях личности можно достоверно определить все критерии и показатели психики человека, чтобы составить целостный личностный портрет.
Аннотация: Рассматривается понятие личности в психологии, модели динамической структуры личности и ее психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность личности), а также межличностные и межгрупповые отношения и взаимодействия.
6.1. Понятие личности в психологии. Структура личности
Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, посвященный изучению личности, как отдельных ее характеристик, так их совокупности и связей между ними.
Личность (англ. personality) – это
- человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
- общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [1, C. 232]);
- «социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения» [10, С. 122];
- «качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду» (А.В. Петровский, [8, C. 282]);
- «отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением» [4, С. 416];
- «формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом» (Ю.В. Щербатых, [13, С. 199]).
Психические свойства личности – динамический и органический набор индивидуально-психологических особенностей (характеристик) человека, определяющих его познание, эмоции, межличностные ориентации, мотивации и поведение в различных ситуациях, постоянные способы взаимодействия человека с миром. Психические свойства личности характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности, влияя на ожидания, самовосприятие, ценности и взгляды, и обусловливая реакции на других людей, проблемы и стресс.
Гордон Уиллард Олпорт (1897 – 1967) описал два основных подхода к изучению личности:
- номотетический (от лат. norma – образец) – ориентирован на поиск общих законов, справедливых для многих различных людей (например, принцип самореализации, или черты экстраверсии), предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой;
- идиографический (от греч. описывать особенности) – ориентирован на распознавание, описание и понимание индивидуальных особенностей и уникальных аспектов конкретного человека.
На
рис.
6.1 показаны различные модели динамической структуры личности, разработанные отечественными психологами.
Рис.
6.1.
Модели динамической структуры личности
6.2. Психические свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность личности
Темперамент (от лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека.
Темперамент биологически определен и представляет собой конституционную предрасположенность реагировать определенным образом на раздражители. Темперамент, определяющий стилистические аспекты поведения человека, может быть идентифицирован в раннем детстве. Индивидуальные различия в чертах темперамента, таких как тревожность, экстраверсия / интроверсия, реактивность наблюдаются и у животных.
Типы темперамента и их взаимосвязи со свойствами нервной системы (силой, уравновешенностью, подвижностью), выделенные И. П. Павловым, представлены на
рис.
6.2.
Рис.
6.2.
Теория темперамента И.П. Павлова
Свойства темперамента:
- сензитивность или чувствительность – способность ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители;
- активность – степень внутренней потребности, тенденция индивида к самовыражению и эффективному освоению внешней действительности;
- реактивность – степень интенсивности ответной реакции на внешние и внутренние стимулы; проявляется в темпе, силе и форме реакции;
- темп психических реакций – скорость (быстрота) протекания психических реакций и психических процессов;
- пластичность – способность гибко, легко адаптироваться к новым внешним условиям;
- ригидность – инертность, медлительность в адаптации к новым внешним условиям;
- эмоциональная возбудимость – время реакции на раздражители, сила воздействия, необходимого для возникновения эмоций и скорость их возникновения;
- экстраверсия – преимущественная направленность на внешний мир, ориентация на социальные отношения;
- интроверсия – направленность на внутренний мир, ориентация на рефлексию, переживания, чувства; проявляется в замкнутости, некоммуникабельности, склонности к углубленному самоанализу.
На
рис.
6.3 отображены значения свойств темперамента у представителей различных типов темперамента по трехбалльной шкале: высокий уровень, низкий уровень, отсутствует.
Личность всегда выделяют, как субъект во взаимоотношениях с окружающими людьми, который способен на сознательную деятельность, при этом имеет индивидуальные социально значимые черты, свойства и качества. Только, родившись на свет, ребенок становится частью общественного взаимодействия, у младенца уже есть определенный генетический набор качеств или темперамент. Впоследствии, по мере взросления человек становится личностью, которому свойственен индивидуальный набор качественных характеристик, появляются нравственные и моральные устои, эмоциональные и волевые особенности.
Основные психические свойства личности составляют фундаментальную основу каждого индивида. На формирование и развитие индивидуальных качеств воздействует, как внешнее (общество), так и внутреннее (семья, друзья) окружение. В связи, с чем свойства личности в психологии – это, как правило, совокупность всех черт, которые влияют на содержание индивидуальности.
Чтобы понимать особенности необходимо знать природу формирования основных параметров, поэтому к психическим свойствам личности относятся: направленность, темперамент, характер и способности.
Психологические свойства личности: направленность
Человек существо социальное, поэтому направленность деятельности неразрывно связано с обществом и окружающей средой, в которой находится индивид. Социум определяет жизненные установки, цели и мировоззрение, что характеризует направленность личности – психологическое свойство, выражающее потребности, мотивационные установки и мировоззрение.
Потребности выражаются в нужде, которые определяют цели и идеи человека. При этом направленность деятельности может иметь множественный и меняющийся характер, т.к. в течение всей жизни появляются новые потребности, интересы и желания.
Существует определенный комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации и характеризующий эмоциональную направленность деятельности. К ним относят:
- влечение;
- желание;
- стремление;
- интерес;
- склонность;
- идеал;
- мировоззрение;
- убеждения.
В зависимости от особенностей потребности, побуждений и устойчивых волевых качеств индивида, данные характеристики становятся помощниками в достижении той или иной цели.
Темперамент, как свойство личности
Темперамент, согласно теории И. П. Павлова, это врожденные свойства личности, которые определяются наследственностью и становятся важными факторами для последующих процессов в формировании характера, поведения и мировоззрения. Характеристики темперамента относят к базовым, т.е. предусматривается биологическое объяснение при развитии индивидуальности.
Многие ученые соглашаются с теорией И. П. Павлова о том, что индивидуальное проявление темперамента напрямую зависит от свойств центральной нервной системы человека и представляют три важнейшие характеристики:
- сила, заключенная в возможности выдерживать раздражающий фактор, т.е. насколько индивид вынослив в эмоциональном плане;
- уравновешенность – контроль над собственными эмоциями или соотношение процессов торможения и возбуждения;
- подвижность – степень скорости смены нервных процессов.
Эмоциональность и своеобразие личности приводят к тому, что еще в древности были выявлены четыре типа темперамента (меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик) на основании, которых создается психологический портрет индивида. При этом главной характеристикой типажей является сочетание психических свойств и активности.
Характер, как психическое свойство личности
Характер указывает на приобретенные свойства, которые зарождаются и проявляются в процессе какой-либо деятельности, в системе взаимоотношений человека и социума. Именно через характерные качества и непохожесть на других проявляется уникальность или индивидные свойства.
Характер представляет собой совокупность и многообразие различных черт. В процессе общения с человеком мы можем судить о манере поведения, здесь проявляется воспитание и другие волевые качества.
Темперамент и характер очень сильно переплетаются между собой. При этом в структуре характерных черт находится:
- мировоззрение, которое формируется по мере общения и развития личности;
- волевые качества;
- отношение к себе, к коллективу и к выполняемой деятельности.
Характер определяется индивидуально независимо от сознания и в большей степени указывает на приобретенные черты в процессе образования и воспитания. Кроме того, данное свойство тесно связано с потребностями, желаниями и интересами, а также занимает центральное место при уточнении портрета личности.
Способности, как свойства личности
Способности человека определяются, как характером, так и темпераментом. Эти свойства влияют на успешность деятельности, на скорость обучения и легкость в выполнении заданий.
В психологии существуют несколько видов способностей, основные из них:
- Общие или врожденные способности характеризуются естественными или природными навыками и задатками. Такое свойство указывает на наличие задатков, которые в процессе обучения можно развить. Кроме того, коммуникативные свойства личности, влияющие на эффективность общения, также относятся к врожденным способностям и характеризуют темперамент.
- Специфические способности связаны с определенными навыками, которые сформировались вследствие существования определенной окружающей среды. Когда родители делятся особым опытом со своими детьми или, когда возникает необходимость для обучения особым способностям.
Отдельным свойством личности можно назвать внимательность, которая проявляется в концентрации или, наоборот, в рассеянности. Данная характеристика отзывается на абсолютно всех сторонах жизнедеятельности индивида. Внимательность – основное условие для последующего строения логического мышления, последовательности действий, а также отражения умственной деятельности.
«Психические процессы и психические свойства личности»
Подготовила:
Анпадистова
Татьяна Александровна,
учитель истории,
обществознания и географии
МКОУ «ЦО № 12»
Узловского района
Тульской области».
Узловая
2018 год
Психические процессы и психические свойства личности
Психика человека – это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.
Основными функциями психики человека являются следующие: регулятивная, коммуникативная, когнитивная или познавательная.
Иными словами, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.
Физиологическим носителем психики человека является его нервная система. Психика является свойством мозга. Связь центра мозга с внешней средой осуществляется при помощи нервных клеток и рецепторов.
В современной психологической литературе выделяют четыре основных вида психических явлений, это:
— психические процессы,
— психические состояния,
— психические свойства и психические образования.
Психические состояния – это целостная характеристика психической активности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач. Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии. Свое название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: познавательное состояние (размышление, сосредоточенность и т.д.), эмоциональное (радость, печаль и т.д.), волевое (решительность, настойчивость и т.д.). Можно сказать, что собственно жизнь человека и есть смена одного состояния другим.
Психические процессы – это основной способ существования психического. Они обеспечивают первичное отражение и осознание человеком окружающей действительности, являются предельно пластичными и динамичными, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека, выделяют познавательные, эмоциональные и волевые процессы. Психические процессы – это те «кирпичики» (или элементы), из которых состоит процесс психического отражения или процесс функционирования психики человека.
Психические процессы и психические свойства личности фактически неотрывны друг от друга. С одной стороны, все психические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начиная с ощущений и восприятий, которые в полноте своего содержания и реального протекания зависят вовсе не только от деятельности будто бы изолированного рецептора, а от свойств самой личности, от ее восприимчивости и впечатлительности и т. д.
С другой — каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в ее свойства. Индивидуально-типологические особенности в восприятии, памяти, мышлении, воображении, внимании, не говоря уже об индивидуально-типологических особенностях в эмоциональной и волевой сфере, — это уже психические свойства и особенности личности в области восприятия, мышления и т. д., как-то:
восприимчивость и впечатлительность,
наблюдательность,
вдумчивость,
рассудительность,
эмоциональная возбудимость и устойчивость,
инициативность,
решительность,
настойчивость и т. п. Тем самым уже внутри аналитического изучения психических процессов наметился совершающийся с внутренней необходимостью переход к изучению психических свойств личности.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
Психические свойства выступают в виде системных качеств человека, они формируются и проявляют себя в деятельности. К психическим свойствам человека относятся:
направленности («Что хочет человек?»),
способности («Что может человек?»),
темперамент и характер («Как проявляется человек?»). Психические свойства личности — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни.
Психические свойства — это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития. Имеется в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней.
Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности – не являются врождёнными, они вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это — особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется. Выделяются четыре основных психических свойства:
1. Темперамент.
2. Способности.
3. Мотивации.
4. Характер.