Какие достоинства и недостатки содержаться в самостоятельном изучении
Разработка информационно-компьютерных технологий и распространение компьютеров привели к их активному внедрению в образование. Можно указать наиболее важные области применения в образовании информационно-компьютерных технологий:
1. Управление образованием (вычислительная и оргтехника для образовательных учреждений, автоматизация делопроизводства и бухгалтерии в учебных заведениях, средства связи, мониторинг образования и т.п.).
2. Информатика и вычислительная техника как цель обучения (подготовка специалистов в области информационно-компьютерных технологий по разработке и эксплуатации компьютерной техники, программному обеспечению, компьютерной безопасности; подготовка пользователей, в том числе обучение компьютерной грамотности преподавателей и учеников средних школ).
3. Компьютерная техника как средство обучения, развития и воспитания. Данное направление можно считать наиболее важным в настоящий момент и наиболее интенсивно развивающимся, потому что именно в этом направлении ведется сейчас интенсивная работа по внедрению компьютеров в образование. Компьютерная техника выступает как удобный и универсальный носитель аудиовизуальной обучающей информации (учебники, энциклопедии, атласы и различные справочники, содержащие текстовую, образную, звуковую и видеоинформацию). Носителем этой информации может быть жесткий диск компьютера, компакт-диски или информационные сети как локальные, так и всемирные.
Педагогической реальностью, с которой необходимо считаться, стали обучающие компьютерные программы, причем программы мультимедийные и интерактивные, несущие разнообразную информацию и подстраивающиеся под индивидуальные особенности обучающегося субъекта. Программы могут работать в рамках сети Интернет, расширяя возможности обучения для ребенка. Их предметное содержание весьма широко: от обучения работы с компьютером до таких школьных предметов, как физика, история, биология, черчение, иностранный язык.
С внедрением информационно-компьютерных технологий изменилась сама суть дистанционного образования. Если раньше таковое обеспечивалось рассылкой учебников и заданий, а потом их проверкой, то сейчас дистанционное обучение может осуществляться в реальном масштабе времени, что обеспечивает активное участие в обучении лиц, доступ которых к образованию по ряду причин ограничен. Это относится и к детям, имеющим ограничения в образовании по состоянию здоровья (заболевания опорно-двигательного аппарата, сниженная функция органов чувств и т.п.).
Компьютер выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценки знаний учеников. В отличие от учителя компьютер оценивает лишь знания и умения ученика в данной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества. Компьютер лишен стереотипности в оценке, он «не знает», что данный ученик «троечник» или «отличник», и поэтому без колебаний поставит заслуженную оценку.
Внедрение информационно-компьютерных технологий позволило решить ряд важных психолого-педагогических задач, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. К основным успехам компьютеров в образовании можно отнести следующие:
— повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С использованием информационно-компьютерных технологий расширяется возможность для учеников и учителей осуществлять оперативный доступ к различной информации, накопление, обмен и тиражирование ее;
— использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения. Это связано с необычностью и престижностью работы с компьютером. Существование игровых программ и игровых компонентов в обучающих программах повышает притягательность компьютеров для детей;
— компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, возможность обучения без непосредственного участия педагога путем выполнения домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения;
— повышаются возможности индивидуализации обучения. Это может осуществляться посредством индивидуализации темпа предъявления заданий, перехода к следующей теме после усвоения предыдущей, выбора тем и заданий с учетом индивидуальности и знаний конкретного ученика, текущего контроля успеваемости и повышения объективности такого контроля.
Связь психологических исследований с разработками в области информационно-компьютерных технологий (ИКТ) возникла задолго до появления компьютеров, в частности формально-логический анализ мышления, послуживший основой для математического и компьютерного моделирования мышления, традиционно сопоставлялся с психологическими исследованиями этого процесса. Позднее это привело к психологическим разработкам алгоритмического и программированного обучения. Однако лишь с внедрением компьютеров в практическую деятельность эти работы перешли от теоретических к экспериментальным исследованиям. Показательной в этом отношении является книга «Вычислительные машины и мышление» под редакцией Э. Фельгейбаума и Дж. Фельдмана, изданная в 1963 г. и через четыре года переведенная на русский язык. Она посвящена проблеме «искусственного разума» и содержит библиографическое описание более 1200 источников.
В настоящее время одним из важных и перспективных направлений психологических исследований является изучение психологических особенностей компьютеризации в образовании [2], [3], [4].
К сожалению, компьютеризация образования, в особенности применение компьютеров в школе, встречается с проблемами, имеющими с психологией весьма отдаленную связь: материальные и организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность школ, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно использовать в обучении и т.п. Обычно к числу основных организационных проблем компьютеризации школьного образования относят объективные и субъективные. К первым относят прежде всего материально-технические проблемы (мало компьютеров в школе, оборудование устаревшее, слабое программное обеспечение).
Спорить с этим трудно — исследование, проводившееся в рамках проекта SITES [6], подтвердило слабость материальной базы российских школ. Однако большая часть школ располагает компьютерной техникой, пригодной для оптимизации учебно-воспитательного процесса. Определенные надежды рождает и принятая федеральная программа компьютеризации школ, в соответствии с которой в 2001 г. будут оснащаться компьютерами сельские школы, на следующий год — городские, а еще через год — ПТУ.
Программное обеспечение, на которое часто жалуются учителя, тоже в последнее время разрабатывается достаточно интенсивно. Есть ряд фирм, ведущих активные разработки данного программного продукта. Например, фирма «1C» выпускает серию компакт-дисков «Репетитор», содержащих, как говорится в анонсе, «полный курс средней школы: учебник, задачник, справочник» по русскому языку, физике, химии и другим предметам.
Такие факты позволяют говорить о том, что на первый план выходит уже другая проблема: обеспечение учителя-предметника информацией о новом программном продукте по предмету. Серьезной организационно-методической проблемой становится поиск, содержательная и методическая оценка учителем такого программного продукта, а это предъявляет повышенные требования к технической оснащенности, программной информированности и компьютерной грамотности учителя. Большую помощь педагогу в решении вопроса информированности может оказать журнал «Компьютер в школе», в котором содержатся сведения рекламного характера об услугах на рынке обеспечения школ компьютерной техникой и программным обеспечением, а также публикуются материалы по методике использования информационно-компьютерных технологий в педагогическом процессе, учителя делятся опытом использования компьютеров в решении различных педагогических задач.
К субъективным проблемам, связанным с внедрением компьютеров в образовательный процесс, может относиться нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образование. Нежелание учителей работать с компьютерами может зависеть от неготовности к любым инновациям, боязни компьютеров (компьютерофобии) [1], невысокого уровня мотивации к профессиональной деятельности в целом и других условий. Зачастую конфигурация домашнего компьютера ученика оказывается лучше школьного, а компьютерная подготовка школьника — выше подготовки обычного учителя-предметника (не учителя информатики). Некоторые учителя оценивают такую ситуацию как угрожающую его профессиональному статусу и боятся использовать компьютеры в учебном процессе.
В силу разной подготовки учеников и разной технической оснащенности дома затруднено использование персонального компьютера для внешкольной работы, иногда это затрудняет разработку единых учебных планов и заданий для обучения.
Использование информационно-компьютерных технологий в работе со школьниками предполагает их знакомство с компьютером, что требует много времени, в том числе и машинного. До сих пор нередки случаи, когда подготовка школьников на уроках информатики состоит не в формировании пользовательских навыков, а в знакомстве с устройством ПК, языками программирования, составлении примитивных, бессмысленных программ и т.п.
Мы называли основные достижения компьютеризации в образовании. Они действительно велики, а открывающиеся перспективы еще более обнадеживающи. Вместе с тем практически каждое из этих достижений влечет за собой шлейф психологических проблем и может предстать перед психологом своей теневой стороной. Например, педагоги встречаются с нежелательным использованием доступности информации. Часто школьник, который должен написать какой-то реферат или сочинение, находит готовую работу в информационной сети или на компакт-дисках. Обучающий эффект от такого использования компьютеров оказывается нулевым, а воспитательный — отрицательным.
Одно из таких последствий связано с мотивационным обеспечением работы с ПК. Психологи обычно выделяют две главные проблемы, связанные с чрезмерным увлечением ИКТ: компьютерные игры и интернет-зависимость.
Чрезмерное стремление человека находиться в сети Интернет, общаться с ее помощью с другими людьми (интернет-зависимость) [8] представляет еще одну важную проблему компьютерной гипермотивированности. Однако подобная проблема не стоит перед школьным психологом так остро, как компьютерные игры. Для возникновения интернет-зависимости необходимо большое количество условий, которые для школьника встречаются достаточно редко: наличие ПК хорошей конфигурации, подключения к Интернет, хорошее владение компьютером и, в частности, навигацией в сети и т.д. Обычно эта проблема, если она возникает, встречается в старших классах.
Исследования позволили установить, что Интернет привлекает людей неформальностью общения, произвольно регулируемой анонимностью (человек дает о себе лишь ту информацию, которую считает нужной), свободой от принятых стереотипов обычного непосредственного общения, а лица, проводящие в сети много времени, характеризуются повышенной деловой направленностью, повышенной потребностью в общении, повышенной внушаемостью и рядом иных особенностей, присущих инструментальным ценностям личности.
О боязни компьютеров (компьютерофобии) мы уже говорили. Одним из способов борьбы с ней является введение игровых компонентов в обучающий процесс. В психологическом отношении компьютерная игра полифункциональна: она формирует определенные знания, умения и навыки, способствует развитию тех или иных психических качеств и т.д. Игра обладает огромным мотивационным потенциалом, а компьютерная игра в силу многомодальности содержащейся информации и возможности воздействовать на события и героев в реальном масштабе времени создает эффект присутствия, добавим к этому широкий выбор игр по типу, сюжету, действующим лицам, и мы поймем, насколько притягательным для ребенка по сравнению с повседневной жизнью покажутся приключения в выдуманной компьютерной стране [5, 7].
Привлекательность игровых компьютерных программ приводит к чрезмерному увлечению компьютерными играми, что может иметь достаточно серьезные последствия для ребенка; сдвиг мотива с учебной деятельности и других мотивов реальной жизнедеятельности на виртуальную деятельность (пройти тот или иной этап в игре, победить того или иного героя и т.д.). Ребенок в таких случаях просиживает много времени за компьютером, меньше внимания уделяет учебе, успеваемость его снижается, он ведет малоактивный образ жизни, общение с друзьями становится редким.
Влияние работы с компьютером, в том числе и компьютерных игр, на развитие личности школьника не ограничивается мотивационной сферой. Большому влиянию подвергается когнитивная сфера, связанная с деятельностью познавательных процессов, и личность ребенка. В литературе имеются достаточно противоречивые данные о воздействии компьютера на развитие психических особенностей ребенка [1, 3, 4, 5]. Это объясняется местом компьютера в структуре деятельности, характером и длительностью работы с компьютером, возрастом детей и рядом других важных условий. Анализ литературных данных показывает, что работа с компьютером действует практически на все основные психические явления: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, общение, характер, способности и пр. В ряде случаев указанные качества формировались целенаправленно. Сейчас в силу новизны проблемы невозможно составить достаточно полное руководство, содержащее описание развивающих программ, в том числе и игровых, с указанием на психолого-педагогические особенности их использования.
Вопросы и задания
1. Домашний компьютер для школьника: за и против.
2. Какие достоинства и недостатки содержатся в самостоятельном изучении школьниками отдельных тем учебных предметов с помощью компьютера?
3. Может ли современный учитель успешно заниматься учебно-воспитательной работой без использования информационно-компьютерных технологий?
4. Возможности компьютера при работе педагога в группе продленного дня в начальных классах.
5. Чем может помочь психолог в следующих ситуациях:
а) родители озабочены чрезмерным увлечением сына-девятиклассника компьютером;
б) школа располагает компьютерами и программами, пригодными для обеспечения учебного процесса, но два учителя-предметника отказываются внедрять новые формы работы.
План семинара
«Психологические аспекты компьютеризации образования»
1. Учитель и компьютер.
2. Ученик и компьютер.
3. Психолог и компьютер.
Основная литература
1. Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 68-78.
2. Киселев Б., Моисеева М. С домашним компьютером к образованию // Компьютер в школе. 1998. № 2. С. 30-31.
3. Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М., 1986.
4. Чайнова Л.Д., Горвиц Ю.М. Компьютеры для детей: психологические проблемы безопасности и комфорта // Психологический журнал. 1991. Т. 12. С. 63-73.
Дополнительная литература
5. Прохоров А.О., Сережкина А.Б. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютерного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 53-61.
6. Лесневский А. Проект SITES // Компьютер в школе. 2000. № 3. С.31-34.
7. Фомичева Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 3. С. 27-39.
8. Young К. Pathological Internet Use: The Emergence of a New Clinical Disorder, University of Pittsburgh at Bradford. Session 2127, August 10, 1996. Metro Toronto Convention Center.
Приложения
Приложение 1
Краткая редакция
Сравнительная таблица.
Преимущества и недостатки методов обучения
Преимущества активных методов обучения
Недостатки различных методов обучения
Активные формы работы и методы обучения способствуют:
— формированию коммуникативных умений и качеств, умения ясно формулировать свои мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.
— формированию умения принимать и анализировать решения и решать проблемы;
— развитию представлений о нравственных идеалах и ценностях в жизни человека и общества;
Работы в парах— способствуют формированию коммуникативных, регулятивных и универсальных учебных действий.
Работы в группах– создают перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.
Проектирование- особый вид деятельности, в результате которого обучающиеся:
-учатся ставить задачи;
— учатся анализировать ситуацию;
— выделять проблему;
— формулировать ожидаемые результаты;
— находить оптимальный способ решения проблемы;
— составлять план действий;
— оценивать и анализировать свою работу;
— соотносить полученные результаты с ожидаемыми. — создают конечный продукт их собственного творчества;
Технологии сотрудничества — воспитывают и реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ученика. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, оценивают, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Драматизация — это форма организации учебной деятельности близкая к игре и обладающая большой привлекательностью для школьников младшего звена.
Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе — являются средством оптимизации процесса обучения.
Применение средствИКТ позволяет:
-концентрировать внимание учащихся и активизировать их познавательную деятельность;
— дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока.
— экономить время на уроке;
Внеурочные формы деятельности — имеют важное значение в формировании представлений о нравственных нормах, в нравственном воспитании ребёнка, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам.
Уроки-экскурсии —формируют понятия «содержание священных книг», «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мусульманской и христианской религий.
Задачи экскурсий:
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.
Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий: мечеть, церковь.
Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурно-художественным особенностям.
Воспитывать уважительное и бережное отношение к материальны и духовным ценностям, священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
Воспитание толерантного отношения к представителям различных конфессий.
Кроме этого, на уроках можно проводить виртуальные экскурсии , знакомиться с различными направлениями религий (иудаизм, буддизм, католицизм, православие и т.д. ) и общими принципами вероисповедания.
Составление словаря-глоссария ( понятий и терминов) — способствует не только пониманию изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, а также, систематизации и усвоению учебного материала.
Работа с литературными произведениями -формирует личностные ценности обучающихся , закладываются основные понятия добра и милосердия, любви и уважения, понимания и сострадания, красоты и достоинства.
Систематическая работа с притчами поможет учителю воспитать у обучающихся нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
Технология портфолио— позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ.
При лекционной подачи материала:
— учитель во время лекции может изменить последовательность раскрытия темы, изменить темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня квалификации;
— учитель полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала;
Преимущества семинарских занятий:
— семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала. (с этой целью им задаются вопросы или даются практические задания по пройденному ранее материалу);
— семинар помогает обучающимся лучше понять непонятое на лекции или при чтении дополнительно литературы;
— семинары позволяют преподавателю установить связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент.
Преимущества видео обучения:
— просмотр видео сюжета дает возможность наглядно и доступно изложить материал.
— с помощью видео возможно показать объекты и процессы в деталях и в движении;
— возможность организовать самообучение и повторение материала.
— любой ученик в удобное для него время может взять видеоматериал и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм следует предложенным инструкциям;
— видео материал возможно многократного использовать при групповых, парных и индивидуальных занятиях;
— обучение может использоваться в удобном темпе и месте, в удобное время;
— видео курс может использоваться на уроках неоднократно.
Изучение понятий, терминологии сложны и трудны для понимании учащихся младшего звена.
Недостатки лекционной подачи материала:
— высокие требования к мастерству учителя.
— низкая активность слушателей;
— невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала;
— невозможность учета недостатков в образовательном процессе обучающихся;
Недостатки семинаров:
— учитель должен быть опытным и довольно коммуникабельным человеком.
-семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно не больших группах по 8-25 человек;
Недостатки видео обучения:
— видео материалы не позволяют учитывать индивидуальные достижения обучающихся;
— любой просмотр видео материала оставляет участников пассивными, не давая им возможности задавать вопросы, обсуждать, поэтому необходимо использовать видео как один из приемов организации групповой работы;
— при отсутствии учительского контроля, у обучающихся снижается и пропадает желание самостоятельно изучать материал.
1. Преимущества активных методов обучения.
Перед учителем курса ОРКСЭ возникают вопросы: как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и сотрудничество с обучающимися? Как заинтересовать детей? Как развить у обучающихся познавательный интерес к предмету?
Современный учебный процесс включает в себя множество методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса, мотивации у учеников, которые активизируют деятельность учащихся, заставляют их анализировать, мыслить.
Этому может способствовать применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных форм работы и методов обучения.
Они способствуют:
— формированию умения принимать решения и решать проблемы, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата;
— формированию коммуникативных умений и качеств в разных видах речевой деятельности, умения ясно формулировать мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.
Активные формы работы и методы обучения, которые используются в учебном процессе:
Методы обучения:
Метод моральных дилемм и дискуссий
Эвристические методы
Проектирование
Исследовательский метод
Активные формы учебной работы:
Интервью
Взаимные вопросы и задания для групп
Взаимо объяснение
Беседа эвристического характера
Драматизация (Театрализация)
Сквозные виды учебной деятельности:
Составление словаря-глоссария (терминов и понятий)
Составление галереи образов
Работа с притчами
На уроках ОРКСЭ уделяется много внимания изучению понятий, терминологии, но для учащихся 4 классов они сложны и трудны для понимании.
Для развития у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним используются различные формы и методы:
учебные и социальные проекты
дискуссии (дебаты, диспуты)
эвристические беседы
деловые и ролевые игры
практикумы
различные викторины
уроки-экскурсии
конкурсы
творческие мастерские
Обучающиеся приходят на урок из разных классов, поэтому педагогу следует сплотить их. С этой целью на уроках используется групповая работа. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.
При групповой организации учебной деятельности младших школьников применяются игровые методики. На уроках используются такие формы и приемы работы как:
Взаимо объяснение
Беседа
Творческие мастерские
Взаимные вопросы и задания группам
Практические работы, деловые игры
Интервью
Технологии сотрудничества воспитывают и реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Большое внимание при изучении курса уделяется проектированию, особому виду деятельности, в результате которого обучающиеся:
— учатся ставить задачи;
— учатся анализировать ситуацию;
— выделять проблему;
— формулировать ожидаемые результаты;
— находить оптимальный способ решения проблемы;
— составлять план действий;
— оценивать и анализировать свою работу;
— создают конечный продукт их собственного творчества;
— соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В процессе изучения различных тем обучающимися индивидуальноили в соавторствесоздаются проекты.
Драматизация -это форма организации учебной деятельности близка к игре и обладает большой привлекательностью для младших школьников Драматизация включается в урок в качестве иллюстративного фрагмента притчи, рассказа или презентации.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся.
Информатизация является средством оптимизации процесса обучения. В настоящее время педагогами к каждому уроку подбираются мультимедийные презентации. Электронные образовательные ресурсы позволяют учащимся выполнять домашние задания более полноценно.
Для самостоятельной исследовательской деятельности используются задания типа:
-Найдите иллюстрации к материалу «Священные сооружения различных религий», «Священные книги религий мира», «Религия и искусство».
-Найдите пословицы и поговорки о добре и зле у разных народов мира, о милосердии, о семье, о дружбе и т.д.
Применение средств ИКТ позволяет:
— активизировать мотивацию и познавательную деятельность;
— дает возможность формировать коммуникативные и информационные компетенции у учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока
— экономить время на уроке
Во внеурочной деятельности используются фрагменты учебных программ; отрывки мультимедийных уроков на которых перед учащимися ставятся проблемные вопросы и предлагается найти правильное решение проблемы. Эти формы работы позволяют формировать моральные принципы общения.
Без поддержки со стороны семьи изучение предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным, так как в нравственном воспитании ребёнка, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Поэтому необходимо активно привлекать родителей в учебный процесс. Приобщать родителей при подготовке домашних презентаций, приглашать на открытые мероприятия, проводить анкетирование, давать рекомендации.
Вместе с детьми родители могут познакомиться со священными сооружениями и их предназначением -посетить мечеть, церковь.
В плане работы модуля Основы исламской культуры содержатся темы на которых обучающиеся знакомятся с различными видами религий, их особенностями и общими принципами вероисповедания. В изучение этих тем включены уроки-экскурсии в мечеть, церковь. Целью экскурсий являетсяформирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мусульманской и христианской религий.
Задачи экскурсий:
Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий: мечеть, церковь.
Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.
Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитание толерантного отношения к представителям различных конфессий.
Кроме этого, на уроках можно проводить виртуальные экскурсии по синагоге, буддистской ступе, знакомиться с различными направлениями религий (иудаизм, буддизм, католицизм, православие и т.д. ) и общими принципами вероисповедания.
Большое внимание на уроках уделяется составлению словаря-глоссария( понятий и термино)в. Содержание словаря составляют понятия, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи.
Работая с литературными произведениями формируются личностные ценности обучающихся , закладываются основные понятия добра и милосердия, любви и уважения, понимания и сострадания, красоты и достоинства. Систематическая работа с притчами поможет учителю воспитать у обучающихся нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
Наиболее активными формами работы с притчей являются:
• Обсуждение основной идеи и смысла истории;
• Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
• Драматизация (Театрализация) притч;
• Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
• Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;
Обучающиеся на презентацию темы приносят свои творческие работы: экспонаты религиозных сооружений, символы религий, выпиленные из фанеры и т. д.
Составление выставок направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне, на формирование культурной эрудиции учащихся.
Содержанием выставок становится самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.
По ОРКСЭ установлена безотметочная, зачётная система оценивания в течение всего учебного года. Оценивание направлено на эффективное обучение обучающегося.
Положительно оценивается любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски, ведение тетради.
На уроках ОРКСЭ обучающиеся учатся осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления.
Используется технология портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика, что позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ.
Использование активных форм и методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России.
2. Преимущества и недостатки различных методов обучения.
Если учитель преподносит материал в виде лекции.
Преимущества лекционной подачи материала:
— учитель во время лекции может изменить последовательность раскрытия темы, изменить темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня квалификации;
-лектор полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала
Недостатки лекционной подачи материала:
— высокие требования к мастерству учителя;
— невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала;
— невозможность учета недостатков в образовательном процессе обучающихся
-низкая активность слушателей;
Изучение или закрепление материала в виде семинара.
Преимущества семинарских занятий:
— семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала. С этой целью им задаются вопросы или даются практические задания по пройденному ранее материалу;
— семинар помогает обучающимся лучше понять непонятый материал на лекции или при чтении дополнительной литературы;
— семинары позволяют преподавателю установить связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент.
Недостатки семинаров:
— семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно не больших группах по 8-25 человек;
— учитель должен быть опытным и коммуникабельным человеком.
На уроках возможно использование просмотров видео материалов.
Преимущества видео обучения:
— обучение может использоваться в удобном темпе и месте, в удобное время;
— видео курс может использоваться на уроках неоднократно.
— просмотр видео сюжета дает возможность наглядно и доступно изложить материал.
— с помощью видео возможно показать объекты и процессы в деталях и в движении;
— возможность организовать самообучение и повторение материала.
— любой ученик в удобное время может взять видеокурс и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм следовать предлож?