Какие цвета обладают только одним свойством светлотой
Как известно многим, цвет обладает тремя основными свойствами — это цветовой тон, насыщенность и светлота. И если с определением первых двух особых проблем не возникает, то с третьим многие испытывают некоторые затруднения либо вовсе имеют ошибочное представление. По этому поводу и появилась сегодняшняя заметка.
На всякий случай напомню о первых двух. Тон — это главная характеристика цвета. По сути — это его место в цветовом спектре. Тон является характеристикой хроматических цветов, у ахроматических он отсутствует.
Насыщенность цвета — показатель интенсивности определенного тона, степень его отличия от серого одинаковой с ним светлоты. Т.е. цвет может изменяться от яркого и чистого к блеклому, близкому к серому. Проще всего это понять на примере с пылью: поставили мы, например, на шкаф месяцев шесть назад коробку чистого синего цвета, а теперь решили достать из нее содержимое. Представим, что пыль мы все это время протирать ленились, и что же мы видим? Синий цвет под слоем пыли выглядит блеклым (если его вообще видно). Полное отсутствие насыщенности — это оттенок серого цвета (года три не убирались).
Чтобы посмотреть как изменяется насыщенность того или иного тона, можно воспользоваться Photoshop: открываем диалоговое окно Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) с помощью клавиатурного сокращения Ctrl+U, обязательно ставим галочку Colorize (Тонирование) и наблюдаем за выбранным тоном, изменяя параметр Saturation (Насыщенность). Максимально насыщенный цвет мы видим, если Saturation=100, минимально насыщенный (оттенок серого) Saturation=0.
С помощью этого окна также можно переводить изображения в оттенки серого — достаточно всего лишь убрать насыщенность цветов, т.е. Saturation=0 (галочку Colorize при этом ставить не нужно).
Светлота является достаточно относительной характеристикой, так как выражает степень отличия цвета от белого и черного. Точкой отсчета светлых и темных цветов можно считать средне-серый. От белого до него располагаются светлые, а от него до черного — темные цвета. Для лучшего понимания попробуйте перевести некоторый набор цветов в оттенки серого и сравните полученные значения со средне-серым:
Светлотой обладают как хроматические, так и ахроматические цвета. Причем для ахроматических цветов светлота является единственной характеристикой. Как нетрудно догадаться, черный цвет обладает минимальным значением светлоты, а белый — максимальным.
В Photoshop это значение можно изменять опять же в диалоговом окне Hue/Saturation (клавиатурное сокращение Ctrl+U):
Вильгельм Оствальд полагал, что для создания гармонии нужно использовать как минимум три тона. При этом их контрастность по светлоте будет определять, какое воздействие окажет сочетание на зрителя. Равноконтрастная гармония вызовет ощущение спокойствия, тона с неодинаковым контрастом создадут динамичное и более выразительное сочетание.
Иоханнес Иттен предложил следующую таблицу для сопоставления светлоты:
Таким образом мы видим, что самым светлым из чистых цветов является желтый, а самым темным — фиолетовый. Из этой таблицы очень легко выделить цветовые гармонии, над чем настоятельно рекомендую потренироваться. Умение работать с цветом и чувствовать его многими людьми оценивается даже как шаманство, но, на самом деле, упражняясь и воспитывая его, можно достичь очень хороших результатов.
Я желаю вам успехов в ваших начинаниях, побольше усидчивости и терпения!
Неделю назад мы начали разбирать основные параметры цвета и рассмотрели 12 цветовых тонов, которые используются в колористике при работе с волосами. Сегодня мы поговорим о других, не менее важных характеристиках.
2. Насыщенность цвета.
Под насыщенностью принято понимать степень выраженности цветового тона. В колориметрии её стоит определять следующим образом: чем больше в цветовом тоне серого, тем он менее насыщенный.
В парикмахерском деле есть одно небольшое отличие от традиционной колориметрии. Здесь степень насыщенности определяется не содержанием серого цвета, а количеством натурального оттенка волос – его можно условно описать как серовато-коричневый.
Самыми насыщенными являются чистые спектральные цвета – то есть те видимые цвета, которые получаются при преломлении света с помощью призмы. Это всем известные 7 цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
В колористике используется 9 ступеней насыщенности. Такой шкалой пользуется абсолютное большинство производителей красителей, хотя некоторые из них пользуются еще более упрощенной схемой с 5-6 ступенями.
Максимально чистые цвета с 7 по 9 уровень насыщенности используются только в креативном окрашивании при создании ярких образов. Для получения естественных цветов, как правило, используется насыщенность с 1 по 5 уровень.
3. Температура цвета.
Принято считать, что все цвета можно разделить на две группы: холодные и тёплые. К теплым относят красный, оранжевый и желтый, к холодным – зеленый, синий и фиолетовый. Но на самом деле это не совсем так.
Температура цвета – это относительная характеристика, а не постоянная. Иными словами, цвет может быть холодным или теплым только по отношению к другому цвету, а не сам по себе.
Для примера сравните два «холодных» цвета: синий и фиолетовый. В этой паре фиолетовый покажется вам более теплым, чем синий. Аналогично в паре из двух «тёплых» цветов – жёлтого и оранжевого – жёлтый покажется вам более холодным.
На то, как мы оцениваем температуру одного цвета в сравнении с другим, влияет его состав:
- если в одном цвете больше красного, чем в другом, он воспринимается как более тёплый;
- если в одном цвете больше синего, белого, черного или серого, чем в другом, он воспринимается как более холодный.
Следовательно, чтобы сделать цветовой тон более теплым, к нему нужно добавить красного. При добавлении в цветовой тон серого, черного или белого цвета, он будет становиться более холодным.
4. Светлота.
Светлота цвета – это параметр, определяющий, как данный цвет меняется под влиянием цветов ахроматической гаммы. Как мы уже упоминали, добавление белого сделает цвет более ярким, а добавление черного – более густым и плотным.
В колористике принято использовать 14 степеней светлоты, которые получили название уровней глубины тона или УГТ. Они определяются следующим образом:
- 14 – белый
- 13 – экстра супер светлый блондин
- 12 – супер светлый блондин
- 11 – экстра светлый блондин
- 10 – очень сильно светлый блондин
- 9 – очень светлый блондин
- 8 – светло-русый
- 7 – средне-русый
- 6 – темно-русый
- 5 – светло-коричневый
- 4 – средне-коричневый
- 3 – темно-коричневый
- 2 – натуральный черный (темно-коричневый насыщенный)
- 1 – черный
Понравилась статья? Ставь «палец вверх»!
Не забудьте подписаться на Блог Хорошего Мастера, чтобы получать ещё больше полезных материалов!
Все цвета подразделяются на ахроматические и хроматические:
ахроматические – белый, черный и все серые;
хроматические – все остальные.
Ахроматические цвета обладают только одним свойством – светлотой. Это значит, что если у двух нейтральных цветов светлота одинакова, то они вообще друг от друга ничем не отличаются.
Под серыми, или нейтральными, цветами понимают только такие, в которых совершенно отсутствует какой-либо цветной оттенок; так что всякий желтоватый, синеватый или зеленовато-серый цвет уже не будет ахроматическим. Таким образом, нейтрально-серый цвет – это затененный белый или белый малой яркости.
Хроматические цвета – это спектральные цвета и еще пурпурные, которых в спектре нет. Хроматические цвета в их спектральной последовательности, включая и пурпурные, располагают по окружности, в результате чего получается цветовой круг.
В колористике принято выделять ряд характеристик цвета:
Цветовой тон— основная характеристика хроматических цветов, которая определяет сходство цвета с одним из цветов спектра. Другими словами – это название цвета, он же спектральный цвет, и он же спектральный состав.
Насыщенность — характеристика цвета, которая характеризует содержание чистого хроматического цвета в смешанном цвете. Насыщенность зависит от чистоты цвета, чем более он чист, тем более он насыщен. Серый цвет придает холод цвету, но делает его менее насыщенным. Наиболее насыщенные цвета — спектральные (чистые).
По другому – это сила цвета. Два цвета могут быть одинаковыми по названию (например, оба синие) и по светлоте (ни один из них не темнее и не светлее другого) и в то же время различаться по силе цвета: один может быть ярко-синим, а другой серовато-синим.
При равной насыщенности цветов активнее воздействуют на глаз более светлые цвета, а при равной светлоте – более насыщенные.
Ахроматические цвета не имеют насыщенности.
Светлота — означает степень добавления к данному монохромному цвету белой или черной краски. Темные цвета получают путем примешивания черной краски в чистый цвет.
Другими словами — это наличие в цвете того или иного количества белого или черного.
Цвет, переходя из светлого в тёмный, изменяет свою светлоту.
Яркость — характеристика цвета, которую часто путают со светлотой, но это объективное понятие, которое зависит от количества света, попадающего в глаз наблюдателю от объекта испускающего, пропускающего или отражающего его. Объективность данной характеристики обеспечивается тем, что яркость измеряются специальными приборами, а не на глаз. Наиболее яркий ахроматический цвет — это белый, а наиболее темный — черный. При снижении яркости любой цвет становится черным.
Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета.
Контрастность — отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме. Чем ближе цвета в композиции по яркости, тем более спокойной композиция получается. Чем более контрастные цвета, тем более — яркой и экспрессивной.
Часто дополнительно разделяют цвета на холодные и теплые. В упрощенной трактовке холодными цветами считаются: синий, фиолетовый, зеленый, а теплыми: красный, оранжевый, желтый. Однако в действительности все цвета можно разложить на теплые и холодные оттенки, что позволяет подбирать, например, холодные красные цвета или теплые синие.
Цвет — важнейшее изобразительное средство. Изучение цвета велось уже в глубокой древности, и особенно интенсивно после открытия, сделанного Ньютоном. Он доказал, что солнечный свет состоит из разноцветных лучей. Разложив его с помощью призмы на составные части, ученый получил цветную полоску — спектр, ставший основным средством классификации цветов. Если полоску спектра изобразить красками в виде цветового круга, то каждый цвет в нем займет строго определенное место. Все цвета этого круга назвали хроматическими. Они обладают тремя основными свойствами: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.
Цветовой тон — это оттенок, характеризующий цвет как красный, оранжевый, желтый и т.д. Это главный признак; отличающий хроматические цвета. Насыщенность — это степень выраженности цветового тона. Насыщенными называют цвета цветового круга, малонасыщенными — осветленные или затемненные цвета. Насыщенные цвета получают растворением в воде такого количества акварельной краски, которое не дает ни осветленных, ни затемненных цветов я наилучшим образом выявляет цветовой тон Данного цвета. Малонасыщенный осветленный цвет получают растворением небольшого количества акварельной краски в большом количестве воды; добавлением белил в гуашевую краску; ослаблением нажима на цветной карандаш. Малонасыщенный затемненный цвет получают соединением данного цвета с другими темными цветами, и в первую очередь с черным. Светлота — это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей — фиолетовый. Светлота остальных цветов определяется их близостью к желтому или к фиолетовому.
Кроме хроматических, входящих в цветовой круг, есть цвета ахроматические — черный, белый, серый. Они обладают только одним свойством — светлотой. Серый цвет содержит три основных оттенка: темно-серый, средне — серый и светло-серый. Эти оттенки серого получают из черной краски, которую разбавляют водой (в акварели) или белой краской, или ослаблением нажима на простой и черный карандаш. Для получения других цветов и различных оттенков пользуются смешением красок.
Три краски — красную, синюю и желтую — называют основными: смешивая их, получают многие другие цвета. Например, при смешении красной и желтой красок получается оранжевый цвет, красно-оранжевые и желто-оранжевые оттенки; при смешении красной и синей получают фиолетовый цвет, красно-фиолетовые и фиолетово-красные оттенки; при смешении синей и желтой получается зеленый цвет, зелено-желтые и желто-зеленые оттенки. Цвета, полученные от смешения нескольких разноцветных красок, называют производными или сложными.
При смешении некоторых красок хроматических цветов образуется не новый хроматический цвет, а серый, ахроматический. Это означает, что данные краски, смешиваясь, взаимно уничтожили свои цветовые оттенки. Однако положенные рядом, эти же краски зрительно усиливают свое цветовое звучание. Такие парные цвета называют дополнительными. Они находятся в противоположных зонах цветового круга. При смешении красок дополнительного цвета, взятых в не равной, пропорции, получают оттенок того цвета, краски которого взято больше. При смешении красок не дополнительных получают новый, производный хроматический цвет, который будет находиться в цветовом круге между смежными цветовыми зонами. Смешение одной краски с разным количеством воды, смешение двух и более красок, взятых в разных пропорциях и разбавленных разным количеством воды, дает новые цвета и оттенки и тем самым обогащает живописную палитру.
Бесконечное цветовое разнообразие природы заставляло художника, подражая ей, искать новые более тонкие оттенки в изображениях природных форм через усложнение красочных смесей, создавать новые цветосочетания и находить такие технические приемы письма, которые позволяли приблизиться к цветовому богатству предметного мира. Это не только расширяло изобразительные и выразительные возможности живописи, но и способствовало воспитанию чувства цвета, необходимого для того, чтобы видеть красоту окружающего мира.
 ýòîì ïîñòå õîòåëîñü áû ïîêàçàòü îäèí èç ôåíîìåíîâ âîñïðèÿòèÿ öâåòà, îòêðûòûé Âèëüãåëüìîì ôîí Áåçîëüäîì è íàçâàííûì â åãî ÷åñòü. Ýôôåêò Áåçîëüäà ñòðîèòñÿ íà òîì, ÷òî èçìåíåíèå îäíîãî öâåòà âî âñåé öâåòîâîé ñõåìå ìîæåò èçìåíèòü êîíöåïöèþ íàøåãî äèçàéíà äî íåóçíàâàåìîñòè. Áåçîëüä çàíèìàëñÿ äèçàéíîì êîâðîâ è âñåãäà èñêàë ïðè¸ìû, êîòîðûå ïîìîãóò ïðè íåáîëüøèõ èçìåíåíèÿõ ñäåëàòü äèçàéí ñîâåðøåííî íîâûì.
Äàâàéòå ïîïðîáóåì ðàçîáðàòü ýòîò ýôôåêò íà ïðèìåðå. Ñîçäàäèì êàêîé-íèáóäü óçîð (äà-äà, ýòîò óçîð êîøìàð, íî äëÿ ïîíèìàÿ ñàìîå òî :D)
׸ðíîå îáðàìëåíèå âèçóàëüíî óòÿæåëÿåò íàì óçîð. Åñëè æå ìû õîòèì îñòàâèòü òàêîé æå óçîð äëÿ íàøåé òêàíè (ê ïðèìåðó), è íå õîòèì ìåíÿòü âñå öâåòà, ïîòîìó ÷òî ó íàñ íåò áîëüøå íèòåé öâåòíûõ, òî ìîæíî âîñïîëüçîâàòüñÿ ýòèì ýôôåêòîì è ñìåíèòü ÷¸ðíûé íà áåëûé, òîãäà ìû ïîëó÷èì ñëåäóþùóþ êàðòèíó.
Êàê ìû âèäèì, âìåñòå ñ çàìåíîé ÷¸ðíîãî öâåòà ìû ïîëó÷àåì íå òîëüêî îñâåòëåíèå îáðàìëåíèÿ óçîðà, íî òàêæå è ìåíÿåòñÿ íàøå âîñïðèÿòèå êîìïîçèöèè â öåëîì. Îíà ñòàíîâèòñÿ áîëåå ë¸ãêîé, çàäíèé ôîí îïòè÷åñêè ñòàíîâèòñÿ ñâåòëåå. Èìåííî òàêèå òðàíñôîðìàöèè (âî ìíîæåñòâå âàðèàöèé) ìîãóò ïîìî÷ü äèçàéíåðó â áóäóùåì êîððåêòèðîâàòü ñâîþ öâåòîâóþ êîìïîçèöèþ, èçìåíÿÿ âñåãî îäèí öâåò.
Äàâàéòå âçãëÿíåì íà ýòîò æå ýôôåêò, íî ñ êëàññè÷åñêèì ïðèìåðîì êèðïè÷íîé ñòåíû. Âçãëÿíèòå íà îáà èçîáðàæåíèÿ. Öâåò êèðïè÷à íå ìåíÿåòñÿ, íî åñëè ïðîñòðàíñòâà ìåæäó êðàñíûì çàïîëíèòü áåëûì öâåòîì, òî è ñàì êðàñíûé öâåò ïðèîáðåò¸ò áîëåå ñâåòëûé îòòåíîê (åñòåñòâåííî òîëüêî îïòè÷åñêè).
Òàêîå îïòè÷åñêîå ñìåùåíèå âîçìîæíî è íåìíîãî íà äðóãîì ïðèìåðå. Ê ïðèìåðó, ó âàñ åñòü êîìïîçèöèÿ ñî ñâåòëûì çàäíèêîì. Ñëåäîâàòåëüíî, íà òàêîé êîìïîçèöèè äîìèíèðîâàòü áóäóò áîëåå ò¸ìíûå öâåòà, òàê êàê áóäóò íàèáîëåå êîíòðàñòèðîâàòü ñ íàøèì ôîíîì:
Òåïåðü æå ñìåíîé ôîíà ìû ìîæåì ïîìåíÿòü íàøè «äîìèíàíòû» ìåñòàìè. Ïîñòàâèì ò¸ìíûé ôîí è óâèäèì, êàê äîìèíèðîâàòü òåïåðü ñòàëè ïîëîñû, à íå êðóãè. Ýòî ïðîèçîøëî çà ñ÷¸ò âîçíèêíîâåíèÿ íîâîãî êîíòðàñòà ïðè èçìåíåíèè âñåãî îäíîãî öâåòà:
Íó à òåïåðü âîïðîèçâåä¸ì ñàìûé çíàìåíèòûé ïðèìåð ýôôåêòà Áåçîëüäà, êîòîðûé íàâåðíÿêà âñåì çíàêîì. Âîçüì¸ì êðóã è ðàçîáü¸ì åãî íà 2 ÷àñòè. Ñâåðõó çåë¸íûé, ñíèçó êðàñíûé. Ïîâåðõ êðóãà ó íàñ áóäóò ïîëîñêè, êîòîðûå íà ïðîòÿæåíèè âñåãî êðóãà áóäóò îäèíàêîâîãî öâåòà. È ïîèçìåíÿåì öâåò òîëüêî ýòèõ ïîëîñîê (öâåòà êðóãà íå ìåíÿþòñÿ!)
Êàê âû âèäèòå, ìû, ìåíÿÿ öâåò ëèøü îòäåëüíî âçÿòîãî ýëåìåíòà âàðèðóåì íàøó êîìïîçèöèþ. Åù¸ áîëüøå ýòîò ýôôåêò çàìåòåí âäàëè.
Ñîõðàíèòå ñåáå ýòè êàðòèíêè íà êîìïüþòåð è ïîãëÿäèòå íà èõ ïðåâüþ. Âû óâèäèòå, ÷òî ìû íå òîëüêî ìåíÿåì ñâåòëîòó êîìïîçèöèè, íî è ìåíÿåì öâåò âíóòðè êðóãà(îïòè÷åñêè). Òàêîé ïðè¸ì òàê æå èçâåñòåí, êàê «îïòè÷åñêîå ñìåøåíèå». Èì èñêóñíî âëàäåëè èìïðåññèîíèñòû. Åñëè âû âíèìàòåëüíî ïîñìîòðèòå íà èõ êàðòèíû âáëèçè (òîëüêî â æèâóþ, à íå íà ôîòêàõ â èíåòå! Ñõîäèòå â ãàëåðåþ ýòî âñåãäà ïîëåçíî, îñîáåííî åñëè âû óâëåêàåòåñü öâåòîì. Ñìîòðèòå íà ðàáîòû èìïðåññèîíèñòîâ, ïåéçàæèñòîâ ðàçíûõ ýïîõ, à òàêæå íà âèäíûõ äåÿòåëåé àâàíãàðäà íà÷àëà 20 âåêà (Ìàëåâè÷, Êàíäèíñêèé è ò.ä.)), òî ñìîæåòå çàìåòèòü, ÷òî îíè ÷àñòî èñïîëüçîâàëè ýòîò ïðè¸ì. Âìåñòî ÷èñòîé çåë¸íîé êðàñêè îíè èñïîëüçîâàëè æ¸ëòóþ è ñèíþþ êðàñêó è äåëàëè èìè íåáîëüøèå ìàçêè äðóã ðÿäîì ñ äðóãîì, ÷òî íà óäàëåíèè äàâàëî çåë¸íûé öâåò.
Íà ýòîì äóìàþ ñ äàííûì ýôôåêòîì ìîæíî çàêîí÷èòü 🙂 Íàäåþñü âàì áûëî èíòåðåñíî! Äî íîâûõ âñòðå÷!
Пытаясь достичь какого-то равновесия между ребёнком, работой и (не)здоровьем, я на какое-то время забросила проект «рациональный гардероб». Но я скучаю, так что вот кое-что, обещанное давным-давно 🙂
Свойства цвета
Прежде всего можно разделить все колористическое многообразие на две большие группы: хроматические и ахроматические цвета. Хроматические («цветные») – содержащиеся в спектре и производные от них – цвета от красного до фиолетового и их высветленные или затемнённые вариации. Ахроматические («нецветные») – отсутствующие в спектре, образующиеся при отражении или поглощении всего спектра в равной степени – черный, белый и производный от них серый. Свойства этих групп цветов будут неодинаковы в силу различия в их природе. Но «хроматические-ахроматические» – пока ещё не свойства, это некие общие принципы.
Свойства цвета можно разделить на объективные и субъективные. Объективные свойства проистекают из понимания цвета как физического явления, пучка электромагнитных волн определённой длины/потока частиц определённой плотности. Субъективные факторы — это особенности человеческого зрения и восприятия, влияние цвета на психику человека, иллюзии цветового зрения.
Другими словами, есть световые волны разной длины, взаимодействующие друг с другом, поглощаемые поверхностями предметов и отражающиеся от них – и есть наблюдатель, глаз которого улавливает эти волны и предает сигнал мозгу, который преображает полученный сигнал в цветовое ощущение. Световые волны существуют сами по себе, помимо человека, они обладают свойствами, которые могут быть измерены при помощи колориметрических приборов, а затем могут быть выражены количественно. Эти свойства цвета называют основными (=объективными).
Но человек – не прибор, он не измеряет цвета, а реагирует на них эмоционально, присваивает оттенкам качества, которыми они на самом деле не обладают (например, холод, тяжесть и т.д.). Так появляются свойства цвета, обусловленные восприятием (=субъективные) (рисунок 1).
Рисунок 1
Основные свойства цвета
Основные свойства цветов могут быть выражены в числах, поддаются измерению при помощи специальных приборов. Возможность точного измерения и численного выражения цвета имеет большое значение при подборе цвета в полиграфии, колорировании, дизайне. Из-за принципиальной возможности измерения и количественного выражения основные цвета могут быть смоделированы на компьютере (цветовые модели HSL и HSB). Цвета можно точно сравнивать между собой по основным свойствам. К основным свойствам цвета относятся цветовой тон, светлота (яркость) и насыщенность (рисунок 2).
Рисунок 2
* Цветовой тон (цветность) – собственно цветовое ощущение, название цвета и его оттенков: желтый, синий, красный, лимонный, коричневый, хаки и т.д. (рисунок 2а). Цветовой тон обусловлен длиной волны светового излучения.
Цветовой тон – первичный элемент цветовой композиции. Он служит исходным материалом для дальнейших преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности. Даже собственно цветовой тон обладает богатыми композиционными возможностями. Иногда только изменением оттенков тона можно влиять на эмоциональную выразительность композиции.
Естественной шкалой цветовых тонов служит спектр солнечного света, в котором различают около 130 тонов. Однако на практике используют атласы цвета – эталонные наборы цветовых измерений, включающие таблицы цветовых рядов с систематизированными характеристиками каждого образца цвета (например, каталоги PANTONE, атлас Манселла и т. д.). Профессиональные направления моды дают номера модных цветов по каталогам.
* Светлота (яркость) – свойство, выражающее близость ахроматических и хроматических цветов к белому или черному (рисунок 2б). С точки зрения физики, это величина, характеризующая плотность светового потока, отражённого окрашенным предметом в направлении наблюдателя. Чем больше света отразилось — тем светлее цвет поверхности.
Светлота – единственная характеристика ахроматических цветов. Максимальную светлоту из всех возможных имеет идеально белая поверхность, минимальную – идеально черная.
По светлоте можно сравнивать любые цвета – ахроматические с ахроматическими, хроматические с хроматическими, ахроматические с хроматическими. По светлоте различаются даже спектральные тона (рисунок 3, я его уже когда-то показывала). Самые светлые – желтые, самые темные – синие и фиолетовые.
Рисунок 3
Шкала светлот – это равноступенный ахроматический ряд от белого до черного с различным количеством серых оттенков между ними. Человеческий глаз различает около 300 градаций светлоты. Шкала, применяемая в компьютерной графике – 256 тонов.
* Насыщенность – степень выраженности цветового тона (рисунок 2в). Грубо говоря, это количество колера в краске, чем больше сыпануть колера, тем насыщеннее цвет. Насыщенность является показателем силы и чистоты цвета. Наиболее насыщенные цвета, как правило, используются для выделения акцентов.
Насыщенность любого тона уменьшается от добавления к нему ахроматического цвета – белого, чёрного или серого. При добавлении белого и более светлого серого уменьшается насыщенность и увеличивается светлота, при добавлении черного и более темного серого уменьшается насыщенность и светлота, при добавлении равного серого уменьшается насыщенность. При смешивании двух хроматических цветов в большинстве случаев насыщенность получившегося цвета меньше насыщенности исходных тонов. Поэтому чем больше ваш набор красок, тем большими возможностями к воспроизведению сильных тонов вы обладаете (привет тем, кто считает, что из трёх основных цветов можно получить весь спектр. нельзя).
Насыщенность не следует путать с интенсивностью. Наиболее интенсивны чистые (=спектральные) тона. Очень светлые и тёмные тона выглядят не слишком интенсивными даже при высокой насыщенности.
Понятие, близкое к насыщенности — чистота цвета. Чистота — это близость цвета к спектральному. Чистота спектральных цветов принимается за единицу.
Типичная ошибка, связанная с основными свойствами цвета: путают тон и светлоту («на полтона светлее/темнее»). Если спросить, сколько это — полтона, никто не ответит вам внятно. Такой единицы (общепринятой и измеряемой количественно) нет. И каждый понимает её в меру собственного измышления и чувствительности к светлотным градациям.
Про субъективные свойства — отдельным постом. Если интересно 😉