Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета

Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета thumbnail

Гаяна Фарсаданян
Общее понятие «Загадки». Виды загадок

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?

Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.

ЗАГАДКА — это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.

Виды загадок с примерами

1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?

Ответ: замок.

Стихотворная форма:

Росло, повыросло,

Из куста повылезло,

По рукам покатилось,

В зубах очутилось.

Ответ: (Орехи.).

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это.

Мишка Белка *

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

Примеры:

У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?

Ответ: (Да, если трактористы – женщины).

Какое слово всегда звучит неверно?

Ответ: (Слово «неверно”).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Типичная математическая загадка «Поезда»:

Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?

Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.

Простая математическая задача на счет:

Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?

Ответ: (На 23 день).

5. Сюжетные загадки.

Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.

Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:

“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”

Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

Простейшая логическая загадка:

Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?

Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).

Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.

7. Юмористические (“дурацкие”) загадки

обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Пример:

Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?

Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.

Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!

9. Шарады, анаграммы, ребусы

Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.

Источник

описание свойств признаков

С загадками знаком каждый. Эта малая форма народного творчества дает необыкновенно большие возможности для развития ребенка. Она появляется в жизни малыша еще в дошкольный период и становится одним из самых любимых занятий на долгие годы.

Что такое загадка

Среди большого разнообразия жанров, принадлежащих устному народному творчеству, таких как потешки, шутки, прибаутки, песенки, пословицы, поговорки, загадка занимает самое почетное место. И ее ни с чем не спутаешь.

Читайте также:  В какой паре первое вещество обладает более сильными кислотными свойствами

В загадке изложение вопроса предельно сжато, но при этом оно остается емким и образным. Задача автора загадки состоит в том, чтобы не было упущено описание свойств, признаков, характерных определенному предмету или явлению.

Каким целям служит загадка в развитии детей

Педагог или родители, предлагая ребенку игру, где надо отгадать загадки, преследуют определенные цели. Некоторые из них можно сформулировать следующим образом:

  • Развитие образности речи. Этому способствуют такие средства, как эпитеты, олицетворения, сравнения, ритм и рифма.
  • Употребление многозначных слов в загадках. Оно помогает обогатить словарный запас ребенка. При разгадывании загадки маленькому человечку приходится задумываться о вторичном значении слова, обращать внимание на такое явление языка, как многозначность.
  • Развитие фантазии. В загадке всегда есть выдумка. Ребенок невольно должен следовать ей, развивая при этом свое воображение. Свойства и признаки предметов, описываемые в загадке, не соответствуют действительности. И только отгадка все ставит на свои места.
  • Понимание связей. Загадка предоставляет возможность задуматься о связях, существующих в мире между предметами и явлениями.

Представленный здесь перечень обозначил лишь основные цели, которые обычно преследуют взрослые, играя с ребенком в загадки. На самом деле этот список гораздо обширнее.

Типы загадок и готовность детей к работе с ними

Отгадывая загадки, ребенок решает определенные логические задачи, выполняет определенные умственные операции. В зависимости от этого все загадки делятся на группы по уровню их сложности.

Успех отгадывания загадок любого уровня сложности будет зависеть от того, насколько дети к этому готовы. Они должны ориентироваться в мире вещей, действий, отношений, которые описаны в текстах загадок. Чтобы ребенок мог это делать, взрослым надо проводить целенаправленную подготовительную работу.

загадки описания свойств

Развитие способности малыша анализировать язык загадки во многом будет влиять на результативность при их отгадывании. Любая загадка, предложенная ребенку взрослым, должна быть рассмотрена с разных позиций: понравилось ли задание, удачно ли описан предмет, что натолкнуло на правильный ответ, какие слова описывают запах, цвет, действие.

Учитывая то, что когда-то малышу будет предложено задание самому придумать загадку, можно включить в работу такие вопросы:

  • Какими словами начинается загадка?
  • Как заканчивается?
  • Каким способом сформулирован вопрос?
  • Подбери свои слова для описания предмета.

Постепенно ребенок научится самостоятельно находить отгадку, используя все признаки, свойства предметов, описанные в ней. А поможет ему в этом язык загадки.

Кроме того, на результат могут повлиять манера преподнесения задания взрослым, уровень речевого развития ребенка, его возраст, объем владения знаниями энциклопедического характера и другие факторы.

Загадки первого уровня. Признаки предмета

загадки описание признаков

В заданиях первого уровня сложности представлены такие загадки – описание признаков какого-то явления или предмета. При этом идет простое их перечисление. Называются величина, форма, цвет, назначение, звучание, материал изготовления, способы движения и так далее.

В эту же группу можно включить загадки, где есть описание признаков, но в их перечне зашифровано решение задачи. Чтобы отгадать подобные загадки, достаточно сделать простой анализ, то есть выделить признаки, а затем объединить их в единое целое, выполнив операцию синтеза.

Обычно загадки, относящиеся к первому уровню сложности, предоставляют испытуемому достаточное количество признаков — и логическая задача решается легко и быстро.

Загадки второго уровня. Свойства предметов

В эту группу включены загадки – описания свойств предметов, которые выражены одним–двумя признаками. Несмотря на краткость описания, малышу необходимо восстановить целостный образ.

К этой же группе относятся загадки, которые основаны на сопоставлении, сравнении предметов и явлений. В тексте может использоваться прием отрицания.

Чтобы отгадывать подобные загадки, ребенок должен иметь достаточно полное представление о загадываемом предмете или явлении. Ему нужно не только выделить в загадке описание свойств, но и сопоставить их с другими характерными чертами этого же предмета, которые в тексте задания не представлены.

Загадки третьего уровня. Описание свойств, признаков

Чтобы отгадать загадки, относящиеся к третьему уровню сложности, детям нужно выполнить операции сравнения свойств и признаков, которые на первый взгляд кажутся очень далеки друг от друга. Но это может показаться лишь сначала. Здесь ребенку нужно понять скрытый смысл метафоры.

Тематика загадок

На выбор тем загадок, где представлено описание свойств, признаков предметов, действий, явлений влияют многие факторы. Прежде всего, нужно помнить, что дети имеют ограниченные представления о мире, в котором живут. Это связано с их небогатым жизненным опытом.

описание признаков

Именно по этой причине темой загадок могут быть предметы, которые окружают ребенка в повседневной жизни. Они близки малышу, оказывают на него эмоциональное воздействие. Наиболее часто словами-отгадками являются названия игрушек, домашних животных, продуктов питания, предметов гигиены и обихода.

С возрастом круг тем расширяется, меняется и уровень сложности предлагаемых загадок. Транспорт, явления природы, спорт, профессии, мир растений и животных – перечень тем загадок, которые можно использовать с детьми старшего возраста.

Сочинение собственных загадок

Процесс отгадывания очень увлекает детей. Но придумывание своих загадок не менее интересное занятие, хотя оно намного сложнее.

Читайте также:  Какое свойство липидов лежит в основе энергетической

описание свойств

В самом начале освоения этого вида работы малышам нужно предлагать для сочинения загадки – описания свойств. Они составляются по образцу, который демонстрирует взрослый. Не секрет, что не все дети способны справиться с таким видом задания сразу. Но регулярные занятия способны развить этот навык у любого ребенка.

По прошествии определенного времени ребята сами будут придумывать загадки на описание свойств, признаков предметов, получая от этого вида работы истинное наслаждение.

Итогом творческой работы детей по сочинению загадок может стать оформленная ими книга или альбом. Кроме текстов загадок, в альбом можно поместить иллюстрации к ним.

Для справки

При работе с загадкой постоянно приходится оперировать понятиями «признак» и «свойство». Так чем признак отличается от свойства? Коротко это можно сформулировать так: признак – общая характеристика предмета. Свойство дает развернутое описание качества предмета.

чем признак отличается от свойства

История появления загадки в нашей жизни может быть интересна как детям, так и взрослым.

Особое отношение к этому виду творчества было еще у древнего человека. Известно, что во многих племенах существовал обряд посвящения мальчика в мужчину. Чтобы молодой человек мог выдержать испытания на зрелость, ему нужно было доказать свою ловкость, физическую силу и мужество. Для этого требовалось выдержать сильную боль, убить на охоте свирепого хищника, а также показать свои ум, знания, сообразительность.

У германцев и древних греков одним из видов единоборства было отгадывание загадок. Мужчина, который не справлялся с заданием, лишался жизни.

У славян существует поверье о том, что русалки любят загадывать загадки и губят людей, которые не могут найти ответ.

свойства и признаки

Загадывание и отгадывание загадок было обязательным условием русского свадебного обряда. Подружки невесты должны были придумать для жениха и его друзей очень трудные задания. Если молодые люди не могли отгадать эти загадки, то и невесту им не отдавали. Подобный обряд можно увидеть и на современных свадьбах, только теперь он носит шуточный характер.

Появившись много тысячелетий назад, загадки всегда были и остаются средством, при помощи которого можно пополнить багаж знаний об окружающем мире, развить свою способность мыслить образно, неординарно, проявить наблюдательность, смекалку, ум.

Источник

Тема урока: «Загадки. Какие бывают загадки.».

 Цели урока. Обобщений и расширение  знаний о русском фольклоре. Развитие логического мышления и познавательной активности. Воспитание любви к устному народному творчеству, к народной мудрости.

Ход урока.

 I.Организационный момент. (Слайд 1)

-Прозвенел звонок, начинается урок. Сегодня нас ожидает не обычный урок, а урок- путешествие. Вы часто ходите в лес? (Слайд 2)

 -А зачем? (Ответы детей.)

-Верно! В лес ходят по грибы, да по ягоды. А в сказочный осенний лес за загадками  да пословицами не ходили? Да за мудростью народной?

Тогда в путь! А чтобы достичь нам своей цели, возьмём в помощь наш «Живой цветок». (Слайд 3)

II. Повторение жанров произведений фольклора.

-Посмотрите внимательно на этот «Живой цветок». Кто помнит, как он назывался?

Правильно. Давайте , ребята, вспомним названия всех лепестков нашего цветка.

-Итак, мы повторили все жанры произведений фольклора. Ответьте на вопрос: Что такое фольклор? (Произведения устного народного творчества.) (Слайд 4)

-Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Сегодня будем изучать лепесток с названием «Загадка» и отправляемся в путь. (Слайд 5)

III.Работа над понятием «Загадка».

1.Первая Остановка «Царство Бабы-Яги».

Звучит музыка. Дети встают возле парт и имитируют ходьбу. Появляется Баба-Яга. (Слайд 6)

К вам обращается Баба Яга.

Ей не понравилось, что мы нарушили ее покой, что мы ходим в ее владениях. 

Мы с вами в сказочный лес за народной мудростью отправились, но Яге это не нравится, она постарается нам вредить.  

Она предлагает нам задание. Кто ее загадки отгадает, того он и пропустит. Слушайте!

Загадки:

1)Летом шубу надевает, а зимой её снимает. (Лиственный лес.) (Слайд 7) 

2)Весной цвету, летом плод даю, осенью увядаю, зимой не умираю. (Ель, сосна.) (Слайд 8)

3)Платье скинула, а пуговки остались. (Рябина.) (Слайд 9)

 4)Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.) (Слайд 10)

 5) Не драгоценный камень, а светится. (Лёд.) (Слайд 11)

6) Гость гостил, Золотой мост мостил- Без ножа, без топора, Без железного долота. (Мороз.) (Слайд 12)

 7)Лежит брус во всю Русь. Если бы руки да ноги, то бы встал Да до неба достал. (Дорога.) (Слайд 13)

 Ну что, отгадали мы загадки Бабы Яги, но она не согласна, чтобы мы двигались дальше.

Отгадать-то отгадали, да что же такое загадка не сказали.

 Что ж, ребята, разберёмся, что такое «Загадка». Заодно и Бабе-Яге расскажем.

2)Работа с учебником.

-Чтение учеником понятия «загадка» на с. 5. (Слайд 14)

 -Чтение загадок «цепочкой» и отгадывание на странице 5.

 Вывод. Загадка — короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или действия. (Слайд 15)

IV.Наблюдение над разнообразием загадок.

Читайте также:  Чернила epson 673 lm свойства для каких принтеров

-Продолжаем работать по учебнику. А помогать нам будет Баба-Яга.

-Загадки интересно разгадывать. Они проверяют смекалку, наблюдательность, сообразительность. Поэтому все- и дети и взрослые- любят загадки. А теперь вы узнаете, какие бывают загадки, как они строятся, как их нужно читать.

1)Виды загадок.

 Расскажу вам, какие загадки бывают. (Слайд 16)

Загадки- описание свойств, признаков предмета №1 стр.6. Загадки- противопоставления №2 стр.7.  Загадки- вопросы №3 стр.7.  Загадки- сравнения №4 стр.7

 Загадки- описания действий предмета №5 стр.7

 Вывод. При чтении загадок нужно выделять те слова, которые помогают найти отгадку. В загадках- вопросах выделяй вопрос.

 Бабе Яге очень понравилось как вы работали. Она желает вам счастливого пути!

V.Физкультминутка.

 Звучит музыка. Дети опять «отправляются в путь». Они идут, приседают под «препятствиями», перепрыгивают через «пропасти», пробираются по «одной дощечке».

VI.Работа в тетради.

Остановка « Емелина печка». (Слайд 17)

Ребята! Узнаёте этого героя? Кто это? Из какой сказки?

 -Емеля, здравствуй, встречай гостей! Не подскажешь, правильно ли мы за народной мудростью идём?

Емеля хочет нам помочь,да вот напасть- печка моя сломалась! И пока вы задания в тетради не выполните, она не поедет.

 Выполним задание в тетради.

1)Отгадайте загадки, укажите стрелкой тему.

 2)  «Соберите загадку». Напишите отгадку.

 3)Точное слово. Подчеркните слова, которые помогут вам найти отгадку.

Емеля. Молодцы, ребята, быстро и правильно справились с заданием. Ну, а теперь в путь.

 VIII.Домашнее задание.

 Выучить что такое загадка. Прочитать и отгадать загадки в хрестоматии страницы 3 -4

 IX.Итог урока.

 Какие вы, ребята, молодцы. Запаслись народной мудростью. Пора вам возвращаться домой.

Итак, ребята, мы с вами совершили большое путешествие в страну «Народной мудрости». О каком виде фольклора мы сегодня узнали подробнее?

Источник

Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?

Признак предмета — это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина — является предметом, а зеленая — это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?

Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета

Давай попробуем выделить существенные (то есть основные) признаки обыкновенной тетради. Расскажи, какая она, тетрадь: из какого материала сделана, какого размера, какой толщины, для чего предназначена? Если ты сумел рассказать о тетради, значит, ты сумел выделить признаки, по которым она отличается, например, от карандаша. Итак, один из основных признаков предмета – это цвет. Цвет мы обозначим так: Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета

И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.

Какие бывают загадки описание свойств признаков предметаКакие бывают загадки описание свойств признаков предметаКакие бывают загадки описание свойств признаков предмета

Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета

А теперь назови как можно больше предметов:

а) красного цвета;

б) зелёного цвета;

в) чёрного цвета;

г) голубого цвета.

Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?

Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета

Ну вот мы и убедились, что с таким признаком предметов, как цвет, ты знаком хорошо.

Следующий важный признак предмета – это форма. Форму мы обозначим так:

Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета

Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?

Назови как можно больше предметов:

а) круглой формы;

б) овальной формы;

в) квадратных;

г) прямоугольных.

Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета и такого цвета: Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета?

Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета

Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так: Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета

Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета

А теперь правильно назови большой Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета и маленький Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета предмет в паре. Например, слон – слоненок.

Выделяя признаки предметов, например, цвет – красный, желтый; форму – круглый, квадратный; размер – большой, маленький, — мы сравниваем предметы между собой.

А теперь попробуй с помощью обозначений Какие бывают загадки описание свойств признаков предметаКакие бывают загадки описание свойств признаков предметаКакие бывают загадки описание свойств признаков предмета обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:

Какие бывают загадки описание свойств признаков предметаКакие бывают загадки описание свойств признаков предмета — красное яблоко.

Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.

ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ

Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета

Какие бывают загадки описание свойств признаков предметаПокажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.

Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.

Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы, занесут твори ответы в специальный бланк ответов.

Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета

Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?

1 загадкаКакие бывают загадки описание свойств признаков предмета

2 загадкаКакие бывают загадки описание свойств признаков предмета

3 загадкаКакие бывают загадки описание свойств признаков предмета

4. Составь свою загадку о том, что растет в огородеКакие бывают загадки описание свойств признаков предмета

Задание 3. Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета

Задание 4.

Задание 5.

Задание 6.

Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета

Какие бывают загадки описание свойств признаков предмета

В каждом окошке найди нужный рисунок.

Источник