Какие бывают загадки описание свойств признаков
Гаяна Фарсаданян
Общее понятие «Загадки». Виды загадок
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?
Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.
ЗАГАДКА — это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.
Виды загадок с примерами
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.
Стихотворная форма:
Росло, повыросло,
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
В зубах очутилось.
Ответ: (Орехи.).
2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это.
Мишка Белка *
3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
Примеры:
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: (Да, если трактористы – женщины).
Какое слово всегда звучит неверно?
Ответ: (Слово «неверно”).
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:
Типичная математическая загадка «Поезда»:
Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?
Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.
Простая математическая задача на счет:
Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?
Ответ: (На 23 день).
5. Сюжетные загадки.
Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:
“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”
Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.
6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.
Простейшая логическая загадка:
Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?
Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.
7. Юмористические (“дурацкие”) загадки
обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.
Пример:
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!
8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!
9. Шарады, анаграммы, ребусы
Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.
С загадками знаком каждый. Эта малая форма народного творчества дает необыкновенно большие возможности для развития ребенка. Она появляется в жизни малыша еще в дошкольный период и становится одним из самых любимых занятий на долгие годы.
Что такое загадка
Среди большого разнообразия жанров, принадлежащих устному народному творчеству, таких как потешки, шутки, прибаутки, песенки, пословицы, поговорки, загадка занимает самое почетное место. И ее ни с чем не спутаешь.
В загадке изложение вопроса предельно сжато, но при этом оно остается емким и образным. Задача автора загадки состоит в том, чтобы не было упущено описание свойств, признаков, характерных определенному предмету или явлению.
Каким целям служит загадка в развитии детей
Педагог или родители, предлагая ребенку игру, где надо отгадать загадки, преследуют определенные цели. Некоторые из них можно сформулировать следующим образом:
- Развитие образности речи. Этому способствуют такие средства, как эпитеты, олицетворения, сравнения, ритм и рифма.
- Употребление многозначных слов в загадках. Оно помогает обогатить словарный запас ребенка. При разгадывании загадки маленькому человечку приходится задумываться о вторичном значении слова, обращать внимание на такое явление языка, как многозначность.
- Развитие фантазии. В загадке всегда есть выдумка. Ребенок невольно должен следовать ей, развивая при этом свое воображение. Свойства и признаки предметов, описываемые в загадке, не соответствуют действительности. И только отгадка все ставит на свои места.
- Понимание связей. Загадка предоставляет возможность задуматься о связях, существующих в мире между предметами и явлениями.
Представленный здесь перечень обозначил лишь основные цели, которые обычно преследуют взрослые, играя с ребенком в загадки. На самом деле этот список гораздо обширнее.
Типы загадок и готовность детей к работе с ними
Отгадывая загадки, ребенок решает определенные логические задачи, выполняет определенные умственные операции. В зависимости от этого все загадки делятся на группы по уровню их сложности.
Успех отгадывания загадок любого уровня сложности будет зависеть от того, насколько дети к этому готовы. Они должны ориентироваться в мире вещей, действий, отношений, которые описаны в текстах загадок. Чтобы ребенок мог это делать, взрослым надо проводить целенаправленную подготовительную работу.
Развитие способности малыша анализировать язык загадки во многом будет влиять на результативность при их отгадывании. Любая загадка, предложенная ребенку взрослым, должна быть рассмотрена с разных позиций: понравилось ли задание, удачно ли описан предмет, что натолкнуло на правильный ответ, какие слова описывают запах, цвет, действие.
Учитывая то, что когда-то малышу будет предложено задание самому придумать загадку, можно включить в работу такие вопросы:
- Какими словами начинается загадка?
- Как заканчивается?
- Каким способом сформулирован вопрос?
- Подбери свои слова для описания предмета.
Постепенно ребенок научится самостоятельно находить отгадку, используя все признаки, свойства предметов, описанные в ней. А поможет ему в этом язык загадки.
Кроме того, на результат могут повлиять манера преподнесения задания взрослым, уровень речевого развития ребенка, его возраст, объем владения знаниями энциклопедического характера и другие факторы.
Загадки первого уровня. Признаки предмета
В заданиях первого уровня сложности представлены такие загадки – описание признаков какого-то явления или предмета. При этом идет простое их перечисление. Называются величина, форма, цвет, назначение, звучание, материал изготовления, способы движения и так далее.
В эту же группу можно включить загадки, где есть описание признаков, но в их перечне зашифровано решение задачи. Чтобы отгадать подобные загадки, достаточно сделать простой анализ, то есть выделить признаки, а затем объединить их в единое целое, выполнив операцию синтеза.
Обычно загадки, относящиеся к первому уровню сложности, предоставляют испытуемому достаточное количество признаков — и логическая задача решается легко и быстро.
Загадки второго уровня. Свойства предметов
В эту группу включены загадки – описания свойств предметов, которые выражены одним–двумя признаками. Несмотря на краткость описания, малышу необходимо восстановить целостный образ.
К этой же группе относятся загадки, которые основаны на сопоставлении, сравнении предметов и явлений. В тексте может использоваться прием отрицания.
Чтобы отгадывать подобные загадки, ребенок должен иметь достаточно полное представление о загадываемом предмете или явлении. Ему нужно не только выделить в загадке описание свойств, но и сопоставить их с другими характерными чертами этого же предмета, которые в тексте задания не представлены.
Загадки третьего уровня. Описание свойств, признаков
Чтобы отгадать загадки, относящиеся к третьему уровню сложности, детям нужно выполнить операции сравнения свойств и признаков, которые на первый взгляд кажутся очень далеки друг от друга. Но это может показаться лишь сначала. Здесь ребенку нужно понять скрытый смысл метафоры.
Тематика загадок
На выбор тем загадок, где представлено описание свойств, признаков предметов, действий, явлений влияют многие факторы. Прежде всего, нужно помнить, что дети имеют ограниченные представления о мире, в котором живут. Это связано с их небогатым жизненным опытом.
Именно по этой причине темой загадок могут быть предметы, которые окружают ребенка в повседневной жизни. Они близки малышу, оказывают на него эмоциональное воздействие. Наиболее часто словами-отгадками являются названия игрушек, домашних животных, продуктов питания, предметов гигиены и обихода.
С возрастом круг тем расширяется, меняется и уровень сложности предлагаемых загадок. Транспорт, явления природы, спорт, профессии, мир растений и животных – перечень тем загадок, которые можно использовать с детьми старшего возраста.
Сочинение собственных загадок
Процесс отгадывания очень увлекает детей. Но придумывание своих загадок не менее интересное занятие, хотя оно намного сложнее.
В самом начале освоения этого вида работы малышам нужно предлагать для сочинения загадки – описания свойств. Они составляются по образцу, который демонстрирует взрослый. Не секрет, что не все дети способны справиться с таким видом задания сразу. Но регулярные занятия способны развить этот навык у любого ребенка.
По прошествии определенного времени ребята сами будут придумывать загадки на описание свойств, признаков предметов, получая от этого вида работы истинное наслаждение.
Итогом творческой работы детей по сочинению загадок может стать оформленная ими книга или альбом. Кроме текстов загадок, в альбом можно поместить иллюстрации к ним.
Для справки
При работе с загадкой постоянно приходится оперировать понятиями «признак» и «свойство». Так чем признак отличается от свойства? Коротко это можно сформулировать так: признак – общая характеристика предмета. Свойство дает развернутое описание качества предмета.
История появления загадки в нашей жизни может быть интересна как детям, так и взрослым.
Особое отношение к этому виду творчества было еще у древнего человека. Известно, что во многих племенах существовал обряд посвящения мальчика в мужчину. Чтобы молодой человек мог выдержать испытания на зрелость, ему нужно было доказать свою ловкость, физическую силу и мужество. Для этого требовалось выдержать сильную боль, убить на охоте свирепого хищника, а также показать свои ум, знания, сообразительность.
У германцев и древних греков одним из видов единоборства было отгадывание загадок. Мужчина, который не справлялся с заданием, лишался жизни.
У славян существует поверье о том, что русалки любят загадывать загадки и губят людей, которые не могут найти ответ.
Загадывание и отгадывание загадок было обязательным условием русского свадебного обряда. Подружки невесты должны были придумать для жениха и его друзей очень трудные задания. Если молодые люди не могли отгадать эти загадки, то и невесту им не отдавали. Подобный обряд можно увидеть и на современных свадьбах, только теперь он носит шуточный характер.
Появившись много тысячелетий назад, загадки всегда были и остаются средством, при помощи которого можно пополнить багаж знаний об окружающем мире, развить свою способность мыслить образно, неординарно, проявить наблюдательность, смекалку, ум.
ÐÑо загадки â1
Ðагадки возникли на Ð ÑÑи в глÑбокой дÑевноÑÑи. ÐÑ Ñложил наÑод. Ðак и Ñказки, они в ÑеÑение Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð²ÐµÐºÐ¾Ð² пеÑедавалиÑÑ Ð¸Ð· ÑÑÑ Ð² ÑÑÑа.
Ð Ð·Ð°Ð³Ð°Ð´ÐºÐ°Ñ Ð·Ð°Ð´ÑманнÑй пÑÐµÐ´Ð¼ÐµÑ Ð¸Ð·Ð¾Ð±ÑажаеÑÑÑ Ñ Ð¸ÑÑо и замÑÑловаÑо, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾ÑгадÑваÑÑий поломал Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð½Ð°Ð´ оÑвеÑом.
«ÐÑмаÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑо, а оÑгадаÑÑ Ð¸ Ñого лÑÑÑе»,- говоÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑловиÑа.
ÐолÑÑинÑÑво загадок поÑÑÑоено на ÑопоÑÑавлении двÑÑ Ð¿ÑедмеÑов: пÑедмеÑ, коÑоÑÑй загадÑваеÑÑÑ, изобÑажаеÑÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð´ÑÑгого, Ñем-Ñо Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶ÐµÐ³Ð¾.
ÐапÑимеÑ: «Ðва бÑаÑÑа поÑли в Ð²Ð¾Ð´Ñ ÐºÑпаÑÑÑÑ». ÐÑо ведÑа.
Ðни Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ñ Ð² загадке «бÑаÑÑами», Ñак как Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶Ð¸ дÑÑг на дÑÑга, как ÑоднÑе бÑаÑÑÑ. ÐÑаÑÑÑ Â«Ð¿Ð¾Ñли в Ð²Ð¾Ð´Ñ ÐºÑпаÑÑÑÑ», поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо нелÑÐ·Ñ Ð½Ð°Ð±ÑаÑÑ Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð² ведÑо, не окÑнÑв его в водÑ, не намоÑив.
РдÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð³Ð°Ð´ÐºÐ°Ñ ÑказÑваÑÑÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð¿Ñизнаки или дейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñого пÑедмеÑа, коÑоÑÑй нÑжно оÑгадаÑÑ:
Ðва конÑа, два колÑÑа,
ÐоÑеÑедине гвоздик.
(ÐожниÑÑ.)
ÐÑÑгла, а не меÑÑÑ,
ÐелÑа, а не маÑло,
С Ñ Ð²Ð¾ÑÑиком, а не мÑÑÑ.
(Репа.)
ÐдÑÑ ÐºÑÑглÑе ÑÑÑки,
Ðе ÑÑоÑÑ Ð½Ð¸ минÑÑки,
РвÑе на одном меÑÑе.
(ЧаÑÑ.)
Ðногда ÑазгадаÑÑ Ð·Ð°Ð³Ð°Ð´ÐºÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ Ð¾Ñобо подобÑаннÑе Ñлова. Ðогда Ð¼Ñ Ð¿ÑоизноÑим Ñакие Ñлова вÑлÑÑ , ÑлÑÑаÑÑÑ Ð·Ð²Ñки, напоминаÑÑие Ñе, коÑоÑÑе Ð¸Ð·Ð´Ð°ÐµÑ Ð·Ð°Ð³Ð°Ð´Ð°Ð½Ð½Ñй пÑедмеÑ. ÐоÑ, напÑимеÑ, загадка о коÑе и коÑÑбе:
Ð¥Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑÑÑка по заводи, ÐÑÐµÑ ÑÑÑка Ñепла гнезда, Ðде Ð±Ñ ÑÑÑке ÑÑава гÑÑÑа. Ðагадки не ÑолÑко инÑеÑеÑнÑ, но и кÑаÑивÑ. ЧаÑÑо они пÑедÑÑавлÑÑÑ Ñобой коÑоÑкие ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑениÑ, занимаÑелÑнÑе и оÑÑÑоÑмнÑе:
ÐаленÑкий малÑÑиÑка
Ð ÑеÑом аÑмÑÑиÑке
Ðо двоÑам ÑнÑÑÑеÑ,
ÐÑÐ¾Ñ Ð¸ ÑобиÑаеÑ,
РполÑÑ Ð½Ð¾ÑÑеÑ
ÐÐ¾Ð½Ð¾Ð¿Ð»Ñ Ð²Ð¾ÑÑеÑ.
(ÐÑад.)
РаÑÑÑпалÑÑ Ð³Ð¾ÑоÑ
Ðа ÑемÑдеÑÑÑ Ð´Ð¾Ñог;
ÐикÑо его не подбеÑеÑ:
Ðи ÑаÑÑ, ни ÑаÑиÑа,
Ðи кÑаÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÐ²Ð¸Ñа.
(ÐоÑобей.)
ÐÑмÑÑиÑко (аÑмÑк) — ÑÑаÑÐ¸Ð½Ð½Ð°Ñ ÐºÑеÑÑÑÑнÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ð° из ÑолÑÑого ÑÑкна.
Â
Рв наÑе вÑÐµÐ¼Ñ ÑоздаÑÑÑÑ Ð·Ð°Ð³Ð°Ð´ÐºÐ¸.
ÐогÑÑим ÑабоÑником вÑглÑÐ´Ð¸Ñ Ð² новой загадке ÑÑакÑоÑ: «ÐÐ´ÐµÑ ÑÐ¸Ð»Ð°Ñ Ð´Ð¾Ð±ÑваÑÑ ÐºÐ°Ð»Ð°Ñ». ÐÑÑÑ Ð·Ð°Ð³Ð°Ð´ÐºÐ¸ о ÑамолеÑе, железной доÑоге, Ñадио, ÑелеÑоне и дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð±ÑеÑениÑÑ .
Ðного инÑеÑеÑнÑÑ Ð¸ забавнÑÑ Ð·Ð°Ð³Ð°Ð´Ð¾Ðº ÑоÑинили Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей и наÑи ÑовеÑÑкие поÑÑÑ. ÐÐ¾Ñ ÐºÐ°ÐºÑÑ Ð·Ð°Ð³Ð°Ð´ÐºÑ Ð¾ пиле пÑидÑмал С. Я. ÐаÑÑак:
ÐÑинÑлаÑÑ Ð¾Ð½Ð° за дело,
Ðавизжала и запела.
Ðла, ела
ÐÑб, дÑб,
Ðоломала
ÐÑб, зÑб.
Â
Ро Ñем напиÑал ÑÐ²Ð¾Ñ Ð·Ð°Ð³Ð°Ð´ÐºÑ Â«Ð§ÑдеÑÐ½Ð°Ñ Ð¿ÐµÑеÑа» Ð. Ð. ЧÑковÑкий, Ð²Ñ Ð½Ð°Ð²ÐµÑнÑка догадаеÑеÑÑ Ñами:
ÐÑаÑнÑе двеÑи
в пеÑеÑе
моей,
белÑе звеÑи
ÑидÑÑ
Ñ Ð´Ð²ÐµÑей.
РмÑÑо и Ñ Ð»ÐµÐ± — вÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑÑÑ Ð¼Ð¾Ñ —
Ñ Ñ ÑадоÑÑÑÑ ÑÑим звеÑÑм оÑдаÑ.
Â
(ÐаÑилий ÐаÑилÑÐµÐ²Ð¸Ñ ÐолÑбков, Ðнна ÐеÑÑовна ÐлекÑиÑ, СаÑÑа ÐоиÑеевна ÐÑаиловÑкаÑ) — â 2
â2 — ÐÐ Ð ÐÐÐÐÐÐÐ
Ðагадка — один из видов наÑодного ÑвоÑÑеÑÑва. Ðагадка даÑÑ Ð² ÑкÑÑÑом виде (иноÑказаÑелÑно) ÑÑд Ñ Ð°ÑакÑеÑнÑÑ Ð¿Ñизнаков пÑедмеÑа, по коÑоÑÑе надо его ÑгадаÑÑ.
I. Ðом а домаÑнее Ñ Ð¾Ð·ÑйÑÑво.
1. Ðве галоÑки
ÑидÑÑ Ð½Ð° одной палоÑке.
2. ÐаленÑкий, гоÑбаÑенÑкий вÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ðµ обÑкакал,
домой пÑибежал —
ÑелÑй год пÑолежал.
3. УÑка в моÑе, Ñ Ð²Ð¾ÑÑ Ð½Ð° забоÑе.
4. ÐÐ¾Ð»Ñ ÑÑеклÑннÑе,
а межи деÑевÑннÑе.
II ÐомаÑние живоÑнÑе.
5. Ðо гоÑам, по долам Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑÑба да каÑÑан.
6. ÐоÑеÑÐµÐ´Ñ Ð´Ð²Ð¾Ñа ÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¿Ð½Ð°, ÑпеÑеди вилÑ, Ñзади меÑла.
7. ÐÑÐµÑ Ñ Ð²Ð¾Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð±ÑжÑ, Ñ Ð¾ÑÑ ÑаÑов не завожÑ.
8. Ðе Ð¿Ð°Ñ Ð°ÑÑ, не ÑÑолÑÑ, не кÑзнеÑ, не плоÑник, а пеÑвÑй на Ñеле ÑабоÑник.
9. Ðо земле Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ, неба не
видиÑ,
ниÑего не болиÑ, а вÑÑ
ÑÑонеÑ.
III. ТÑÑдовÑе пÑоÑеÑÑÑ.
10. Ð¥Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑÑÑка по заводи, иÑÐµÑ ÑÑÑка Ñепла гнезда, где Ð±Ñ ÑÑÑке ÑÑава гÑÑÑа.
11. ÐеÑÑÑ Ð³ÑÑÑки, дÑбовÑе ноÑки,
говоÑÑÑ: Ñо-Ñо-ÑÑ, Ñо-Ñо-ÑÑ.
12. Ðла-ела дÑб-дÑб, поломала зÑб-зÑб.
IV. Ð¯Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиÑодÑ
13. Ðоле не меÑено, овÑÑ Ð½Ðµ ÑÑиÑанÑ, паÑÑÑÑ ÑогаÑ.
14. Ðез ÑÑк, без ног, а воÑоÑа оÑвоÑÑеÑ.
15. ÐÑаÑнÑе коÑомÑÑла ÑеÑез ÑеÑÐºÑ Ð¿Ð¾Ð²Ð¸Ñли.
16. ÐеÑÐ¸Ñ Ð¾ÑлиÑа по ÑинемÑ
небÑ,
кÑÑлÑÑ ÑаÑплаÑÑала,
ÑолнÑÑко заÑÑлала.
V. Ð¢ÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°.
17. ÐеÑÐ¸Ñ Ð¿ÑиÑа-небÑлиÑа, а внÑÑÑи наÑод ÑидиÑ, меж ÑÐ¾Ð±Ð¾Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑ.
18. ÐÐ¾Ð½Ñ ÑÑалÑной,
овÑа не
пÑоÑиÑ,
а паÑÐµÑ Ð¸ коÑиÑ.
19. Ðез ÑзÑка живÑÑ,
не еÑÑ, не пÑÑÑ,
а говоÑÐ¸Ñ Ð¸ поÑÑ.
Ðагадка — один из видов наÑодного ÑвоÑÑеÑÑва.
Ðагадка даÑÑ Ð² ÑкÑÑÑом виде (иноÑказаÑелÑно) ÑÑд Ñ Ð°ÑакÑеÑнÑÑ Ð¿Ñизнаков пÑедмеÑа, по коÑоÑÑе надо его ÑгадаÑÑ.
ÐапÑимеÑ:
- Ð¡Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ´ кÑо его ÑаздеваеÑ,
- во ÑÑо ÑÑб одеÑ, ÑÐ¾Ñ ÑлÑÐ·Ñ Ð¿ÑоливаеÑ.
ÐÑе, конеÑно, оÑвеÑÑÑ: ÑÑо лÑк. Рзагадке дан ÑÑд его пÑизнаков. Ðогда наÑинаÑÑ ÑиÑÑиÑÑ Ð»ÑковиÑÑ, ÑнимаÑÑ, как бÑдÑо веÑÑ Ð½ÑÑ Ð¾Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ, один за дÑÑгим ÑÑÑ Ð¸Ðµ кÑаÑноваÑÑе лиÑÑоÑки. ÐÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ — лÑковиÑа ÑоÑно закÑÑана в неÑколÑко ÑÑб. РкÑо ÑилÑно кÑÑаеÑÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ в ÑÑплÑÑ Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð´Ñ?, ÐонеÑно, ÑÑаÑÑй Ñеловек. Так Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐµÑ Ð¾Ð±Ñаз деда, закÑÑанного во ÑÑо ÑÑб. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ Ð»ÑдÑм догадаÑÑÑÑ, ÑÑо ÑÑо лÑк, в загадке ÑказÑваеÑÑÑ Ð¸ дÑÑгой его пÑизнак — едкий Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñ . Ð Ñамом деле, ÑколÑко Ñлез пÑолÑÑÑÑ, пока оÑиÑÑиÑÑ Ð»ÑковиÑÑ!
- ЧÑÑненÑÐºÐ°Ñ ÑобаÑка, ÑвеÑнÑвÑиÑÑ, лежиÑ,
- не лаеÑ, не кÑÑаеÑ, а в дом не пÑÑкаеÑ.
ÐÑо замок. ÐÑÑего он ÑÑавниваеÑÑÑ Ñ ÑобаÑкой? Ðн Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶ внеÑне: ÑвеÑнÑлÑÑ, как ÑобаÑка. ÐÑоме Ñого, замок Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ñо же, ÑÑо и ÑобаÑка: ÑÑеÑежÑÑ Ð´Ð¾Ð¼.
Ðагадки ÑÑÑоÑÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко на оÑновании зÑиÑелÑного ÑÑ Ð¾Ð´ÑÑва, но и на подÑажании звÑкам, издаваемÑе Ñем пÑедмеÑом, коÑоÑÑй ÑÑебÑеÑÑÑ Ð¾ÑгадаÑÑ. ТаковÑ, напÑимеÑ, в Ñазделе «ТÑÑдовÑе пÑоÑеÑÑÑ» загадки о коÑÑбе, о молоÑÑбе, о пиле.
Ðагадки ÑоздаÑÑÑÑ Ð½Ð°Ñодом Ñ ÑамÑÑ Ð´ÑÐµÐ²Ð½Ð¸Ñ Ð²ÑемÑн. Ðни оÑÑажаÑÑ Ð¼ÑдÑоÑÑÑ, одаÑÑнноÑÑÑ, оÑÑÑоÑмие наÑода. Ðни знакомÑÑ Ð½Ð°Ñ Ñо ÑÑаÑÑм бÑÑом ÑÑÑдового кÑеÑÑÑÑнина, Ñ Ð¿ÑедмеÑами дÑевнего кÑеÑÑÑÑнÑкого Ñ Ð¾Ð·ÑйÑÑва.
ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ñо пеÑÑÑ Ð° загадÑваеÑÑÑ: «ÐÑÐµÑ Ñ Ð²Ð¾Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð±ÑжÑ, Ñ Ð¾ÑÑ ÑаÑов не завожÑ»? РпоÑомÑ, ÑÑо обÑÑно в доÑеволÑÑионное вÑÐµÐ¼Ñ Ð² деÑевне пеÑÑÑ Ð·Ð°Ð¼ÐµÐ½Ñл ÑаÑÑ.
ÐаÑод ÑоздаÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ инÑеÑеÑнÑÑ Ð·Ð°Ð³Ð°Ð´Ð¾Ðº пÑо наÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, пÑо ÑовÑеменнÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÑ. ЧаÑÑо загадка ÑмеÑиÑ, но в Ñо же вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð½Ð° ÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ð±Ð»ÑдаÑелÑноÑÑи, ÑÐ°Ð·Ð²Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑообÑазиÑелÑноÑÑÑ, ÑмекалкÑ.
ÐÑе по данной Ñеме::