Какие бывают загадки описание свойств признаков

Какие бывают загадки описание свойств признаков thumbnail

Гаяна Фарсаданян
Общее понятие «Загадки». Виды загадок

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?

Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.

ЗАГАДКА — это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.

Виды загадок с примерами

1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?

Ответ: замок.

Стихотворная форма:

Росло, повыросло,

Из куста повылезло,

По рукам покатилось,

В зубах очутилось.

Ответ: (Орехи.).

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это.

Мишка Белка *

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

Примеры:

У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?

Ответ: (Да, если трактористы – женщины).

Какое слово всегда звучит неверно?

Ответ: (Слово «неверно”).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Типичная математическая загадка «Поезда»:

Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?

Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.

Простая математическая задача на счет:

Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?

Ответ: (На 23 день).

5. Сюжетные загадки.

Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.

Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:

“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”

Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

Простейшая логическая загадка:

Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?

Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).

Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.

7. Юмористические (“дурацкие”) загадки

обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Пример:

Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?

Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.

Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!

9. Шарады, анаграммы, ребусы

Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.

Источник

описание свойств признаков

С загадками знаком каждый. Эта малая форма народного творчества дает необыкновенно большие возможности для развития ребенка. Она появляется в жизни малыша еще в дошкольный период и становится одним из самых любимых занятий на долгие годы.

Что такое загадка

Среди большого разнообразия жанров, принадлежащих устному народному творчеству, таких как потешки, шутки, прибаутки, песенки, пословицы, поговорки, загадка занимает самое почетное место. И ее ни с чем не спутаешь.

В загадке изложение вопроса предельно сжато, но при этом оно остается емким и образным. Задача автора загадки состоит в том, чтобы не было упущено описание свойств, признаков, характерных определенному предмету или явлению.

Каким целям служит загадка в развитии детей

Педагог или родители, предлагая ребенку игру, где надо отгадать загадки, преследуют определенные цели. Некоторые из них можно сформулировать следующим образом:

  • Развитие образности речи. Этому способствуют такие средства, как эпитеты, олицетворения, сравнения, ритм и рифма.
  • Употребление многозначных слов в загадках. Оно помогает обогатить словарный запас ребенка. При разгадывании загадки маленькому человечку приходится задумываться о вторичном значении слова, обращать внимание на такое явление языка, как многозначность.
  • Развитие фантазии. В загадке всегда есть выдумка. Ребенок невольно должен следовать ей, развивая при этом свое воображение. Свойства и признаки предметов, описываемые в загадке, не соответствуют действительности. И только отгадка все ставит на свои места.
  • Понимание связей. Загадка предоставляет возможность задуматься о связях, существующих в мире между предметами и явлениями.

Представленный здесь перечень обозначил лишь основные цели, которые обычно преследуют взрослые, играя с ребенком в загадки. На самом деле этот список гораздо обширнее.

Типы загадок и готовность детей к работе с ними

Отгадывая загадки, ребенок решает определенные логические задачи, выполняет определенные умственные операции. В зависимости от этого все загадки делятся на группы по уровню их сложности.

Успех отгадывания загадок любого уровня сложности будет зависеть от того, насколько дети к этому готовы. Они должны ориентироваться в мире вещей, действий, отношений, которые описаны в текстах загадок. Чтобы ребенок мог это делать, взрослым надо проводить целенаправленную подготовительную работу.

загадки описания свойств

Развитие способности малыша анализировать язык загадки во многом будет влиять на результативность при их отгадывании. Любая загадка, предложенная ребенку взрослым, должна быть рассмотрена с разных позиций: понравилось ли задание, удачно ли описан предмет, что натолкнуло на правильный ответ, какие слова описывают запах, цвет, действие.

Учитывая то, что когда-то малышу будет предложено задание самому придумать загадку, можно включить в работу такие вопросы:

  • Какими словами начинается загадка?
  • Как заканчивается?
  • Каким способом сформулирован вопрос?
  • Подбери свои слова для описания предмета.

Постепенно ребенок научится самостоятельно находить отгадку, используя все признаки, свойства предметов, описанные в ней. А поможет ему в этом язык загадки.

Кроме того, на результат могут повлиять манера преподнесения задания взрослым, уровень речевого развития ребенка, его возраст, объем владения знаниями энциклопедического характера и другие факторы.

Загадки первого уровня. Признаки предмета

загадки описание признаков

В заданиях первого уровня сложности представлены такие загадки – описание признаков какого-то явления или предмета. При этом идет простое их перечисление. Называются величина, форма, цвет, назначение, звучание, материал изготовления, способы движения и так далее.

В эту же группу можно включить загадки, где есть описание признаков, но в их перечне зашифровано решение задачи. Чтобы отгадать подобные загадки, достаточно сделать простой анализ, то есть выделить признаки, а затем объединить их в единое целое, выполнив операцию синтеза.

Обычно загадки, относящиеся к первому уровню сложности, предоставляют испытуемому достаточное количество признаков — и логическая задача решается легко и быстро.

Загадки второго уровня. Свойства предметов

В эту группу включены загадки – описания свойств предметов, которые выражены одним–двумя признаками. Несмотря на краткость описания, малышу необходимо восстановить целостный образ.

К этой же группе относятся загадки, которые основаны на сопоставлении, сравнении предметов и явлений. В тексте может использоваться прием отрицания.

Чтобы отгадывать подобные загадки, ребенок должен иметь достаточно полное представление о загадываемом предмете или явлении. Ему нужно не только выделить в загадке описание свойств, но и сопоставить их с другими характерными чертами этого же предмета, которые в тексте задания не представлены.

Загадки третьего уровня. Описание свойств, признаков

Чтобы отгадать загадки, относящиеся к третьему уровню сложности, детям нужно выполнить операции сравнения свойств и признаков, которые на первый взгляд кажутся очень далеки друг от друга. Но это может показаться лишь сначала. Здесь ребенку нужно понять скрытый смысл метафоры.

Тематика загадок

На выбор тем загадок, где представлено описание свойств, признаков предметов, действий, явлений влияют многие факторы. Прежде всего, нужно помнить, что дети имеют ограниченные представления о мире, в котором живут. Это связано с их небогатым жизненным опытом.

описание признаков

Именно по этой причине темой загадок могут быть предметы, которые окружают ребенка в повседневной жизни. Они близки малышу, оказывают на него эмоциональное воздействие. Наиболее часто словами-отгадками являются названия игрушек, домашних животных, продуктов питания, предметов гигиены и обихода.

С возрастом круг тем расширяется, меняется и уровень сложности предлагаемых загадок. Транспорт, явления природы, спорт, профессии, мир растений и животных – перечень тем загадок, которые можно использовать с детьми старшего возраста.

Сочинение собственных загадок

Процесс отгадывания очень увлекает детей. Но придумывание своих загадок не менее интересное занятие, хотя оно намного сложнее.

описание свойств

В самом начале освоения этого вида работы малышам нужно предлагать для сочинения загадки – описания свойств. Они составляются по образцу, который демонстрирует взрослый. Не секрет, что не все дети способны справиться с таким видом задания сразу. Но регулярные занятия способны развить этот навык у любого ребенка.

По прошествии определенного времени ребята сами будут придумывать загадки на описание свойств, признаков предметов, получая от этого вида работы истинное наслаждение.

Итогом творческой работы детей по сочинению загадок может стать оформленная ими книга или альбом. Кроме текстов загадок, в альбом можно поместить иллюстрации к ним.

Для справки

При работе с загадкой постоянно приходится оперировать понятиями «признак» и «свойство». Так чем признак отличается от свойства? Коротко это можно сформулировать так: признак – общая характеристика предмета. Свойство дает развернутое описание качества предмета.

чем признак отличается от свойства

История появления загадки в нашей жизни может быть интересна как детям, так и взрослым.

Особое отношение к этому виду творчества было еще у древнего человека. Известно, что во многих племенах существовал обряд посвящения мальчика в мужчину. Чтобы молодой человек мог выдержать испытания на зрелость, ему нужно было доказать свою ловкость, физическую силу и мужество. Для этого требовалось выдержать сильную боль, убить на охоте свирепого хищника, а также показать свои ум, знания, сообразительность.

У германцев и древних греков одним из видов единоборства было отгадывание загадок. Мужчина, который не справлялся с заданием, лишался жизни.

У славян существует поверье о том, что русалки любят загадывать загадки и губят людей, которые не могут найти ответ.

свойства и признаки

Загадывание и отгадывание загадок было обязательным условием русского свадебного обряда. Подружки невесты должны были придумать для жениха и его друзей очень трудные задания. Если молодые люди не могли отгадать эти загадки, то и невесту им не отдавали. Подобный обряд можно увидеть и на современных свадьбах, только теперь он носит шуточный характер.

Появившись много тысячелетий назад, загадки всегда были и остаются средством, при помощи которого можно пополнить багаж знаний об окружающем мире, развить свою способность мыслить образно, неординарно, проявить наблюдательность, смекалку, ум.

Источник

О ЗАГАДКАХ — ОПИСАНИЕ СОПОСТАВЛЕНИЙ, ВИДЫ ЗАГАДОК, СОВРЕМЕННОСТЬ Печать

Про загадки №1

Загадки возникли на Руси в глубокой древности. Их сложил народ. Как и сказки, они в течение многих веков передавались из уст в уста.

В загадках задуманный предмет изображается хитро и замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом.

«Думать хорошо, а отгадать и того лучше»,- говорит пословица.

Большинство загадок построено на сопоставлении двух предметов: предмет, который загадывается, изображается с помощью другого, чем-то похожего.

Например: «Два братца пошли в воду купаться». Это ведра.

Они названы в загадке «братцами», так как похожи друг на друга, как родные братья. Братья «пошли в воду купаться», потому что нельзя набрать воды в ведро, не окунув его в воду, не намочив.

В других загадках указываются лишь признаки или действия того предмета, который нужно отгадать:

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы.)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь.

(Репа.)

Идут круглые сутки,часы

Не стоят ни минутки,

А все на одном месте.

(Часы.)

Иногда разгадать загадку помогают особо подобранные слова. Когда мы произносим такие слова вслух, слышатся звуки, напоминающие те, которые издает загаданный предмет. Вот, например, загадка о косе и косьбе:

Ходит щучка по заводи, Ищет щучка тепла гнезда, Где бы щучке трава густа. Загадки не только интересны, но и красивы. Часто они представляют собой короткие стихотворения, занимательные и остроумные:

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует

Коноплю ворует.

(Град.)

Рассыпался горох

На семьдесят дорог;

Никто его не подберет:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(Воробей.)

Армячишко (армяк) — старинная крестьянская одежда из толстого сукна.

 

И в наше время создаются загадки.

Могучим работником выглядит в новой загадке трактор: «Идет силач добывать калач». Есть загадки о самолете, железной дороге, радио, телефоне и других изобретениях.

Много интересных и забавных загадок сочинили для детей и наши советские поэты. Вот какую загадку о пилепила придумал С. Я. Маршак:

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб,

Поломала

Зуб, зуб.

 

А о чем написал свою загадку «Чудесная пещера» К. И. Чуковский, вы наверняка догадаетесь сами:

Красные двери

в пещере

моей,

белые звери

сидят

у дверей.

И мясо и хлеб — всю добычу мою —

я с радостью этим зверям отдаю.

 

(Василий Васильевич Голубков, Анна Петровна Алексич, Сарра Моисеевна Браиловская) — № 2

№2 — ПРО ЗАГАДКИ

Загадка — один из видов народного творчества. Загадка даёт в скрытом виде (иносказательно) ряд характерных признаков предмета, по которые надо его угадать.

I. Дом а домашнее хозяйство.

1. Две галочки

сидят на одной палочке.

2. Маленький, горбатенький всё поле обскакал,

домой прибежал —

целый год пролежал.

3. Утка в море, хвост на заборе.

4. Поля стеклянные,

а межи деревянные.

II Домашние животные.

5. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

6. Посередь двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.

7. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу.

8. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

9. По земле ходит, неба не

видит,

ничего не болит, а всё

стонет.

III. Трудовые процессы.

10. Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.

11. Летят гуськи, дубовые носки,

говорят: то-то-ты, то-то-ты.

12. Ела-ела дуб-дуб, поломала зуб-зуб.

IV. Явления природы

13. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат.

14. Без рук, без ног, а ворота отворяет.

15. Красные коромысла через речку повисли.

16. Летит орлица по синему

небу,

крылья распластала,

солнышко застлала.

V. Техника.

17. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит.

18. Конь стальной,

овса не

просит,

а пашет и косит.

19. Без языка живёт,

не ест, не пьёт,

а говорит и поёт.

Загадка — один из видов народного творчества.

Загадка даёт в скрытом виде (иносказательно) ряд характерных признаков предмета, по которые надо его угадать.

Например:

  • Сидит дед кто его раздевает,
  • во сто шуб одет, тот слёзы проливает.

Все, конечно, ответят: это лук. В загадке дан ряд его признаков. Когда начинают чистить луковицу, снимают, как будто верхнюю одежду, один за другим сухие красноватые листочки. Их много — луковица точно закутана в несколько шуб. А кто сильно кутается даже в тёплую погоду?, Конечно, старый человек. Так возникает образ деда, закутанного во сто шуб. Чтобы помочь людям догадаться, что это лук, в загадке указывается и другой его признак — едкий запах. В самом деле, сколько слез прольёшь, пока очистишь луковицу!

  • Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит,
  • не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Это замок. Отчего он сравнивается с собачкой? Он похож внешне: свернулся, как собачка. Кроме того, замок делает то же, что и собачка: стережёт дом.

Загадки строятся не только на основании зрительного сходства, но и на подражании звукам, издаваемые тем предметом, который требуется отгадать. Таковы, например, в разделе «Трудовые процессы» загадки о косьбе, о молотьбе, о пиле.

Загадки создаются народом с самых древних времён. Они отражают мудрость, одарённость, остроумие народа. Они знакомят нас со старым бытом трудового крестьянина, с предметами древнего крестьянского хозяйства.

Почему про петуха загадывается: «Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу»? А потому, что обычно в дореволюционное время в деревне петух заменял часы.

Народ создаёт много интересных загадок про нашу жизнь, про современную технику. Часто загадка смешит, но в то же время она учит наблюдательности, развивает сообразительность, смекалку.

Еще по данной теме::

Источник