Какие бывают загадки 3 класс описание свойств признаков

Какие бывают загадки 3 класс описание свойств признаков thumbnail

Гаяна Фарсаданян
Общее понятие «Загадки». Виды загадок

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?

Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.

ЗАГАДКА — это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.

Виды загадок с примерами

1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?

Ответ: замок.

Стихотворная форма:

Росло, повыросло,

Из куста повылезло,

По рукам покатилось,

В зубах очутилось.

Ответ: (Орехи.).

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это.

Мишка Белка *

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

Примеры:

У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?

Ответ: (Да, если трактористы – женщины).

Какое слово всегда звучит неверно?

Ответ: (Слово «неверно”).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Типичная математическая загадка «Поезда»:

Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?

Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.

Простая математическая задача на счет:

Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?

Ответ: (На 23 день).

5. Сюжетные загадки.

Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.

Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:

“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”

Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

Простейшая логическая загадка:

Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?

Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).

Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.

7. Юмористические (“дурацкие”) загадки

обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Пример:

Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?

Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.

Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!

9. Шарады, анаграммы, ребусы

Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.

Источник

описание свойств признаков

С загадками знаком каждый. Эта малая форма народного творчества дает необыкновенно большие возможности для развития ребенка. Она появляется в жизни малыша еще в дошкольный период и становится одним из самых любимых занятий на долгие годы.

Что такое загадка

Среди большого разнообразия жанров, принадлежащих устному народному творчеству, таких как потешки, шутки, прибаутки, песенки, пословицы, поговорки, загадка занимает самое почетное место. И ее ни с чем не спутаешь.

В загадке изложение вопроса предельно сжато, но при этом оно остается емким и образным. Задача автора загадки состоит в том, чтобы не было упущено описание свойств, признаков, характерных определенному предмету или явлению.

Каким целям служит загадка в развитии детей

Педагог или родители, предлагая ребенку игру, где надо отгадать загадки, преследуют определенные цели. Некоторые из них можно сформулировать следующим образом:

  • Развитие образности речи. Этому способствуют такие средства, как эпитеты, олицетворения, сравнения, ритм и рифма.
  • Употребление многозначных слов в загадках. Оно помогает обогатить словарный запас ребенка. При разгадывании загадки маленькому человечку приходится задумываться о вторичном значении слова, обращать внимание на такое явление языка, как многозначность.
  • Развитие фантазии. В загадке всегда есть выдумка. Ребенок невольно должен следовать ей, развивая при этом свое воображение. Свойства и признаки предметов, описываемые в загадке, не соответствуют действительности. И только отгадка все ставит на свои места.
  • Понимание связей. Загадка предоставляет возможность задуматься о связях, существующих в мире между предметами и явлениями.
Читайте также:  Какие ягоды боярышника полезные свойства

Представленный здесь перечень обозначил лишь основные цели, которые обычно преследуют взрослые, играя с ребенком в загадки. На самом деле этот список гораздо обширнее.

Типы загадок и готовность детей к работе с ними

Отгадывая загадки, ребенок решает определенные логические задачи, выполняет определенные умственные операции. В зависимости от этого все загадки делятся на группы по уровню их сложности.

Успех отгадывания загадок любого уровня сложности будет зависеть от того, насколько дети к этому готовы. Они должны ориентироваться в мире вещей, действий, отношений, которые описаны в текстах загадок. Чтобы ребенок мог это делать, взрослым надо проводить целенаправленную подготовительную работу.

загадки описания свойств

Развитие способности малыша анализировать язык загадки во многом будет влиять на результативность при их отгадывании. Любая загадка, предложенная ребенку взрослым, должна быть рассмотрена с разных позиций: понравилось ли задание, удачно ли описан предмет, что натолкнуло на правильный ответ, какие слова описывают запах, цвет, действие.

Учитывая то, что когда-то малышу будет предложено задание самому придумать загадку, можно включить в работу такие вопросы:

  • Какими словами начинается загадка?
  • Как заканчивается?
  • Каким способом сформулирован вопрос?
  • Подбери свои слова для описания предмета.

Постепенно ребенок научится самостоятельно находить отгадку, используя все признаки, свойства предметов, описанные в ней. А поможет ему в этом язык загадки.

Кроме того, на результат могут повлиять манера преподнесения задания взрослым, уровень речевого развития ребенка, его возраст, объем владения знаниями энциклопедического характера и другие факторы.

Загадки первого уровня. Признаки предмета

загадки описание признаков

В заданиях первого уровня сложности представлены такие загадки – описание признаков какого-то явления или предмета. При этом идет простое их перечисление. Называются величина, форма, цвет, назначение, звучание, материал изготовления, способы движения и так далее.

В эту же группу можно включить загадки, где есть описание признаков, но в их перечне зашифровано решение задачи. Чтобы отгадать подобные загадки, достаточно сделать простой анализ, то есть выделить признаки, а затем объединить их в единое целое, выполнив операцию синтеза.

Обычно загадки, относящиеся к первому уровню сложности, предоставляют испытуемому достаточное количество признаков — и логическая задача решается легко и быстро.

Загадки второго уровня. Свойства предметов

В эту группу включены загадки – описания свойств предметов, которые выражены одним–двумя признаками. Несмотря на краткость описания, малышу необходимо восстановить целостный образ.

К этой же группе относятся загадки, которые основаны на сопоставлении, сравнении предметов и явлений. В тексте может использоваться прием отрицания.

Чтобы отгадывать подобные загадки, ребенок должен иметь достаточно полное представление о загадываемом предмете или явлении. Ему нужно не только выделить в загадке описание свойств, но и сопоставить их с другими характерными чертами этого же предмета, которые в тексте задания не представлены.

Загадки третьего уровня. Описание свойств, признаков

Чтобы отгадать загадки, относящиеся к третьему уровню сложности, детям нужно выполнить операции сравнения свойств и признаков, которые на первый взгляд кажутся очень далеки друг от друга. Но это может показаться лишь сначала. Здесь ребенку нужно понять скрытый смысл метафоры.

Тематика загадок

На выбор тем загадок, где представлено описание свойств, признаков предметов, действий, явлений влияют многие факторы. Прежде всего, нужно помнить, что дети имеют ограниченные представления о мире, в котором живут. Это связано с их небогатым жизненным опытом.

описание признаков

Именно по этой причине темой загадок могут быть предметы, которые окружают ребенка в повседневной жизни. Они близки малышу, оказывают на него эмоциональное воздействие. Наиболее часто словами-отгадками являются названия игрушек, домашних животных, продуктов питания, предметов гигиены и обихода.

С возрастом круг тем расширяется, меняется и уровень сложности предлагаемых загадок. Транспорт, явления природы, спорт, профессии, мир растений и животных – перечень тем загадок, которые можно использовать с детьми старшего возраста.

Сочинение собственных загадок

Процесс отгадывания очень увлекает детей. Но придумывание своих загадок не менее интересное занятие, хотя оно намного сложнее.

описание свойств

В самом начале освоения этого вида работы малышам нужно предлагать для сочинения загадки – описания свойств. Они составляются по образцу, который демонстрирует взрослый. Не секрет, что не все дети способны справиться с таким видом задания сразу. Но регулярные занятия способны развить этот навык у любого ребенка.

По прошествии определенного времени ребята сами будут придумывать загадки на описание свойств, признаков предметов, получая от этого вида работы истинное наслаждение.

Итогом творческой работы детей по сочинению загадок может стать оформленная ими книга или альбом. Кроме текстов загадок, в альбом можно поместить иллюстрации к ним.

Для справки

При работе с загадкой постоянно приходится оперировать понятиями «признак» и «свойство». Так чем признак отличается от свойства? Коротко это можно сформулировать так: признак – общая характеристика предмета. Свойство дает развернутое описание качества предмета.

чем признак отличается от свойства

История появления загадки в нашей жизни может быть интересна как детям, так и взрослым.

Особое отношение к этому виду творчества было еще у древнего человека. Известно, что во многих племенах существовал обряд посвящения мальчика в мужчину. Чтобы молодой человек мог выдержать испытания на зрелость, ему нужно было доказать свою ловкость, физическую силу и мужество. Для этого требовалось выдержать сильную боль, убить на охоте свирепого хищника, а также показать свои ум, знания, сообразительность.

Читайте также:  Свойства мыши в какой папке

У германцев и древних греков одним из видов единоборства было отгадывание загадок. Мужчина, который не справлялся с заданием, лишался жизни.

У славян существует поверье о том, что русалки любят загадывать загадки и губят людей, которые не могут найти ответ.

свойства и признаки

Загадывание и отгадывание загадок было обязательным условием русского свадебного обряда. Подружки невесты должны были придумать для жениха и его друзей очень трудные задания. Если молодые люди не могли отгадать эти загадки, то и невесту им не отдавали. Подобный обряд можно увидеть и на современных свадьбах, только теперь он носит шуточный характер.

Появившись много тысячелетий назад, загадки всегда были и остаются средством, при помощи которого можно пополнить багаж знаний об окружающем мире, развить свою способность мыслить образно, неординарно, проявить наблюдательность, смекалку, ум.

Источник

Если вы ищите загадки с противопоставления для 2-3 класса с примерами и ответами, то вы попали туда, куда нужно. На нашем сайте greednews.su, прямо на этой странице вы можете найти более 30 загадок такого рода для школы и для детей.

В наше время дети не совсем понимают школьную программу и им приходится объяснять всё либо в шуточной форме, либо в форме загадок. Второй способ наиболее эффективен, т.к он развивает логику и память у детей и вырабатывает быстроту восприятия слов, которые вы говорите. Загадки могут подойти для любого урока в начальных классах. Загадка представляет собой некое выражение, в котором изображается один предмет посредством других, которые имеют между собой какое-то сходство, посредством этих данных человеку необходимо назвать ответ на загадку. Однако, загадки обычно бывают с подвохом и их не так просто отгадать! Тут нужно потрудиться и включить свой мозг, чтобы решить. Также и с загадками противопоставления. Они относятся к устной форме народного творчества, малого фольклорного жанра. В основном они описывают какие-то признаки предмета. Например, яйцо. Из мертвого-живое, из живого-мёртвое, тут есть некое противопоставление и необходимо узнать, что это за предмет. Таких загадок очень много и они могут вполне сойти за какую-либо тему урока в школе. Лучше всего начните с простых загадок, а под конец урока загадайте такую, чтобы дети ломали голову и пытались отгадать, так будет наиболее продуктивнее и развлекательные.

Противопоставление

Противопоставление — это специальное средство речи, которое заключается в противопоставлении предметов, явлений, образов, состояний.

Примеры противопоставлений:

  • В следующий раз она уже не сидела рядом на стуле, а то входила в комнату, то выходила (И. Пивоварова “Рассказы Люси Синициной, ученицы третьего класса”).
  • Те шепчутся, а те смеются меж собой (И.А. Крылов “Ларчик”).
  • Большой секрет для маленькой, для маленькой такой компании, для скромной такой компании огромный такой секрет (Юнна Мориц “Большой секрет для маленькой компании”).

Загадки с противопоставлениями

  • Сердитый недотрога
    Живёт в глуши лесной:
    Иголок очень много,
    А нитки – ни одной. (Отгадка: ёж)
  • Зимой беленький,
    А летом серенький.
    Никого не обижает,
    А всех сам боится. (Отгадка: заяц)
  • Не усат, а бородат,
    И сердит на всех ребят,
    Но не дедушка он всё же.
    Угадайте, дети, кто же? (Отгадка: козёл)
  • Он идёт, а мы бежим,
    Он догонит всё равно!
    В дом укрыться мы спешим,
    Будет к нам стучать в окно.
    И по крыше тут да тук!
    Нет, не впустим, милый друг! (Отгадка: дождь)
  • Живут сестра и брат:
    Одну всякий видит,
    Да не слышит,
    Другого всякий слышит,
    Да не видит(Отгадка: молния и гром)
  • Я хожу,
    А он остаётся. (Отгадка: след)
  • Он не лётчик, не пилот,
    Он ведёт не самолёт,
    А огромную ракету.
    Дети, кто, скажите это? (Отгадка: космонавт)
  • Он сумел поймать волчишку,
    Он поймал лису и мишку.
    Он поймал их не сачком,
    А поймал он их бочком. (Отгадка: бычок – смоляной бочок)
  • Перед волком не дрожал,
    От медведя убежал,
    А лисице на зубок
    Всё ж попался. (Отгадка: колобок)

Устное народное творчество

Загадки

Загадки – описание свойств, признаков предмета

Красна, сочна, душиста

Растет низко, к земле близко

Ответ: Земляника

Ствол белеет

Шапочка зеленеет

Стоит в белой одежки

Свесив сережки

Ответ: Береза

Загадки- противопоставления

Не воин, а со шпорами,

Не караульщик, а кричит

Ответ: Петух

Не бык, а с рогами

Не человек,а с бородой

Ответ: Коза

Загадки-вопросы

Что с земли легко поднимешь, 

Но далеко не закинешь?

Ответ: Пух

Что можно приготовить, но нельзя съесть?

Загадки-сравнения

Летит как стрела, жужжит как пчела.

Ответ: Самолет

Белый комочек

Прыг за пенечек

Скачет как мячик

Мордочку прячет

Ответ:  Заяц

Загадки- описания действий предмета

Если я пуста бываю

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду

Мимо рта я не пройду.

Ответ:Ложка

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу-

Больше греться не хочу,

Крышка громко зазвенела-

Пейте чай! Вода вскипела!

Ответ: Чайник

Загадки про явления в природе для детей младшего школьного возраста

Басовитый и серьезный, у него характер крут:

Заворчит он очень грозно все тотчас же убегут!

(Гром)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий.

Без крыл, без ног белые мухи летают.

(Снег)

Вырос лес, белый весь: пешком не войти и конным не въехать.

(Узор на стекле)

Громко стучит, звонко кричит, а что говорит не понять и мудрецам не узнать.

(Гром)

Без крыл, без ног на древо садится.

(Снег)

Белая кошка лезет в окошко.

(Рассвет)

Без крыльев, а летает, никто ее не бьет, а плачет.

(Туча)

Белый, а не сахар, мягкий, а не вата, без ног, а идет.

Читайте также:  На каких физических и химических свойствах основано применение алюминия

(Снег)

Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит.

(Гром)

И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет.

(Иней)

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу,

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

(Ветер)

Ежедневно по утрам он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел значит, день пришел.

(Солнечный луч)

В белом бархате деревня и заборы, и деревья.

А как ветер нападет, этот бархат опадет.

(Туман)

Молоко над речкой плыло, ничего не видно было.

Растворилось молоко стало видно далеко.

(Туман)

На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер мастерил мост высокий без перил.

(Радуга)

Без рук, без ног, а окно выбивает.

(Град)

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает?

(Дождь)

Зимой гуляет, дома запирает, а весной плачет, людей выпускает.

(Снег)

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.

(Облака)

Без головы, а с рогами. (Месяц)

Какой это мастер на стены нанес

И листья, и травы, и заросли роз?

(Мороз)

Горя не знает, а слезы проливает.

(Туча)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Побелело за ночь всюду, а у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез. Там волшебный вырос лес.

(Узор на стекле)

Кто входит в окно и не раскрывает его?

(Свет)

Кто не плачет, а слезы текут?

(Дождь)

Ни огня, ни жару не имею, а все сжигаю.

(Молния)

Он вошел никто не видел,

Он сказал никто не слышал.

Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.

(Мороз)

Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа, будто я шагаю лежа.

(Тень)

Конь бежит, земля дрожит.

(Гром)

Подходить к дому стала с неба солнце украла.

(Ночь)

Серое сукно тянется в окно.

(Вечер)

Без рук, без ног, а в избу лезет.

(Холод)

По небесам оравою бредут мешки дырявые,

И бывает иногда, из мешков течет вода.

(Туча)

С неба пришел, в землю ушел.

(Дождь)

Сам не видит и не слышит,

Ходит, бродит, рыщет, свищет.

Кто навстречу попадется обнимает и дерется.

(Ветер)

Раскаленная стрела дуб свалила у села.

(Молния)

Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.

И сады, и огороды всей округи полила.

(Гроза)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.

И никуда я не пойду, покуда он идет.

(Дождь)

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала.

(Туча)

Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.

(Туча)

Кто только зимой растет?

(Сугроб)

Без рук, без ног, а ворота отворяет.

(Ветер)

Есть три брата родные:

Один ест не наестся,

Другой пьет не напьется,

Третий гуляет не нагуляется.

(Огонь, земля, вода)

Живет без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всяк слышит.

(Эхо)

Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится.

(Дождь)

Белая скатерть все поле укрыла.

(Снег)

Сам вода, да по воде и плывет.

(Лед)

Вот какой обжора есть: все на свете может съесть.

А когда воды попьет обязательно уснет.

(Огонь)

Я всегда со светом дружен, если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене.

(Солнечный луч)

Над рекой, над долиной повисла белая холстина.

Туман)

Крашеное коромысло через речку повисло.

(Радуга)

Без рук, без ног, рисовать умеет.

(Мороз)

Зимою греет, весною тлеет,

Летом умирает, осенью оживает.

(Снег)

Уж не солнце ль виновато, что висит на небе вата?

(Облака)

Лежал, лежал, а весной в реку убежал.

(Снег)

Никого не родила, а все матушкой зовут.

(Земля)

Летит огненная стрела, никто ее не поймает.

(Молния)

Он и летом, и зимой между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему иди он все будет впереди.

(Горизонт)

Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

(Солнце и небо)

На небе стукнет, а на земле слышно.

(Гром)

Не страдала, не болела, а саван надела.

(Земля и снег)

Носит бабка снежную шапку.

Каменные бока закутаны в облака.

(Гора)

Прошла Маланья зажглося пламя;

Пришел Пахом затрясся дом.

(Гром и молния)

Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск.

(Молния, гром)

Придет в дом не выгонишь колом;

Пора придет сам уйдет.

(Солнечный луч)

От меня зимой, как летом, расцвело все белым цветом.

(Снег)

Белая морковка зимой растет.

(Сосулька)

Летит молчит, лежит молчит,

Когда умрет, тогда ревет.

(Снег)

Пушистая вата плывет куда-то:

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Облака)

Дедушка мост мостит без топора и без клиньев.

(Мороз)

Видать глазами, да не взять руками.

(Тень)

Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит и стоять не велит.

(Мороз)

Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку,

А пришла молода весь мост размела.

(Мороз и весна)

Осенью рождаюсь, весной умираю.

Зимой своим телом землю согреваю.

(Снег)

Невидимка-озорник в нашу комнату проник.

Заплясали занавески, календарь пустился в пляс.

Хорошо, что сразу, с треском дверь захлопнулась у нас.

(Сквозняк)

Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!

Поделиться ссылкой:

Оценить статью:

Загрузка…

Источник