Какие бывают продукты проектной деятельности
Основные требования к
учебному проекту
Работа над проектом всегда
направлена на разрешение конкретной, причём социально-значимой проблемы —
исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема
ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы
посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе
дизайн оформления помещений клуба.
Планирование действий по
разрешению проблемы — иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования
самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы
презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка
проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием
результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие,
ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.
Исследовательская работа
учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта
проектной деятельности — поиск информации, которая затем обрабатывается,
осмысливается и представляется участниками проектной группы.
Результатом работы над
проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создаётся
участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
Представление заказчику и
(или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее
эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами,
осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и
защиты самого проекта.
Таким
образом, проект — это «пять П»: проблема — проектирование
(планирование) — поиск информации — продукт — презентация. Шестое
«П» проекта — это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все
рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.
Персональные или групповые проекты
Единой точки зрения на то, как должна быть
организована работа над проектом — индивидуально или в группе, не существует.
Система «Международный бакалавриат» допускает только персональные проекты.
Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С.
Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с
«технологией работы в группах сотрудничества».
Преимущества персональных проектов:
- план
работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной
точностью; - у
учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение
проекта зависит только от него; - учащийся
приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта — от
рождения замысла до итоговой рефлексии; - формирование
у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских,
презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;
Преимущества групповых проектов:
- в
проектной группе формируются навыки сотрудничества; - проект
может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; - на каждом
этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер:
лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта,
лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих
сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;
в
рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные
пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между
ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на
качество выполнения проекта.
Классификация проектов по доминирующей
деятельности учащихся
Практико-ориентированный
проект нацелен на решение социальных задач, отражающих
интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко
обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который
может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Форма конечного продукта при этом разнообразна — от учебного пособия для
кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.
Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и
его способности решить заданную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя
обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования,
обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и
анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться
методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование,
социологический опрос и др.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с
целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции
по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети
Интернет.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его
выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации,
спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного
искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой
проект.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем,
проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных
героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые
ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем
завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.
Классификация проектов по комплексности и
характеру контактов
По комплексности (предметно-содержательной
области) можно выделить два типа проектов.
- Монопроекты
реализуются, как
правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя
могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.
Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом —
учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например,
литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми
(лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими,
географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется И лишь на этапе
подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка
литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.
Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной системы. - Межпредметные
проекты выполняются исключительно за
внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных
областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на
этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема
человеческого достоинства в российском обществе XIX — XIX вв.» требует
одновременно исторического, литературоведческого, культурологического,
психологического и социологического подходов.
По характеру контактов проекты могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными
(в пределах одной страны); - международными.
Последние
два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации
деятельности участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно,
задействования средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов
Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка
наиболее продуктивна для курса иностранного языка. Пример: проект
«Составление рекламного модуля на английском языке», 11 класс. Работа над
проектом ведется в группах, продолжительность — 20 минут (подготовка -10
минут, презентация каждой группы — 2 минуты).
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для
координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору
информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в
рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект «Элемент XX века»,
химия, 10 класс. Работа осуществляется в группах, продолжительность — 4
урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор
информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной
информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации.
3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и
оценка.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация
занимает примерно 30 — 40 часов и целиком проходит с участием руководителя
проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных
форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными
(экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря
глубокому «погружению» в проект, делает проектную неделю оптимальной формой
организации проектной работы.
Долгосрочные (годичные)
проекты могут выполняться как в группах, так и
индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках
ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта — от
определения темы до презентации (защиты) — выполняется во внеурочное время.
Формы продуктов проектной деятельности
В ряде случаев на вид продукта сразу указывает
тема проекта. Хрестоматийным примером является проект «Изготовление воздушного
змея»: работа над ним помогала американским школьникам в 1920-е гг. изучать
важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая
задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной
группы к дальнейшей работе. Так, проект «Исследование влияния климата природных
зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой ничем не
примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа
несуществующего материка. Приведем перечень (далеко не полный) возможных
выходов проектной деятельности:
- web-сайт;
- анализ
данных социологического опроса; - атлас,
карта; - видеофильм;
- выставка;
- газета,
журнал; - действующая
фирма; - законопроект;
- игра;
- коллекция;
- костюм;
- модель;
- музыкальное
произведение; - мультимедийный
продукт; - оформление
кабинета; - постановка;
- праздник;
- прогноз;
- система
школьного самоуправления; - справочник;
- сравнительно-сопоставительный
анализ; - учебное
пособие; - экскурсия.
Примеры удачно выбранных продуктов проектной
деятельности:
- Дневник
путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца
1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием). - Популярное
пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм). - Частотный
словарь английского молодежного сленга. - Главы из
учебника будущего «Биология и экология» 2500 года издания. - Манифест
Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть. - Экологические
программы мониторинга питьевой воды, состояния радиационного фона и
воздушной среды в микрорайоне (по заказу управы района). - Сборник
научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей
в средневековье». - Коллекция
софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.
Подведение итогов
Подведение итогов в
проектных группах проводится в последний день проектной недели,
непосредственно после объявления результатов конкурса. Организуя процесс
обсуждения, руководитель должен затронуть различные аспекты работы над
проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта
и субъективную удовлетворенность участников.
Вопросы для обсуждения
могут быть сформулированы следующим образом:
- Достигнута
ли цель проекта? - Ставились
и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи? - В чем
заключались личные мотивы каждого участника группы? Что вы узнали, чему
научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем
изменились? - Какой
из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему? - Что в
проектной неделе вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с
обычными учебными неделями? - Возникало
ли у вас в ходе проектной недели желание что-либо изменить, улучшить в
содержании и организации работы? Общешкольное подведение итогов
организуется в конце дня, после того как закончится процесс обсуждения в
группах. Оно может проводиться в различных формах: - совещание
педколлектива при директоре (зам. директора) - собрание
рабочей группы, включающей, помимо руководства школы, одного взрослого и
одного юного представителя от каждой проектной группы
По итогам проведенных
обсуждений, на основе сданных описаний проектов и аналитической записки, подготовленной
пресс-центром, зам. директора (координатором проектов) готовится отчет по
итогам проектной недели, который сдается директору школы и может стать
предметом для коллективного анализа на очередном педагогическом совете.
Виды презентаций проектов
Презентации учебных
проектов могут быть проведены в виде:
- деловой
игры — научного доклада; - демонстрации
видео-отчета фильма / продукта, исследовательской выполненного на основе
экспедиции информационных; - пресс-технологий
конференции; - диалога
исторических; - путешествия
или литературных; - рекламы
персонажей; - ролевой
игры; - защиты
на Ученом Совете; - соревнования;
- спектакля;
- игры с
залом; - спортивной
игры; - научной
конференции; - экскурсии.
Примерами удачных
презентаций проектов могут служить:
- инсценировка-диалог
Сознания, Самосознания и Бессознательного; - пресс-конференция
участников экспедиции на неизвестный материк; - ролевая
игра, имитирующая поведение муравьев неизвестного науке вида; - инсценировка
драматической постановки на тему алхимии, включающая демонстрацию реальных
химических опытов-парадоксов; - беседа
Чацкого и представителей «фамусовской Москвы» с «современными людьми» по
теме «Проблема ума и безумия».
Как создать школьный проект. Рекомендации для учащихся.
Что такое проект и зачем он нужен?
Персональный проект – это твой проект, который ты делаешь сам. В котором ты можешь проявить все свои знания и умения, применить их к достижению избранной тобой цели.
Проект – реалистичный замысел, план о желаемом будущем («проект» в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед, в будущее).
Проект также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т.д.) для создания какого-либо продукта.
Таким образом, проект содержит в себе объяснение и конкретный способ осуществления цели, которую вы перед собой поставили.
Проект – это способ проявить себя: показать свои знания и умения, свои мечты и желания, способ показать себе и другим то, что ты хочешь изменить в окружающем тебя мире, способ правильно организовать свою работу.
Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта.
Чему можно научиться, работая над проектом:
- Видеть проблемы в окружающей жизни;
- Отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия;
- Запрашивать и находить недостающую информацию;
- Выдвигать гипотезы;
- Устанавливать причинно-следственные связи;
- Взаимодействовать с любым партнёром;
- Проектировать процесс и изделие (продукт);
- Планировать деятельность, время, ресурсы;
- Принимать решения и прогнозировать их последствия;
- Вести дискуссию;
- Отстаивать свою точку зрения;
- Находить компромисс;
- Уверенно держать себя во время выступления;
- Использовать различные средства наглядности при выступлении;
- Отвечать за незапланированные вопросы;
- Анализировать и оценивать собственную деятельность
Типы проектов:
1. Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом)такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;
2. Творческий проект, в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль);
3. Практический (практико-ориентированный) проект, в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);
4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие Результат – представление исследовательской работы (презентация, отчет, доклад. реферат и т.п.)
5. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе, и пр.).
По продолжительности выполнения проекты бывают:
1, Минипроект- в течение урока
2. Краткосрочный – 1-5 уроков
3.. Среднесрочный – 1-2 месяца
4. Долгосрочный – до 1 года
Как планировать работу над проектом?
Проект – это «пять П»:
- Проблема
- Планирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и другое.
Что такое «продукт» проектной деятельности?
Результатом работы над проектом является продукт.Каким будет продукт нужно определить в начале вашей работы. Продукт, в конечном счёте, это то ради чего задуман проект, это главный результат работы. Продукт может быть разнообразным – от учебного пособия для кабинета до государственного закона. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему.
Примеры продуктов проектной работы по географии:
Дата добавления: 2017-03-11; просмотров: 19061 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация «Продукт проектной деятельности»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Проектная деятельность- это деятельность направленная на получение конкретного позитивного результата – продукта, который создается участником в ходе решения поставленной проблемы. Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах. Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность» Бернард Шоу
2 слайд
Описание слайда:
Продукты проектной деятельности будут выглядеть в зависимости от целей проекта, в соответствии с преобладающим технологическим процессом: Инновационные (технологии на основе радиоэлектроники и телемеханики), Традиционные (машинные технологии), Архаичные (ручные технологии) Формы продуктов проектной деятельности Web-сайт Электронная газета Электронный журнал Видеофильм Видеоклип Мультимедийный продукт Виртуальная экскурсия
3 слайд
Описание слайда:
Запускайте Навител. Заходите в «МЕНЮ» и нажимайте на кнопку «Открыть атлас». Атлас, карта, учебное пособие
4 слайд
5 слайд
Описание слайда:
Распределения ответов на вопрос: «Является ли ваш пол препятствием на пути карьерного роста» Диаграмма распределения ответов среди мужчин Диаграмма распределения ответов среди женщин Анализ данных социологического опроса
6 слайд
Описание слайда:
Газета юнкоров МОУ СОШ №17 Любопыткин.ru январьСПЕЦВЫПУСК в номере: 2017 Г. – ГОД ЭКОЛОГИИ Я сделаю мир чище Я сделаю мир лучше» . САМОМУ не быть безразличным. САМОМУ не мусорить. САМОМУ думать о будущем. САМОМУ привлекать друзей и товарищей. САМОМУ делать мир чище СТР.2 Выдержки из документов о годе экологии. СТР. 4 «СБЕРЕЖЁМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ!» СТР.3. «Из школьных сочинений».
7 слайд
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Контейнер для сбора батареек
10 слайд
Описание слайда:
Парусник детства Пожарная охрана
11 слайд
Описание слайда:
Деревянная игрушка
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Оформление класса
15 слайд
Описание слайда:
Графика. Коллаж
16 слайд
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
коллекция
19 слайд
Описание слайда:
Выставка, модель
20 слайд
Описание слайда:
Модель спортивной площадки
21 слайд
22 слайд
Описание слайда:
Атрибуты
23 слайд
Описание слайда:
Экскурсия, поход
24 слайд
Описание слайда:
Флористика Букет из салфеток
25 слайд
Описание слайда:
Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.). Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Игра с залом, Деловая игра Научная конференция, доклад Пресс-конференция Путешествие, экскурсия Реклама Ролевая игра Спектакль Соревнование Телепередача и т.д. Виды презентаций проектов
26 слайд
Описание слайда:
Стендовый доклад как результат представления проектно — исследовательской деятельности Картонный постер со складывающимися крыльями — удобно ставить, удобно перевозить:
27 слайд
Описание слайда:
Расположение материала на постере
28 слайд
Описание слайда:
Система оценки проектной деятельности Главный итог в самих учениках. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат — опыт деятельности — станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Важно! Оценивается не продукт, а деятельность учащегося!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-547178
Вам будут интересны эти курсы: