Какие бывают продукты деятельности

Основные требования к
учебному проекту

Работа над проектом всегда
направлена на разрешение конкретной, причём социально-значимой проблемы —
исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема
ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы
посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе
дизайн оформления помещений клуба.

Планирование действий по
разрешению проблемы — иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования
самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы
презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка
проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием
результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие,
ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.

Исследовательская работа
учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта
проектной деятельности — поиск информации, которая затем обрабатывается,
осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Результатом работы над
проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создаётся
участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Представление заказчику и
(или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее
эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами,
осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и
защиты самого проекта.

Таким
образом, проект — это «пять П»: проблема — проектирование
(планирование) — поиск информации — продукт — презентация. Шестое
«П» проекта — это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все
рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.

Персональные или групповые проекты

Единой точки зрения на то, как должна быть
организована работа над проектом — индивидуально или в группе, не существует.
Система «Международный бакалавриат» допускает только персональные проекты.
Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С.
Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с
«технологией работы в группах сотрудничества».

Преимущества персональных проектов:

  • план
    работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной
    точностью;
  • у
    учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение
    проекта зависит только от него;
  • учащийся
    приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта — от
    рождения замысла до итоговой рефлексии;
  • формирование
    у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских,
    презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;

Преимущества групповых проектов:

  • в
    проектной группе формируются навыки сотрудничества;
  • проект
    может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  • на каждом
    этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер:
    лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта,
    лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих
    сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

в
рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные
пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между
ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на
качество выполнения проекта.

Классификация проектов по доминирующей
деятельности учащихся

Практико-ориентированный
проект нацелен на решение социальных задач, отражающих
интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко
обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который
может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Форма конечного продукта при этом разнообразна — от учебного пособия для
кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.
Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и
его способности решить заданную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя
обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования,
обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и
анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться
методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование,
социологический опрос и др.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с
целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции
по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети
Интернет.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его
выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации,
спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного
искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой
проект.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем,
проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных
героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые
ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем
завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.

Читайте также:  Какие продукты можно есть при сушке тела для девушек список продуктов

Классификация проектов по комплексности и
характеру контактов

По комплексности (предметно-содержательной
области) можно выделить два типа проектов.

  • Монопроекты
    реализуются, как
    правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя
    могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.
    Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом —
    учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например,
    литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми
    (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими,
    географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется И лишь на этапе
    подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка
    литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.
    Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
  • Межпредметные
    проекты выполняются исключительно за
    внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных
    областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на
    этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема
    человеческого достоинства в российском обществе XIX — XIX вв.» требует
    одновременно исторического, литературоведческого, культурологического,
    психологического и социологического подходов.

По характеру контактов проекты могут быть:

  • внутриклассными;
  • внутришкольными;
  • региональными
    (в пределах одной страны);
  • международными.

Последние
два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации
деятельности участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно,
задействования средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов  

Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка
наиболее продуктивна для курса иностранного языка. Пример: проект
«Составление рекламного модуля на английском языке», 11 класс. Работа над
проектом ведется в группах, продолжительность — 20 минут (подготовка -10
минут, презентация каждой группы — 2 минуты).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для
координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору
информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в
рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект «Элемент XX века»,
химия, 10 класс. Работа осуществляется в группах, продолжительность — 4
урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор
информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной
информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации.
3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и
оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация
занимает примерно 30 — 40 часов и целиком проходит с участием руководителя
проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных
форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными
(экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря
глубокому «погружению» в проект, делает проектную неделю оптимальной формой
организации проектной работы.

Долгосрочные (годичные)
проекты могут выполняться как в группах, так и
индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках
ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта — от
определения темы до презентации (защиты) — выполняется во внеурочное время.

Формы продуктов проектной деятельности

В ряде случаев на вид продукта сразу указывает
тема проекта. Хрестоматийным примером является проект «Изготовление воздушного
змея»: работа над ним помогала американским школьникам в 1920-е гг. изучать
важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта — непростая творческая
задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной
группы к дальнейшей работе. Так, проект «Исследование влияния климата природных
зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой ничем не
примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа
несуществующего материка. Приведем перечень (далеко не полный) возможных
выходов проектной деятельности:

  • web-сайт;
  • анализ
    данных социологического опроса;
  • атлас,
    карта;
  • видеофильм;
  • выставка;
  • газета,
    журнал;
  • действующая
    фирма;
  • законопроект;
  • игра;
  • коллекция;
  • костюм;
  • модель;
  • музыкальное
    произведение;
  • мультимедийный
    продукт;
  • оформление
    кабинета;
  • постановка;
  • праздник;
  • прогноз;
  • система
    школьного самоуправления;
  • справочник;
  • сравнительно-сопоставительный
    анализ;
  • учебное
    пособие;
  • экскурсия.

Примеры удачно выбранных продуктов проектной
деятельности:

  • Дневник
    путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца
    1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием).
  • Популярное
    пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм).
  • Частотный
    словарь английского молодежного сленга.
  • Главы из
    учебника будущего «Биология и экология» 2500 года издания.
  • Манифест
    Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть.
  • Экологические
    программы мониторинга питьевой воды, состояния радиационного фона и
    воздушной среды в микрорайоне (по заказу управы района).
  • Сборник
    научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей
    в средневековье».
  • Коллекция
    софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.
Читайте также:  Какие продукты сочетаются между собой а какие нет

Подведение итогов

Подведение итогов в
проектных группах проводится в последний день проектной недели,
непосредственно после объявления результатов конкурса. Организуя процесс
обсуждения, руководитель должен затронуть различные аспекты работы над
проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта
и субъективную удовлетворенность участников.

Вопросы для обсуждения
могут быть сформулированы следующим образом:

  • Достигнута
    ли цель проекта?
  • Ставились
    и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?
  • В чем
    заключались личные мотивы каждого участника группы? Что вы узнали, чему
    научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем
    изменились?
  • Какой
    из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему?
  • Что в
    проектной неделе вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с
    обычными учебными неделями?
  • Возникало
    ли у вас в ходе проектной недели желание что-либо изменить, улучшить в
    содержании и организации работы? Общешкольное подведение итогов
    организуется в конце дня, после того как закончится процесс обсуждения в
    группах. Оно может проводиться в различных формах:
  • совещание
    педколлектива при директоре (зам. директора)
  • собрание
    рабочей группы, включающей, помимо руководства школы, одного взрослого и
    одного юного представителя от каждой проектной группы

По итогам проведенных
обсуждений, на основе сданных описаний проектов и аналитической записки, подготовленной
пресс-центром, зам. директора (координатором проектов) готовится отчет по
итогам проектной недели, который сдается директору школы и может стать
предметом для коллективного анализа на очередном педагогическом совете.

Виды презентаций проектов

Презентации учебных
проектов могут быть проведены в виде:

  • деловой
    игры — научного доклада;
  • демонстрации
    видео-отчета фильма / продукта, исследовательской выполненного на основе
    экспедиции информационных;
  • пресс-технологий
    конференции;
  • диалога
    исторических;
  • путешествия
    или литературных;
  • рекламы
    персонажей;
  • ролевой
    игры;
  • защиты
    на Ученом Совете;
  • соревнования;
  • спектакля;
  • игры с
    залом;
  • спортивной
    игры;
  • научной
    конференции;
  • экскурсии.

Примерами удачных
презентаций проектов могут служить:

  • инсценировка-диалог
    Сознания, Самосознания и Бессознательного;
  • пресс-конференция
    участников экспедиции на неизвестный материк;
  • ролевая
    игра, имитирующая поведение муравьев неизвестного науке вида;
  • инсценировка
    драматической постановки на тему алхимии, включающая демонстрацию реальных
    химических опытов-парадоксов;
  • беседа
    Чацкого и представителей «фамусовской Москвы» с «современными людьми» по
    теме «Проблема ума и безумия».

Источник

Как создать школьный проект. Рекомендации для учащихся.

Что такое проект и зачем он нужен?

Персональный проект – это твой проект, который ты делаешь сам. В котором ты можешь проявить все свои знания и умения, применить их к достижению избранной тобой цели.

Проект – реалистичный замысел, план о желаемом будущем («проект» в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед, в будущее).

Проект также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т.д.) для создания какого-либо продукта.

Таким образом, проект содержит в себе объяснение и конкретный способ осуществления цели, которую вы перед собой поставили.

Проект – это способ проявить себя: показать свои знания и умения, свои мечты и желания, способ показать себе и другим то, что ты хочешь изменить в окружающем тебя мире, способ правильно организовать свою работу.

Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта.

Чему можно научиться, работая над проектом:

  • Видеть проблемы в окружающей жизни;
  • Отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  • Генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия;
  • Запрашивать и находить недостающую информацию;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Взаимодействовать с любым партнёром;
  • Проектировать процесс и изделие (продукт);
  • Планировать деятельность, время, ресурсы;
  • Принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • Вести дискуссию;
  • Отстаивать свою точку зрения;
  • Находить компромисс;
  • Уверенно держать себя во время выступления;
  • Использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • Отвечать за незапланированные вопросы;
  • Анализировать и оценивать собственную деятельность

Типы проектов:

1. Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом)такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;

2. Творческий проект, в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль);

3. Практический (практико-ориентированный) проект, в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);

Читайте также:  Какие продукты не допускаются в доу

4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие Результат – представление исследовательской работы (презентация, отчет, доклад. реферат и т.п.)

5. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе, и пр.).

По продолжительности выполнения проекты бывают:

1, Минипроект- в течение урока

2. Краткосрочный – 1-5 уроков

3.. Среднесрочный – 1-2 месяца

4. Долгосрочный – до 1 года

Как планировать работу над проектом?

Проект – это «пять П»:

  • Проблема
  • Планирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и другое.

Что такое «продукт» проектной деятельности?

Результатом работы над проектом является продукт.Каким будет продукт нужно определить в начале вашей работы. Продукт, в конечном счёте, это то ради чего задуман проект, это главный результат работы. Продукт может быть разнообразным – от учебного пособия для кабинета до государственного закона. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему.

Примеры продуктов проектной работы по географии:

Дата добавления: 2017-03-11; просмотров: 19012 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Âèäû äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà – äîâîëüíî ñóáúåêòèâíîå ïîíÿòèå, òàê êàê ïðè æåëàíèè èõ ìîæíî îïèñàòü íå íà îäíó ñòðàíèöó, íî áîëüøèíñòâî ïñèõîëîãîâ è ñîöèîëîãîâ îïðåäåëèëèñü ñ òðåìÿ îñíîâíûìè êîíêðåòíûìè âèäàìè: îáó÷åíèå, èãðà è òðóä. Äëÿ êàæäîãî âîçðàñòà ïðèñóù ñâîé îñíîâíîé âèä äåÿòåëüíîñòè, íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî âçðîñëûå íå èãðàþò, à øêîëüíèêè íå òðóäÿòñÿ.

Òðóäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Òðóäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü (òðóä) – ýòî ïðåîáðàçîâàíèå ÷åëîâåêîì êàê ìàòåðèàëüíûõ, òàê è íåìàòåðèàëüíûõ îáúåêòîâ, ÷òîáû â äàëüíåéøåì èõ èñïîëüçîâàòü äëÿ óäîâëåòâîðåíèÿ ñâîèõ íóæä. Ïî õàðàêòåðó ïðèëàãàåìûõ äåéñòâèé, òðóäîâóþ äåÿòåëüíîñòü äåëÿò íà:

  • ïðàêòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü (èëè ïðîäóêòèâíóþ äåÿòåëüíîñòü — èçìåíåíèå îáúåêòîâ ïðèðîäû, ëèáî èçìåíåíèå îáùåñòâà);
  • äóõîâíóþ äåÿòåëüíîñòü (èíòåëëåêòóàëüíàÿ, òâîð÷åñòâî è ò.ä.).

Èìåííî ýòîò âèä äåÿòåëüíîñòè, ïî ìíåíèþ áîëüøèíñòâà àíòðîïîëîãîâ, ÿâëÿåòñÿ äâèæóùåé ñèëîé ýâîëþöèè ëþäåé. Òàêèì îáðàçîì â ïðîöåññå òðóäà, öåëüþ êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ïðîèçâîäñòâî êàêîãî-ëèáî ïðîäóêòà, ôîðìèðóåòñÿ è ñàì òðóäÿùèéñÿ. Âîçìîæíî òðóä ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ãëàâíûõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè, íî ýôôåêòèâíîé òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè íå áûëî áû áåç åùå îäíîãî åå âèäà — ó÷åíèÿ, èëè îáó÷åíèÿ.

Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü (îáó÷åíèå, îáðàçîâàíèå) — ýòî äåÿòåëüíîñòü, íàïðàâëåííàÿ íà ïîëó÷åíèå çíàíèé, óìåíèé è íàâûêîâ. Öåííîñòü ýòîãî âèäà äåÿòåëüíîñòè â òîì, ÷òî îíà ãîòîâèò ÷åëîâåêà ê òðóäó. Ó÷åíèå — ýòî øèðîêîå ïîíÿòèå, èìåþùåå ìíîæåñòâî ðàçíîâèäíîñòåé. Ýòî íåîáÿçàòåëüíî ïðîñèæèâàíèå øòàíîâ â øêîëå çà ïàðòîé. Ýòî è ñïîðòèâíûå òðåíèðîâêè, è ÷òåíèå êíèã, è êèíî, è òåëåïåðåäà÷è (íå âñå òåëåïåðåäà÷è, êîíå÷íî). Ñàìîîáðàçîâàíèå êàê âèä ó÷åíèÿ ìîæåò ïðîõîäèòü â ïàññèâíîé, íåîñîçíàííîé ôîðìå âñþ æèçíü ÷åëîâåêà. Ê ïðèìåðó, âû ëèñòàëè êàíàëû ïî Ò è ñëó÷àéíî óñëûøàëè ðåöåïò â êóëèíàðíîì øîó, à ïîòîì âàì ýòî íåîæèäàííî ïðèãîäèëîñü.

Èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü (èãðà) — âèä äåÿòåëüíîñòè, öåëü êîòîðîé ñàìà äåÿòåëüíîñòü, à íå ðåçóëüòàò. Òîò ñëó÷àé, êîãäà ãëàâíîå — ó÷àñòèå, òî åñòü âàæåí ñàì ïðîöåññ. Òàêîâî êëàññè÷åñêîå îïðåäåëåíèå. Òåì íå ìåíåå, èãðà, íà ìîé âçãëÿä, ÿâëÿåòñÿ åñëè íå ðàçíîâèäíîñòüþ îáó÷åíèÿ, òî åå îòâåòâëåíèåì, ïîòîìó ÷òî îíà, êàê è îáó÷åíèå, ÿâëÿåòñÿ ïîäãîòîâêîé ê òðóäó. Ýòàêèé ñïèí-îôô ó÷åáû, åñëè õîòèòå. Èãðà â êóáèêè, êàçàêè-ðàçáîéíèêè, «Call of Duty» èëè «Êòî õî÷åò ñòàòü ìèëëèîíåðîì» — âñå ýòè èãðû â òîé èëè èíîé ñòåïåíè ó÷àò êàêîìó-òî âèäó óìñòâåííîé èëè ôèçè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ïðèíîñÿò êàêèå-òî íàâûêè, çíàíèÿ, óìåíèÿ. Ðàçâèâàþò ëîãèêó, ýðóäèöèþ, ðåàêöèþ, ôèçè÷åñêîå ñîñòîÿíèå òåëà è òàê äàëåå. Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî òèïîâ èãð: èíäèâèäóàëüíûå è ãðóïïîâûå, ïðåäìåòíûå è ñþæåòíûå, ðîëåâûå, èíòåëëåêòóàëüíûå è ò.ä.

Ìíîãîîáðàçèå äåÿòåëüíîñòè.

Ïðèâåäåííàÿ êëàññèôèêàöèÿ äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà ÿâëÿåòñÿ îáùåïðèíÿòîé, íî íå åäèíñòâåííîé. Ñîöèîëîãè âûäåëÿþò ãëàâíûìè îäíè âèäû äåÿòåëüíîñòè, ïñèõîëîãè äðóãèå, èñòîðèêè òðåòüè, à êóëüòóðîëîãè – ÷åòâåðòûå. Îíè õàðàêòåðèçóþò äåÿòåëüíîñòü ñ òî÷êè çðåíèÿ åå ïîëåçíîñòè/áåñïîëåçíîñòè, ìîðàëüíîñòè/àìîðàëüíîñòè, ñîçèäàíèÿ/ðàçðóøåíèÿ è ò.ä. Äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâåêà ìîæåò áûòü òðóäîâàÿ è äîñóãîâàÿ, òâîð÷åñêàÿ è ïîòðåáèòåëüñêàÿ, ñîçèäàòåëüíàÿ è ðàçðóøèòåëüíàÿ, ïîçíàâàòåëüíàÿ è öåííîñòíî-îðèåíòèðîâî÷íàÿ è ïðî÷åå.

Источник