Какая масса содержится в 25 мл
28 августа 201911201 тыс.
Многое из того, что вы прочитаете ниже, может показаться странным и даже обидным. Ведь это «многое» изучается в первых трех классах обычной средней школы.
Но все-таки напоминания и примитивные разъяснения могут оказаться полезными, принимая во внимание тот факт, что подсчетами вы будете заниматься в особо нервном состоянии из-за болезни ребенка…
Единицы измерения
Итак, мы поговорим о том, как правильно рассчитать дозу лекарственного средства для ребенка.
Дозу назначенного вашему ребенку лекарства следует каким-либо образом измерить, и в качестве единиц измерения могут быть использованы:
- единицы массы (грамм, миллиграмм и т. д.);
- единицы объема (литр, миллилитр, капля и т. д.);
- специальные единицы (условные, биологические и т. д.);
- единицы конкретной лекарственной формы (таблетка, капсула, ампула и т. д.).
Основной единицей измерения массы при дозировке лекарственных средств является грамм и его производные — миллиграмм и микрограмм.
Конечно, мы знаем, что с точки зрения международной системы единиц (СИ) основной единицей массы является килограмм (кг), а стандартной единицей объема — кубический метр (м3), а не миллилитр, но для ясности изложения пренебрегаем условностями.
Общепринятые сокращения
- грамм — г;
- миллиграмм — мг;
- микрограмм — мкг.
- 1 г = 1000 мг = 1 000 000 мкг.
- 1 мг = 1000 мкг.
- 1,0 — это грамм;
- 0,001 — это миллиграмм;
- 0,000001 — это микрограмм.
Основной единицей измерения объема является миллилитр. Привычный в быту литр в качестве дозы применяется редко, но все-таки иногда применяется. Например, «объем жидкости, необходимый для проведения очистительной клизмы — 1 литр» или «суточный объем инфузионной терапии — 1,5 литра».
Общепринятые сокращения
- литр — л;
- миллилитр — мл.
- 1 л = 1000 мл.
Единица объема в обязательном порядке указывается!
Если не указано, т. е. просто написано 15,0 — значит, это не объем, а масса — 15 граммов. Если же речь идет о миллилитрах, то рядом с числом 15 должно быть написано — мл: 15,0 мл.
Важно!
Пожалуйста, будьте внимательны: самая частая родительская ошибка — это когда путаются МГ и МЛ.
Еще раз обращаем внимание, поскольку именно этот момент крайне актуален!
Не путать единицы массы и единицы объема — это очень-очень важно!
Всегда, когда некое лекарственное средство назначается парентерально в определенном количестве мл, речь идет о том, что этот объем будет измеряться шприцем для инъекций надлежащего размера или же будет использован флакон инфузионного раствора, имеющий соответствующие объемные метки.
Упаковки современных (дозируемых миллилитрами) лекарственных средств для приемавнутрь в обязательном порядке содержат специальные измерительные устройства: колпачки, пипетки, шприцы, стаканчики, мерные ложки.
Если ничего подобного нет, а лекарство все-таки назначено внутрь и в мл, значит, для измерения необходимого объема следует использовать шприцы для инъекций или специальные градуированные измерительные стаканчики, продающиеся в аптеках.
Нестандартной и неточной единицей измерения объема является капля. Объем капли во многом определяется физическими свойствами дозируемой жидкости.
Так, например, объем одной капли спиртового раствора составляет в среднем 0,02 мл, а объем одной капли водного раствора может колебаться от 0,03 до 0,05 мл.
Фармацевты и врачи довольно давно договорились о том, что стандартной аптекарской, медицинской мерой капли является 0,05 мл.
Таким образом, 1 мл = 20 капель.
Когда раствор конкретного препарата назначен вашему ребенку именно в каплях и речь идет о современном лекарственном средстве, то упаковка обычно содержит специальную пипетку или крышка флакона представляет собой специальную капельницу.
Если пипетки или крышки капельницы нет, значит, вы можете использовать стандартную, продающуюся в любой аптеке медицинскую пипетку. Если назначено много капель, вполне можно использовать для измерения необходимого объема жидкости одноразовый шприц.
Назначено по 10 капель — значит, это 0,5 мл; 40 капель — соответственно, 2 мл.
Вы даже можете использовать формулу: количество мл = количество капель разделить на 20.
Главное помнить о том, что всегда, когда некое лекарственное средство назначено в каплях и вы не можете разобраться, чем эти капли добывать-измерять, однозначно подразумевается, что объем одной капли равен 0,05 мл.
И это означает, что, имея в доме медицинский шприц объемом 1 мл, вы без труда и абсолютно точно сможете определить нужный объем лекарства: 2 капли — 0,1 мл, 3 капли — 0,15 мл, 5 капель — 0,25 мл и т. д.
Еще более нестандартными (по сравнению с каплями) единицами измерения объема являются разнообразные бытовые ложки, которые иногда (но все реже и реже) используются для дозирования малоактивных и относительно безопасных лекарств.
Стандартный объем ложек в мл:
- чайная ложка — 5 мл;
- десертная ложка — ориентировочно 10 мл (единого стандарта нет);
- столовая ложка — в странах СНГ — 18 мл, в США, Канаде — 15 мл, в Австралии — 20 мл;
В некоторых странах используется такое понятие, как детская ложка:
- детская ложка — 10 мл.
Чтобы совсем закрыть тему кухонных принадлежностей для измерения объема, вспомним о стакане. Дозирование стаканами больше принято в кулинарии, но иногда применяется и в медицине для измерения объема настоев, отваров, полосканий и т.п.
- Один стакан — 200 мл.
Действующее вещество находится в жидком лекарственном средстве в определенной концентрации. Цифровое значение этой концентрации отражается в таком, казалось бы, очевидном, но не всегда понятном выражении, как процент раствора.
Выражение «5 % раствор аскорбиновой кислоты» вовсе не выглядит сложным и загадочным. Но все-таки следует дать некоторые разъяснения, дабы окончательно расставить точки над i.
Итак, концентрацию в фармакологии принято отображать как количество единиц массы в единице объема. Таким образом, выражение «1 % раствор» означает, что в 100 мл жидкости находится 1 г действующего вещества.
В подавляющем большинстве случаев объем жидкости, назначенный ребенку, измеряется миллилитрами.
Поэтому пересчитываем:
100 мл — 1 г;
10 мл — 0,1 г;
1 мл — 0,01 г.
0,01 г — это 10 мг. Вполне логичный вывод: в 1 мл 1 % раствора содержится 10 мг действующего вещества.
Оказывается, что подсчитать необходимое количество активного вещества в единице объема (в 1 мл) совсем несложно: для этого всего-навсего необходимо дописать нолик к количеству процентов.
Тренируемся:
- в 1 мл 5 % раствора аскорбиновой кислоты — 50 мг аскорбинки;
- в 1 мл 50 % раствора анальгина — 500 мг анальгина;
- в 1 мл 0,1 % раствора лоратадина — 1 мг лоратадина;
- в 1 мл 66,7 % раствора лактулозы — 667мг лактулозы;
- в 1 мл 0,05 % раствора хлоргексидина — 0,5 мг хлоргексидина…
Производители детских лекарственных форм весьма скептически относятся к математическим способностям родителей этих самых детей. В инструкции вполне может быть написано «раствор лоратадина 0,1 %», но на упаковке будет указано большими буквами: «лоратадин 1 мг/1 мл» или «лоратадин 5 мг/5 мл».
Огромное количество жидких лекарственных средств выпускается в разных концентрациях. В 1 мл суспензии парацетамола может быть 20, а может и 50 мг: на коробочке с суспензией напишут «120 мг/5 мл» или «250 мг/5 мл». Работник аптеки не сможет правильно отпустить, а мама не сможет правильно дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «5 мл суспензии» — надо знать, о какой концентрации суспензии идет речь. Таким образом, всегда, когда вашему ребенку назначается что-либо жидкое, важно убедиться в том, что вы знаете не только название раствора, но и его концентрацию!
Ситуация, когда врач назначает раствор, сироп, суспензию и т. п., но не указывает при этом концентрацию, тем не менее, возможна.
Так, сиропы лактулозы практически все производители выпускают в виде 66,7 % раствора. И когда врач написал: «Сироп лактулозы 5 мл утром до завтрака», то в этом никакой ошибки нет.
Еще один вариант: речь идет о лекарственном средстве, назначенном под конкретным торговым названием.
Пример такого назначения: «нурофен для детей, суспензия, при температуре выше 39 °С 10 мл внутрь». Суспензия под названием «нурофен для детей» выпускается только в одной концентрации — 100 мг/5 мл. Поэтому все написано правильно, ошибиться невозможно.
Другой вопрос в том, что в аптеке вам могут сказать примерно следующее: «У нас сейчас нет нурофена для детей в суспензии. У нас есть другое лекарство, но в составе ибупрофен, как и в нурофене, и это другое — только в таблетках по 0,4. Все остальное есть в областном центре, автобус завтра утром…»
И тогда вы подсчитаете:
— 10 мл с концентрацией 100 мг/5 мл — это значит, нам назначили 200 мг.
А в таблетке 0,4 — это 400 мг.
Значит, будем уговаривать Машеньку проглотить полтаблетки…
Еще один принципиально важный момент. Знание концентрации необходимо не только тогда, когда лекарства принимаются внутрь и дозируются в миллилитрах (мл). Для местного применения и дозирования каплями это не менее актуально.
И если назначено «ксилометазолин по 2 капли в каждую ноздрю 3 раза в день», то до того, как капать, следует пренепременно уточнить, о каком ксилометазолине речь — 0,1 % или 0,05 %?
Концентрация активного вещества в дерматологических средствах также обозначается процентами, но никакой специфики здесь нет. Поэтому если написано «гидрокортизоновая мазь 1 %», то это значит, что в 1 мл этой мази содержится 10 мг гидрокортизона. Но точно так же, как и с суспензией парацетамола, нельзя написать просто «гидрокортизоновая мазь», поскольку мазь эта бывает 0,5 %, 1 %, 2,5 %…
Теперь о дозировании с использованием специальных единиц. Всегда, когда речь идет о неких лекарственных единицах, количество этих единиц увязывается либо с единицей объема, либо с конкретной упаковкой или лекарственной формой. И эту взаимосвязь в обязательном порядке следует уточнить!
Т.е. надо непременно знать о том, что в 1 мл раствора инсулина содержится именно 40 единиц или именно 100 единиц препарата.
Надо обязательно знать, что именно в этой таблетке с панкреатином содержится доза, равная 10 000 единиц липазы. Именно 10 тысяч, а не 40 или 25.
Надо обязательно знать, что именно в этом стерильном флаконе находится 500 000 единиц натриевой соли бензилпенициллина.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что всегда, когда нечто назначено в единицах, следует в обязательном порядке уточнить, в каком объеме, в каком флаконе, в какой капсуле содержится именно это количество единиц.
С огромными сложностями и множеством ошибок сопряжено использование в качестве единицы дозирования наименования конкретной лекарственной формы.
В одной таблетке одного и того же фармацевтического средства может быть разное количество действующего вещества. Так, в одной таблетке парацетамола может быть 80, 120, 125, 200, 285, 325, 500 или 564 мг. Очевидно, что никто не сможет правильно продать в аптеке или дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «1 таблетка».
Поэтому рядом с названием препарата и выбранной лекарственной формой должно быть обозначено количество действующего вещества именно в этой, назначенной конкретному больному лекарственной форме.
Примеры:
- кальция глюконат, таблетки по 0,5;
- цефалексин, капсулы по 0,25.
Указание на некую таблетку или капсулу при отсутствии сведений о содержании действующего вещества может в некоторых случаях быть оправдано тем, что никакого выбора таблеток именно этого медикаментозного средства нет.
Подобное возможно, если:
- препарат выпускается в данной лекарственной форме лишь со строго определенным количеством действующего вещества. Например, орнидазол выпускается в таблетках по 0,5. Других таблеток нет. Не ошибешься;
- препарат назначается под торговым названием, а конкретный производитель выпускает его лишь в такой лекарственной форме — выбора нет. Например, одна таблетка супрастина всегда содержит 0,025 хлоропирамина. Поэтому, если назначен супрастин по одной таблетке два раза в день, — не ошибешься;
- препарат представляет собой строго определенную, защищенную торговым названием комбинацию неких ингредиентов. Например, декатилен, таблетки для рассасывания. Никакого другого декатилена нет. Не ошибешься.
Мы уже знаем, что оптимальный способ дозирования лекарственных средств детям основан на взаимосвязи дозы с весом ребенка.
Рассмотрим тонкости подобного дозирования на примере самого популярного детского жаропонижающего средства — парацетамола.
Известно, что разовая доза парацетамола составляет 10–15 мг/кг.
Имеем ребенка с массой тела 15 кг. Таким образом, разовая доза лекарства составляет от 150 (10 х 15) до 225 (15 х15) мг.
- Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 24 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза приблизительно равна 6,2–9,3 мл.
- Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 50 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза — 3–4,5 мл.
- Мы купили таблетки по 200 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза — 1 таблетка.
- Мы купили таблетки по 325 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза — полтаблетки.
Теперь давайте разберемся с суточной дозой того же парацетамола. При наличии показаний это лекарство можно давать в течение суток повторно, но не более 4–5 раз, и очень важно, чтобы интервал между приемами был не менее 4 часов.
Все тот же ребенок — масса тела 15 кг. Максимальная суточная доза лекарства ни в коем случае не должна превышать 60 мг/кг. Это значит, что нашему малышу можно за сутки не более чем: 15 х 60 = 900 мг.
- Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 24 мг. А нам надо не более 900. Значит, наша максимальная суточная доза — 37,5 мл (900/24).
- Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 50 мг. А нам надо за сутки максимум 900. Значит, наша суточная доза не должна превышать 18 мл (900/50).
- Мы купили таблетки по 200 мг. Значит, за сутки нельзя больше четырех таблеток.
- Мы купили таблетки по 325 мг. Значит, наша максимальная суточная доза 2 таблетки и еще три четверти таблетки.
Уже это наше перечисление показывает, что, зная вес и необходимую разовую/суточную дозы, довольно-таки легко осуществить рациональный выбор лекарственной формы. Очевидно, что дать ребенку 3 мл суспензии в большинстве случаев намного проще, чем 10 мл или половинку таблетки.
Поэтому для дитя с массой 15 кг оптимальной лекарственной формой парацетамола будет, пожалуй, суспензия 250/5 мл.
Еще более показателен в рассматриваемом аспекте выбор оптимальной дозы парацетамола для ректального введения.
Известно, что при использовании суппозиториев разовая доза парацетамола выше, чем при приеме внутрь, и составляет 20–25 мг/кг. Таким образом, ребенок с весом 10 кг должен получить свечу, содержащую от 200 до 250 мг.
Мы отправляемся в аптеку, и там выясняется, что в продаже имеются свечи с парацетамолом, содержащие активное вещество в количестве 50, 80, 100, 125, 150, 250, 300, 500, 600 и даже 1000 мг. В нашей ситуации логичнее всего купить свечи по 250 мг и применять их с минимальной нагрузкой для детской психики.
Но можно всего этого не знать и издеваться над ребенком, засовывая в него две свечи по 100 мг, или издеваться над собой, пытаясь отрезать половину от свечи 500 мг.
Обращаем также внимание на то, что внимательное изучение листа с врачебными назначениями во многих случаях позволит вам сэкономить значительные средства.
Пример назначений: «азитромицин суспензия. 200 мг 1 раз в день за полчаса до еды, 3 дня подряд». Отправляемся в аптеку, и там выясняется, что антибиотик азитромицин в суспензии продается в следующих упаковках:
- порошок для приготовления суспензии 100 мг/5 мл, флакон 20 мл;
- порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 15 мл;
- порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 30 мл;
- порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 20 мл.
Понятно, что оптимальный в нашей ситуации выбор — 200 мг/5 мл, флакон 15 мл — этого как раз хватит для назначенного курса лечения. Любая другая упаковка экономически не выгодна: либо придется докупать, либо останется.
К сожалению, нередко встречается ситуация, когда врач просто не успевает следить за стремительно меняющимся ассортиментом аптек. И в таком случае вполне возможны такие назначения: «лоратадин 5 мг 1 раз в день в течение 2 недель».
Это, разумеется, неправильно, но весьма незначительное родительское интеллектуальное усилие позволяет решить проблему.
Итак, приходим в аптеку за лоратадином, 5 мг.
Выясняется, что лоратадин бывает в таблетках по 10 мг, а также в сиропах или суспензиях — 1 мг/1мл.
5 мг — это полтаблетки или 5 мл сиропа. Делить таблетки нам не хочется, да и с глотанием таблеток у нашей крохи проблемы, так что приобретаем жидкое-вкусное и даем то, что доктор прописал…
Кстати, перед покупкой проводим несложные подсчеты: 5 мл в день, да на 2 недели, это 5 х 14 — получается, на курс лечения надо 70 мл. А сколько же там во флаконе?
Интересуемся: оказывается, в одном флаконе сиропа или суспензии лоратадина может быть 30, 50, 60, 100, 120 и 150 мл. Наверное, наиболее рационально купить флакон 100 мл — дайте, пожалуйста…
И последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание. Всегда, когда врачом предписывается делить таблетки, это либо обозначается словами (половинка, треть, четверть), либо дробью: 1/2, 1/3, 1/4.
А если написано «кальция глюконат 0,5» — это не полтаблетки (!), это полграмма — 0,5 г.
0,25 — это не четвертушка таблетки, это 0,25 г.
Настоящий текст представляет собой адаптированный к формату статьи фрагмент из книги Е. О. Комаровского «Лекарства. Справочник здравомыслящих родителей».
Источник: https://articles.komarovskiy.net/lekarstva-i-matematika-kak-rasschitat-dozu-lekarstva.html
- Ответы и решения
- Химия
- Какая масса(г) хлорида бария содержится в 25 мл 0,5н. Расствора ?
0 голосов
23 просмотров
Какая масса(г) хлорида бария содержится в 25 мл 0,5н. Расствора ?
- какая
- масса
- хлорида
- бария
- содержится
- расствора
- 10 — 11 классы
- химия
спросил
29 Апр, 18
от
Gofmansonya_zn
(12 баллов)
в категории Химия
|
23 просмотров
1 Ответ
0 голосов
Ладалаладлвлвлалвлвлудвдла
ответил
29 Апр, 18
от
матроооооооооооскин_zn
(18 баллов)
Похожие задачи
0 голосов
1 ответ
Найти массу осадка полученный при взаимодействие 180г 10%-ного расствора хлорида калия…
спросил
30 Май
от
Dimon28546_zn
(14 баллов)
в категории Химия
|
1 просмотр
- найти
- массу
- осадка
- взаимодействие
- расствора
- хлорида
- 5 — 9 классы
- химия
0 голосов
1 ответ
При взаимодействии раствора серной кислоты массой 16 г. с избытком расствора хлорида…
спросил
19 Март, 18
от
Tomiris1000_zn
(83 баллов)
в категории Химия
|
13 просмотров
- кислоты
- взаимодействии
- раствора
- избытком
- расствора
- хлорида
- 5 — 9 классы
- химия
0 голосов
1 ответ
При взаимодействии раствора серной кислоты массой 16 г. с избытком расствора хлорида…
спросил
19 Март, 18
от
Tomiris1000_zn
(83 баллов)
в категории Химия
|
14 просмотров
- кислоты
- взаимодействии
- раствора
- избытком
- расствора
- хлорида
- 5 — 9 классы
- химия
0 голосов
1 ответ
K 134 г расствора Хлорида меди с массовой долей меди 20% добавили раствор нейтрата…
спросил
13 Март, 18
от
Kawai525_zn
(46 баллов)
в категории Химия
|
1 просмотр
- расствора
- хлорида
- долей
- добавили
- раствор
- нейтрата
- 5 — 9 классы
- химия
0 голосов
1 ответ
При добавлении серной кислоты с массовой долей 5% избытка расствора нитрата бария…
спросил
15 Март, 18
от
AndreydaShuya_zn
(19 баллов)
в категории Химия
|
16 просмотров
- кислоты
- добавлении
- долей
- избытка
- расствора
- нитрата
- 5 — 9 классы
- химия
0 голосов
1 ответ
1. Сколько граммов расствора с массовой долей вещества 10% можно приготовить из 5 г соли?…
спросил
20 Март, 18
от
Olya184_zn
(19 баллов)
в категории Химия
|
13 просмотров
- хлорида
- расствора
- сколько
- граммов
- долей
- вещества
- 5 — 9 классы
- химия
0 голосов
1 ответ
Сколько NaOH содержится в 250 мл 0,1 М расствора
спросил
19 Май
от
Dashadydyk367_zn
(24 баллов)
в категории Химия
|
1 просмотр
- сколько
- содержится
- расствора
- 5 — 9 классы
- химия
0 голосов
1 ответ
В 100 мл водного расствора содержится 36,5 г HCl. Молярная концентрация раствора равна:…
спросил
27 Май, 18
от
Shhnasty_zn
Начинающий
(260 баллов)
в категории Химия
|
11 просмотров
- водного
- расствора
- содержится
- молярная
- концентрация
- раствора
- 10 — 11 классы
- химия
0 голосов
1 ответ
Слили вместе 140мл 20%-го расствора HNO3(p=1,12г/мл)и 400 мл 15%-го расствора Ba(OH)2…
спросил
14 Май, 18
от
Nick4501_zn
(12 баллов)
в категории Химия
|
5 просмотров
- расствора
- слили
- вместе
- 140мл
- вычислить
- полученном
- 10 — 11 классы
- химия
0 голосов
1 ответ
Посчитайте объем 10% концентрации расствора NaOH ( плотность 1,1 г/мл), который нужен для…
спросил
10 Май, 18
от
kagejenko_zn
Начинающий
(868 баллов)
в категории Химия
|
15 просмотров
- посчитайте
- объем
- концентрации
- расствора
- плотность
- нужен
- 5 — 9 классы
- химия
Категории
- Все категории
- Обучение/Школа/Университет
62 - Геометрия
424k - Алгебра
1.2m - Английский язык
840k - Українська мова
199k - Математика
3.6m - Химия
594k - География
312k - Физика
555k - Другие предметы
270k - Русский язык
2.2m - Экономика
22.5k - Обществознание
225k - Информатика
201k - Биология
506k - История
502k - Литература
738k - Право
15.1k - Українська література
51.2k - Беларуская мова
16.8k - Қазақ тiлi
195k - Разные науки
112 - Окружающий мир
170k - Немецкий язык
26.4k - Музыка
48k - Французский язык
12.5k - Технология
10.2k - Черчение
2.8k - Обж
17.9k - Психология
6.2k - Мхк
4.7k - Егэ / огэ
16 - Астрономия
1.9k - Физкультура и спорт
8k - Оʻzbek tili
1k - Кыргыз тили
813 - Уход за собой
765
Здравствуйте! На сайте Otvet-Master.ru собраны ответы и решения на все виды школьных задач и университетских заданий. Воспользуйтесь поиском решений на сайте или задайте свой вопрос онлайн и абсолютно бесплатно.