Какая категория юридических норм не содержалась в кодексе хаммурапи

Какая категория юридических норм не содержалась в кодексе хаммурапи thumbnail

Царь Хаммурапи – правитель Месопотамии в XVIII веке до н. э.: 1792 – 1750 гг. По его собственному мнению, боги передали ему власть для защиты обездоленных, вдов или сирот от всяческих притеснений более сильных, а так же для того, что он принес богатство, процветание и порядок Вавилону и всему Двуречью.

Вавилон

При Хаммурапи был издан (им же разработанный) свод законов, обязательных к исполнению во всех сферах общественной жизни во всех землях подвластных Вавилону. Эти законы были по указу Хаммурапи выбиты на большом каменном столбе и к ним прилагалось изображение самого царя. Всего законы содержат 247 статей нормативно-правового характера, охватывающих все основные сферы общественной жизни Двуречья. Столб с их записью был найден при раскопках французскими археологами в Сузе – столице Древнего Элама.

Законы («Кодекс») Хаммурапи являются особо ценным историческим источником, так как отражают практически весь образ жизни населения и внутриполитические отношения Вавилонии XVIII века до н. э., «пронизывают» вавилонское общество сверху донизу. Какими были законы в древности, мы можем видеть из нижеприведенного списка, где представлены выдержки из «Кодекса» Хаммурапи.

§ 21. Если человек (стену чужого) дома проломил, перед проломом этим его должны убить и зарыть.

§ 25. Если в доме человека огонь загорелся, и человек, который для тушения (пожара) пришел, на пожитки хозяина дома позарился и пожитки хозяина дома присвоил, человек этот в этот самый огонь должен быть брошен.

§ 109. Если у корчемницы злодеи в ее заведении собираются, а злодеев этих она не схватила и во дворец не представила, эта корчемница должна быть убита.

§ 128. Если человек взял жену, но договора касательно нее не составил, эта женщина – не жена.

§ 129. Если жена человека с другим мужчиной на (ее) лоне была схвачена. Их должны связать и бросить в воду, (но) если господин жены свою жену пощадит, (то) и царь своего раба должен пощадить.

§ 131. Если жену человека ее муж клятвенно обвинил, но с другим мужчиной на (ее) лоне она не была схвачена, во имя бога она должна поклясться, и (тогда) она может вернуться в свой дом.

§ 134. Если человек уведен (в плен), и в его доме пропитания нет, его жена в дом другого может войти, на женщине этой вины нет.

§ 135. Если человек уведен (в плен), и в его доме пропитания нет, (и) вследствие этого его жена в дом другого вошла и сыновей (ему) родила, (а) потом ее муж вернулся и своей общины достиг, эта женщина должна вернуться к своему первому мужу, сыновья (же) должны следовать за своими отцами.

§ 141. Если жена человека, которая в доме человека живет, задумала уйти, расточительствовать принялась, дом свой разоряла, унижала своего мужа, ее должны изобличить, и, если ее муж заявил о намерении покинуть ее, он может ее покинуть, на дорогу ей и (в качестве разводной платы) ничего он может ей не давать; если (же) ее муж заявил о намерении не покидать ее, муж ее другую женщину может взять замуж, (а) эта женщина должна жить в его доме как рабыня.

§ 148. Если человек жену взял замуж и ее постигла болезнь ла’бу (заразная кожная болезнь), (и) он решил жениться на другой, он может жениться, (но) жену свою, которую постигла болезнь ла’бу, он не должен покидать, в доме, который он создал, она должна жить, и он должен пожизненно ее содержать.

мужчина и женщина (глиняная табличка из Месопотамии)

§ 195. Если сын ударил своего отца, ему должны отрезать руку.

§ 196. Если человек ослепил глаз сыну человека, его глаз должны ослепить.

§ 197. Если он сломал человеку кость, ему должны сломать кость.

§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, ему (самому) должны выбить зуб.

Еще параграфы, например, об ответственности врача, строителя и… быка, здесь: https://history-thema.com/istoriya-vavilonii-kodeks-xammurapi-oko-za-oko/ Здесь же можно оставить комментарий.

Если вам понравилось, нажмите слева «лайк», а вверху «Подписаться на канал». Спасибо, что зашли!

Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.

Источник

История законов царя Хаммурапи

  • Общая характеристика законов Хаммурапи
  • Основные законы Хаммурапи
  • Рекомендованная литература и полезные ссылки
  • Законы Хаммурапи, видео
  • Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

    История законов царя Хаммурапи

    Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

    Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

    Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

    Стела Хаммурапи

    Стела Хаммурапи в Лувре.

    Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

    Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

    Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

    Общая характеристика законов Хаммурапи

    Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

    В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

    Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

    • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
    • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
    • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
    • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
    • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

    Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

    Законы Хаммурапи

    Основные законы Хаммурапи

    Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

    • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
    • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
    • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
    • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
    • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
    • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

    Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

    Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

    • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
    • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
    • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
    • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
    • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

    Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

    Рекомендованная литература и полезные ссылки

    • Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
    • Текст сборника Законов Хаммураби в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. — М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. — 81 с. — (Культурно-исторические памятники Древнего Востока, Вып. I).
    • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. I. Открытие кодекса // Журнал Министерства народного просвещения. — 1910. — Февраль. — С. 301—316.
    • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. II. Гаммураби и его царствование // Журнал Министерства народного просвещения. — 1912. — Сентябрь. — С. 65—77.
    • Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — С. 199—206.

    Законы Хаммурапи, видео

    Какая категория юридических норм не содержалась в кодексе хаммурапи

    Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail.com или в Фейсбук, с уважением автор.

    Источник

    Законы Хаммурапи — один первых сводов законов человеческой цивилизации, памятник древнего мира и источник знаний о быте, устройстве общества и порядках наших предков.

    На реках Вавилонских

    Давным-давно, в месте, где реки Евфрат и Тигр ближе всего подходят друг к другу, стоял прекрасный город Вавилон — столица великого Вавилонского царства.

    Легендарный город Вавилон, он пережил многочисленные набеги, захваты, перенес неоднократные разрушения, и окончательно опустел во II столетии. Но такова была сила Вавилона, что слава о нем сохранилась до наших дней. Своим величием Вавилон во многом обязан человеку по имени Хаммурапи, который смог превратить город в важнейший экономический и культурный центр Ближнего Востока.

    Я — Хаммурапи, царь совершенный

    Люди, даже мало интересующиеся историей, все равно что-то да слышали о Хаммурапи. Хотя даже специалисты знают о нем доподлинно очень мало. Точно известно только, что он — самый успешный из вавилонских царей, который правил страной 43 года.

    В начале правления его государство было весьма скромным, и помимо столицы включало только несколько небольших городов на расстоянии до 80 км. Но всю жизнь Хаммурапи стремился возвеличить Вавилонию и сделать ее самым могущественным центром Востока. На пути к поставленной цели он сумел покорить многие государства в окрестностях Вавилона. А к концу правления Хаммурапи был единоличным правителем всего Шумера и назывался «царем четырех стран света».

    Справедливость Хаммурапи

    Наряду с военными победами, Хаммурапи прославился как мудрый правитель, создавший строго централизованную и упорядоченную систему власти. Начало его царствования ознаменовалось установлением так называемой «справедливости» (прощения долгов всем жителям), поэтому второй год его правления получил название «год справедливости Хаммурапи».

    “Я искоренил междоусобицы, улучшил положение страны, поселил людей в надежных местах и избавил их от страха. Великие боги меня призвали, и поэтому я — пастырь-миротворец, скипетр которого прям. Моя благая сень распростерта над моим городом, и я держу на своем лоне людей страны Шумера и Аккада. С помощью моей богини покровительницы они стали преуспевать, я привел их к благополучию и укрыл их своей мудростью”.

    Хаммурапи придавал большое значение хозяйственным делам, вникал во все вопросы, проводил судебные и административные реформы. Его законодательная деятельность была грандиозна по своим масштабам и до сих пор производит впечатление на историков. Во время своего правления Хаммурапи издал Кодекс законов, которые служили правосудию и позволяли поддерживать порядок в стране.

    Стела со сводом законов

    Законник Хаммурапи включал в себя 282 статьи и был высечен на стеле высотой в 2,25 метра из чёрного диорита. Вес этой стелы составляет целых 4 тонны. Примечательна верхняя часть данного рукотворного творения. Это скульптура, на которой изображены 2 человеческие фигуры.

    Одна из них сидит на троне, а другая стоит перед ней. Сидящая фигура изображает собой бога Солнца Шамаша. Его голову венчает сложный головной убор. В правой руке он держит кольцо и жезл, которые символизируют справедливость и правоту. Перед богом стоит Хаммурапи. Его фигура выражает покорность и внимание. Данный барельеф как бы подчёркивает, что законы выражают волю бога, а сам царь является лишь исполнителем высшей божественной власти. Это придаёт особый смысл всему тому, что высечено на каменной стеле ниже.

    Стела была установлена на главной площади как напоминание горожанам, что никто не может отговориться незнанием законов. Подобные стелы были и в других частях государства. Сам текст законов распространялся среди подданных на глиняных табличках.

    «Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, я начертал в Вавилоне… для водворения права в стране, для решения тяжб в стране, для оказания справедливости притесненному, мои драгоценные слова на моем памятнике и поставил перед изображением меня, царя -законодателя… Угнетенный, вовлеченный в тяжбу, пусть придет к изображению меня, царя-законодателя, и заставит прочесть ему мою надпись на памятнике.

    Он услышит мои драгоценные слова, и мой памятник объяснит ему дело. Он найдет свое право, даст своему сердцу вздохнуть свободно и скажет: «Поистине Хаммурапи — владыка, который для своего народа как бы отец во плоти…доставил навсегда благоденствие народу, правил страною справедливо».

    Спустя 600 лет во время одного из набегов на Вавилон стела в качестве военного трофея была вывезена в Сузы, где позднее ее обнаружили археологи.

    Какие законы ввел Хаммурапи?

    Часть лицевой стороны и вся задняя часть стелы состоят из столбцов – законов. Читаются от вершины до ее основания. Столбы состоят из строк.

    До нас дошли только 247 записей из 282, поскольку остальные были стерты с течением времени. Каждое словосочетание, которое начиналось со слова «если», считалось отдельным параграфом, то есть постановление – отдельный закон.

    Согласно законам Хаммурапи, господствующая роль в вавилонской семье отводилась мужу. Он мог распоряжаться своим семейством, а при необходимости продавать детей любому, кто захочет их купить. Жена имела право на развод, но только в том случае, если муж занимался прелюбодеянием, необоснованно обвинял ее в неверности или покидал семью. Все дети наследовали имущество родителей в равных долях, независимо от пола.

    В уголовном производстве предусматривалось правило равноправия. Если сын ударил отца, ему отрубали руку, если человек кому-то выколол глаз, ему тоже выкалывали глаз. В целом же Кодекс законов Хаммурапи дает историкам более полное понимание жизни в Древней Месопотамии и выступает важнейшим источником древневосточного права, которого люди придерживались до II столетия нашей эры.

    Может быть, не во всех сферах жизни (как бы мы сказали сегодня) вавилонскому царю удалось навести порядок, но он был первым правителем древности, кто соразмерил с властью царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Хаммурапи постановил, чтобы наказание виновному определял не сам пострадавший и не его родственник, а государственный орган именем правителя. Впервые представив в судопроизводстве гражданское право, Хаммурапи воздвиг себе памятник такой же вечный, как та плита из диорита, на которой он повелел изобразить себя рядом с богом Солнца и справедливости Шамашем.

    Вы также можете задать свой вопрос на любую правовую тему(работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).

    Задать вопрос юристу

    Источник