Какая информация содержится в черных ящиках
Популярные вопросы из поиска · 10 января
2,9 K
Люблю медицину и автомобили. Люблю делиться своими знаниями!
Это устройство по-другому называется бортовой самописец, который записывает важные показания во время полёта: показания приборов, звуки в салоне, разговоры пилотов. Устройство может записывать целых 256 показаний. Всё это помогает выявить точную причину авиакатастрофы.
Цвет чёрного ящика – красный или оранжевый. Чёрным он становится после авиакатастрофы из-за горения и высокой температуры. Также в нём есть ультразвуковой маячок для быстрого его нахождения под водой. Маяк работает от аккумуляторов, которые включаются только при сильном ударе.
Форма устройства – цилиндр, благодаря чему оно не повреждается при ударе о землю. Чаще всего чёрный ящик устанавливают в заднюю часть самолёта, где оно подвержено меньшим повреждениям в случае катастрофы. Иногда в самолёте находится сразу несколько чёрных ящиков (для надёжности).
Как он выживает после падения с многих тысяч километров? Состав металла – титан или очень прочная сталь, а пространство заполнено порошком, которым заполнено пространство устройства. Всё это позволяет выдерживть полчаса горения при температуре 1000 градусов или нахождения целых 30 дней под водой на глубине 6 км.
Данные в бортовом самописце на самом деле не зашифрованы очень сложным кодом. Все записи пишутся в удобном виде для человеческого восприятия и дальнейшего анализа (как данные на флешке). Но если данные будут разрушены, то специалисты могут восстанавливать их на протяжении многих месяцев.
Чёрные ящики устанавливают также на поезд (локомотивный скоростемер), автомобили (автомер) и корабли.
Черный ящик нужен для того,чтобы после аварии его спрятать в черной комнате и никому не рассказывать о его содержимом
Почему так сложно найти черный ящик разбившегося самолета?
Генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук
В основном из-за габаритов черного ящика. Ведь черный ящик размером с обычное хозяйственное ведро. Его очень трудно найти, если самолет упал где-то в Тайге или в море, или в пустыне, или просто даже на какой-то территории. Для поиска черного ящика в нем работают радиомаяки, они передают определенный сигнал и свою частоту определенную, по которой мы знаем – это относится именно к автоматическому аварийному радиобую, который находится в самолете. Радиомаяки дают сигнал определенное время.
Вот когда над морем упал самолет, который летел из Парижа в Египет – нашли его, не подняли еще, по сигналам нашли, прекращался несколько раз сигнал, поэтому было тяжело. Радио сигнал передается – более того, если самолет упал на суше, то даже лампочка в черном ящике светится, моргает. В ночи его будет видно если что.
Я очень много искал и спасал космонавтов. Когда они приземляются на спускаемом аппарате весом в 3,5 тонны — их тоже бывает достаточно трудно найти, особенно если вдруг отказывает система радио сопровождения. Как-то раз я работал ночью и тогда садился Залётин Сергей с командой — он командиром был. Очень трудно было аппарат идентифицировать на фоне звезд в Казахстане – почти безоблачное небо, все моргает и одна из этих моргающих звездочек принадлежит спускаемому аппарату. И купол не видно! Днем на фоне неба мы все видим, имеем радиосигнал с радиокомпаса, выходим на связь. А тут аппарат на вертлюге вращается под парашютом спокойно, чтобы не запутались тропы – сделано так технически. Поворачивает бочок один, я вижу маячок световой, моргающий, а потом аппарат чуть-чуть поворачивается от меня, пока я лечу с определенным курсом – и закрывается, я теряю аппарат на фоне черного неба, ведь и сам спускаемый аппарат – черный, его не видно. Тогда было очень сложно подсказать экипажу. Сережа Залетин сильно ударился и сказал мне: «Ну что вы не подсказали, что близко была земля?», а я ему отвечаю: «Понимаешь, до этого я тебе всё говорил – какая высота, а тут вдруг ветром повернуло аппарат и эта лампочка – я ее потерял». И не смог я идентифицировать, сколько осталось, а увидел только, когда сработали двигатели мягкой посадки — пламя из-под спускаемого аппарата появилось, и я сказал: «Посадка». А уже было поздно и они сильно ударились. Так что даже такой аппарат сложно заметить! А уж черный ящик найти — тем более.
Прочитать ещё 1 ответ
Какое самое безопасное место в самолете?
Руководитель департамента авиабизнеса Anywayanyday
Считается, что самые безопасные места расположены ближе к хвосту самолёта: при жёсткой посадке пассажиры, сидящие у второго аварийного выхода, будут иметь больше шансов успеть выбраться.
Этот вывод подтверждают исследования, которые проводились по заказам авиакомпаний и профильных журналов. Анализировалась статистика по выжившим в авиаинцидентах, к которым относят и жесткие посадки. Наибольший шанс уцелеть, как показали цифры, есть в том случае, если вы сидели в хвостовой части лайнера или в центральной части салона — в зоне над или сразу перед крыльями.
Прочитать ещё 11 ответов
Как самолёты не улетают в космос, если Земля круглая?
Инженер, немного пилот. Физик, химик, электронщик-любитель. Независимый звукореж…
Самолёт летит по дуге (в случае с круглой Землёй это и есть «горизонтально»), на одной и той же высоте над уровнем моря (точнее, на одном и том же уровне атмосферного давления, соответствующего заданной диспетчером высоте полёта над уровнем 760мм ртутного столба).
Прочитать ещё 10 ответов
Можно ли подменить бортовой самописец самолёта?
Так что бы об этом не узнали владельцы ящика или те что будет потом его расшифровывать? нет. Многие цифровые датчики, данные с которых пишутся в ящик, шифруют(подписывают) данные своей электронной подписью (открытым ключем). С одной стороны это помогает точно определить какое именно оборудование стояло в момент аварии (серийный номер, версия программного обеспечения, карта калибровок) с другой позволяет разграничить доступ к общему массиву данных для специалистов по каждой из систем. Свалили все файлы в общую кучу, но вот расшифровать и работать с данными могут только те у кого есть соответсвующий ключ именно от того оборудования которое стояло на этом борту. И если у вражеской спецуры даже появится ключ от аналогичного устройства — это не поможет расшифровать данные остальных.
Сам по себе бортовой самописец — устройство серийное, внешне они все в рамках одной модели одинаковые.
Чёрный ящик — название, которое получили в обиходе первые бортовые самописцы в середине XX века. Изобретатели сделали устройство чёрным, чтобы в него не проник лишний свет: информация записывалась на фотоплёнку. По-научному прибор назывался светолучевой осциллограф. Современные бортовые самописцы, сродни «каретам скорой помощи», давно утратили первоначальный внешний вид: сегодня чёрный ящик для самолета правильнее было бы называть оранжевым прибором специфической формы.
Что такое черный ящик?
Чёрный ящик, или бортовой самописец, — высокоточный прибор, который непрерывно пишет данные во время полёта. Записывает следующие показания: давление за бортом, изменение высоты, скорость, поведение двигателя, работу штурвала и ещё не меньше 250 других параметров. Интересно, что такое количество данных черный ящик в самолете записывал не всегда. Со временем конструкцию и характеристики прибора совершенствовались.
Необходимость бортового самописца в самолётах появилась в первые десятилетия развития авиации. Расследование авиакатастроф, особенно связанных с гибелью людей, помогало понимать слабые стороны конструкции летательных аппаратов, совершенствовать наземное управление, менять правила полётов. Но зачастую выяснять причины крушений можно было только со слов очевидцев, ведь в них редко кто выживает. Чтобы информация о полёте оставалась доступной после аварии, в эксплуатацию ввели чёрный ящик для самолёта. До конца 60-х годов прибор устанавливали добровольно, и отсутствие самописца не было причиной запрещать полёт. Позже чёрный ящик стал обязательной частью каждого лайнера. Функционал прибора совершенствовался, а пользу было невозможно переоценить.
Бортовое устройство регистрации (БУР) полёта присутствует в каждом современном самолёте. Оно питается от бортовой сети, а встроенные аккумуляторы вступают в работу после сильного удара. БУР способен длительное время сохранять собранную информацию. После авиакатастрофы он зачастую остаётся единственным способом узнать, что стало причиной аварии: неверные действия пилота, проблемы с конструкцией, действия террористов или фатальная случайность.
История появления
Статистика авиационных происшествий начала свой отсвет вместе с началом эры воздушных полётов. Чем больше летательных аппаратов поднималось в воздух, тем больше жертв и инцидентов происходило. Повышение авиационной безопасности — вот без чего невозможно было дальнейшее развитие полётов. Бортовые самописцы стали добрыми помощниками в этом деле.
Предшественники приборов состояли из часового механизма с подачей бумаги. На длинной бумажной ленте перо с чернилами автоматически записывало показания приборов. Удобство было в том, что запись производилась постоянно, а пилоты могли не отвлекаться на это занятие. Такой способ, конечно, не был надёжным, и приносил пользу только при оценке состояния самолёта после успешного приземления. Авиакатастрофы чёрный ящик с чернильницей перенести не мог.
Авторы первого серьёзного бортового регистрационного устройства — Франсуа Юссено и Пауль Бодуэн. В 1939 году они представили первую модель БУР, работавшего по принципу светолучевого осциллографа. Безопасность гражданских и военных авиаперелётов значительно повысилась после 1967 года, когда самописцы внесли в список обязательных устройств на всех самолётах.
Бортовой самописец за время существования постоянно менялся, использовались разные способы записи данных о полёте. Передовые достижения науки каждого периода отражались на конструкции БУР. В разное время для записи параметров полёта применялись магнитные ленты и стальная проволока, перфокарты и другие технические приспособления. Современный самописец состоит из флеш-карты и микросхем, записывающих техническое состояние систем, действий экипажа и параметров за бортом.
Какие самописцы устанавливают на борту самолета?
Опыт применения чёрных ящиков привёл к появлению нескольких типов устройств, наиболее полезных в каждом полёте. Они делятся на эксплуатационные и аварийные.
Эксплуатационный регистратор применяется для считывания данных стандартного благополучного полёта. Он записывает около 2000 показателей и помогает анализировать полёт судна: правильность действий экипажа, рабочее состояние приборов и систем, характеристики воздуха за бортом. Так называемый ябедник служит на страже безопасности полётов, помогает вовремя находить неисправности, избегать серьёзных последствий. У этого чёрного ящика нет защиты, поэтому при катастрофе информация с него становится недоступной.
Аварийный регистратор — это тот самый чёрный ящик, который на деле выглядит скорее как оранжевый шар. Он запоминает намного меньше параметров — до 256 (зависит от модели самолёта и модели самого устройства), в этот список входят те данные, которые могут пригодиться в ходе расследования авиакатастрофы. Существует 2 типа аварийых регистраторов:
- параметрический регистратор полетных данных (flight data recorder или FDR). Он сохраняет недавнюю историю полета, собирая все необходимые параметры несколько раз в секунду;
- речевой диктофон кабины (cockpit voice recorder или CVR). Записывает звуки в кабине: помимо разговора пилотов это могут быть иные посторонние шумы, которые могут быть связаны с выходом из строя приборов, неточными действиями пилотов, или даже стать причиной авиакатастрофы;
Один регистратор может одновременно фиксировать и те, и другие данные. Благодаря им в распоряжении комиссии по расследованию катастрофы оказывается полная картина полёта самолета.
Как устроен черный ящик?
Это надёжная конструкция из очень прочного материала снаружи и внутри, хранящая информацию на специальных носителях. Главная цель — не только защитить записанные данные, но и остаться заметным даже в самых суровых условиях крушения (например, на глубине).
Из чего сделан?
Наружная оболочка — герметичный титановый или стальной круглый корпус. От квадратного ящика инженеры отказались ещё в 40-е годы, тогда было решено, как будет выглядеть черный ящик самолета: шарообразная форма меньше страдает от действия неблагоприятных факторов.
Какого цвета самописец?
Шар, который мы по старинке называем чёрным ящиком, обычно выкрашен в красный или оранжевый цвет. Какого цвета будет устройство снаружи, неважно: лишь бы был яркий, заметный, чтобы увеличить шанс скорейшего нахождения после авиапроисшествия. На круглых боках обозначается специальный номер и название прибора на английском языке («flight recorder. Do not open»), которое иногда дублируется на русском («бортовой аварийный самописец»), французском, немецком и других языках.
Что внутри?
Прочный корпус держит под защитой сердце прибора: записывающий механизм. Огромное количество самолётов (старше 15 лет) оборудованы бортовыми самописцами с магнитной записью на специальную ленту. Современные системы отличаются от того, что находилось в чёрном ящике ещё в конце XX века. Сейчас БУР больше похож на мини-компьютер с автономным контроллером, набором микросхем и надёжной флеш-картой. Пройдёт ещё некоторое время, и все самолёты будут оборудованы только такими самописцами. Возможно, к тому периоду будет придуман принципиально новый чёрный ящик.
Какие нагрузки выдерживает?
Чёрный ящик неуязвим настолько, насколько это возможно при современном уровне развития науки и техники. В соответствии со специальным техническим стандартом FAA TSO-C124 b корпус не боится ни холода, ни жары. Теплоизоляция выдерживает воздействие высоких температур на протяжении 30 минут. Ударопрочность придают специальные материалы, которые называются демпфирующими. Благодаря им содержимое титанового шара не страдает при падении в течение 6,5 мс с перегрузками 3400G.
Тонет или нет?
Самописец, конечно, тонет. Если бы он оставался на поверхности, то при авиакатастрфе на воде его могло бы унести течением далеко от места крушения. Поэтому он опускается на дно вместе с обломками самолёта. В воде чёрный ящик сохраняется минимум в течение месяца на глубинах до 6 км (наибольшая глубина Мирового Океана, если не считать впадин). Для облегчения поиска прибор издаёт ультразвуковые сигналы специальным датчиком, который включается при контакте с водой.
Почему так долго ищут?
Невозможно создать абсолютное устройство и предугадать все ситуации, в которых может оказаться самолёт. Несмотря на высочайшую степень защиты, радиодатчики, акустические звукоизлучатели, ультразвуковые маяки, БУРы всё-таки могут быть повреждены. Кроме того, катастрофы происходят чаще со старыми самолётами, которые оснащены моделями самописцев без новаторских решений. Чем новее чёрный ящик, тем проще его отыскать.
Сколько на самолете черных ящиков, и где они располагаются?
От расположения бортового устройства регистрации не зависит качество его работы и сохранность при авиакатастрофе. К сожалению, у самолётов нет определённой схемы повреждения при падении, поэтому предугадать самые безопасные места невозможно. Однако, по статистике, хвостовая часть чаще всего остаётся наиболее целой. Как минимум один чёрный ящик располагается именно там. В авиации принято дублировать приборы и перестраховываться, поэтому все судна по правилам оснащаются минимум двумя самописцами. Они могут находиться оба в хвостовом отсеке или разнесены по разным местам самолёта.
Расшифровка записи
Обыватели представляют, что бортовой самописец шифрует данные особым образом, поэтому расшифровка черных ящиков — такой долгий и сложный процесс. На деле всё намного проще. Никакой шифровки нет, информацию может считать любой специалист в любом аэропорту. Главная цель чёрного ящика — сохранить параметры полёта и пролить свет на причину крушения, а не скрыть какие-то данные от наземных служб.
После нахождения устройства его доставляют специальной комиссии по расследованию причин катастрофы, ящики вскрываются, и начинается процесс считывания данных.
Как расшифровывается черный ящик?
Данные записываются таким образом, чтобы любой эксперт мог их считать. Звуковые дорожки просто переносят в форму печатного текста, параметры полёта записываются в понятной читаемой форме. Происходить это может в течение нескольких дней, если бортовой самописец сохранился в идеальном состоянии. Бывает, что прибор записи всё же повреждён. Тогда расшифровка занимает больше времени: склеиваются кусочки магнитной плёнки, предпринимаются попытки восстановить данные с флеш-носителя. Специалисты буквально по крупицам воссоздают информацию.
Какие параметры считываются?
Для расследования необязательно расшифровывать полную картину всего полёта. Экспертам бывает достаточно тех частей записи, которые напрямую связаны с критическими моментами. Поэтому расшифровка обычно начинается с последних минут полёта. Считываются в первую очередь те параметры, которые связаны с предполагаемыми причинами катастрофы. По свежим стандартам каждый чёрный ящик должен записать минимум 88 параметров.
Направления развития самописцев — есть ли альтернативы?
Опыт расследования авиапроисшествий диктует дальнейшее развитие и изменение чёрных ящиков. Касается это конструкции, материалов изготовления и способов обезопасить информацию.
Скорее всего, в будущем самописцы смогут транслировать запись на наземный сервер. Инженеры «научат» чёрные ящики катапультироваться при ударах, чтобы БУР не подвергался горению вместе с остатками самолёта. Возможно, установленные в будущем видеофиксаторы (камеры наблюдения) внутри и снаружи лайнера помогут точнее представлять события за минуты до происшествия.
С появлением принципиально новых информационных накопителей и способов записи чёрные ящики совсем перестанут быть похожими на те устройства, которые использовались на протяжении десятилетий.
Где еще используют черные ящики?
Бортовой самописец — надёжный способ сохранить параметры передвижения и повысить безопасность сложной техники в будущем. Поэтому он используется не только в самолётах. Железнодорожные составы оснащаются локомотивными скоростемерами, которые работают по тому же принципу, что и самолётный прибор. Они запоминают скорость поезда, маршрут, погодные условия, считывают состояние рельсов. Автомеры устанавливаются в автотранспорте: грузовиках, автобусах, машинах. Это позволяет вовремя производить ремонтные работы техники, следить за безопасностью движения, а в случае спорных вопросов при расследовании использовать полученную информацию.
Современные средства контроля полёта и поездки остаются целыми и невредимыми в двух случаях из трёх. Лишь в самых исключительных случаях комиссия по расследованию может сказать, что чёрный ящик не нашёлся, или информацию с него невозможно считать.