Какая глава не содержится в конституции рф

Конституция состоит из преамбулы (вводной части) и двух разделов. Первый раздел включает в себя девять глав и состоит из 137 статей. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, включающие девять пунктов.

Главы Конституции РФ, их краткое содержание

Конституция — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Принимают, изменяют и отменяют конституцию особым порядком. Она закрепляет основы организации государства и его отношения с обществом и индивидами.

Конституция обычно принимается после существенных изменений в политическом и социально-экономическом положении страны. Она юридически закрепляет такие изменения и стабилизирует новое состояние общества.

Российская Конституция была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Она подвела итог изменениям в политической, социальной, экономической сферах нашей страны, стала Основным законом нового государства — Российской Федерации.

Сколько глав в Конституции РФ?

Конституция России состоит из двух разделов.

Первый раздел состоит из 9 глав, 137 статей:

  • 1-я глава — основы конституционного строя;
  • 2-я глава — права и свободы человека и гражданина;
  • 3-я глава — федеративное устройство;
  • 4-я глава — президент Российской Федерации;
  • 5-я глава — федеральное собрание;
  • 6-я глава — правительство Российской Федерации;
  • 7-я глава — судебная власть;
  • 8-я глава — местное самоуправление;
  • 9-я глава — конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, он состоит из 9 пунктов.

Структура, т.е. порядок расположения глав (разделов), играет немаловажную роль в уяснении и восприятии конституции. Конституции разных стран различны по структуре. Это объясняется формой правления в стране, существующим политическим режимом, территориальным устройством, историческими условиями принятия конституции и иными факторами. Но в структуре конституций много общего. Так, структуру большинства конституций можно свести к следующим элементам: преамбула (введение), основные положения, заключительные, переходные и дополнительные положения, могут быть приложения.

Преамбула — это важная часть конституции, в которой указываются цели принятия конституции, описываются исторические условия принятия конституции, кратко излагается исторический путь, пройденный народом, могут провозглашаться основные права и свободы. Например, преамбула Конституции РФ является органической частью текста Конституции РФ, она поясняет смысл Конституции РФ.

Основная часть конституции состоит из глав, закрепляющих основы конституционного строя, глав о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, о территориальном устройстве, о системе органов государственной власти и их взаимодействии, об органах местного самоуправления, о государственной символике, о порядке изменения конституции.

Например, в главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» закрепляются принципы народовластия, верховенства права, государственный суверенитет Российской Федерации, признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, идеологический и политический плюрализм, свобода экономической деятельности, признание и защита различных форм собственности, гарантии местного самоуправления и др.

В главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» включены статьи, касающиеся всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в международных актах. Права и свободы признаются Конституцией РФ непосредственно действующими, т.е. поведение человека, реализующего их, является правомерным. Каждый гражданин обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности.

Глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» определяет Россию как федеративное государство, состоящее из субъектов Федерации. Федеративное устройство государства основано на государственной целостности и единстве системы государственной власти и строится на принципе разделения предметов ведения и полномочий между органами власти Федерации и органами власти ее субъектов.

Глава 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации» закрепляет правовое положение и полномочия Президента РФ.

Соответственно глава 5 «Федеральное Собрание», глава 6 «Правительство Российской Федерации», глава 7 «Судебная власть» посвящены системе органов государственной власти РФ.

В главе 8 Конституции РФ «Местное самоуправление» определяется, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В главе 9 Конституции РФ «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» закреплена процедура изменения конституции.

Во втором разделе Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» определяются порядок вступления в силу Конституции РФ, действие актов СССР и РСФСР, полномочия органов государственной власти, сформированных до принятия Конституции РФ. Со временем заключительные и переходные положения утрачивают силу ввиду преодоления переходного периода.

Таким образом, структурно Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из преамбулы, двух разделов, в первом из которых 9 глав, второй раздел не поделен на главы. В Конституции РФ 137 статей.

Содержание, структура и форма конституции

Содержание конституции состоит из разнообразных ее установлений (положений, предписаний), которые сформулированы предельно обобщенно, лаконично, сжато. Они выражают их обобщенный, абстрактный характер. Часто в научной литературе все установления конституции рассматривают в качестве конституционных норм, подразделяющихся на нормы-цели, нормы-определения, нормы-принципы, нормы-правила и т. д.

На наш взгляд, в качестве обобщающей, родовой категории правильнее взять категорию установлений конституции, которые по своему онтологическому статусу разнообразны. Это закрепленные в конституции цели и задачи, определения (дефиниции), принципы, нормы-правила, презумпции, преюдиции, символы, модели, конструкции.

Читайте также:  Какие вредные примеси могут содержаться в стали

Характер содержания и степень обобщенности установлений конституции неодинаковы. Общим свойством всех установлений конституции служит не только то, что они имеют обобщенный, абстрактный характер, но и то, что они являются регуляторами общественных отношений, имея нормативно-правовой характер, так как конституционные установления непосредственно связаны с определенными правовыми требованиями и последствиями.

В силу своих правовых свойств конституционные установления занимают особое место в правовом регулировании общественных отношений, в системе источников права.

В научной литературе подчас высказываются суждения о необходимости полного пересмотра содержания Конституции РФ как не соответствующего определенным идеалам. Чаще встречаются мнения о пробелах и противоречиях в содержании Конституции, о несовершенных, нечетких и непродуманных положениях, допущенных в результате работы над Конституцией ошибках и торопливости в ее принятии (С. А. Авакьян, Э. Э. Баринов, С. А. Денисов, А. А. Кондрашов, В. А. Лебедев, Н. В. Щербакова и др.). При этом ученые-конституционалисты предлагают восполнить пробелы, дополнить и изменить существующий текст Конституции, основываясь на собственных представлениях о том, каким должно быть ее содержание. Нередко они не учитывают высокую степень абстракции и системность, свидетельствующие не о ее недостатках, а о смысловой глубине, обобщенности, всеобщем, универсальном характере Конституции. Вес это даст прочную юридическую базу, основу для разнообразной динамичной конкретизации в соответствии с развитием и изменением социальной обстановки и политической ситуации в обществе и государстве.

Конституция РФ — это системный акт, в котором все установления по своему содержанию взаимосвязаны, дополняют друг друга и находятся в неразрывном единстве. Ее содержание самодостаточно, оно определено волей народа и исчерпывающим образом изложено в тексте. В содержании Конституции РФ нет пробелов и нет противоречий.

Конституция РФ предусматривает механизмы снятия неопределенности в понимании ее установлений путем их официального толкования и интерпретации, в том числе применительно к новым жизненным условиям и обстоятельствам.

Форма Конституции

Форма конституции — это способ внешнего выражения ее текста и структура ее содержания. Иными словами, различают внешнюю и внутреннюю форму конституции.

Внешняя форма конституции представляет собой словесное выражение конституционных установлений в едином кодифицированном акте (конституции, уставе, уложении и т. д.), способы их формулирования согласно требованиям законодательной техники. Деление конституций на писаные и неписаные на сегодняшний день утратило свой смысл. Писаные конституции в современном мире имеют форму единых кодифицированных актов за некоторым исключением, когда в отдельных странах (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция) под конституцией понимают несколько взаимосвязанных нормативных правовых актов.

В царской России не было конституции как единого кодифицированного акта. В начале XX в. под воздействием общедемократического движения и революционных выступлений рабочего класса парламентская монархия получила оформление в октроированных нормативных правовых актах. Важнейшими из них были Основные государственные законы 1906 г., получившие условное название «первая русская конституция». С установлением советской власти в 1918 г. впервые была принята Конституция РСФСР в качестве писаного кодифицированного акта.

Внутренняя форма конституции есть способ ее организации, структура ее содержания, обеспечивающая согласованность ее составных частей, последовательность их расположения. Уяснение структуры конституции имеет важное значение для понимания смысла и содержания ее концепции.

Структура Конституции

Конституция РФ 1993 г. по своей структуре состоит из преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе, состоящем из девяти глав, и заключительных и переходных положений, являющихся вторым разделом.

В преамбуле Конституции РФ выражена концепция Конституции, сформулированы положения, характеризующие конституционно-правовое мировоззрение. Преамбула Конституции РФ входит составной частью во всю ее нормативную систему.

Глава 1 «Основы конституционного строя» содержит совокупность установлений, являющихся первичной нормативной базой как для остальных норм Конституции РФ, так и для всей системы действующие законодательства. Положения названной главы утверждают в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; закрепляют принципы народовластия, верховенства права; фиксируют государственный суверенитет Российской Федерации; устанавливают идеологический и политический плюрализм, свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности, гарантии местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Демократический характер государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ и что сам народ эту власть и осуществляет как непосредственно, гак и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Именование государства правовым означает, что его организация и деятельность определена и ограничена правом, а не мотивами политической целесообразности. Правовое государство связано правом, исходит из признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека.

Понятие республиканской формы правления характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти избираются либо формируются представительными учреждениями.

Читайте также:  В каких продуктах содержится сера список

Федеративное устройство указывает на сложный состав государства, на особые взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Это означает, что оно должно служить обществу, заботиться о человеке.

Конституционная характеристика Российского государства как светского предполагает отделение церкви от государства, отсутствие государственной или обязательной религии, свободу совести, вероисповедания (ст. 14, 28).

Единство всей системы государственной власти сочетается с ее осуществлением на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10). Реализуя данный принцип, государственные органы, относящиеся к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга. При этом ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией РФ.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Ее место в структуре Конституции РФ свидетельствует о том значении, которое придается правам и свободам в свободном демократическом обществе. Правовое положение человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. В Конституцию РФ включены права и свободы человека и гражданина, закрепленные в международных актах. При этом Конституция РФ исходит из неотчуждаемого характера основных прав и свобод человека и их принадлежности каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Каждый гражданин РФ обладает всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности. Права и свободы человека и гражданина признаются Конституцией РФ непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Глава 3 «Федеративное устройство» определяет состав Российской Федерации. Субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Федеративное устройство базируется на принципах разделения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправия субъектов РФ во внутрифедеративных отношениях. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти.

Главы 4-7 («Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть») устанавливают систему федеральных органов государственной власти, их полномочия, регулируют взаимоотношения между ними. На общефедеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Президент РФ не является органом какой-либо из трех ветвей государственной власти, а призван обеспечивать «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).

Глава 8 «Местное самоуправление» закрепляет принципы организации и функционирования местного самоуправления, организационно-правовые формы и гарантии его осуществления.

Раздел первый завершается главой 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», в которой устанавливаются случаи полного пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

Раздел второй — заключительные и переходные положения — Конституции РФ имеет девять пунктов. В п. 1 устанавливается, что Конституция РФ вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования и что одновременно прекращается действие Конституции РСФСР (Основного Закона), принятой 12 апреля 1978 г. Кроме того, предусматривается, что положения Конституции РФ действуют даже в случае их несоответствия положениям Федеративного договора, заключенного 31 марта 1992 г. В п. 2 определяется порядок действия законов и других правовых актов, действовавших на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. В п. 3-6 говорится об осуществлении полномочий Президентом РФ, Правительством РФ и судами Российской Федерации в связи с их новыми полномочиями, установленными Конституцией РФ.

В п. 7-9 закрепляются порядок созыва Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и возможность совмещения депутатской деятельности с деятельностью в качестве члена Правительства РФ.


Источник


Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

Читайте также:  В каких препаратах содержится железо

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель
А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Источник