Какая философская категория обозначает материальные образования свойства
Из всех форм бытия наиболее распространённым является материальное бытие, поэтому, разрабатывая проблему бытия, философия должна определить- что такое материя? В материалистической философии материя выступает как наиболее общая, фундаментальная категория (философская абстракция), в которой фиксируется материальное единство мира, а разнообразные формы бытия рассматриваются как порождённые материей в ходе её движения и развития. Материя существует объективно, т.е. независимо от сознания человека, но отражается в его ощущениях.В этом определении материи решается основной вопрос философии- вопрос о соотношении матери и сознания, при этом утверждается, что материя первична, так же и вопрос о познаваемости мира. Утверждается, что первым источником познания мира являются ощущения, следовательно, можно характеризовать материю как познаваемую объективную реальность.
Материянеисчерпаема, т.е. многообразие конкретных объектов, в которых она существует, бесконечно.Но бесконечное содержание материи не хаотично: оно упорядоченно, т.е. материя имеетопределённое строение на уровне неживой и живой природы.
В структуру материи на уровне неживой природы, с точки зрения современной науки, входят: элементарные частицы, физический вакуум ( особое состояние материи, где происходят сложные процессы появления и исчезновения элементарных частиц), атомы, звёзды, молекулы, макротела, планеты, планетные системы, галактики, системы галактик, Метагалактики. Тайны строения материи за пределами элементарных частиц и Метагалактики люди ещё не познали.
Живая природа включает в себя два уровня: биологический и социальный.
На биологическом уровнев структуру материи входят: нуклеиновые кислоты ( ДНК и РНК- они присутствуют в клетках всех живых организмов и выполняют важнейшие функции по хранению и передаче генетической информации); белки (доклеточный уровень жизни); клетки и одноклеточные организмы ( растения и животные); популяции ( совокупности особей одного вида, например, стая волков, муравейник и т.к.); биоценозы ( совокупность популяций, например лес в котором популяции живущих в ней животных, растений, грибов, микроорганизмов взаимодействуют между собой образуя целостную равновесную систему); биосфера ( глобальная система жизни, образованная в результате взаимодействия биоценозов). В рамках биосферы возникает человеческое общество, а с ним и социальный уровень, в структуре которого можно выделить следующие элементы: отдельный индивид, семья, группа, коллективы разных уровней, классы, слои ( страты), этносы, нации, расы, отдельные общества, государства, союз государств, человечество в целом.
Материя обладает многочисленными свойствами, но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Эти свойства называют атрибутами. К ним относятся: движение, пространство время.
· Движениев философии понимается как всякое изменение вообще, оно- неотъемлемое свойство материи ( нет материи без движения и движения без материи). Оно осуществляется в разных формах:
— механическое(как перемещение тел в пространстве);
— физическое( тепловое, как движение молекул);
— химическое (движение атомов внутри молекул);
— биологическое ( органическое, связанное с развитием белковой формы жизни , идёт вечный процесс изменения, питания, роста размножения жизни);
— социальное( это все изменения в обществе).
По направленности изменений выделяютдва типа движения:
1) от низшего к высшему, т.е. прогресс
2) от высшего к низшему- регресс.
Эти типы и формы движения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Самое простое движение- механическое- обусловлено процессами взаимопревращения электромагнитных частиц, взаимопревращения элементарных и гравитационных полей, взаимодействии в микромире. Одни формы движения превращаются в другие, и этот процесс бесконечен. Доказательством этого является закон сохранения и превращения энергии. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем.
Любой покой- это тоже движение, при котором не нарушается качественная специфика предмета. Покой, как и движение, является необходимым условием развития мира. В движении предмет возникает, а покой фиксирует результат, вследствие чего предмет определённое время сохраняется, остаётся данным, а не другим. Покой относителен, а движение абсолютно. Благодаря движению материальные тела обнаруживают себя, воздействуют на наши органы чувств.
Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а так же воздействует на наши органы чувств.
· Пространство-это форма бытия материи, которая характеризует её протяжённость, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
· Время-это форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний) данных объектов в процессе их развития.
В XX веке физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Время- это четвёртое измерение мира, а пространственно- временной срез нашей Метагалактики характеризуется формулой 3+1( три пространственных измерения и одно временное). Такое четырёхмерное пространство-время связано с матерей и движением микромира. Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени. Например, особенности биологического пространства- времени проявляются уже на уровне белковых молекул в форма ассиметрий( живые системы образуются только из тех молекул, в которых имеются левосторонние группировки; растения чётко размечают свойства пространства- вьющиеся растения завивают “усики” только справа налево; они меняют длительность протекания в них биологических и химических процессов в зависимости от временисуток, погоды и т.п.)
Свою специфику имеют пространство и время в жизни общества.Человечество сразу стало формировать особую пространственную сферу жизнедеятельности, изготовляя орудия труда, строя жилища, одомашнивая животных и т.д. Рядом с дикой природой появилась «очеловеченная». Если в неживой и биологической формах материи пространство включает в себя только связи предметов, то в социальное пространство входит отношение человека к предмету, к месту своего обитания. Например, понятие Родина характеризует не только определенную территорию, место рождения и жизни человека, но и его отношение к этому месту: он любит пейзаж, испытывает тоску по нему и т.п.
Социальное время – форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе человеческой деятельности. Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древнего мира уходят своими корнями вглубь веков, этот отрезок времени в несколько десятков тысяч лет. А средневековое общество просуществовало только 1400 лет, ну а современный способ жизни длится всего около 300 лет.
Смена этапов развития общества характеризуется ускорением темповсоциальных изменений, что нашло отражение в понимании времени. В древности время воспринималось как повторяющийся цикл, в котором особую ценность имело прошлое, т.к. в нём хранились необходимые для настоящего знания и навыки. С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, направленную в будущее.
В эпоху машинного производства с победой капитализма восприятие времени изменилось. Погоня за прибылью требовала постоянной интенсификации труда, уплотнения событий и процессов, протекающих в единицу времени. Именно в этот период была изобретена секундная стрелка, символ ускорения ритма жизни. Начался «бег времени», превышающий уровень биологического ритма человеческого организма и происходящих в нём физиологических процессов. Ускорение ритма социальной жизни продолжается и по сей день, и это негативно сказывается на здоровье людей. В современной жизни время дробится уже на доли секунды (время химической реакции, спортивные рекорды и т.п.)
Существуют, помимо социального и биологического, и другие виды времени: физическое, психологическое, историческое. Психологическое время-это время наших внутренних переживаний, которое всегда носит субъективный характер (время ожидания тянется медленно, а время, наполненное большим количеством интересных событий проходит очень быстро). Удивительные сюрпризы приносит нам физическое время- согласно теории относительности Эйнштейна, время в системах, которых движутся со скоростью света, замедляется.Чтобы долететь с такой скоростью до туманности Андромеды, нужно много сотен лет. За это время на Земле пройдёт сорок миллионов лет. Так что никакого смысла туда лететь нет.
Если человечество сможет победить время и пространство, то оно добьётся совершенства в жизни.
У этого термина существуют и другие значения, см. Материя.
Мате́рия (от лат. materia «вещество») — физическое вещество, в отличие от психического и духовного[1]. В классическом значении всё вещественное, «телесное», имеющее массу, протяжённость, локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)[2]: материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.
История понятия[править | править код]
В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита.
Платон не использует термин «материя», однако именно он создал учение о материи как о строительном материале всего сущего. В диалоге «Тимей» Платон указывает, что для становления текучих и изменяющихся вещей как копий вечных и неизменных эйдосов помимо самих эйдосов как причины и вещей как результата необходимо и некое третье начало, третья природа, которую он называет «восприемницей» и «кормилицей всякого рождения» (Tim. 49а), а также «матерью» (Tim. 50d) всех вещей, и которую сравнивает с золотом, которое может принимать любые формы и образовывать любые фигуры (Тим. 50аb). Чтобы материя могла принимать любые формы, она сама должна быть лишена какой-либо формы. Следовательно, материя есть полная бесформенность. (Tim. 50a – 51b). Но, если материя совершенно аморфна, то она должна быть лишена бытия, ибо то, что имеет бытие, всегда или есть форма, или имеет форму. Стало быть, материя представляет собой небытие, но такое небытие, которое образует возможность для всякого бытия и даже необходимо (Tim. 48a) для бытия вещей. Платон называет такое небытие «хора», чистое пространство, которое непознаваемо, но которое, однако, мыслится как необходимая основа становления: «Оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения» (Tim. 52 ab).[3]
Сам термин «материя» был введён, вероятно, Аристотелем. «Материя» (materia) — латинская калька с греч. «гюле» (ὕλη), что означает «строительный лес» (Аристотель был родом из греческого города Стагира на границе с Македонией, которая поставляла в Грецию древесину для постройки кораблей). Согласно Аристотелю, ничто не возникает из ничего, поэтому всякое возникновение и всякое изменение требует наличия некоего субстрата, который, изменяясь, утрачивает одни свойства и приобретает новые. Классическим примером является статуя: глыба меди под рукой мастера превращается в статую, а медь – это та материальная причина, тот субстрат, который утрачивает форму глыбы и приобретает форму статуи. Этот субстрат Аристотель и называет материей. Материя, таким образом, это то, «из чего» вещь: «Быть из чего-то» (ektines) означает: состоять из чего-то как из материи» (Met. 1023a25). Материя неотделима от предмета реально (Fis. 214a15), но отделяется от формы предмета только мысленно. При этом Аристотель различает первую материю и вторую материю. Вторая материя – тот конкретный субстрат, вещество, из которого непосредственно состоит предмет, например, медь для статуи. Вторая материя, рассматриваемая сама по себе, а не в отношении предмета, материей которого служит, имеет форму (состоит из молекул). Первая материя – субстрат всех субстратов, которая сама уже не имеет никакой формы. Первоматерия совершенно аморфна, и поэтому представляет собой не действительность (ибо всякая действительность имеет форму), а чистую возможность (Met.1060a20), и поэтому есть небытие, но небытие не абсолютное, а содержащее в себе потенцию бытия.[4]
В средневековой философии Фома Аквинский видел в материи принцип множества и индивидуации.
Томас Гоббс определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции). Сущностью материи является протяжённость. При этом Гоббс мыслил реально существующую материю как «вторую материю», то есть конкретный субстрат вещей определённого вида. «Первая материя», или материя вообще, общая всем вещам, по Гоббсу, не есть тело, отличное от всех других тел, наполняющих универсум, но и не есть одно из этих тел, поэтому реально не существует. Эта реально не существующая «материя без формы» суть только идея тела вообще, каким оно представляется нам, когда мы мысленно абстрагируемся от его формы и прочих акциденций, за исключением количества и протяжённости[5].
По Джону Локку, материя есть протяжённая плотная субстанция. Идея материи возникает потому, что мы не представляем себе, как простые идеи разных качеств, доставляемые нам ощущениями, могут существовать сами по себе, без субстрата, которому они принадлежат и от которого происходят. Именно «ощущение убеждает нас в том, что есть плотные, протяжённые субстанции». Это знание о существовании материальной субстанции, проистекающее из опыта, Локк считал не подлежащим сомнению. Однако, поскольку все наше знание ограничено идеями, полученными из опыта, идея материальной субстанции остаётся неясной. Материя, безусловно, есть, но она есть мыслимое нами нечто, нечто такое, что является носителем первичных качеств (акциденций) протяжённости и плотности, хотя мы не знаем и не можем знать, что же представляет это нечто само по себе[6].
Джордж Беркли отрицал существование материи. По Беркли, всё, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Материя же, по определению, есть нечувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нём идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует[7].
В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро.
Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.
Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.
По И. Канту, «во всякой сущности составные части её образуют материю, а способ, каким они соединены в вещи – сущностную форму». Соответственно, Кант различал логическую материю и физическую материю. Логическая материя суждения – это данные понятия, в отличие от соединяющей их связки (формы). Физическая материя, или «безграничная реальность вещей вообще», рассматривается как «материя всякой возможности, а её ограничение (отрицание) – как форма, которой одна вещь отличается от других согласно трансцендентальным понятиям»[8]. Физическая материя, есть непроницаемая протяжённая субстанция, наполняющая собой пространство и образующая содержание явлений, соответствующее ощущениям[9]. Материя представляет собой только лишь явление, а не умопостигаемую вещь в себе, и поэтому не существует вне и помимо нашей чувственности, априорными формами которой служат пространство и время (трансцендентальный идеализм). Однако, поскольку материя, как всякое явление, есть представление, а представления сознаются мыслящим субъектом как свои собственные, следовательно, это представление, как и сам осознающий его субъект, существует. Таким образом, Кант утверждал реальное существование материи наряду с сознанием (дуализм), как явления действительности, непосредственно воспринимаемого, а не выводимого путём умозаключения (эмпирический реализм)[10].
Определение, лежащее в основе марксистских формулировок термина, дал В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[11].
Формулировка Ленина неоднократно критиковалась и оспаривалась. Например, Стивен Прист, член философского факультета Оксфордского университета, считает, что материя — имеющая атомарное и субатомарное строение субстанция, из которой состоят физические объекты, т.е. все те объекты, которые находятся в пространстве и времени. По мнению Приста, отдельного явления «материя» не существует. Этот вывод имеет три основания: 1) всё, что может быть сказано о мире, может быть сказано в терминах физики (физических объектов, событий, структур физических объектов, отношений между ними), поэтому категория материи как субстанции физических объектов является излишней, поскольку ничего не объясняет; 2) сторонник существования материи несёт бремя доказательства её существования, но такого доказательства материалистами не представлено; 3) утверждение несуществования материи позволяет объяснить, почему материю (как субстанцию физических объектов) невозможно зафиксировать эмпирически и невозможно дать ей определение в эмпирических терминах[12].
Атрибуты и свойства материи (с точки зрения диалектического материализма)[править | править код]
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами[13].
Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:
- физическая;
- химическая;
- механическая;
- биологическая;
- социальная.
Универсальными свойствами материи являются:
- несотворимость и неуничтожимость
- вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
- материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
- детерминированность всех явлений
- причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
- отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления
Универсальные законы существования и развития материи:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон отрицания отрицания
Формы движения материи[править | править код]
Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения[14]:
- в неорганической природе,
- пространственное перемещение;
- движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
- движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
- изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
- геологические процессы[15];
- изменение космических систем различных размеров: планет, звёзд, галактик и их скоплений.;
- в живой природе,
- обмен веществ,
- саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
- взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
- внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
- надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию.
- в обществе,
- многообразные проявления сознательной деятельности людей;
- все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.
Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде[источник не указан 1568 дней]. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним[источник не указан 1568 дней]. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими. (Следует пояснить, что трактовка последней группы как социальной формы движения материи также даётся с точки зрения диалектического материализма.)
См. также[править | править код]
- Материя (физика)
- Субстанция
- Субстрат
- Антиматерия
Примечания[править | править код]
- ↑ matter // Oxford Dictionary. — Oxford University Press
- ↑ История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. Стр. 604—605
- ↑ Платон. Собр.соч. в 4 т. Т.3.. — Москва: Мысль, 1994. — С. 451-456.
- ↑ Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т1, Т3.. — Москва: Мысль, 1976.
- ↑ Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Т.1 . «Основы философии». – М, Мысль, 1989, стр. 157
- ↑ Дж. Локк Сочинения. «Опыт о человеческом разумении». – М.: Мысль, 1985, стр. 345 – 363.
- ↑ Д.Беркли Сочинения. «Трактат о принципах человеческого знания» — М. «Мысль», 2000:, стр. 137 — 152
- ↑ Кант И. «Критика чистого разума» — Москва, изд. «Мысль», 1994 г., стр. 200
- ↑ Кант И. «Критика чистого разума» — Москва, изд. «Мысль», 1994 г., стр. 40-41, 48, 428, 494
- ↑ Кант И. «Критика чистого разума» — Москва, изд. «Мысль», 1994 г., стр. 528 — 529
- ↑ Ленин В.И., ПСС, т. 18, с. 131
- ↑ С.Прист «Теории сознания». Перевод с англ. Грязнова А.Ф. – М., Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000 г., стр. 277.
- ↑ Материя — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
- ↑ Куражковская Е. А., Хаин В. Е., Гордеев Д. И. Ещё раз о геологической форме движения материи: (Ответ на рецензию И.В. Назарова. Существует ли геологическая форма движения материи? // Научн. доклады высш. шк. философ. науки. 1966. № 5.) // Научн. доклады высш. шк. философ. науки. 1968. № 4. С. 60-66.
Литература[править | править код]
на русском языке
- Архипцев Ф. Т. Материя как философская категория. М., 1961.
- Друянов Л. А. [razym.ru/main/126577-druyanov-l-a-chto-takoe-materiya.html Что такое материя]. — М.: Учпедгиз, 1961.
- Горан В.П. Ленинское определение материи в историко-философской ретроспективе // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2009. Т. 7. № 2. С. 136-146.
- Кучевский В. Б. Анализ категории «материя» М., 1983. — 255 с.
- Материя / Лебедев А. В., Бородай Т. Ю. // Маниковский — Меотида. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 365—367. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8.
- Мелюхин С. Т. Материя в её единстве, бесконечности и развитии. М., 1966.
- Мостепаненко А. М. О соотношении уровней материи и пространственно-временных форм // Философские науки. 1969. № 2.
- Орлов В. В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1971.
- Соловьёв В. С. Материя, материальное начало, материальная причина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Солопов Е. Ф. Материя и движение. Л., 1972
- Хасхачих Ф. И. Материя и сознание. М., 1940 (1951,1952).
на других языках
- Ernan Mc Mullin (ed.), The Concept of Matter in Greek and Medieval Philosophy, Notre Dame, University of Notre Dame Press, 1965.
- Ernan Mc Mullin (ed.), The Concept of Matter in Modern Philosophy, Notre Dame, University of Notre Dame Press, 1978.
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым). Список проблемных доменов |