Эпитет слово определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие либо его свойства
Эпитет (от гр. epitheton — приложение) — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.
Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые…
(Ф. Тютчев)
Здесь эпитет «людские» определяет предмет («слезы»), а остальные эпитеты («безвестные», «незримые», «неистощимые», «неисчислимые») подчеркивают его различные стороны.
В то же время признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении. Это свойство эпитета и используется при создании художественного образа:
Не люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум…
(Н. Некрасов)
Свойства эпитета проявляются в слове лишь тогда, когда оно сочетается с другим словом, обозначающим предмет и явление.
Так, в приведенном примере слова «золотая» и «чудно смешанный» приобретают свойства эпитета в сочетании со словами «весна» и «шум».
Возможны эпитеты, которые не только определяют предмет или подчеркивают какие-либо его стороны, но и переносят на него с другого предмета или явления (не выраженного непосредственно) новое, дополнительное качество:
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах.
(В. Брюсов. «К портрету М. Ю. Лермонтова»)
Эпитет «кованый» переносит на стих один из признаков металла. Такие эпитеты называют метафорическими. Как видно, эпитет подчеркивает в предмете не только присущие ему, но и возможные, мыслимые, перенесенные черты и признаки.
Это не только дает основание причислить эпитет к группе тропов, но и позволяет использовать его как средство выражения авторских мыслей и настроений:
Сын революции, ты с матерью ужасной
Отважно в бой вступил — и изнемог в борьбе…
(Ф. Тютчев. «Наполеон»)
Консервативные тенденции в мировоззрении автора находят здесь проявление в эпитете «ужасная», определяющем революцию.
В качестве эпитетов могут быть использованы различные (значимые) части речи. Существительное.
Мать-природа! Иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим…
(Н. Некрасов)
Прилагательное, деепричастие и даже глагол:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А. Пушкин)
Здесь эпитеты не только «голубыми», «великолепными», «прозрачный», но также и слова «блестя», «чернеет», «зеленеет», «блестит».
К особой группе эпитетов относятся постоянные эпитеты, которые употребляются только в сочетании с одним определенным словом: «живая» или «мертвая вода», «добрый молодец», «борзый конь» и т. д. Постоянные эпитеты характерны для произведений устного народного творчества. Распространенные попытки разграничить определение «логическое» или «необходимое» и эпитет как «образное определение» малопродуктивны, так как в стилистическом контексте всякое определение может иметь выразительное значение. В выражении «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (И. Тургенев) слово «русский» может быть рассмотрено и как логическое определение, и как эпитет, так как завершает интонационное нарастание и получает поэтому особое стилистическое значение.
Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.
Тема урока: Жизнь в тексте, или Выразительные средства языка Подготовка к ЕГЭ: В8
Цель урока:
- Повторить термины изобразительных средств языка, вырабатывать умение самостоятельно различать средства выразительности; определять их роль в тексте;
- Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
3. Воспитывать бережное отношение к слову, к культуре речи, любовь к родному языку.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал: карточки с текстом, тесты контрольные,
- Организационный момент. Приветствие.
- Слово учителя:
— Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». Как же актуальны его слова сегодня, когда(эпиграф)
Эпиграф
…Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Вадим Шефнер
— Поэт писал в стихотворении «Устная речь»: Слайд 2
Гаснет усталая словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь, людское чудо,
Не скудела в наши дни.
В.С. Шефнер
— Чтобы речь не скудела в наши дни, и изучаем мы русский язык во всём его многообразии, изучаем Слово, ибо, как сказал тот же Вадим Шефнер, «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его «модными», на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много.
Так какая же проблема стоит перед нами, перед теми, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?
– Для чего могут использоваться средства выразительности?
(– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности. — Выразительные средства языка наполняют содержание текста образами, украшают его.
-Более того, можно с уверенностью сказать, что выразительные средства языка «вдыхают в текст жизнь)
3. Проверка домашнего задания : составление синквейна или диаманты на одну из тем: «Средства выразительности», «Язык», «Речь».
Слайд 3,4
Синквейн | |
Средства выразительности | Средства выразительности |
Диаманта |
– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?
- Повторить термины;
- Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;
- Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
Давайте вспомним разницу между двумя понятиями: троп и фигура. Слайд 5,6
Троп (греч. «tropos») означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный с какими-то смысловыми отношениями с первым.
Фигура (лат. «figura» — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым.
-А своими словами?
4. Разминка (Слайды 7- 17 )
Попробуйте определить, какие художественные средства и приемы использованы в данных текстах:
1. Богатый и в будни пирует,
А бедный и в праздник горюет.
Антитеза
2. И опять стреляют, как в живого,
В мертвого. В убитого. В меня.
Парцелляция
3. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
Градация
4. Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает.
Метафора
5. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
Метонимия или син?
6. Он громко рыдающе засмеялся
оксюморон
7. Я был освещен беспомощным солнцем сентября.
Эпитет
8. Одни дома длиною до звезд, другие до луны. (В.Маяковский).
Гипербола
9. Градоначальник) был столь малого роста, что не мог вмещать законов.
(М.С.-Щедрин).
Литота.
10. Грохочет тишина, моих не слыша слов. (А.Ахматова).
Оксюморон.
11. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река, и в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф.Тютчев).
Параллелизм.
5. Размялись, поработаем индивидуально. Кроссворды: 1вариант- 1 кроссворд, ну а 2 вариант,соответственно -2.
Кроссворд 1 «Стилистические фигуры речи»
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
Проверяем
Слайд 17
Кроссворд 2
По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Проверяем
Слайд 18
6. Слайд 19
– С помощью какой из данных схем можно проиллюстрировать антитезу, оксюморон, зевгму? Почему, обоснуйте.
— Определите, какие средства выразительности использованы в следующих предложениях:
1. В парках показались молодые листочки и закупщики из западных и южных штатов. (зевгма) 2. Есть тоска весёлая в алостях зари (оксюморон). 3. Наступило вечное мгновение (оксюморон). 4. Дома новы, да предрассудки стары (антитеза). 5. Чёрный вечер – белый снег. (антитеза ). 6. Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (оксюморон). 7. Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек! (оксюморон). 8. Шёл дождь и три студента, первый – в пальто, второй – в университет, третий – в плохом настроении. (зевгма)
7, Работа ( в парах) с таблицей.
Ученикам раздаются листы с распечатанной таблицей, в которой заполнена только центральная колонка (определения тропов). Задача учащихся – распознать троп по определению и проиллюстрировать его примером, данных после таблицы.
Изобразительно-выразительное средство | Определение | Примеры |
Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность | ||
Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства | ||
Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности | ||
Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот. | ||
Троп, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого | ||
Наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека | ||
Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого | ||
Образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого | ||
Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа | ||
Прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления | ||
Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания. |
Ответ:
Изобразительно-выразительное средство | Определение | Примеры |
Эпитет | Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность | Печальные поляны |
Метафора | Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства | Политический пасьянс. |
Метонимия | Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности | Чайник кипит. |
Синекдоха | Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот. | Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе. |
Сравнение | Троп, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого | Лес точно терем расписной |
Олицетворение | Наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека | Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов |
Гипербола | Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого | Готов задушить в объятьях |
Литота | Образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого | Мужичок с ноготок. |
Аллегория | Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа | Лиса – о хитром человека |
Оксюморон | Прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления | При свете тьмы |
Перифраз (перифраза) | Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания. | Туманный Альбион. |
8 Самостоятельная работа. (на половинчатых листах)
Для самостоятельной работы учащимся выдаются тексты с заданиями, подобными заданиям В8 ЕГЭ. Работа в конце урока сдается на проверку учителю.
Слайд 20 (Успехов!)
Вариант 1
(1) Вечер. И вода, и небо, и ветер — как свинец…
(2) И ночью — буря. (3) Небо звездно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом все сошло с угла. (4) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо; ветер рвет пену, и она несется над водой, над кораблем, к звездам. (5) Мрак черен. (6) Весь корабль завинчен, заклепан, завязан. (7) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злая душа, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой — каждой своей стальной частью — столковывается с морем, с морским чертом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя — их и их вещи; по кораблю нельзя ходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду… (Б. А. Пильняк)
Текст Б. А. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии, их силу и мощь, автор использует ___ («и вода, и небо, и ветер — как свинец»), ______ («домищи волн лезут, ревут»), а также ряды ________ («влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»), которые создают прием ________. Много в тексте ________ («мрак черен», «злая душа», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»).
Список терминов:
1) метафора
2) фразеологизм
3) эпитет
4) синтаксический параллелизм
5) градация
6) метонимия
7) гипербола
8) инверсия
9) эпитеты
10) сравнительный оборот
11) суффиксы субъективной оценки
12) глаголы
13) однородные члены
14) неполные предложения
15) конструкции разговорного синтаксиса
Вариант 2
(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства…»?
(5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
(7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)
Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).
Список терминов:
1) метафора
2) фразеологизм
3) ключевые слова
4) синтаксический параллелизм
5) риторический вопрос
6) цитата
7) гипербола
8) инверсия
9) эпитеты
10) сравнительный оборот
9. Подведение итогов урока
– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?
— Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
– Вы через полгода станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к «дару бесценному», как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек». А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.