Экономически эффективный метод производства какого либо продукта

ВОПРОС 1. Провести анализ связи инфляции и семейных доходов.

Инфляция — обесценивание денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен на товары и падением реальной заработной платы.

Установлена некоторая связь между занятостью (а, следовательно, величиной семейных доходов) и инфляцией. Эта связь показана экономистом Филлипсом и получила название кривой Филлипса. Кривая показывает, что безработица высока, когда инфляция незначительна, и снижается, когда инфляция возрастает.

Р — темп роста цен

U — уровень безработицы

Un- естественная норма безработицы

C-N — отрезок кривой Филлипса,

характеризующий инфляцию спроса.

Рис1. Кривая Филлипса.

Когда спрос на труд велик, чтобы привлечь (или удержать) нужных работников, наниматели предлагают повышенные ставки заработной платы (увеличение количества семейных доходов). В периоды значительной безработицы нанимателям нет необходимости охотиться за работниками, поднимая ставки заработной платы. Люди беспокоятся по поводу высокой и растущей инфляции. Инфляция на практике приносит с собой неуверенность в отношении цен. Если люди не знают, будут ли цены расти на 5% или на 10%, они не знают, что они смогут купить на свою зарплату. Люди чувствуют себя обманутыми инфляцией. Когда зарплата растет и повышается семейный доход, они могут купить больше товаров. Но если цены вдруг начинают расти, то у людей появляется чувство того, что у них что-то отнимают. Это чувство, вероятно, сохраняется, даже если они могут убедить себя каким-то образом, что зарплата и цены растут во время инфляции одновременно. Но время от времени инфляция, на уровне 1 — 2% в год, может быть полезной, потому что облегчает регулирование относительных цен в экономике. Этот аргумент в пользу инфляции основан на предположении, что легче регулировать соотношения цен при повышении зарплат. Некоторые экономисты считают, что у людей нет особых оснований слишком волноваться по поводу инфляции, а потому и обществу в целом не стоит беспокоиться. Другие доказывают, что есть серьезные причины для беспокойства по поводу инфляции, включая возрастающую неопределенность. Но уже сейчас ясно, что вне зависимости от того, существуют ли основания для беспокойства, большинство людей рассматривают инфляцию как серьезную проблему.

ВОПРОС 2. Чем отличается технологически эффективный способ производства и экономически эффективный.

Все фирмы стремятся быть эффективными производителями. Для достижения этой цели фирма должна использовать такие методы производства, которые являются эффективными как с технологической, так и с экономической точки зрения.

Способ производства является технологически эффективным, если не существует никакого другого способа, при котором для производства заданного объема продукции затрачивается меньшее количество, по крайней мере, одного вида ресурсов, при том что ресурсов любого другого вида затрачивается не больше. Или, что то же самое, способ производства является технологически эффективным, если произведенный объем продукции является максимально возможным при использовании точно определенных объемов ресурсов.

Рассмотрим технологическую и экономическую эффективность на примере производства картофеля (таблица 1).

Таблица 1.

Альтернативные способы производства картофеля.

Если при способе А используется по крайней мере один фактор производства в большем количестве, чем при способе В, и не меньше любого другого вида затрат, тогда при способе А просто растрачивается по крайней мере один вид ресурсов. Этот ресурс имеет альтернативную стоимость, которую не следует принимать в расчёт. Таблица показывает четыре различных способа производства заданного количества картофеля. Способ Д является технологически неэффективным, поскольку он использует больше земли и тракторов, чем способ С. Только если бы и земля, и тракторы были бесплатными, то, возможно, какая-то фирма и захотела бы использовать способ Д, но даже и тогда это не дало бы никаких преимуществ.

Способы А, В и С являются технологически эффективными.

Например, при А используется больше земли (площади), но меньше удобрений, чем при С, тогда как при В затрачивается больше труда, чем при С, но меньше тракторов и меньше удобрений. После того как фирма сосредоточила своё внимание на технологически эффективных способах производства, она должна выбрать экономически эффективный способ, с тем чтобы минимизировать издержки, так как издержки должны быть как можно более низкими, для того чтобы максимизировать прибыль.

Экономически эффективный способ производства какого-либо заданного объема продукции — это такой способ, который минимизирует альтернативную стоимость используемых в процессе производства видов затрат.

Чтобы добиться экономической эффективности, фирма должна рассмотреть стоимость всех видов затрат, которые она могла бы использовать. В приведенной выше таблице фирма должна рассчитать, является ли наиболее дешевым производить картофель, используя способы А, В или С, при заданной стоимости затрат земли, труда, удобрений и тракторов.

Например, если бы труд был очень дорогим, то способ В вряд ли оказался бы самым дешевым; если удобрения были бы очень дорогими, то фермер не выбрал бы способ С. При заданной стоимости затрат факторов требуется лишь простая калькуляция для принятия решения о том, какой способ использовать.

ВОПРОС 3. В чем заключается роль системы национальных счетов в макроэкономическом анализе.

Всеобъемлющая система взаимосогласованных показателей, охватывающая и описывающая все процессы и фазы экономического развития страны и состояние всех экономических субъектов страны на макроуровне. Международные рекомендации ООН по обобщению и систематизации данных сплошных и выборочных статистических наблюдении. Представляет собой комплекс взаимосвязанных балансовых таблиц, показатели которых предназначены для определения размера дохода, потребления, накопления и величины капитальных затрат.

Читайте также:  В каких продуктах нет глютена и лактозы список

В каждой стране функционируют тысячи (десятки и сотни тысяч) взаимосвязанных фирм. В совокупности они составляют «народное хозяйство» или «экономику». Для того, чтобы определить состояние экономики в целом, необходимо «суммировать» состояние экономик каждой фирмы. В экономической теории это называется «агрегирование». В результате получаются данные о количестве производимых во всем обществе товаров и услуг. Другими словами, агрегирование позволяет получать статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества. Во всех странах совокупность таких макроэкономических показателей принято называть «системой национальных счетов». Она является своеобразным измерителем состояния экономики и основой для выработки экономической политики государства и подобно тому, как по динамике расходов и доходов руководители компаний определяют экономическое положение фирмы, так по показателям национальных счетов правительство определяет состояние всей экономики. Показатели национальных счетов в настоящее время используются в большинстве стран и рассматриваются международными статистическими организациями в качестве стандартов и условия для сравнительного анализа динамики экономики разных стран. Основными показателями национальных счетов являются:

· валовый национальный продукт (ВНП)

· валовый внутренний продукт (ВВП)

· чистый национальный продукт (ЧНП)

· национальный доход (НД)

· личный доход (ЛД)

ВОПРОС 4. Почему большая часть человечества отдаёт предпочтение рыночному способу ведения хозяйства.

Рынок — система экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение и цена на них.

Это специальные места, где продавцы и покупатели встречаются для совершения торговых сделок как, например, продуктовые рынки в большинстве крупных городов.

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

1) Рынок обеспечил взаимосвязь производства и потребления. Эту функцию он осуществляет через установление соответствия предложения объёму платёжеспособного спроса.

2) Гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Механизм такой оценки прост, эффективен и объективен. Он заключается в одном: состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее продать (купить) заставляет производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) постоянно поддерживать «рыночную форму».

3) Рынок создаёт условия для высокой эффективности производства. Этому способствует всеобщность конкуренции, которая безжалостно «отделяет» отстающих от преуспевающих.

Занятие предпринимательской деятельностью, в принципе, открыто для любого желающего. Каждый человек имеет право стать предпринимателем в той или иной форме.

Присутствует абсолютная мобильность, подвижность всех видов ресурсов.

Источник

Èíôëÿöèÿ
— îáåñöåíèâàíèå äåíåã âñëåäñòâèå âûïóñêà èõ â îáðàùåíèå â ðàçìåðàõ, ïðåâûøàþùèõ ïîòðåáíîñòè òîâàðîîáîðîòà, ÷òî ñîïðîâîæäàåòñÿ ðîñòîì öåí íà òîâàðû è ïàäåíèåì ðåàëüíîé çàðàáîòíîé ïëàòû.

Óñòàíîâëåíà íåêîòîðàÿ ñâÿçü ìåæäó çàíÿòîñòüþ (à, ñëåäîâàòåëüíî, âåëè÷èíîé ñåìåéíûõ äîõîäîâ) è èíôëÿöèåé. Ýòà ñâÿçü ïîêàçàíà ýêîíîìèñòîì Ôèëëèïñîì è ïîëó÷èëà íàçâàíèå êðèâîé Ôèëëèïñà. Êðèâàÿ ïîêàçûâàåò, ÷òî áåçðàáîòèöà âûñîêà, êîãäà èíôëÿöèÿ íåçíà÷èòåëüíà, è ñíèæàåòñÿ, êîãäà èíôëÿöèÿ âîçðàñòàåò.

Ð — òåìï ðîñòà öåí

U — óðîâåíü áåçðàáîòèöû

Un
— åñòåñòâåííàÿ íîðìà áåçðàáîòèöû

C-N — îòðåçîê êðèâîé Ôèëëèïñà,

õàðàêòåðèçóþùèé èíôëÿöèþ ñïðîñà.

Ðèñ1. Êðèâàÿ Ôèëëèïñà.

Êîãäà ñïðîñ íà òðóä âåëèê, ÷òîáû ïðèâëå÷ü (èëè óäåðæàòü) íóæíûõ ðàáîòíèêîâ, íàíèìàòåëè ïðåäëàãàþò ïîâûøåííûå ñòàâêè çàðàáîòíîé ïëàòû (óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ñåìåéíûõ äîõîäîâ).  ïåðèîäû çíà÷èòåëüíîé áåçðàáîòèöû íàíèìàòåëÿì íåò íåîáõîäèìîñòè îõîòèòüñÿ çà ðàáîòíèêàìè, ïîäíèìàÿ ñòàâêè çàðàáîòíîé ïëàòû. Ëþäè áåñïîêîÿòñÿ ïî ïîâîäó âûñîêîé è ðàñòóùåé èíôëÿöèè. Èíôëÿöèÿ íà ïðàêòèêå ïðèíîñèò ñ ñîáîé íåóâåðåííîñòü â îòíîøåíèè öåí. Åñëè ëþäè íå çíàþò, áóäóò ëè öåíû ðàñòè íà 5% èëè íà 10%, îíè íå çíàþò, ÷òî îíè ñìîãóò êóïèòü íà ñâîþ çàðïëàòó. Ëþäè ÷óâñòâóþò ñåáÿ îáìàíóòûìè èíôëÿöèåé. Êîãäà çàðïëàòà ðàñòåò è ïîâûøàåòñÿ ñåìåéíûé äîõîä, îíè ìîãóò êóïèòü áîëüøå òîâàðîâ. Íî åñëè öåíû âäðóã íà÷èíàþò ðàñòè, òî ó ëþäåé ïîÿâëÿåòñÿ ÷óâñòâî òîãî, ÷òî ó íèõ ÷òî-òî îòíèìàþò. Ýòî ÷óâñòâî, âåðîÿòíî, ñîõðàíÿåòñÿ, äàæå åñëè îíè ìîãóò óáåäèòü ñåáÿ êàêèì-òî îáðàçîì, ÷òî çàðïëàòà è öåíû ðàñòóò âî âðåìÿ èíôëÿöèè îäíîâðåìåííî. Íî âðåìÿ îò âðåìåíè èíôëÿöèÿ, íà óðîâíå 1 — 2% â ãîä, ìîæåò áûòü ïîëåçíîé, ïîòîìó ÷òî îáëåã÷àåò ðåãóëèðîâàíèå îòíîñèòåëüíûõ öåí â ýêîíîìèêå. Ýòîò àðãóìåíò â ïîëüçó èíôëÿöèè îñíîâàí íà ïðåäïîëîæåíèè, ÷òî ëåã÷å ðåãóëèðîâàòü ñîîòíîøåíèÿ öåí ïðè ïîâûøåíèè çàðïëàò. Íåêîòîðûå ýêîíîìèñòû ñ÷èòàþò, ÷òî ó ëþäåé íåò îñîáûõ îñíîâàíèé ñëèøêîì âîëíîâàòüñÿ ïî ïîâîäó èíôëÿöèè, à ïîòîìó è îáùåñòâó â öåëîì íå ñòîèò áåñïîêîèòüñÿ. Äðóãèå äîêàçûâàþò, ÷òî åñòü ñåðüåçíûå ïðè÷èíû äëÿ áåñïîêîéñòâà ïî ïîâîäó èíôëÿöèè, âêëþ÷àÿ âîçðàñòàþùóþ íåîïðåäåëåííîñòü. Íî óæå ñåé÷àñ ÿñíî, ÷òî âíå çàâèñèìîñòè îò òîãî, ñóùåñòâóþò ëè îñíîâàíèÿ äëÿ áåñïîêîéñòâà, áîëüøèíñòâî ëþäåé ðàññìàòðèâàþò èíôëÿöèþ êàê ñåðüåçíóþ ïðîáëåìó.

ÂÎÏÐÎÑ 2. ×åì îòëè÷àåòñÿ òåõíîëîãè÷åñêè ýôôåêòèâíûé ñïîñîá ïðîèçâîäñòâà è ýêîíîìè÷åñêè ýôôåêòèâíûé.

Âñå ôèðìû ñòðåìÿòñÿ áûòü ýôôåêòèâíûìè ïðîèçâîäèòåëÿìè. Äëÿ äîñòèæåíèÿ ýòîé öåëè ôèðìà äîëæíà èñïîëüçîâàòü òàêèå ìåòîäû ïðîèçâîäñòâà, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ýôôåêòèâíûìè êàê ñ òåõíîëîãè÷åñêîé, òàê è ñ ýêîíîìè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ.

Ñïîñîá ïðîèçâîäñòâà ÿâëÿåòñÿ òåõíîëîãè÷åñêè ýôôåêòèâíûì, åñëè íå ñóùåñòâóåò íèêàêîãî äðóãîãî ñïîñîáà, ïðè êîòîðîì äëÿ ïðîèçâîäñòâà çàäàííîãî îáúåìà ïðîäóêöèè çàòðà÷èâàåòñÿ ìåíüøåå êîëè÷åñòâî, ïî êðàéíåé ìåðå, îäíîãî âèäà ðåñóðñîâ, ïðè òîì ÷òî ðåñóðñîâ ëþáîãî äðóãîãî âèäà çàòðà÷èâàåòñÿ íå áîëüøå. Èëè, ÷òî òî æå ñàìîå, ñïîñîá ïðîèçâîäñòâà ÿâëÿåòñÿ òåõíîëîãè÷åñêè ýôôåêòèâíûì, åñëè ïðîèçâåäåííûé îáúåì ïðîäóêöèè ÿâëÿåòñÿ ìàêñèìàëüíî âîçìîæíûì ïðè èñïîëüçîâàíèè òî÷íî îïðåäåëåííûõ îáúåìîâ ðåñóðñîâ.

Ðàññìîòðèì òåõíîëîãè÷åñêóþ è ýêîíîìè÷åñêóþ ýôôåêòèâíîñòü íà ïðèìåðå ïðîèçâîäñòâà êàðòîôåëÿ (òàáëèöà 1).

Читайте также:  Какие продукты содержат креатин

Òàáëèöà 1.

Àëüòåðíàòèâíûå ñïîñîáû ïðîèçâîäñòâà êàðòîôåëÿ.

Ñïîñîá

Ïîòðåáíîñòè â ðåñóðñàõ

Òðóä,

Äíåé

Òðàêòîðû,

øò.

Çåìëÿ,

àêðîâ

Óäîáðåíèÿ, ò

À

Â

Ñ

Ä

10

20

10

10

3

1

3

4

5

3

3

5

14

19

25

25

Åñëè ïðè ñïîñîáå À èñïîëüçóåòñÿ ïî êðàéíåé ìåðå îäèí ôàêòîð ïðîèçâîäñòâà â áîëüøåì êîëè÷åñòâå, ÷åì ïðè ñïîñîáå Â, è íå ìåíüøå ëþáîãî äðóãîãî âèäà çàòðàò, òîãäà ïðè ñïîñîáå À ïðîñòî ðàñòðà÷èâàåòñÿ ïî êðàéíåé ìåðå îäèí âèä ðåñóðñîâ. Ýòîò ðåñóðñ èìååò àëüòåðíàòèâíóþ ñòîèìîñòü, êîòîðóþ íå ñëåäóåò ïðèíèìàòü â ðàñ÷¸ò. Òàáëèöà ïîêàçûâàåò ÷åòûðå ðàçëè÷íûõ ñïîñîáà ïðîèçâîäñòâà çàäàííîãî êîëè÷åñòâà êàðòîôåëÿ. Ñïîñîá Ä ÿâëÿåòñÿ òåõíîëîãè÷åñêè íåýôôåêòèâíûì, ïîñêîëüêó îí èñïîëüçóåò áîëüøå çåìëè è òðàêòîðîâ, ÷åì ñïîñîá Ñ. Òîëüêî åñëè áû è çåìëÿ, è òðàêòîðû áûëè áåñïëàòíûìè, òî, âîçìîæíî, êàêàÿ-òî ôèðìà è çàõîòåëà áû èñïîëüçîâàòü ñïîñîá Ä, íî äàæå è òîãäà ýòî íå äàëî áû íèêàêèõ ïðåèìóùåñòâ.

Ñïîñîáû À,  è Ñ ÿâëÿþòñÿ òåõíîëîãè÷åñêè ýôôåêòèâíûìè.

Íàïðèìåð, ïðè À èñïîëüçóåòñÿ áîëüøå çåìëè (ïëîùàäè), íî ìåíüøå óäîáðåíèé, ÷åì ïðè Ñ, òîãäà êàê ïðè  çàòðà÷èâàåòñÿ áîëüøå òðóäà, ÷åì ïðè Ñ, íî ìåíüøå òðàêòîðîâ è ìåíüøå óäîáðåíèé. Ïîñëå òîãî êàê ôèðìà ñîñðåäîòî÷èëà ñâî¸ âíèìàíèå íà òåõíîëîãè÷åñêè ýôôåêòèâíûõ ñïîñîáàõ ïðîèçâîäñòâà, îíà äîëæíà âûáðàòü ýêîíîìè÷åñêè ýôôåêòèâíûé ñïîñîá, ñ òåì ÷òîáû ìèíèìèçèðîâàòü èçäåðæêè, òàê êàê èçäåðæêè äîëæíû áûòü êàê ìîæíî áîëåå íèçêèìè, äëÿ òîãî ÷òîáû ìàêñèìèçèðîâàòü ïðèáûëü.

Ýêîíîìè÷åñêè ýôôåêòèâíûé ñïîñîá ïðîèçâîäñòâà êàêîãî-ëèáî çàäàííîãî îáúåìà ïðîäóêöèè — ýòî òàêîé ñïîñîá, êîòîðûé ìèíèìèçèðóåò àëüòåðíàòèâíóþ ñòîèìîñòü èñïîëüçóåìûõ â ïðîöåññå ïðîèçâîäñòâà âèäîâ çàòðàò.

×òîáû äîáèòüñÿ ýêîíîìè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè, ôèðìà äîëæíà ðàññìîòðåòü ñòîèìîñòü âñåõ âèäîâ çàòðàò, êîòîðûå îíà ìîãëà áû èñïîëüçîâàòü.  ïðèâåäåííîé âûøå òàáëèöå ôèðìà äîëæíà ðàññ÷èòàòü, ÿâëÿåòñÿ ëè íàèáîëåå äåøåâûì ïðîèçâîäèòü êàðòîôåëü, èñïîëüçóÿ ñïîñîáû À,  èëè Ñ, ïðè çàäàííîé ñòîèìîñòè çàòðàò çåìëè, òðóäà, óäîáðåíèé è òðàêòîðîâ.

Íàïðèìåð, åñëè áû òðóä áûë î÷åíü äîðîãèì, òî ñïîñîá  âðÿä ëè îêàçàëñÿ áû ñàìûì äåøåâûì; åñëè óäîáðåíèÿ áûëè áû î÷åíü äîðîãèìè, òî ôåðìåð íå âûáðàë áû ñïîñîá Ñ. Ïðè çàäàííîé ñòîèìîñòè çàòðàò ôàêòîðîâ òðåáóåòñÿ ëèøü ïðîñòàÿ êàëüêóëÿöèÿ äëÿ ïðèíÿòèÿ ðåøåíèÿ î òîì, êàêîé ñïîñîá èñïîëüçîâàòü.

ÂÎÏÐÎÑ 3.  ÷åì çàêëþ÷àåòñÿ ðîëü ñèñòåìû íàöèîíàëüíûõ ñ÷åòîâ â ìàêðîýêîíîìè÷åñêîì àíàëèçå.

Âñåîáúåìëþùàÿ ñèñòåìà âçàèìîñîãëàñîâàííûõ ïîêàçàòåëåé, îõâàòûâàþùàÿ è îïèñûâàþùàÿ âñå ïðîöåññû è ôàçû ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñòðàíû è ñîñòîÿíèå âñåõ ýêîíîìè÷åñêèõ ñóáúåêòîâ ñòðàíû íà ìàêðîóðîâíå. Ìåæäóíàðîäíûå ðåêîìåíäàöèè ÎÎÍ ïî îáîáùåíèþ è ñèñòåìàòèçàöèè äàííûõ ñïëîøíûõ è âûáîðî÷íûõ ñòàòèñòè÷åñêèõ íàáëþäåíèè. Ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êîìïëåêñ âçàèìîñâÿçàííûõ áàëàíñîâûõ òàáëèö, ïîêàçàòåëè êîòîðûõ ïðåäíàçíà÷åíû äëÿ îïðåäåëåíèÿ ðàçìåðà äîõîäà, ïîòðåáëåíèÿ, íàêîïëåíèÿ è âåëè÷èíû êàïèòàëüíûõ çàòðàò.

 êàæäîé ñòðàíå ôóíêöèîíèðóþò òûñÿ÷è (äåñÿòêè è ñîòíè òûñÿ÷) âçàèìîñâÿçàííûõ ôèðì.  ñîâîêóïíîñòè îíè ñîñòàâëÿþò «íàðîäíîå õîçÿéñòâî» èëè «ýêîíîìèêó». Äëÿ òîãî, ÷òîáû îïðåäåëèòü ñîñòîÿíèå ýêîíîìèêè â öåëîì, íåîáõîäèìî «ñóììèðîâàòü» ñîñòîÿíèå ýêîíîìèê êàæäîé ôèðìû.  ýêîíîìè÷åñêîé òåîðèè ýòî íàçûâàåòñÿ «àãðåãèðîâàíèå».  ðåçóëüòàòå ïîëó÷àþòñÿ äàííûå î êîëè÷åñòâå ïðîèçâîäèìûõ âî âñåì îáùåñòâå òîâàðîâ è óñëóã. Äðóãèìè ñëîâàìè, àãðåãèðîâàíèå ïîçâîëÿåò ïîëó÷àòü ñòàòèñòè÷åñêèå ïîêàçàòåëè, õàðàêòåðèçóþùèå ñîâîêóïíîå ïðîèçâîäñòâî îáùåñòâà. Âî âñåõ ñòðàíàõ ñîâîêóïíîñòü òàêèõ ìàêðîýêîíîìè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé ïðèíÿòî íàçûâàòü «ñèñòåìîé íàöèîíàëüíûõ ñ÷åòîâ»
. Îíà ÿâëÿåòñÿ ñâîåîáðàçíûì èçìåðèòåëåì ñîñòîÿíèÿ ýêîíîìèêè è îñíîâîé äëÿ âûðàáîòêè ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêè ãîñóäàðñòâà è ïîäîáíî òîìó, êàê ïî äèíàìèêå ðàñõîäîâ è äîõîäîâ ðóêîâîäèòåëè êîìïàíèé îïðåäåëÿþò ýêîíîìè÷åñêîå ïîëîæåíèå ôèðìû, òàê ïî ïîêàçàòåëÿì íàöèîíàëüíûõ ñ÷åòîâ ïðàâèòåëüñòâî îïðåäåëÿåò ñîñòîÿíèå âñåé ýêîíîìèêè. Ïîêàçàòåëè íàöèîíàëüíûõ ñ÷åòîâ â íàñòîÿùåå âðåìÿ èñïîëüçóþòñÿ â áîëüøèíñòâå ñòðàí è ðàññìàòðèâàþòñÿ ìåæäóíàðîäíûìè ñòàòèñòè÷åñêèìè îðãàíèçàöèÿìè â êà÷åñòâå ñòàíäàðòîâ è óñëîâèÿ äëÿ ñðàâíèòåëüíîãî àíàëèçà äèíàìèêè ýêîíîìèêè ðàçíûõ ñòðàí. Îñíîâíûìè ïîêàçàòåëÿìè íàöèîíàëüíûõ ñ÷åòîâ ÿâëÿþòñÿ:

· âàëîâûé íàöèîíàëüíûé ïðîäóêò (ÂÍÏ)

· âàëîâûé âíóòðåííèé ïðîäóêò (ÂÂÏ)

· ÷èñòûé íàöèîíàëüíûé ïðîäóêò (×ÍÏ)

· íàöèîíàëüíûé äîõîä (ÍÄ)

· ëè÷íûé äîõîä (ËÄ)

ÂÎÏÐÎÑ 4. Ïî÷åìó áîëüøàÿ ÷àñòü ÷åëîâå÷åñòâà îòäà¸ò ïðåäïî÷òåíèå ðûíî÷íîìó ñïîñîáó âåäåíèÿ õîçÿéñòâà.

Ðûíîê —
ñèñòåìà ýêîíîìè÷åñêèõ îòíîøåíèé êóïëè-ïðîäàæè òîâàðîâ, â ðàìêàõ êîòîðîé ôîðìèðóåòñÿ ñïðîñ, ïðåäëîæåíèå è öåíà íà íèõ.

Ýòî ñïåöèàëüíûå ìåñòà, ãäå ïðîäàâöû è ïîêóïàòåëè âñòðå÷àþòñÿ äëÿ ñîâåðøåíèÿ òîðãîâûõ ñäåëîê êàê, íàïðèìåð, ïðîäóêòîâûå ðûíêè â áîëüøèíñòâå êðóïíûõ ãîðîäîâ.

Ïî ñðàâíåíèþ ñî âñåìè ïðåäøåñòâóþùèìè ðûíî÷íàÿ ñèñòåìà îêàçàëàñü íàèáîëåå ãèáêîé: îíà ñïîñîáíà ïåðåñòðàèâàòüñÿ, ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ ê èçìåíÿþùèìñÿ âíóòðåííèì è âíåøíèì óñëîâèÿì.

1) Ðûíîê îáåñïå÷èë âçàèìîñâÿçü ïðîèçâîäñòâà è ïîòðåáëåíèÿ. Ýòó ôóíêöèþ îí îñóùåñòâëÿåò ÷åðåç óñòàíîâëåíèå ñîîòâåòñòâèÿ ïðåäëîæåíèÿ îáú¸ìó ïëàò¸æåñïîñîáíîãî ñïðîñà.

2) Ãàðàíòèðóåò îáùåñòâåííóþ îöåíêó ðåçóëüòàòîâ òðóäà îáîñîáëåííûõ ïðîèçâîäèòåëåé. Ìåõàíèçì òàêîé îöåíêè ïðîñò, ýôôåêòèâåí è îáúåêòèâåí. Îí çàêëþ÷àåòñÿ â îäíîì: ñîñòîÿëàñü êóïëÿ-ïðîäàæà èëè íåò. Ñòðåìëåíèå êàê ìîæíî âûãîäíåå ïðîäàòü (êóïèòü) çàñòàâëÿåò ïðîèçâîäèòåëåé (ïðîäàâöîâ) è ïîòðåáèòåëåé (ïîêóïàòåëåé) ïîñòîÿííî ïîääåðæèâàòü «ðûíî÷íóþ ôîðìó».

3) Ðûíîê ñîçäà¸ò óñëîâèÿ äëÿ âûñîêîé ýôôåêòèâíîñòè ïðîèçâîäñòâà. Ýòîìó ñïîñîáñòâóåò âñåîáùíîñòü êîíêóðåíöèè, êîòîðàÿ áåçæàëîñòíî «îòäåëÿåò» îòñòàþùèõ îò ïðåóñïåâàþùèõ.

Çàíÿòèå ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòüþ, â ïðèíöèïå, îòêðûòî äëÿ ëþáîãî æåëàþùåãî. Êàæäûé ÷åëîâåê èìååò ïðàâî ñòàòü ïðåäïðèíèìàòåëåì â òîé èëè èíîé ôîðìå.

Ïðèñóòñòâóåò àáñîëþòíàÿ ìîáèëüíîñòü, ïîäâèæíîñòü âñåõ âèäîâ ðåñóðñîâ.

Ñåé÷àñ íà ðûíêå êàæäîãî âèäà òîâàðà äåéñòâóåò íè÷åì íåîãðàíè÷åííîå êîëè÷åñòâî ïðîèçâîäèòåëåé-ïðîäàâöîâ, ðàâíî êàê è ïîêóïàòåëåé ðûíî÷íàÿ ñèñòåìà ñïîñîáíà ñèãíàëèçèðîâàòü îá èçìåíåíèÿõ ïîòðåáèòåëüñêèõ âêóñîâ è âûçûâàòü íàäëåæàùóþ ðåàêöèþ ñî ñòîðîíû ïðåäïðèÿòèé. Íàïðèìåð, â ðåçóëüòàòå èçìåíåíèÿ ïîòðåáèòåëüñêîãî ïîâåäåíèÿ ïîâûñèëñÿ ñïðîñ íà âåëîñèïåäû è ñíèçèëñÿ ñïðîñ íà ñèãàðåòû. Áîëåå âûñîêèå öåíû íà âåëîñèïåäû ïîçâîëÿåò ôèðìàì ýòîé îòðàñëè ïëàíèðîâàòü áîëåå âûñîêèå öåíû çà ðåñóðñû, è òåì ñàìûì îòâëåêàòü ðåñóðñû èç äðóãèõ ñôåð, ãäå èõ ïðèìåíåíèå íå ñòîëü íàñòîÿòåëüíî òðåáóþòñÿ.  ðåçóëüòàòå ïðîèçîéä¸ò áûñòðîå ðàñøèðåíèå ïðîèçâîäñòâà îäíèõ ïðîäóêòîâ è ñîêðàùåíèå äðóãèõ. Ïðè îòñóòñòâèè ðûíî÷íîãî ñïðîñà ýòè ôóíêöèè äîëæíî áûëî áû âçÿòü íà ñåáÿ íåêîå àäìèíèñòðàòèâíîå âåäîìñòâî, äåéñòâóþùåå ìåäëåííî è íåïîâîðîòëèâî.

Читайте также:  Какие продукты содержат тестостерон

 ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå íåò àäìèíèñòðàòèâíîãî êîíòðîëÿ çà ïðîèçâîäñòâîì è ïîòðåáëåíèåì.

Êîíêóðåíòíàÿ ðûíî÷íàÿ ñèñòåìà ñîäåðæèò ñòèìóëû è äëÿ òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà. Áîëåå òîãî, îíà ñîçäà¸ò îáñòàíîâêó, ñïîñîáñòâóþùóþ áûñòðîìó ðàñïðîñòðàíåíèþ íîâîé òåõíîëîãèè.

ÂÎÏÐÎÑ 5. Êàê ìîæíî ïðåîäîëåòü âûñîêèé òåìï èíôëÿöèè.

Ñóùåñòâóþò òðè îñíîâíûõ ïóòè ðåøåíèÿ ïðîáëåìû.

1) Ðàçðàáîòêà íîâîé ñòðàòåãèè ïðîòèâîäåéñòâèÿ èíôëÿöèè ìåòîäàìè ôèñêàëüíî-äåíåæíîé ïîëèòèêè.

2) Ìîæíî ïîïûòàòüñÿ èçìåíèòü ñàìè ïðè¸ìû ôèñêàëüíî-äåíåæíîé ïîëèòèêè òàê, ÷òîáû, ñíèçèâ òåìïû èíôëÿöèè, óäåðæèâàòü èõ íà ñòàáèëüíî íèçêîì óðîâíå.

3) Ìîæíî ïðîñòî íàó÷èòüñÿ æèòü â óñëîâèÿõ èíôëÿöèè.

 íà÷àëå 80-õ ãîäîâ â ÑØÀ è äðóãèõ ðàçâèòûõ ñòðàíàõ â ðåçóëüòàòå ðåñòðèêòèâíîé äåíåæíîé ïîëèòèêè, âûçâàâøåé ãëóáîêèé ñïàä, òåìïû èíôëÿöèè ñíèçèëèñü. Âîçìîæåí ëè áîëåå ýôôåêòèâíûé ïóòü? Îòâåò íà ýòîò âîïðîñ ìîæíî ðàçäåëèòü íà äâå îñíîâíûå ÷àñòè.

1. Ñàìà ñòðàòåãèÿ âëèÿíèÿ íà ñîâîêóïíûé ñïðîñ ìîæåò áûòü áîëåå ýôôåêòèâíîé â áîðüáå ñ èíôëÿöèåé.

2. Ìû äîëæíû áûòü óâåðåíû, ÷òî ñíèçèâøèåñÿ òåìïû èíôëÿöèè íå âåðíóòñÿ íà ïðåæíèé óðîâåíü.

Âñ¸ ýòî ïðåäïîëàãàåò îïðåäåë¸ííûå èçìåíåíèÿ â ôèñêàëüíî-äåíåæíîé ñèñòåìå, ñïîñîáíûå â áóäóùåì ïðåäîòâðàòèòü âîçìîæíóþ èíôëÿöèþ. Ðàçëè÷íûå ìåòîäû ðåãóëèðîâàíèÿ äîõîäîâ, â òîì ÷èñëå íà áàçå íàëîãîâîé ñèñòåìû, ïðèçâàíû ñäåëàòü ôèñêàëüíî-äåíåæíóþ ïîëèòèêó áîëåå äåéñòâåííîé â áîðüáå ïðîòèâ èíôëÿöèè.

Ïîëèòèêà ðåãóëèðîâàíèÿ äîõîäîâ.

Ñäåðæèâàíèå ðîñòà çàðàáîòíîé ïëàòû â óñëîâèÿõ ñòèìóëèðîâàíèÿ ñîâîêóïíîãî ñïðîñà ÿâëÿåòñÿ êëþ÷åâûì ýëåìåíòîì, ñïîñîáíûì ïîâëèÿòü íà çàìåäëåíèå òåìïîâ ðàçâèòèÿ èíôëÿöèè. Òåì ñàìûì ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî íàèëó÷øèì ìåòîäîì áûëî áû íåïîñðåäñòâåííîå âîçäåéñòâèå íà óðîâåíü çàðïëàòû

Ïîëèòèêà ðåãóëèðîâàíèÿ äîõîäîâ ñîñòîèò â îñóùåñòâëåíèè âëèÿíèÿ íà óðîâåíü çàðïëàòû è äðóãèõ äîõîäîâ íå ÷åðåç ñîâîêóïíûé ñïðîñ, à íåïîñðåäñòâåííî.

Íàïðèìåð, ïðàâèòåëüñòâî ìîæåò îáðàòèòüñÿ ê ïðîôñîþçàì ñ ïðîñüáîé îãðàíè÷èòü â òå÷åíèè äàííîãî ãîäà ðîñò çàðàáîòíîé ïëàòû óðîâíåì â 2%.

Êîíòðîëü íàä çàðïëàòîé è öåíàìè îãðàíè÷èâàåò è ðåãóëèðóåò äåéñòâèÿ ôèðì ïî âûïëàòå çàðïëàòû è íàçíà÷åíèþ öåí.

Ïîëèòèêà íàëîãîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ äîõîäîâ (Ò
I
Ð).

Îíà îáû÷íî ïðèíèìàåò ôîðìó ëèáî ïðàâèòåëüñòâåííûõ ðåêîìåíäàöèé ïðîôñîþçàì è àäìèíèñòðàöèÿì ïðåäïðèÿòèé ïî ïîâîäó óðîâíÿ çàðïëàòû è öåí, ëèáî äåéñòâåííûõ ìåð ïî îñóùåñòâëåíèþ ïðàâèòåëüñòâåííîãî êîíòðîëÿ.

ÒIÐ — ýòî ñèñòåìà, ïðè êîòîðîé ïîñðåäñòâîì íàëîãîâîé ñèñòåìû ôèðìû è çàíÿòûå íà íèõ ðàáîòíèêè ïîîùðÿþòñÿ èëè íàêàçûâàþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ðîñòà óðîâíÿ öåí è çàðàáîòíîé ïëàòû.

Âòîðîé ïîäõîä ê ðåøåíèþ ïðîáëåìû èíôëÿöèè òðåáóåòñÿ áîëåå äåòàëüíîãî ðàññìîòðåíèÿ. Ìîæíî ñ óâåðåííîñòüþ ñêàçàòü, ÷òî åñëè áû ðîñò äåíåæíîé ìàññû â òå÷åíèè äâóõ ïîñëåäíèõ äåñÿòèëåòèé ëþáûìè ñðåäñòâàìè óäåðæèâàëñÿ íà íèçêîì óðîâíå, òî ñåé÷àñ ìû èìåëè áû ãîðàçäî ìåíüøèå òåìïû èíôëÿöèè. Îòñþäà ñëåäóåò, ÷òî ìû, âåðîÿòíî, ñìîæåì ïðåäîòâðàòèòü íàðàñòàíèå èíôëÿöèè â áóäóùåì, åñëè íå äîïóñòèì áûñòðîãî ðîñòà äåíåæíîé ìàññû. Êàê ýòî ìîæíî ñäåëàòü? Äâóìÿ ñïîñîáàìè:

1. Êîíòðîëèðîâàòü, èñïîëüçóÿ áóìàæíûå äåíüãè.

2. Âîçâðàò ê çîëîòîìó ñòàíäàðòó.

Ðàäèêàëüíûå ýêîíîìèñòû óòâåðæäàþò, ÷òî ïîêà äåíüãè â ñòðàíå íå áîëåå ÷åì áóìàæêè, èíôëÿöèÿ ñóùåñòâóåò è áóäåò ñóùåñòâîâàòü. Ñëåäîâàòåëüíî, íóæíî îòìåíèòü áóìàæíûå äåíüãè è âåðíóòüñÿ ê ðåàëüíûì öåííîñòÿì. Ññûëàÿñü íà ôàêòû èç èñòîðèè ÑØÀ , «ïîìåøàííûå íà çîëîòå» óòâåðæäàþò, ÷òî âî âðåìåíà èñïîëüçîâàíèÿ çîëîòà â êà÷åñòâå äåíåã â ÑØÀ íå ñóùåñòâîâàëî ïðîáëåìû èíôëÿöèè.

Êàê óïîìèíàëîñü âûøå ñóùåñòâóåò åùå îäèí âàðèàíò ïðîòèâîñòîÿòü èíôëÿöèè — ïðîñòî íàó÷èòüñÿ æèòü ïðè íåé. Ýòî, â ÷àñòíîñòè, îçíà÷àåò, ÷òî âñå ýêîíîìè÷åñêèå èíñòèòóòû äîëæíû áûòü ïîëíîñòüþ àäàïòèðîâàíû ê óñëîâèÿì èíôëÿöèè. Îäíèì èç øàãîâ íà ïóòè ê òàêîìó ñîñòîÿíèþ ýêîíîìèêè ÿâèëîñü áû óñòðàíåíèå êîíòðîëÿ íàä áàíêîâñêèìè ïðîöåíòíûìè ñòàâêàìè è ââåäåíèå ìåõàíèçìà êîððåêòèðîâîê íàëîãîâûõ ñòàâîê.  íàëîãîâóþ ñèñòåìó íåîáõîäèìî âíåñòè êîððåêòèâû, óñòðàíÿþùèå âëèÿíèå èíôëÿöèè íà íàëîãîîáëîæåíèå êàïèòàëà.  äðóãèõ îáëàñòÿõ òàêîé ìåðîé ìîæåò ñòàòü èíäåêñàöèÿ â çíà÷èòåëüíûõ ìàñøòàáàõ.

Èíäåêñàöèÿ
àâòîìàòè÷åñêè êîððåêòèðóåò âûïëàòû íà òåìïû èíôëÿöèè. Íàïðèìåð, êîãäà èíäåêñàöèÿ âêëþ÷åíà â òðóäîâûå ñîãëàøåíèÿ, ñ ðîñòîì öåí àâòîìàòè÷åñêè ïîâûøàåòñÿ óðîâåíü çàðïëàòû. Ïðè èíäåêñàöèè ïåíñèé èõ íîìèíàëüíàÿ âåëè÷èíà ðàñò¸ò âìåñòå ñ ïîâûøåíèåì óðîâíÿ öåí, ÷òî ãàðàíòèðóåò ïåíñèîíåðàì çàùèòó îò âîçìîæíûõ ïîòåðü. Àíàëîãè÷íî: ïðè èíäåêñàöèè êðåäèòîâ ñ ðîñòîì öåí áóäåò âîçðàñòàòü è ñóììà, ïîäëåæàùàÿ âîçâðàòó.  ýòîì ñëó÷àå êðåäèòîðû áîëüøå íå ñòðàäàþò ïðè âîçíèêíîâåíèè íåïðåäâèäåííîé èíôëÿöèè, à çà¸ìùèêè óæå íå èìåþò âîçìîæíîñòè èçâëåêàòü èç ýòîãî ïðèáûëü.

 îïðåäåë¸ííîé ìåðå èíäåêñàöèÿ óæå ñóùåñòâóåò (ÑØÀ). Ÿ íàèáîëåå âàæíîé ñîñòàâëÿþùåé ÿâëÿåòñÿ èíäåêñèðîâàíèå ïîñîáèé ïî ñîöèàëüíîìó îáåñïå÷åíèþ.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû:

1. «Áîëüøîé ýêîíîìè÷åñêèé ñëîâàðü»

Ìîñêâà. — «Ïðàâîâàÿ êóëüòóðà». — 1994 ã.

2. » Ýêîíîìèêà»

Ñ.Ôèøåð, Ð. Äîðêáóø, Ð. Øìàëåíçè

Ìîñêâà. — Äåëî. — 1998 ã.

3. » Ýêîíîìèêà» ïîä ðåä. À.Ñ. Áóëàòîâà.

Ìîñêâà. — Èçä. ÁÅÊ. — 1996 ã.

4. » Ýêîíîìèêà»

À.Ï. Êàçàêîâ, Í.Â. Ìèíàåâà

Ìîñêâà. — 1996 ã.

5. «Ñîâðåìåííàÿ ýêîíîìèêà» ïîä ðåä. Î.Þ. Ìàìåäîâà.

Ðîñòîâ-íà-Äîíó. — «Ôåíèêñ». — 1996 ã.

6. «Ìàêðîýêîíîìèêà»

Ý. Äîëàí

Ñàíêò-Ïåòåðáóðã. — ÀÎÇÒ «Ëèòåðà ïëþñ». — 1994 ã.

ÏÅÍÇÅÍÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ

Êàôåäðà «Ýêîíîìè÷åñêàÿ òåîðèÿ»

ÏÎ ÝÊÎÍÎÌÈÊÅ

Âûïîëíèë ñòóäåíò ãðóïïû 96 ÇÀÑ 1

Àòàåâ À.Ñ.

Ïðèíÿë ïðåïîäàâàòåëü

Äðàëèí À.È.

Ïåíçà

1998 ã.

Источник