Изучение чистого продукта какая из экономических школ
Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.
Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.
Одним из основных вопросов экономистов 16 века был вопрос о том, что такое богатство и каким путём его можно увеличить .
В 20 веке появились новые вопросы: каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.
Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ.
Экономические школы
Меркантилизм
(5-конец 17 в.)
Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли.
Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации.
Их девиз: меньше покупать, больше продавать.
Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм).
Представители :
Антуан де Монкрентьен («Трактат о полиической экономии» , 1615 г.)
Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)
Физиократы
( 2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство.
Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их.
А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём.
Представители: О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.
Классическая политическая экономия
( 18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал.
Считали что главная сфера в экономике — производство.
Впервые сформулировали экономические законы.
Рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему( «невидимая рука рынка» , по Смиту).
Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование.
Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность.
Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление.
К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы.
Представители: А.Смит («Исследование о природе и причине богатства народов» ), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.
Марксизм
(сер.19 в.) – К.Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).
Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций.
В основе развития общества лежит материальное производство.
Представители: К.Маркс («Капитал»)
Мальтузианство
(конец 18- 1 четверть 19 в.)- Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы.
Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием.
Представитель: Томас Мальту « Очерк о законе народонаселения».
Маржинализм
(«школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века.
Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости.
Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя.
Существует иерархия потребностей.
Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей.
Выбор потребителей зависит от степени значимости блага
Представители: У.Джевонс («Теория политической экономии»), Л.Вальрас («Элементы чистой политической экономии») , К.Менгер(«Основания политической экономии»).
Неоклассическая политическая экономия
Это ведущее направление в современной экономической теории.
Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику.
Основная категория экономки – полезность.
Они изложили теорию издержек производства.
Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса.
Представители: А.Маршалл ( «Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.
Кейнсианство
(30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики.
Представители: Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)
Монетаризм
( 50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег.
Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность.
Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП.
Рыночное хозяйство стремится к стабильности.
Представители : Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)
Институционализм
(70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.).
Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений.
Развивали теорию постиндустриального общества , в основе которого- деятельность независимых общественных институтов.
Представители : Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)
Русская экономическая школа
Так обобщённо называют учёных -экономистов, внёсших вклад в развитие науки.
В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;
А .Чаянов— многое сделал в изучении теории аграрных отношений; Н.Кондратьев— его теория длинных волн лежит в основе концепции циклического развития экономики и др.
Примечание: о российской экономической школе готовится отдельная статья. Следите за публикациями
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
№
Экономические школы
Представители
Произведения
Основные идеи
Экономические теории и школы XVIII-XIX веков
1
Меркантилизм XV—XVIII вв
Антуан де Монкрентьен
Томас Ман
Трактат о политической экономии 1615 г
Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией
1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей – протекционизм; поощрение экспорта
2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.
3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства.
2
Физиократы
французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.
Анн Тюрго, Визер
Франсуа Кенэ
Экономическая таблица
1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве.
2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу
3
Классическая школа
XVIII века — 30-х гг. XIX века.
Адам Смит (трудовая теория стоимости; меновая и потребительская стоимость)
Давид Рикардо
Исследование о природе и причинах богатства народов
Начала политической экономии
1.Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании.
2.Рикардо считал «закон стоимости» фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд – единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара)
3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов
4
Марксистская теория сер.XIX
К.Маркс,
Капитал
1.Основа развития общества — материальное производство
2. Теория прибавочной стоимости: ПС (производительные силы) = СП (средства производства =предмет труда + орудия труда)+РС (рабочая сила) + Д (деньги) ПРОИЗВОДСТВО = Т Д (новая стоимость, которая значительно выше стоимости рабочей силы, разница между ними — ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ)
3. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего
5
Мальтузианство
Томас Мальтус 1766-1834
Очерк о законе народонасе-
ления
1.Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.
2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.
3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод)
6
Маржинализм -школа предельной (marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) полезности
70-е гг. XIX века
Карл Менгер
Евгений Бем-Баверк
Джевонс
Вальрас
Основания политической экономии
Капитал и прибыль
Теория политической экономии
Элементы чистой политической экономии
1.Дали объяснение стоимости с точки зрения психологии покупателя.
2. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.
3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей
4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.
7
Неоклассическая школа
Альфред Маршал
В 1890 году вышла книга Принципы политической экономии
1.Концепция равновесной цены,
«крест Маршала»
2. Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.
8
Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую)
Фридрих Лист
Адам Мюллер
М. Вебер
Национальная система политической экономии
Публицистические статьи
Протестантская этика и дух капитализма
Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1.Изучение истории и специфики национальных хозяйств;
2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики: географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии.
3. Анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий
Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма»
Современные экономические школы
9
Кейнсианство
30-е годы XX в и до наших дней
Джон Кейнс
Общая теория занятости, процента и денег
1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.
2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.
3. Государство осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента; недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования
10
Институционалисты 70-е гг XXв
Джон Гелбрейт,
Людвиг Эрхард
1. «Общество изобилия»
2.«Экономическая теория и цели общества»
Благосостояние для всех
1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды.
2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы
11
Монетаристы (монетаризм)
50-е гг XX и до наших дней
(Название дано Карлом Бруннером американский экономист)
Милтон Фридмен
1. «Роль монетарной (денежной) политики»
2. «Деньги и экономическое развитие»
1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики
2. Монетаристское правило: денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции
3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.
4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство
Люди испокон веков желали разобраться в сущности экономических явлений, законов и процессов, пытались узнать пути повышения производительности труда и др. Впоследствии их взгляды на специфику экономических явлений стали основанием для формирования определённых идейных течений и экономических школ.
Экономические школы представляют собой совокупность представлений об экономических явлениях и процессах, имеющих своих идейных основателей, выдающихся представителей и постоянных последователей. Они ставят перед собой цель истолкования законов становления экономической сферы государства, рекомендовать собственные пути преодоления возможных отрицательных процессов.
Один из самых ключевых вопросов для экономистов XVI века – что такое богатство и как его возможно приумножить, а для экономистов XX века – какие существуют законы экономического развития государств, какую роль играет в экономике государство, где допустимые границы его вмешательства в экономику.
Вот крупнейшие экономические школы XVI-XX века и их ответы на вышеназванные вопросы.
Меркантилизм (V – конец XVII в.)
Меркантилизм – это система экономических и политических взглядов, происходящих из бульонизма – теории о том, что наличие драгоценных металлов равняется богатству.
Исторический фон – великие географические открытия и приток руд в Европу.
Политический фон – абсолютная монархия во Франции при царствовании Людовика XIV, Жан-Батиста Кольбера.
Меркантилисты считали, что:
- цель государственной политики – достижение положительного сальдо торгового баланса, т. е. профицита внешней торговли;
- государство должно добиваться максимального притока руд в страну и ограничения их оттока за границу (бульонизм);
- европейские страны напрямую конкурируют друг с другом, а страна, которая имеет больше богатства, выигрывает эту конкуренцию;
- страна должна экспортировать больше товаров и услуг, чем импортировать;
- процветание и сила между собой тесно связаны – национальная сила в международной системе, в значительной степени, вытекает из благосостояния и процветания;
- золото и серебро являются синонимами богатства, а экономические блага являются более важными, чем другие;
- благоприятный торговый баланс является ключевым элементом в увеличении в данной стране своих драгоценных металлов;
- необходим протекционизм – поддержка внутреннего производства и экспорта, а также борьба с импортом посредством запретов и пошлин (допускается только импорт сырья, которое может быть использовано для производства более дорогой продукции на экспорт);
- необходима независимость экономики от внешней торговли, в частности от импорта (автаркия);
- целью должны стать «таможенные войны», исчезновение международной торговли;
- государство должно поддерживать инвестиции в инфраструктуру (строить дороги и каналы);
- нужно добиваться низких цен на продукты питания при низкой заработной плате рабочих.
Наследие: автаркия, протекционизм, экономический национализм.
Виднейшие представители: Антуан де Монкрентьен и Томас Манн.
Физиократы (2-я половина XVIII века)
Физиократизм – экономическая школа, основанная на идее естественного порядка, концепции продуктивной работы и дополнительного продукта, выступающая за понимание сельского хозяйства и земли в качестве единственных источников богатства.
Физиократы считали, что:
- производственной работой является только труд в сельском хозяйстве, потому что там образуется так называемый дополнительный продукт, т. е. избыток произведённого больше издержек производства;
- нужны производства современных ферм капиталистического типа, которые ориентированы на рынок, и на которых применяются новые методы производства;
- необходима экономическая реконструкция монархии и феодального строя, где основным благом при производстве была земля, а сельское хозяйство было главной силой развития общества;
- важен естественный порядок природы, который предусматривает уважение к собственности, свободе и труду;
- необходима свободная конкуренция, свобода экономической деятельности, существование которой обусловливает действие законов природы;
- в обществе существует три основные социальные группы:
– класс землевладельцев – миряне и духовенство (которые сдают в аренду землю, облагаются налогом и получают «чистый» доход),
– класс производственный – сельское хозяйство, (который только увеличивает стоимость продукции, создаёт чистый продукт),
– класс бесплодный – промышленники, ремесленники, торговцы, (которые не создают новых благ и ценностей, приносят только эквивалент израсходованных средств потребления).
Виднейшие представители: О. Кенэ, А. Тюрго, Визер.
Классическая политическая экономия (XVIII век – 30-е годы XIX века)
Классическая экономика в литературе встречается чаще под термином «классическая школа». Она является важной точкой отсчёта для всех последующих экономических учений.
В теории классической школы чётко определено место человека, предпринимателя и государства в общественно-экономическом развитии. Именно тогда возникла теория homo economicus, которая нашла благодатную почву в период кризиса христианских ценностей, а также в период раннего капитализма. Теория homo economicus делала ставку на сильном индивидуализме, а роль государства в экономической классической теории сводилась к роли опекуна гражданских свобод.
Представителями классической экономии были разработаны следующие методы экономики:
- Адам Смит объединил описание экономических процессов с дедукцией;
- Дэвид Рикардо положил метод абстракции с дедукции;
- Джон Стюарт Милль расширил индукцию, создавая новые гипотезы и проверяя их экспериментально.
Классическая экономическая школа фокусируется на процессах производства, создания и распределения ценностей и благ. Возникновение классической экономики было связано с отходом от сельского хозяйства в качестве лучшего способа обогащения. Она занималась также вопросами, касающимися индустриализации, урбанизации, перенаселённости и обеднения населения. Учения классической экономики способствовали росту экономики, а происходящие в ней изменения касались многих аспектов общественной жизни.
Её представители считали, что:
- доминирующей сферой экономики является производство;
- рынок является саморегулирующейся системой (так называемая «невидимая рука рынка»);
- государственная роль заключается только в поддержании необходимой для рынка конкуренции и обеспечении нужных элементов инфраструктуры (дорог, связи и др.);
- источником стоимости может считаться только человеческая деятельность;
- процесс производства представлен следующими этапами: производством, обменом, распределением и потреблением.
Виднейшие представители: А. Смит, Д. Рикардо, У. Пети, С. Сисмонди.
Марксизм (середина XIX века)
Марксизм возник в результате творческого, критического соединения идей классической экономики с творчеством социалистов и философией Гегеля.
Марксисты считали, что:
- источником противоречий интересов и конфликтов является частная собственность на средства производства;
- в каждой цене заложена прибавочная стоимость, присваиваемая капиталистами (владельцами производства) в виде прибыли, а это является главной причиной несправедливой эксплуатации;
- бытие определяет социальное массовое сознание;
- производительные силы можно определить как способы и средства воздействия человека на природу в процессе производства, как совокупность элементов, определяющих эффективность общественного производства;
- материальные производительные силы и связанные с ними производственные отношения образуют совокупность, называемую способом производства;
- функционирование производственных отношений требует существования соответствующих им внеэкономических социальных отношений (надстройки);
- интегрированная совокупность производительных сил, производственных отношений и надстройки создаёт социально-экономическую формацию;
- существуют следующие формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая.
- основное противоречие капиталистического общества вытекает из частной собственности на средства производства и разделения общества на два антагонистических класса: буржуазии и пролетариата;
- конфликт между прогрессивными развивающимися производительными силами и тормозящими производственными отношениями разрешается только лишь посредством революции, после которой сменяются формации.
Виднейший представитель: К. Маркс
Мальтузианство (конец XVIII – 1-я четверть XIX века)
Другое название мальтузианства – статическая теория ресурсов, или теория перенаселения.
Согласно этой теории:
- численность населения растёт в геометрической прогрессии, что неизбежно приведёт к состоянию перенаселённости;
- количество земли ограничено, доходы в сельском хозяйстве падают, что может привести к резкой нехватке продовольствия в будущем;
- чрезмерная рождаемость должна ограничиваться посредством снижения потенциальной плодовитости, «воздержания ума», воздержания от создания семьи, позднего вступление в брак, сексуальной абстиненции в случае уже заключенных браков;
- необходимо удерживать заработную плату на низком уровне, потому что её увеличение влечёт за собой увеличение рождаемости, а значит – это дополнительное давление на ограниченный запас продовольствия;
Виднейший представитель: Томас Мальту.
Маржинализм (2-я половина XIX века)
Второе название маржинализма – «закон предельной полезности».
Его последователи считали, что:
- одновременно с полезностью товара, необходимо оценивать и его редкость;
- стоимость следует определять с индивидуальной психологической точки зрения каждого потенциального покупателя;
- цель жизни человека заключается в максимальном полноценном удовлетворении потребностей;
- выбор каждого покупателя зависит от уровня значимости того или иного блага.
Виднейшие представители: У. Джевонс, Л. Вальрас, К. Менгер.
Неоклассическая политическая экономия (2-я половина XIX века)
Неоклассическая экономика – понятие, под которым понимают целую группу экономических теорий 19 века, основанных на созданной Адамом Смитом классической экономической теории.
Неоклассическая экономическая теория исходит из того, что все экономические субъекты ведут себя рационально. Человек при этом является homo economicus.
Представители неоклассической экономики обосновывали:
- существование совершенной конкуренции;
- существование рыночного механизма, благодаря которому в экономике происходит свободное формирование спроса и предложения без вмешательства государства;
- экономический либерализм, который сводит роль государства в экономике к минимуму;
- закон рынков, согласно которому в долгосрочной перспективе всё, что будет предложено производителями будет продаваться и потребляться потребителями (полное использование факторов производства);
- количественную теорию денег, согласно которой в долгосрочном периоде деньги нейтральны и не влияют на стимулирование реального сектора экономики;
- полезность как ключевую экономическую категорию;
- теорию издержек производства.
Виднейшие представители: А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Б. Кларк.
Кейнсианство (30-е годы XX века – до нашего времени)
Кейнсианство – теория, которая предполагала увеличение государственных расходов ради оживления экономического роста.
Согласно этой теории, когда растёт предложение денег, они не тратятся на потребление, а вкладываются в ценные бумаги. Вследствие этого растут курсы акций, а процентная ставка падает. Это, в свою очередь, усиливает спрос на капитальные товары, что в результате даёт более высокий доход.
За дополнительные деньги сохраняются зарплаты, покупаются больше товаров народного потребления, что влечёт за собой рост цен. Так возникает механизм инфляции, но ему не стоит придавать слишком большого значения.
Государство должно постоянно вмешиваться и регулировать экономику посредством дотаций, инвестиций, искусственного повышения спроса, грамотной бюджетно-кредитной политики.
Виднейший представитель: Д. Кейнс.
Монетаризм (50-е г. XX века – до наших дней)
Монетаризм основывается на тезисе о нейтральности денег.
Монетаристы считают, что:
- деньги нейтральны, потому что изменение их количества в обращении вызывает только изменения цен (номинальные), но не влияет на формирование размера реального (уровня и структуры производства и занятости);
- необходимо стимулировать глобальный спрос;
- преодоление инфляции должно быть основной целью макроэкономической политики государства;
- необходимо обеспечить постоянный темп прироста денежной массы на уровне 3-4% в год;
- применение других инструментов экономической политики для поддержания высокого уровня занятости является нецелесообразным, так как нарушает естественную игру рыночных сил, что отрицательно влияет на ход экономических процессов;
- необходимо следить за тем, чтобы денежное обращение происходило со скоростью, не меньшей скорости роста реального ВВП.
Виднейший представитель: Л. Фридмен.
Институционализм (70-е г. XX века)
Институциональная экономика (институционализм) – экономическая теория, которая для объяснения и познания экономических процессов использует институты, созданные в обществе.
Приверженцы институционализма считали, что:
- «институт» – это способ мышления, основанный на традиции и отражающий менталитет социальной группы, привычки, образ поведения, санкционированные правовыми актами или традициями в данном обществе;
- источники экономических кризисов кроются в противоречии между технологиями и институтами;
- движущей силой экономического развития является технический прогресс и психологические факторы, а сдерживающим моментом процесса перемен – сопротивление старых институтов;
- прогресс, социально-экономическое развитие осуществляется в результате эволюции институциональных форм общества, что означает необходимость изменений в менталитете и законодательстве, адаптации общества к вызовам цивилизационного прогресса.
Виднейшие представители: Д. Гелбрейт, А. Гобсон, Л. Эрхард.
Российская экономическая школа
Этим термином обобщённо называют российских экономистов, которые внесли свой вклад в развитие отечественной экономической науки.
В. Дмитриев – предложил методику использования прикладной математики в экономике;
А. Чаянов – разрабатывал теорию аграрных отношений;
Н. Кондратьев – применил теорию длинных волн в экономике, которая легла в основу концепции циклического развития экономики и др.