Два плуга какая житейская мудрость в ней содержится

Два плуга какая житейская мудрость в ней содержится thumbnail

Тема: К.Ушинский «Два плуга»

Цель:

1) Познакомить учащихся с творчеством К.Ушинского. Учить читать и слушать текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выявлять основную мысль текста, читать текст по ролям с элементами драматизации.

2) Развивать общеречевые навыки, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, целостное восприятие текста, внимание, память, приучать пользоваться речью. Обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас, расширять кругозор. Совершенствовать навыки осознанного, беглого выразительного чтения. Формировать первоначальные языковые и познавательные отношения. Совершенствовать произносительную сторону речи.

3) Воспитывать положительные качества личности, уважение к труду и людям труда, трудолюбие, потребность в труде. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за причастность к трудовым будням земляков. Воспитывать инициативность, познавательные интересы, познавательную активность, навыки сотрудничества.

Ход урока.

Организационный момент.

-Встаньте ровно. Проверьте, всё ли готово к уроку.

-А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – учёба, поэтому работать на уроке надо так, чтобы получить хорошие, прочные знания, которые пригодятся вам в вашей будущей жизни.

Учащиеся проверяет наличие школьных принадлежностей.

Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Прочитайте пословицы.

1.Труд красит, а лень портит

2.Больше дела — меньше слов.
3. Всякая работа мастера хвалит.

4.Не плюй в колодец — пригодится напиться
5.Глазам страшно, а руки сделают.
6.Баловством хлеба не добудешь.

-Какая пословица лишняя?

— О чем эти пословицы?

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить ? 

Чтение пословиц.

Не плюй в колодец — пригодится напиться

Эти пословицы о труде.

Ответы детей.

Учебно – познавательная деятельность.

Знакомство с произведением К.Ушинского «Два плуга»

-Разгадайте загадку. О какой умной машине в ней идёт речь?

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

Читайте также:  В каких продуктах содержится кальций список

А как пашет — семь плугов тащит.

(Трактор)

(демонстрация иллюстрации)

— А раньше, много лет назад люди обрабатывали землю вручную при помощи плуга.

(демонстрация иллюстрации)

-Кто из вас может объяснить, что такое плуг?

-А вот как объясняет нам значение слова «плуг» толковый словарь:

ПЛУГ – это сельскохозяйственное орудие для вспашки и обработки земли.

Беседа о назначении обложки.

-Посмотрите на обложку этой книги (слайд 1)

-Прочитайте, как называется книга?

-Как вы думаете, в книге пойдёт речь о ваших современниках или о давних временах?

-Почему вы так считаете?

Вы верно подметили, что события, написанные К.Ушинским происходят много лет назад, когда не было не только вас, но и ваших мам и бабушек. К.Ушинский(1824-1870) великий русский педагог. Не одно поколение русских детей учились по его книгам «Детский мир» и»Родное слово». А теперь настал и ваш черёд.

Чтение сказки учителем.

Учитель читает произведение, в умеренном темпе.

Первичный анализ сказки:

-Вам понравилась сказка?

-Кто ее автор?

-Авторская или народная эта сказка? Почему?

-Назовите главных героев сказки?

-Какой из них положительные, а какой отрицательный?

Чтение сказки учащимися отрывками с пересказом и работа над пониманием выразительных средств сказки:

-Кто такой «земледелец»?

-Кто такой «купец»?

-Что такое «лавка купца»?

-Как вы понимаете выражение «немедленно пошёл в работу»?

-Как вы понимаете выражение «бесполезно провалялся»?

-Как вы понимаете слово «земляки»?

-Кого называют «старым знакомцем»?

Отгадывают загадку.

Ответы детей.

-К.Ушинский «Два плуга»

-В книге пойдёт речь о давних временах.

Ответы детей.

Слушают произведения, не открывая учебников.

Мнение детей о прослушанном произведения.

-Автор сказки К. Ушинский.

-Это сказка авторская.

Потому что написал ей писать.

Читайте также:  В каких продуктах содержится суточная доза магния

-Главные герои: два плуга. -Положительный герой — блестящий плуг, отрицательный — ржавый плуг.

Учащиеся читают текст сказки частями, с пересказом прочитанных частей текста.

— Человек, который работает на земле: пашет, сеет, убирает урожай.

-Тот, кто торгует различным товаром.

-Место, где продаются товары.

-Сразу стал работать.

-Значит, ничего не делал.

-Значит с одного места жительства.

— Человек, которого давно знаешь.

 Физкультминутка.

Видео физминутка «Чударики — самолёт»

Обучающие повторяют движения.

 Выборочное чтение, беседа по содержанию

-Подтвердите примерами из текста, что события рассказа относятся к давним временам.

-Где были сделаны плуги?

-Из чего были сделаны плуги?

— Людям каких профессий попали плуги? 

Работа в группах ( Класс делится на 6 групп)

— Найдите слова и выражения, с помощью которых К.Ушинский описывает плуги.

-Первые три группы описывают плуг, который валялся в лавке купца.

Вторые три группы – плуг, который работал.

-От чего, плуг, попавший к земледельцу, блестел, как серебро? Что сделало его таким?

-Почему заржавел второй плуг? Что его сделало таким?

-Подумайте, ребята, произведение К.Д.Ушинского «Два плуга» о плугах или о ком-то еще?

-Какими могут быть люди по данным описаниям?

— А теперь подберите свои слова, которые характеризуют ленивых людей и трудолюбивых.

Итог урока

-Найдите в тексте предложение, в котором выражена главная мысль текста

— Чему учит сказка?

Выборочное чтение.

-Плуги были сделаны в одной мастерской.

— Они были сделаны из одного куска железа.

— Один плуг попал земледельцу, а другой к купцу.

Обучающиеся находят выражения и зачитывают их.

«…бесполезно провалялся…»

«…без всякого дела…»

«…потемнел и покрылся ржавчиной…»

«…заржавевший плуг…»

«…сделался хуже…»

«…пролежал на боку…»

Читайте также:  Метионин аминокислота в каких продуктах содержится

«…немедленно пошёл в работу…»

«…блестел, как серебро…»

«…ещё лучше…»

-Он блестел, потому что работал.

-Он ржавел, потому что не работал.

-Это произведение о людях.

-Люди могут быть ленивыми и трудолюбивыми.

— Дети обсуждают, затем по очереди отвечают.

«…и сделался хуже, чем был, потому что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая»

Рассказ «Два плуга» учит нас тому, что нельзя проводить все свое время ничего не делая. Что надо работать и например помогать взрослым. И тогда мы будем чувствовать себя гораздо лучше.

Домашнее задание

Стр.49 (пересказ), подобрать свои пословицы о труде и трудолюбии

Источник