Для какого типа материализма характерно истолкование сознания как свойства

Для какого типа материализма характерно истолкование сознания как свойства thumbnail

Ответы:
Скачать: problema-soznaniya-v-filosofii.rar [14,15 Kb] (cкачиваний: 7458)

Просмотр(открыть спойлер)

Просмотр:
Проблема сознания в философии

1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

*в) диалектический материализм;

г) экзистенциализм;

д) томизм.

2. Сознание рассматривается как сложный программный продукт в:

а) механике;

*б) кибернетике;

в) платонизме;

г) фрейдизме;

д) экзистенциализме.

3. «Бессознательное» в современной философии это:

*а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

б) рефлекторные процессы в организме человека;

в) опыт, не поддающийся логическому анализу;

г) нечто, присущее только отдельному человеку;

д) общественное, социальное в личности.

4. Бессознательное, по З. Фрейду, есть:

а) божественное озарение;

б) стихийные импульсы, исходящие из сферы познания;

*в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия;

г) стихийные процессы, происходящие в коллективах («коллективное бессознательное»).

5. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся в отношениях:

а) тождества;

*б) постоянного конфликта;

в) «Я» и «Оно» дополняют друг друга;

г) между «Я» и «Оно» нет никакой связи;

д) «Я» постоянно контролирует «Оно».

6. Бессознательное в философии— это:

*а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;

б) понятие, тождественное психическому;

в) высший уровень психики человека;

г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;

д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.

7. Философское понятие рефлексии относится к феномену:

а) эмпирического познания;

б) логического познания;

в) интуитивного познания;

*г) самосознания;

д) подсознания.

8. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе:

а) взросления человека;

*б) взаимодействия человека с реальностью;

в) получения образования;

г) научного познания.

9. Выберите правильный ответ:

а) сознание возникает еще в утробе матери;

*б) сознание (в форме самосознания) возникает в 2-4 летнем возрасте;

в) сознание предсуществует человеку;

г) сознание возникает сразу после рождения ребенка.

10. Важнейшим условием появления сознания у человека является:

а) выработка трудовых навыков;

*б) общение с другими людьми;

в) обретение политической позиции;

г) взросление индивида.

11. В ранней античной философии категория «сознание» определялась через понятие:

а) апейрон;

б) атом;

в) логос;

*г) душа;

д) разум.

12. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел:

а) Маркс;

б) Демокрит;

*в) Декарт;

г) Бэкон;

д) Гоббс.

13. В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности?

а) Античность;

б) Средневековье;

в) Возрождение;

*г) Просвещение.

14. Гегель полагал, что сознание:

а) порождается материей;

б) способ самопознания материи;

*в) автономно от материи;

г) зависит от материи.

15. Первым объединил сознание и психику:

а) Бэкон;

б) Шеллинг;

*в) Фрейд;

г) Гегель;

д) Кант.

16. Свойство отражения:

а) присуще только неживой материи;

б) присуще только живой материи;

в) присуще только человеку;

*г) это — глобальное свойство материи.

17. С точки зрения вульгарного материализма:

а) сознание есть свойство всякой материи;

б) сознание есть свойство живой материи;

*в) сознание есть субстрат, выделяемый мозгом;

г) сознание есть свойство человека.

18. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных:

*а) наличием абстрактного мышления и речи;

б) наличием способности работать с реальными предметами;

в) наличием опережающего отражения;

г) наличием раздражимости.

19. Выделите три наиболее характерные функции языка:

*а) конструктивная (инструмент выражения мысли);

*б) отражательная (инструмент познания);

в) политическая;

г) литературная;

*д) коммуникативная.

20. Что появилось у человека раньше — мышление или язык?

а) мышление;

б) язык;

*в) одновременно;

г) они совершенно не связаны между собой, поэтому вопрос некорректен.

21. Человеческое сознание отличается от психики животных:

а) способнотью более четко отражать окружающий мир;

б) способностью воздействовать на окружающий мир;

*в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию;

г) способностью адекватно реагировать на воздействие окружающей среды.

22. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом:

*а) речевой деятельности;

б) социальной действительности;

в) божественного творчества;

г) творчества абсолютного духа.

23. Установи последовательность эволюции отражения в живой природе:

4а) безусловные рефлексы у животных;

3б) условные рефлексы у животных;

2в) раздражимость у амебы;

5г) сознание человека;

1д) раскрывание и закрывание цветков у растений.

24. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:

4а) сознание – функция мозга по отражению действительности;

3б) сознание – свойство человеческого организма;

2в) сознание – божественный дар;

1г) сознание – душа.

Источник

а) диалектического; б) метафизического;
в) наивного; г) вульгарного

76. Утверждение Фохта о том, что «мозг
выделяет мысль, как печень желчь»,
отражает теорию

1) вульгарных материалистов 2)
объективных идеалистов

3) субъективных идеалистов 4) умеренных
материалистов

4 Дидактическая единица

19. Человек и природа

20. Человек и общество

21. Человек и культура

22. Смысл жизни человека

23. Общество и его сферы

24. Наука и техника

25. Общество и история

26. Глобальные проблемы

1. Биологические потребности и инстинкты
лежат в основе жизнедеятельности
человека, с точки зрения: 1)позитивистов
2)герменевтиков 3)неотомистов 4)фрейдистов

2. К глобальным экологическим проблемам
относится: 1)международная преступность
2)современный энергетический кризис
3)угроза распространения ВИЧ-инфекции
4)преодоление контраста в развитии
разных стран

3. Масса в постиндустриальном обществе:
1)воспринимает окружающих через
противопоставление своих и чужих
2)предполагает обязательный личный
контакт индивидов 3)характеризуется
личной идентификацией с позицией лидера
4)формируется с помощью коммуникативных
технологий

4. Cистематическое
философское изучение феномена техники
началось в: 1)Античности 2)конце 19
начале 20 века 3)эпоху Возрождения 4)эпоху
Просвещения

5. К числу людей, предвосхитивших на
рубеже 20 века тенденции развития природы
и общества, следует отности: 1)Вернадского
2)Вебера 3)Бердяева 4)Шпенглера

6. Технические науки нацелены на:
1)открытие новых законов природы
2)конструирование и изобретение
нового 3)исследование общесоциологических
законов 4)анализ нравственных аспектов
взаимоотношений человека и техники

7. Спецификой глобального характера
современного общества не является
(ются): 1)массовый характер современного
производства 2)постоянная смена
философских концепций 3)высокие темпы
развития техники 3)ускоренное развитие
СМИ

8. Нормы, в которых зафиксировано
формальное равенство людей, есть:
1)мораль 2)право 3)религия 4)политика

9. Связь между свойствами Вселенной и
существованием в ней человека фиксируется
в _____ принципе 1)гоминидном 2)дуальном
3)эволюционном 4)антропном

10. Жить – значит наслаждаться, считают
сторонники: 1)утилитаризма 2)прагматизма
3)аскетизма 4)гедонизма

11. Для того, чтобы предотвратить
глобальный экологический кризис,
необходимо прежде всего: 1)разработать
международный экологический кодекс
2)изменить потребительское отношение
человечества к природе 3)активизировать
исследование космоса 4)снизить темпы
научно-технического прогресса

12. Понимание всякого действия человека
как предопределённого заранее есть:
1)прагматизм 2)нигилизм 3)волюнтаризм
4)фатализм

13. Вопрос о смысле жизни в значительной
мере порождён размышлением о том, стоит
ли жить, если каждый человек: 1)бездуховен
2)слаб 3)одинок 4)смертен

14. Человек есть совокупность общественных
отношений, по мнению: 1)Камю 2)Джемса
3)Фрейда 4)Маркса

15. Концепция социализации личности:
1)предполагает объединение индивидов
понятием соборности 2)предполагает
стремление индивидов к коммуникации с
другими индивидами 3)предполагает
трактовку личности как человеческого
индивида 4)подчёркивает субъективность
индивидуального человека, общественное
значение его внутренних ресурсов

Читайте также:  Каким свойствами обладает гидроксид железы 3

16. В постиндустриальном обществе на
первый план выходит:1)сфера услуг,
образования и науки 2)сельское хозяйство
3)производство товаров массового спроса
4)машиностроение и металлургия

17. Проблема смысла и значения жизни и
смерти была одной из центральных в
философии: 1)Декарта 2)Маркса 3)Аристотеля
4)Шопенгауэра

18. Традиционное общество – это общество:
1)массовое 2)индустриальное 3)информационное
4)доиндустриальное

19. Договорную теорию происхождения
государства из разума и опыта людей, а
не из теологии разрабатывали такие
мыслители Нового времени, как: 1)Сократ,
Платон, Аристотель 2)Маркс, Энгельс,
Ленин 3)Дидро, Гельвеций, Гольбах 4)Гоббс,
Локк, Руссо

20. «Свобода – это осознанная необходимость»
— считал: 1)Сократ 2)Спиноза 3)Августин
4)Кузанский

21. В структуру современных производительных
сил общества не входит (ят):
1)производственно-экономическая структура
2)отношения распределения продуктов
производства 3)технология производственных
процессов 4)научное знание

22. «Смысл жизни личности состоит не в
спасении души и служении Богу, а в
служении обществу», — доказывали:
1)Тертуллиан, Августин, Аквинат 2)Лиотар,
Деррида, Рикер 3)Платон, Гегель,
марксисты

23. Христианское понимание смысла жизни
заключается в

1) преобразовании мира 2) спасении
3) накоплении знаний 4) материальном
обогащении

24. Коренные изменения в характере и
масштабе воздействия человека на природу
называются ______________революцией

1) культурной 2) технической 3) научной
4) политической

25. В экономической сфере процессы
глобализации выражаются в

1) формировании социально-ориентированной
экономики 2) росте экономической
самостоятельности государств 3)
взаимовыгодном экономическом
сотрудничестве между государствами 4)
выходе экономики за национальные рамки

26. Техническая революция, связанная с
использованием силы пара и электричества,
называется1) научной 2) промышленной
3) биотехнологической 4) неолитической

27. Учитывая остроту глобального
экологического кризиса, человечество
способно выжить лишь в условиях освоения
принципа совместного и согласованного
существования общества и природы, то
есть принципа

1) дополнительности 2) коэволюции
3) эволюции 4) детерминизма

28. К разряду глобальных проблем относится

1) предотвращение локальных конфликтов
2) исчерпание природных ресурсов

3) вхождение России во Всемирную торговую
организацию 4) борьба с алкоголизмом

29. Растущая взаимозависимость различных
стран, регионов, экономическая и
культурная интеграция человечества
выражается в понятии

1) технологизация 2) информатизация 3)
глобализация 4) идеологизация

30. Истолкование сознания как свойства
высокоорганизованной материи, высшей
формы отражения мира, продукта эволюции
природы, человека и общества характерно
для ___________материализма

1) диалектического 2) метафизического
3) наивного 4) вульгарного

31. Способность субъекта оценивать свой
внутренний мир и поведение есть

1) интуиция 2) психика 3) самосознание
4) воля

32. Согласно марксизму, человек отличается
от животного, прежде всего

1) способностью к труду 2) альтруизмом

3) способностью к коммуникации 4)
инстинктом самосохранения

33. Важнейшей производительной силой
является

1) коллектив 2) человек 3) идеология
4) право

34. К глобальным экологическим проблемам
относится

1) угроза распространения ВИЧ-инфекции
2) современный энергетический кризис

3) международная преступность 4)
преодоление контраста в развитии разных
стран

35. Растущая взаимозависимость различных
стран, регионов, экономическая и
культурная интеграция человечества
выражается в понятии…

а) технологизация; б) информатизация;
в) глобализация; г) идеологизация

36. Концепция социализации личности…

а) предполагает объединение индивидов
понятием «соборности»;

б) подчёркивает субъективность
индивидуального человека, общественное
значение его «внутренних ресурсов;

в) предполагает трактовку личности как
человеческого индивида;

г) предполагает стремление индивида
к коммуникации с другим индивидом

37. Все то, что возникло естественным
путём, называется …

а) природой; б) обществом; в) ноосферой;
г) биосферой

38. К биологизаторским концепциям
сущности человека относится…

а) марксизм; б) экзистенциализм; в)
социал-дарвинизм
; г) феноменология

39. Сценарий «столкновения цивилизаций»
в
XXI веке был
выдвинут…

а) С. Хатингтоном; б) О.Шпенглером;
в) П.Сорокиным; г) Н.Данилевским

40. К характерным признакам цивилизационного
подхода относятся следующие представления

а) цивилизации отличаются друг от
друга духовными представлениями
;

б) отдельные цивилизации никак не связаны
друг с другом

в) история общества – смена
общественно-экономических формаций

г) отрицание общего пути развития
отдельных народов

41.К глобальным экономическим проблемам
относятся

а) загрязнение Мирового океана;

б) голод и эпидемии в странах третьего
мира;

в) снижение рождаемости в развитых
странах

г) увеличение содержания углекислого
газа в атмосфере

42. Наука становится определяющим фактором
развития всех сфер общественной жизни
в (во)

1) время первой научной революции в XVII
веке

2) аграрном обществе

3) период великих географических открытий

4) постиндустриальном обществе

43. Процесс формирования человека от
исходного предкового вида к человеку
разумному носит название

1) социализации 2) антропогенеза 3)
цефализации 4) хомогенеза

44.В политической сфере процессы
глобализации выражаются в 1)появлении
новых демократических государств
2)создании международных организаций
и союзов 3)росте числа национально-этнических
конфликтов 4)исчезновении противоречий
между государствами

45. Духовно-телесная целостность,
характеризующая отдельного человека
как субъект деятельности, есть 1) особь
2) личность 3) герой 4) индивид

46. Первой малой социальной группой, из
которой формировались крупные общности,
является

1) семья 2) класс3) народность 4) сословие

47. Вторая половина ХХ века – это время
развёртывания ___________революции

1) биотехнологической 2) промышленной

3) научно-технической 4) неолитической

48. Проблема голода и нищеты в отсталых
странах

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Материали́зм (лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование в сфере бытия единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека.

Термин «материализм» был введён Готфридом Лейбницем: словом «материалисты» он характеризовал и Эпикура, которого считал своим предшественником, и часть противников своего синтеза материализма и идеализма[1].

История материализма[править | править код]

Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня.

Древняя восточная философия[править | править код]

Материалистические идеи нашли отражение и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия). Одним из первых представителей материализма в Индии был Аджита Кесакамбала. По мнению некоторых исследователей, глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун. О существовании материалистической традиции в Японии свидетельствует и материал по истории японской философской мысли.

Античный материализм[править | править код]

Представления о материальном начале мира появляются в Древней Греции около VI века до н. э.

Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» — Фалес (624—548 до н. э.), Анаксимандр (611—547 до н. э.) и Анаксимен (585—528 до н. э.). Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. У Фалеса этой первоматерией являлась вода, у Анаксимандра — некий «апейрон», как неопределённая бескачественная материя, у Анаксимена — воздух.

Читайте также:  Какими свойствами обладает цитоплазматическая мембрана

Анаксимен, Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что всё возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня. По мнению Энопида Хиосского, младшего современника Анаксагора, все возникает из огня и воздуха.

В то же время не ставился вопрос о первичности материи или духа. Божества считались неотъемлемой частью вселенной, а душой могли наделяться любые объекты.

Аристотель интерпретировал учения более ранних философов сквозь призму собственного учения, как предвосхитивших учение о материальном «архе» (начале) («Метафизика» II 3—9, «Физика» I, 2 слл.). Согласно этому пониманию, термин «архе», используемый перипатетиками и «архе» ионических философов, отличаются по вложенному в него смыслу[2].

Наиболее последовательно проводили материалистическую линию китайский философ Ван Чун, индийские мыслители школы чарваки, Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного представления о материальном мире, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

Наиболее отчётливо борьба между материализмом и идеализмом в античной философии проявилась как борьба противоположных тенденций, или линий, Демокрита и Платона[3].

Средневековье[править | править код]

В Средние века, в Европе, в условиях господства христианской философии, материалистические воззрения были существенно потеснены идеалистической философией. Кроме причин религиозного и социального характера, этому способствовали также причины гносеологического характера[3].

В эпоху расцвета Средневековья, с XI—XII веков в европейской схоластике разгорается спор между номинализмом и реализмом, который в конце XIII столетия частично выходит за границы собственно схоластики. Так, британский номиналист Дунс Скот (1266—1308) задавался вопросом: «не способна ли материя мыслить?». Уильям Оккам (1285—1349), развивая тенденцию Дунса Скота, утверждал, что только индивидуумы и представляют собой подлинную, вне субъекта существующую, объективную реальность. Естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214—1292) попытался заменить схоластическую силлогистику опытным исследованием природы. Однако ни Роджер Бэкон, ни номиналисты, не являлись материалистами в современном смысле этого слова, так как мыслили понятиями и образами в рамках идеалистических представлений своего времени, но они стали предшественниками для материалистических идей Нового времени[4].

В противовес Европе, в странах арабского Востока, Средней Азии и Закавказья в трудах восточных мыслителей и комментаторов Аристотеля, например, Ибн Сины, присутствуют элементы материализма[3].

Материализм Нового времени[править | править код]

В XV—XVI веках в центре внимания развивающегося естествознания встал вопрос об опыте, как единственном источнике знаний и критерии их правильности.

Ранние системы материалистических воззрений на мир в разных странах несут в себе значительные элементы материализма, в которых явно просматриваются некоторые черты античного материализма. Таков, например, материализм эпохи итальянского Возрождения XV—XVI веков, в лице Леонардо да Винчи, Джордано Бруно[5] и других.

В конце XV—XVI веков материалистические идеи таких естествоиспытателей как Галилео Галилей, Френсис Бэкон, Рене Декарт, были направлены на изучение реальных (прежде всего механических) свойств и отношений вещей природы и, соответственно, против скрытых (или абсолютных) качеств средневековых схоластов. Френсис Бэкон представлял материю качественно многообразной. Позднее эти представления были вытеснены механистическими учениями, в которых материя трактуется абстрактно-механически (Галилей) или абстрактно-геометрически (Томас Гоббс).

В XVIII веке одновременно с углублением метафизических, механистических представлений о материи и движении в отдельных системах материализма того времени возникает и усиливается стремление преодолеть этот разрыв: материалисты пытаются рассматривать тела природы как наделённые внутренней активностью, движением, хотя само это движение трактуется как механическое. Таковы, например, воззрения в картезианстве, в атомно-кинетической концепции М. В. Ломоносова, в идее Джона Толанда о неразделимости материи и движения, в динамическом атомизме Руджера Бошковича и его последователя Джозефа Пристли[3].

В современном смысле материализм зарождается, начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Энтони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли.

Диалектика, как цельное учение, возникает позже, на почве немецкого идеализма. В материалистических воззрениях того времени преобладали метафизика и механицизм, однако элементы диалектики встречались уже и у Рене Декарта, Дени Дидро, М. В. Ломоносова, Джозефа Пристли, Джона Толанда, Руджера Бошковича и др.).

Главным направлением развития материализма в XIX веке явилось обогащение его диалектикой. Диалектика наивысшего развития достигла на почве идеализма в философии Гегеля. По мере развития материализма объективно возникла задача слияния диалектики с материализмом. Этот процесс был начат в XIX веке, но не доведён до конца представителями русского материализма: А. И. Герценом, В. Г. Белинским, Н. А. Добролюбовым, Н. Г. Чернышевским, которые, продолжая материалистические идеи М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева, сделали попытку соединить материализм с диалектикой Гегеля. Крупный шаг вперёд на этом пути сделал немецкий философ Людвиг Фейербах, когда отбросил абсолютную идею Гегеля, игравшую в гегелевской системе роль «творца всего сущего». Однако вместе с абсолютным идеализмом он отбросил и диалектику.

Определяющее влияние на европейскую философию материализм приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах, Д. Ф. Штраус, Я. Молешотт, К. Фохт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг).

Диалектический материализм. Задачу соединения материализма с диалектикой впервые решили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Основными источниками диалектического материализма послужили гегелевская диалектика и французский материализм XVIII века, через материализм Фейербаха. Такой подход Маркса позволил систематизировать уже имевшийся в историко-философской практике материал, перевести диалектику на базу материализма и придать материалистическому мировоззрению форму целостного учения.

Объединение материализма и диалектики в марксистской философии в XIX веке произвело очень сильное влияние на философию XIX—XX веков. Одной из заметных сторон такого изменения в истории философской мысли стало распространение материалистических воззрений на историю развития общества, получившее название исторического материализма[3].

Исторический материализм. Согласно господствующим идеалистическим представлениям, считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками лидеров, и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Так, Гегель в своей работе «Философия истории» предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся высшая идея, идеальное начало, мировая душа, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Маркс, развивая диалектику Гегеля, предположил, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. По мнению Маркса, эта причина объективна и не столь сильно зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах, как считают сторонники идеализма.

В соответствии с материалистической диалектикой самого Маркса, производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил. На основании этого, Маркс предложил свою версию периодизации истории[6], утверждая, что развитие человеческого общества проходит через пять так называемых «общественно-экономических формаций». В своих поздних работах, к ранее предложенным формациям, Маркс добавил ещё три новых «способа производства»: «античный», «германский» и «азиатский»[7].

Дальнейшее развитие диалектического и исторического материализма в конце XIX — начале XX веков, связано с трудами В. И. Ленина. С учётом накопленных к этому времени естествознанием знаний, Ленин дал своё определение материи: материя — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[8].

Читайте также:  Какие полезные свойства боярышника

Современные теории[править | править код]

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся интерес и к диалектике.

К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть проверено только посредством естественнонаучных методов; неопозитивизм, с самого начала отрицающий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что обе философские концепции отвергают саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления субъекта; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Бертрана Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

В современной философии конца XX и начала XXI века материализм представлен философским направлением «онтологической философии», видным выразителем которого является американский философ Барри Смит (англ.)[9]. Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания[10].

Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление, концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

Элиминативизм как разновидность материализма критически относится к понятийному аппарату современных научных представлений о психических процессах. Представители элиминативизма считают, что психологические концепции, представления о сознании и соответствующий категориальный аппарат требуют замены новым подходом, который оперирует понятиями нейронных взаимодействий головного мозга. Категории «желание», «мотив», «вера», «понимание» должны исчезнуть из описаний психических процессов, как исчезли в своё время понятия флогистона, теплорода, витализма. Элиминативизм развивался в работах Пола Черчленда (англ.)русск. и Патриции Черчленд[11], Дэниела Деннета.

См. также[править | править код]

  • Атомистический материализм
  • Идеализм
  • Естественнонаучный материализм
  • Когнитивистика
  • Материалистическая эстетика
  • Натурфилософия
  • Диалектическая логика
  • Постматериализм
  • Вульгарный материализм
  • Марксизм
  • Марксизм-ленинизм
  • Вопрос существования Бога
  • Редукционизм
  • Физикализм

Примечания[править | править код]

  1. Левин Г. Д. Материализм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. ↑ Архе // Философский энциклопедический словарь (рус.). — 2010. // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
  3. 1 2 3 4 5 Под редакцией А.А. Ивина. Материализм // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики (рус.). — 2004.
  4. ↑ «Материализм» // Большая советская энциклопедия, 1 издание, — М.: Советская энциклопедия, 1938, Т. 38, С. 416—
  5. ↑ Ingrid D. Rowland, Giordano Bruno: Philosopher & Heretic (N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2008)
  6. ↑ Большая советская энциклопедия, 2-е изд., т. 30, с. 420
  7. ↑ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., М., 1955—1961. т. 48, с. 157, т. 46/I, с. 462-469, 491
  8. ↑ Ленин В. И. Полное собрание сочинений, том 18, стр. 131.
  9. ↑ Страница Барри Смита на сайте университета Баффало.
  10. ↑ см. Метод познания современного философского материализма Архивная копия от 25 июня 2006 на Wayback Machine на сайте «Концепция двух продолжений».
  11. ↑ Churchland, P.M. (1988). Matter and Consciousness, revised Ed. Cambridge, MA, The MIT Press. ISBN 0-262-53074-0.

Литература[править | править код]

на русском языке

  • Аникеев Н. П. О материалистических традициях в индийской философии. М., 1965. — 260 с.
  • Гулыга А. В. Из истории немецкого материализма. М., 1962.
  • Деборин А. М. Очерки по истории материализма XVII-XVIII вв. М.-Л., 1930. — 300 с.
  • История философии: Запад — Россия — Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. — Т. 1 — 4. — М.
  • История философии в кратком изложении. М., 1991. (Перевод с чеш.)
  • Материализм / Кедров Б. М. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Кессиди Ф. Х. Гераклит и диалектический материализм // Философия и общество. 2009. № 4. С. 64—73.
  • Комарова В. Я. Становление философского материализма в Древней Греции. Л., 1975.
  • Лан­ге Ф. А. Ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма и кри­ти­ка его зна­че­ния в на­стоя­щее вре­мя: ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма до Кан­та. 3-е изд. М., 2009.
  • Лан­ге Ф. А. Ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма и кри­ти­ка его зна­че­ния в на­стоя­щее вре­мя: ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма по­сле Кан­та. 3-е изд. М., 2010.
  • Левин Г. Д. Материализм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Максимов А. А. Очерки по истории борьбы за материализм в русском естествознании. М., 1947.
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О диалектическом и историческом материализме
  • Материализм // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
  • Материалисты Древней Греции. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955 на сайте Руниверс
  • Нагата Х. История японского материализма. М. Мысль. 1990. 333 с. ISBN 5-244-00382-8
  • Материализм / Попов Ю. Н. // Маниковский — Меотида [Электронный ресурс]. — 2011. — С. 360. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 19). — ISBN 978-5-85270-353-8.
  • Радлов Э. Л. Материализм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Радуль-Затуловский Я. Б. Из истории материалистических идей в Японии. М., 1972. — 290 с.
  • Рассел Б. История западной философии. В 3-х кн. Любое изд.
  • Реале Дж., Антисери Д. (англ.)русск. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 1 — 4. — СПб.
  • Семёнов Ю. И. «Философия истории» // «Современные тетради», 2003 — крупнейшая теоретическая работа в области исторического материализма
  • Семёнов Ю. И. «Диалектический (прагмо-диалектический) материализм: его место в истории философской мысли и современное значение»
  • Тимошенко В. Е. Материализм Демокрита. М., 1959. — 96 с.
  • Уткина Н. Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII века. М., 1971.
  • Хиншун Я. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984. — 181 с.
  • Gupta, Uma. Materialism in the Vedas. New Delhi, 1987. — ISBN 81-7054-038-0
  • The Waning of Materialism (англ.) / Edited by Robert C. Koons and George Bealer. — 1 edition. — Oxford; New York: Oxford University Press, 2010. — xxxi, 490 p. — ISBN 978-0-19-955619-9.

на других языках

  • Bloch E. Das Materialismusproblem, seine Geschichte und Substanz. Fr./M., 1972;
  • Contemporary Materialism: A Reader. / Eds. Moser P. K., J. D. Trout (англ.)русск.. New York: Routledge, 1995.
  • Materialism and the mind-body problems / Ed. D. Rosenthal. 2nd ed. Indianapolis, 2000;
  • Vitz­thum R. C. Materialism: an affirmative history and definition. Amhert, New York: Prometheus Books, 1995.

Источник