Детский сад пищевые добавки

Детское питание – питание ребёнка. От правильно построенного питания зависит нормальное физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, выработка иммунитета к различным заболеваниям. Особенностью развития детей всех возрастов является их высокая потребность во всех пищевых и биологических компонентах. Вопрос о потребности детей старше года в пищевых веществах рассматривается дифференцировано для различных возрастных групп. В СССР принято деление детей на следующие возрастные группы: от рождения до 2,5-3,5 недель (период новорождённости), далее – до 1 года, затем от 1 года до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 12 лет и от 12 до 15 лет. Пища ребёнка должна содержать все необходимые пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и др.) в необходимом количестве при правильном соотношении белков, жиров и углеводов (соответственно 1:1:4). У детей старшего школьного возраста (12-15 лет) в связи с повышенными энергетическими затратами увеличивается потребность в углеводах, и это соотношение должно составлять 1:1:5.
Переваривающая способность желудочно-кишечного тракта ребёнка к 1-му году жизни достигает значитительного совершенства, и набор продуктов для детей старше года должен стать разнообразнее. Употребляют молоко и молочные продукты, яйца, мясо (говядина, телятина, нежирная свинина, курица, мозги, печень), нежирные сорта рыбы, крупы и мучные изделия, сахар. Особое внимание в меню должно быть уделено разнообразию овощей и фруктов, ягод как в свежем, так и в обработанном виде. Рекомендуется включать в рацион детей огородную и дикорастущую зелень (лук, укроп, петрушку, шпинат, салат и т. д.). Необходимо применение пищи, богатой клетчаткой (хлеб, овощи). Масло, молоко, сахар, хлеб, овощи, крупы включаются в меню ежедневно, творог, сыр, сметана, рыба, мясо, яйца могут употребляться не каждый день; один день в неделю может быть вегетарианским, но обязательно с употреблением продуктов, содержащих достаточное количество животного белка (напр., яиц). В питании детей до 1,5 лет применение кондитерских изделий ограничено, в дальнейшем в виде сладостей желательно употреблять варенье, повидло, джем, сухое печенье. Шоколадные изделия можно давать детям лишь с 2-3-летнего возраста. Растительное масло должно составлять 10-15% от общего количества жиров. Детям старше 2 лет можно в ограниченном количестве разрешить использовать в питании свежую варёную колбасу, сосиски, нежирную ветчину; дети этого же возраста могут получать сыр, икру, вымоченную сельдь. Жирами богато масло, сливки, молоко. Консервы, маринады, копчёности детям раннего возраста давать не следует, тогда как для детей старшего возраста они допустимы в ограниченном количестве. Потребность в витаминах следует удовлетворять за счёт пищевых средств; в весеннее время, когда содержание витаминов во фруктах и овощах снижается, назначают синтетические препараты витамина С – от 50 до 100 мг в сутки. Очень полезно включать в рацион детей дрожжи, содержащие ценные белки, витамины трупы В и фосфор. Главнейшим источником витамина D является рыбий жир, а также молоко, печень животных, яйца. Минеральные вещества дети получают из продуктов животного и растительного происхождения. Важным моментом является кулинарная обработка, которая придаёт пище вкус, запах, внешний вид. До 1,5 лет дети должны получать паровые мясные изделия, овощи в виде пюре; с 2 лет овощи могут быть мелко изрублены, мясо с 3 лет может быть тушёным, жареным мелкими кусочками и т. д. В более старшем возрасте питание дифференцируется не столько по форме кулинарной обработки, сколько по объёму порций. Меню для детей школьного возраста (7-15 лет) отличается от меню взрослого только объёмом разового и суточного питания.
Рациональное детское питание включает и правильный режим питания. До 1,5 лет ребёнка можно кормить 5, затем 4 раза в сутки. Питание в течение суток должно распределяться следующим образом: завтрак 20-25% , полдник 15% , обед 35-40%, ужин 30-25% от суточного рациона. Важно правильное употребление воды в питании ребёнка: 1-й год жизни -100-150 мл на 1 кг массы, 1-3 года -100 мл, 3-7 лет -60 мл, более старшим детям -50 мл в сутки на 1 кг массы. Для улучшения питания детей особенно в зимний и весенний периоды, когда поступление свежих фруктов и овощей сокращается, пищевая промышленность СССР выпускает овощные и фруктово-ягодные соки, консервы, пюре, овощи и фрукты быстрой заморозки, сухое молоко, готовые смеси в детском ассортименте. Технология производства этих продуктов обеспечивает сохранение важных пищевых веществ, входящих в состав их сырья, в том числе и витаминов.
Примерные суточные наборы продуктов(в г) для детей 1 – 15 лет (составлены Институтом питания Академии медицинских наук СССР)
Наименование | Возрастные группы | ||||
---|---|---|---|---|---|
1-1,5 года | 1,5-3 года | 1,5-3 года | 5-7 лет | 7-12 лет | 12-15 лет |
Хлеб пшеничный | 40 | 100 | 125 | 150 | 200 |
ржаной | 10 | 30 | 50 | 75 | 125 |
Мука картофельная | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
пшеничная | 5 | 10 | 15 | 25 | 35 |
Крупа, макаронные изделия, бобовые | 25 | 40 | 45 | 65 | 80 |
Картофель | 100 | 200 | 200 | 300 | 400 |
Овощи разные | 100 | 200 | 200 | 300 | 400 |
Фрукты свежие | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Фрукты сухие и клюква | 10 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сладости | 10 | 10 | 10 | 15 | 15 |
Сахар | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 |
Чай | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Кофе | — | 2 | 3 | 3 | 3 |
Какао | — | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 |
Мясо | 55 | 75 | 95 | 120 | 175 |
Рыба | 5 | 20 | 50 | 50 | 75 |
Яйца | 1/4 шт. | 1/2шт. | 1/2, шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Масло сливочное | 15 | 25 | 30 | 40 | 50 |
растительное | — | 5 | 5 | 8 | 10 |
Молоко | 700 | 600 | 550 | 500 | 500 |
Творог | 35 | 45 | 45 | 45 | 50 |
Сливки | 10 | — | — | — | — |
Сметана | — | 10 | 10 | 15 | 20 |
Сыр | 3 | 5 | 8 | 10 | 15 |
Соль | 3 | 6-7 | 8 | 10 | 10 |
Для детского питания в современной пищевой промышленности используются:
- Антиокислители (антиоксиданты, ингибиторы окисления) – вещества, замедляющие процессы окисления пищевых продуктов, защищая таким образом жиры и жиросодержащие продукты от прогоркания, предохраняя фрукты, овощи и продукты их переработки от потемнения, замедляя ферментативное окисление. Области применения: детское питание и т.д.
- Вещества, облегчающие фильтрование (осветлители, адсорбенты, флокулянты) – инертные нерастворимые вещества, повышающие эффективность фильтрования, т. е. облегчающие и улучшающие отделение твёрдых частиц от жидкостей или газов при фильтровании, ускоряющие и делающие возможным удаление нежелательных замутняющих компонентов из жидкостей, преимущественно из напитков, которые длительное время должны оставаться прозрачными.Области применения: детское питание и т.д.
- Влагоудерживающие агенты – гигроскопичные вещества, регулирующие активность воды (aw) в пищевых продуктах и предохраняющие их таким образом от высыхания и вызваемых им нежелательных изменений структуры и текстуры (чаще всего, черствения). Области применения: детское питание и т.д.
- Гелеобразователи (желеобразователи, желирующие вещества) – вещества, в определённых условиях способные образовывать гели. Области применения: детское питание и т.д.
- Загустители – это вещества, увеличивающие вязкость пищевых продуктов, загущающие их. Области применения: детское питание и т.д.
- Катализаторы гидролиза и инверсии – вещества, катализирующие расщепление белков, крахмалов и сахарозы. Области применения: детское питание и т.д.
- Консерванты – вещества, подавляющие развитие микроорганизмов. Области применения: детское питание и т.д.
- Красители – вещества, восстанавливающие природную окраску, утраченную в процессе обработки и хранения, повышающие интенсивность природной окраски, окрашивающие бесцветные продукты. Области применения: детское питание и т.д.
- Носители, растворители или разбавители – вещества, делающие более легким, безопасным и эффективным процесс внесения рецептурных компонентов в продукт, а также защищающие и стабилизирующие эти компоненты. Области применения: детское питание и т.д.
- Осушители – вещества, удаляющие влагу из газов, жидкостей и твёрдых субстанций в закрытых ёмкостях – . Области применения: детское питание и т.д.
- Подкислители (кислоты) – вещества, вызывающие кислый вкус пищевого продукта. Области применения: детское питание и т.д.
- Регуляторы кислотности – вещества, устанавливающие и поддерживающие в пищевом продукте определённое значение рН. Области применения: детское питание и т.д.
- Средства для капсулирования – вещества, способные образовывать обволакивающий слой в форме капсул или микрокапсул на поверхности пищевых компонентов, благодаря чему увеличивается срок годности последних. Области применения: детское питание и т.д.
- Уплотнители – вещества, улучшающие структуру и внешний вид перерабатываемых пищевых продуктов, в основном фруктов и овощей, за счёт уплотнения их тканей. Области применения: детское питание и т.д.
- Эмульгаторы – это вещества, делающие возможным или облегчающие получение эмульсий и стабилизирующие последние. Области применения: детское питание и т.д.
Пищевые добавки:
Код | Название | Функции | Разрешение | Применение | Отрицательное действие на организм | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
Е170 | Углекислые соли кальция | Поверхностный краситель (неорганический пигмент), разделитель, добавка, препятствующая слёживанию и комкованию, питание для дрожжей, регулятор кислотности | В РФ разрешён | Codex: разрешён в качестве регулятора кислотности в консервах для детского питания и зерновых смесях для детей GMP | ||
Е260 | Уксусная кислота | Регулятор кислотности, подкислитель, консервант, катализатор гидролиза и инверсии | В РФ разрешена | Codex: разрешена в консервированное детское питание, GMP | ||
Е270 | Молочная кислота, L-, D- и DL- | Регулятор кислотности, одкислитель, консервант, катализатор гидролиза и инверсии | В РФ разрешена | Codex: разрешена в качестве регулятора кислотности в прикорм детей первого года жизни GMP; консервированное детское питание до 2 г/кг | Опасна для детей | |
Е304 | Аскорбилпальмитат | Антиоксидант, стабилизатор окраски, эмульгатор, растворитель | В РФ разрешён | Codex: разрешен индивидуально или в смеси с аскорбилстеаратом. В продуктах детского питания до 10 мг на 1000 мл готового напитка | ||
Е322 | Лецитины, фосфотиды | Змульгаторы, стабилизаторы, антиоксиданты, синергисты антиоксидантов, влагоудерживающие агенты, хлебопекарные улучшители | В РФ разрешены | Codex: разрешены в качестве эмульгаторов в детское питание | Вызывает заболевания желудочно-кишечного тракта и печени | |
Е410 | Камедь рожкового дерева | Загуститель, стабилизатор, слабый гелеобразователь, средство для капсулирования | В РФ разрешена | Codex: разрешена индивидуально или в сочетании с другими загустителями и стабилизаторами в консервах для детского питания до 2 г/кг; прикорме для грудных младенцев до 1 г/кг | ||
Е412 | Гуаровая камедь | Загуститель, стабилизатор, средство для капсулирования | В РФ разрешена | Codex: разрешена индивидуально или в сочетании с другими стабилизаторами в детское питание в количестве до 1 г/кг | ||
Е440 | Пектины | Гелеобразователи, стабилизаторы, загустители, влагоудерживающие агенты, осветлители, вещества, облегчающие фильтрование, средства для капсулирования | В РФ разрешены | Консервированное детское питание до 10 г/кг (только неамидированный пектин) | ||
Е526 | Гидроксид кальция | Регулятор кислотности, отвердитель | В РФ разрешён | Codex: разрешён для детского питания GMP | ||
Е1411 | Дикрахмалглицерин «сшитый» | Загуститель, стабилизатор, средство для капсулирования, покрытие | В РФ разрешён | Codex: дикрахмалглицерин разрешён в консервированное детское питание до 60 г/кг индивидуально или в сочетании с другими загустителями, желирующими агентами или крахмалами | ||
Е1412 | Дикрахмалфосфат, этерифицированный тринатрийметафосфатом; этерифицированный хлорокисью фосфора | Загуститель, гелеобразователь, стабилизатор, средство для капсулирования, покрытие, носитель, улучшитель хлебопекарный | В РФ разрешён | Codex: дикрахмалфосфат разрешён в консервированное детское питание до 60 г/кг; питание детей до года до 5 или 25 г/кг индивидуально или в сочетании с другими загустителями, желирующими агентами или крахмалами | ||
Е1413 | Дикрахмалфосфат фосфатированный «сшитый» | Загуститель, гелеобразователь, стабилизатор, средство для капсулирования, покрытие, носитель, улучшитель хлебопекарный | В РФ разрешён | Codex: фосфатированный дикрахмалфосфат разрешён в консервированное детское питание до 60 г/кг; питание детей до года до 5 или 25 г/кг индивидуально или в сочетании с другими загустителями, желирующими агентами или крахмалами | ||
Е1414 | Дикрахмалфосфат ацетилированный «сшитый» | Загуститель, гелеобразователь, средство для капсулирования, покрытие, носитель | В РФ разрешён | Codex: ацетилированный дикрахмалфосфат разрешён в консервированное детское питание до 60 г/кг; питание детей до года до 5 или 25 г/кг индивидуально или в сочетании с другими загустителями, желирующими агентами или крахмалами. ЕС: разрешён в пищевых продуктах QS, в питании детей до года в количестве до 5% | ||
Е1422 | Дикрахмаладипат ацетилированный | Загуститель, гелеобразователь, средство для капсулирования, покрытие, носитель | В РФ разрешён | Codex: ацетилированный дикрахмаладипат разрешён в консервированное детское питание до 60 г/кг индивидуально или в сочетании с другими загустителями, желирующими агентами или крахмалами | ||
Е1423 | Дикрахмалглицерин ацетилированный | Загуститель, стабилизатор, средство для капсулирования, покрытие | В РФ разрешён | Codex: разрешён в консервированное детское питание до 60 г/кг индивидуально или в сочетании с другими загустителями, желирующими агентами или крахмалами | ||
Е1440 | Крахмал оксипропилированный | Загуститель, стабилизатор, средство для капсулирования, покрытие, носитель | В РФ разрешён | Codex: оксипропилированный крахмал разрешён в консервированное детское питание до 60 г/кг; питание детей до года до 5 или 25 г/кг индивидуально или в сочетании с другими загустителями, желирующими агентами или крахмалами |
Пищевые добавки, которые не рекомендуется использовать в детском питании (JECFA):
- нитрат калия Е252 – консервант, фиксатор окраски;
- лактат калия Е326 (D-лактат) – регулятор кислотности, заменитель соли, синергист антиоксидантов, эмульгирующая соль, влагоудерживающий агент;
- лактат кальция Е327 (D-лактат) – регулятор кислотности, заменитель соли, синергист антиоксидантов, эмульгирующая соль, влагоудерживающий агент, отвердитель, питание для дрожжей;
- лактат аммония Е328 (D-лактат) – регулятор кислотности, заменитель соли, синергист антиоксидантов, эмульгирующая соль;
- лактат магния D, L Е329 (D-лактат) – регулятор кислотности, заменитель соли, синергист антиоксидантов, эмульгирующая соль, уплотнитель растительных тканей;
- малаты аммония Е349 – регуляторы кислотности;
- малаты калия Е351 – регулятор кислотности;
- малаты кальция Е352 – регулятор кислотности, уплотнители (растительных тканей).
Добавки для крахмалов, которые исключаются в крахмалах для детского питания:
- сульфит натрия Е221 – консервант, антиокислитель, отбеливатель, стабилизатор окраски;
- гидросульфит натрия Е222 – консервант, антиоксидант, отбеливатель, стабилизатор окраски;
- пиросульфит натрия Е223 – консервант, антиокислитель, отбеливатель, стабилизатор окраски;
- пиросульфит калия Е224 – консервант, антиокислитель, отбеливатель, стабилизатор окраски;
- сульфит калия Е225 – консервант, антиокислитель, отбеливатель, стабилизатор окраски;
- сульфит кальция Е226 – консервант, антиокислитель, отбеливатель, стабилизатор окраски, уплотнитель (растительных тканей);
- гидросульфит кальция Е227 – консервант, антиокислитель, отбеливатель, стабилизатор окраски, уплотнитель (растительных тканей);
- бисульфит калия Е228 – консервант, антиокислитель, отбеливатель, стабилизатор окраски.
Источник информации
- «Энциклопедия. Пищевые добавки.» Л.А. Сарафанова;
- «Большая Советская Энциклопедия»;
- «Опасные пищевые Е-добавки» Ю.А. Серов.
Романова Елена
Проект «Секреты правильного питания»
Проект «Секреты правильного питания»
Здравствуйте. Меня зовут Романова Настя. Мне 6 лет. Я хожу в школу № 5 в подготовительную группу. Я хочу рассказать вам о нашей работе «Секреты правильного питания»
Всем известно, что пища является источником энергии. Каждый день мы потребляем множество продуктов в пищу для того, чтобы вести активный образ жизни. Но очень часто мы слышим от воспитателей в детском саду и дома от родителей, что какой — то продукт очень вреден для нашего организма, а какой – то, наоборот, полезен. Это касается и любимых детьми сладостей. Например, шоколад. Как может быть он вреден? Или печенье «Барни», «Чокопай» и еще многое другое. Мы с ребятами в детском саду много раз задавали вопрос как продукты, которые мы употребляем в пищу могут быть вредными для здоровья? Воспитатели поясняли, что некоторые приносят пользу нашему здоровью, а какае – то могут очень сильно навредить. Нам объясняли, что питаться нужно правильно, нужно есть только натуральные продукты.
Нам стало интересно какие продукты являются натуральными, а какие нет. И как это определить. Воспитатели предложили провести исследование и найти ответ на наши вопросы.
Мы предположили, что в некоторые продукты питания добавляют какие –то вещества. Они и будут являться вредными для нашего организма.
Целями нашего исследования являются ответы на вопросы: Какие продукты являются натуральными, а какие нет? И как определить это?
Задачи, которые мы ставили в своём исследовании:
1. Вместе с взрослыми найти в разных источниках нужную информацию;
2. Провести опыты, чтобы определить натуральность продуктов
Таким образом, объектом исследования нашей работы являются разнообразные продукты питания.
Воспитатели в детском саду нам предложили выбрать продукты, которые мы очень любим кушать. (Слайд 4). Мы объяснили свой выбор, но опять услышали, что эти продукты могут быть вредными для нас. И вот почему. Мы узнали, что во многие продукты питания, для того, чтобы они были очень вкусными, выглядели красиво и долго хранились кладут на производстве продуктов специальные вещества. Их называют пищевые добавки. А на коробочках производители обозначают их различными буквами. Например, Е, Р и другими. (Слайд 5). Елена Юрьевна показала нам несколько разных соков и рассказала нам про некоторые из них. Например, на одном из в магазинных соков, выбранном нами есть значок Е с разными цифрами. Это говорит о том, что в него добавлены вещества вредные для организма. Но добавлены они для того чтобы сок долго хранился и был красивого цвета. Елена Юрьевна похвалила ребят, которые выбрали домашний компот. А Влад рассказал, что выбрал компот, потому что его делают только из домашних ягод воды и сахара. Поэтому он будет самым полезным.
Дома я с родителями внимательно рассмотрела упаковки, продуктов, которые мы часто употребляем в пищу. И я увидела, что на многих из них стоят такие буквы с цифрами.
Папа рассказал, что продукты в которых используют добавки относя к ненатуральным, а вот натуральными называют продукты выращенные в своем огороде (помидоры, огурцы, (Слайд 6)например: молоко коровы нашей бабушки – это натуральный продукт, потому что в него ничего не добавляют. Масло, которое делает бабушка из молока тоже натуральное и предложил это проверить. Оказалось, проверить натуральные продукты или нет очень просто. Нужно добавить йод. Если цвет изменится на фиолетовый, значит есть добавки. Натуральные продукты станут немного коричневыми, как йод –это значит продукт хороший.
Опыт №1 (Слайд 7)
У нас было домашнее молоко, от бабушкиной коровы и еще мы купили молоко в магазине. Добавили капельку йода.Результат: молоко в обоих стаканчиках изменило цвет на коричневый. Папа сказал, что это очень хорошо. Значит мы взяли хорошее молоко. Если бы были добавки молоко бы поменяло цвет на фиолетовый.
А вот Елена Ивановна нам в детском саду показала нам как выглядит молоко, в котором есть добавки. (Слайд 8) Мы добавили йод в детский молочный коктейль и в молоко, которое она купила в магазине. Коктейль стал коричневого цвета, а вот молоко фиолетового. Это значит, что в молоко добавлены вещества вредные для организма. Его пить нельзя!
Опыт №2 (Слайд 9)
Еще мы проверили творог. В магазинный и творог, сделанный бабушкой, из коровьего молока также добавили йод. Оба продукта стали коричневого цвета. Папа опять сказал, что мы купили качественный продукт. А на следующий день мама купила еще творог и вот он показал такой результат. (Слайд 10). Творог, который стал фиолетового цвета есть нельзя!
Опыт №3 Майонез (Слайд 11)
Мы купили две упаковки майонеза разных производителей и добавили йод.Результат: один изменил цвет на фиолетовый, другой стал коричневый, как йод.
Вывод: в одном есть добавки, такой продукт употреблять не стоит в пищу.
Опыт №4 Мы проверили сливочное масло
Купили масло в магазине и взяли у бабушки, сделанное из домашнего молока (Слайд 11)
Масло мы растопили. Домашнее масло имело однородную массу, а вот магазинное как будто разделили на две части. Внизу вода, а сверху плёночка из крупинок. Мама с папой объяснили, что это показывает на то, что продукт ненатуральный. Есть такой нельзя!
Опыт № 5. Шоколад (Слайд №13)
А еще мы проверили шоколад. Родителями мне рассказали, что настоящий шоколад, который полезен делают из масла какао бобов. И если он натуральный, то должен таять во рту. Если такой шоколад растопить, то у него будет яркий коричневый цвет. Продукт с добавление других веществ будет прилипать к зубам и тянуться как пластилин. Мы купили два разных вида шоколада и растопили.Результат:
Качественный шоколад имеет яркий цвет и пахнет шоколадом. А вот вторая плитка имеет мутный цвет и непонятный запах.
Таким образом проделав опыты я поняла, почему нам говорят, что какой — то продукт очень вреден для нашего здоровья, а какой – то, наоборот, полезен. Это из-за наличия в них добавок вредных для организма. Результатами своих опытов я поделилась с ребятами в детском саду. Воспитатели в детском саду нам рассказали, что в продукты кладут добавки, чтобы сделать их внешний вид более красивым, чтобы они дольше хранились, а еще они становятся менее затратны для производства.
Мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась. В продукты питания кладут пищевые добавки вредные для здоровья. Делают это для того. чтобы продукты долго хранились, были вкуснее, а еще чтобы их изготовление было менее затратным. Потому что, если добавлять натуральные вещества, например, натуральный сок ягод, фрукты, то это очень дорого для производства,
Будьте внимательны к своему здоровью! Выбирайте только натуральные продукты. Ведь теперь и вы знаете, что не все, что для нас, ребята, вкусно- полезно для нашего организма! Мы уже научились делать дома вкусный и натуральный йогурт, а магазинный сок мы теперь заменили натуральным домашним компотом. Спасибо за внимание!