Что такое природные объекты и какими свойствами они обладают

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт — территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность);

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

качество окружающей среды — состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;

благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

использование природных ресурсов — эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

загрязнение окружающей среды — поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

загрязняющее вещество — вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

нормативы в области охраны окружающей среды — установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

нормативы качества окружающей среды — нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду — нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы допустимых выбросов — нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

нормативы допустимых сбросов — нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также — нормативы предельно допустимых концентраций) — нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

нормативы допустимых физических воздействий — нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

временно разрешенные выбросы — объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения нормативов допустимых выбросов на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

временно разрешенные сбросы — объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ в сточных водах, разрешенные для сброса в водные объекты на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

оценка воздействия на окружающую среду — вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 21.11.2011 N 331-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды;

(см. текст в предыдущей редакции)

требования в области охраны окружающей среды (далее также — природоохранные требования) — предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;

(см. текст в предыдущей редакции)

экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

экологический риск — вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

объекты природного наследия — природные объекты, природные памятники, геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, природные достопримечательные места, подпадающие под критерии выдающейся универсальной ценности и определенные Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

объекты всемирного природного наследия — объекты природного наследия, включенные в Список всемирного наследия;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;

вещества, разрушающие озоновый слой (далее — озоноразрушающие вещества), — химические вещества и их смеси, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области охраны озонового слоя атмосферы;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

обращение озоноразрушающих веществ — производство, использование, транспортировка, хранение, рекуперация, восстановление, рециркуляция (рециклирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

рекуперация озоноразрушающих веществ — извлечение, сбор и хранение озоноразрушающих веществ, содержащихся в машинах и оборудовании, их составных частях, контейнерах, в ходе их технического обслуживания или перед выводом их из эксплуатации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

восстановление озоноразрушающих веществ — обработка рекуперированных озоноразрушающих веществ путем фильтрации, сушки, дистилляции, химической обработки в целях восстановления потребительских свойств озоноразрушающих веществ;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

рециркуляция (рециклирование) озоноразрушающих веществ — повторное использование рекуперированных озоноразрушающих веществ после их восстановления;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

уничтожение озоноразрушающих веществ — процесс разрушения озоноразрушающих веществ, приводящий к их разложению или превращению в вещества, не являющиеся озоноразрушающими веществами;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

потребление озоноразрушающих веществ в Российской Федерации — количество произведенных в Российской Федерации озоноразрушающих веществ и ввезенных в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ, за исключением количества озоноразрушающих веществ, которые:

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

вывезены из Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации и подлежат уничтожению с применением технологий, утвержденных в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации и используются исключительно как сырье для производства других химических веществ;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации или ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

комплексное экологическое разрешение — документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

технологические нормативы — нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

технологические показатели — показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

технические нормативы — нормативы, которые установлены в отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды в соответствии с уровнями допустимого воздействия на окружающую среду;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

стационарный источник загрязнения окружающей среды (далее — стационарный источник) — источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

передвижной источник загрязнения окружающей среды — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

накопленный вред окружающей среде — вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)

объекты накопленного вреда окружающей среде — территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)

система автоматического контроля — комплекс технических средств, обеспечивающих автоматические измерения и учет показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, фиксацию и передачу информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 252-ФЗ)

Источник

В.Т. Батычко
Экологическое право
Краткий конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Объектами охраны
окружающей среды
называются находящиеся в экологической взаимосвязи ее составные
части, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом.

Составной частью
окружающей природной среды, охраняемой законом, обладающей признаками
естественного происхождения, является природный объект. Согласно Закону
«Об охране окружающей среды» природный объект — это
естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их
элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект
это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности,
и/или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и
имеющий рекреационное и защитное значение. Объект, созданный человеком для
обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных
объектов, называется антропогенным объектом.

Охраняемые законом
объекты земной природы подразделяются на три категории:

— 
интегрированные,
к которым относится окружающая природная среда;

— 
дифференцированные,
то есть отдельные природные объекты (земля, ее недра, поверхностные и подземные
воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир,
микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты);

— 
особо
охраняемые (государственные природные заповедники, природные заказники,
национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под
угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания).

Перечень природных объектов
приведен в ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей среды».

Ресурс — источник
потребления. В широком смысле природный ресурс источник
экологического, экономического, духовного, эстетического потребления человеком
природы.

В узком смысле
(применительно к российскому законодательству) природные ресурсы — это
компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты,
которые используются или могут быть использованы при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов
производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Под использованием
природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в
хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе
хозяйственной и иной деятельности.

В контексте права
природные ресурсы подразделяют на:

— 
исчерпаемые
(лесные, земельные,  водные, минеральные ресурсы). Характерный их признак —
способность уменьшаться и исчезать по мере потребления человеком. Вот почему
обязанность по рациональному природопользованию распространяется, прежде всего,
на данную категорию ресурсов;

— 
неисчерпаемые
(практически неиссякаемые ресурсы, например, солнечные, климатические,
энергетические, геотермальные);

— 
возобновляемые
(лесные ресурсы, дикий животный мир, рыбные запасы);

— 
невозобновляемые.

Подразделение ресурсов на
возобновляемые и невозобновляемые имеет значение для регулирования обязанности
природопользователя по воспроизводству природных ресурсов. Ученые выделяют
также группу относительно возобновляемых ресурсов. Запасы пресной воды, скажем,
можно получить путем опреснения морской воды.

Характеристика природных
объектов.

1. Термин «земля» имеет
различные значения: планета, поверхность, почва, грунт, местность, территория;
объект собственности, пользования, аренды; составная часть окружающей природной
среды, в юридическом значении земля это поверхность,
охватывающая плодородный слой почвы. Функции земли:

— 
экологическая
обеспечение
взаимосвязи неорганической и органической материи, поглощение углекислоты,
переработка органической материи в неорганическую;

— 
экономическая
средство
производства в сельском и лесном хозяйстве, базис для строительства зданий и
сооружений;

— 
культурно-оздоровительная
пространство
для размещения культурных и оздоровительных учреждений, источник лечебных
свойств. Самыми ценными в эколого-экономическом отношении являются

сельскохозяйственные
земли, предназначенные для производства сельхозпродуктов, в том числе пахотные
и лесные угодья, представляющие собой плодородные слои почвы с запасом
гумусного слоя.

В соответствии с Законом
РФ «О недрах» часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его
отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов (водотоков), простирающейся
до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, называется недрами.

Приоритетное назначение
недр состоит в поиске, изучении, разведке и разработке полезных ископаемых. 
Применительно к использованию недр группируются права и обязанности,
недропользователей, разрабатываются основные направления охраны и использования
недр.

Закон РФ «О недрах»,
регулирующий отношения по использованию и охране подземных кладовых нашей
планеты, является в большей степени экономическим, чем экологическим законом,
хотя и предусматривает основные требования по рациональному использованию и
охране недр.

Подавляющее большинство
норм Закона посвящено регулированию управленческих и экономических отношений,
связанных с присвоением и распределением тех материальных благ (в денежном или
натуральном выражении), которые приобретаются в результате разработок полезных
ископаемых, в частности нефти, каменного угля, железной руды, редких и
драгоценных металлов.

Воды относятся к ограниченным
природным ресурсам, содержатся в подземных и поверхностных источниках — реках,
озерах, морях, океанах, ледниках, снежном покрове — и входят в состав водного
фонда.

Экологическая функция вод
многообразна. Они создают гидрологический режим жизни на Земле, являются средой
обитания растительного и животного мира и т. д.

Вода — это ресурс, который
относится ко всей экосистеме, она составляет основную массу организма животных
и растений.

Экономическая и
культурно-оздоровительная функции вод проявляются в том, что они служат
средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства,
необходимым условием отдыха и лечения населения. Особую ценность для
человечества представляет пресная вода. Ее дефицит в отдельных регионах планеты
обостряет проблему водоснабжения крупных городов. Нерациональная эксплуатация
подземных и поверхностных водных источников способствует снижению уровня
грунтовых вод.

С точки зрения права лес
представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного
мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное
экологическое, экономическое и социальное значение.

Охрана леса предусматривает систему
мер, направленных на борьбу с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах,
самовольными вырубками, уничтожением деревьев в ходе строительства, разведки
полезных ископаемых, прокладки трубо- и нефтепроводов, а также с загрязнением
леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного
бассейна.

Защита леса — это комплекс мер,
обеспечивающих реализацию способов борьбы с болезнями лесных деревьев и
вредителями лесных культур.

Воспроизводство лесов — процесс, направленный на
количественное, а также качественное обновление состава леса с целью замены
малопродуктивных пород деревьев высокопродуктивными, позволяющими решать не
только экономические, но и экологические оздоровительные задачи.

Приоритетным требованием
лесоохранной политики в нынешних условиях является рациональное использование
лесов: строгое соблюдение категорийности лесов и нормативов расчетной лесосеки.

Животный мир, согласно Закону РФ «О
животном мире», — это совокупность живых организмов всех видов диких животных,
постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии
естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального
шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Основные признаки
животного мира:

•        
неотъемлемый
элемент природной среды и биологического разнообразия Земли;

•        
возобновляющийся
природный ресурс;

•        
важный
регулирующий и стабилизирующий компонент биосферы;

•        
ресурс,
всемерно охраняемый и рационально используемый для удовлетворения духовных и
материальных потребностей граждан.

Охрана животного мира, как гласит Закон, — это
деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и
обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание
условий для использования и воспроизводства объектов животного мира. Неразрывно
с охраной животного мира связана охрана среды обитания животного мира. Данный
вид деятельности предусматривает сохранение или восстановление условий
устойчивого существования и воспроизводства объектов животного мира.

Особое место в окружающей
человека природной среде занимает атмосферный воздух. По сути,
он в значительной степени и есть та окружающая естественная среда, которую мы
охраняем. Атмосфера — газовая оболочка Земли — принципиально отличается от всех
известных ученым газовых оболочек других небесных тел. Содержание кислорода в
земной атмосфере (около 21%) обусловило ряд особенностей жизни на планете
(например, способ дыхания).

Атмосферный воздух
выступает посредником между природной средой и человеком. При ухудшении
экологической обстановки могут погибнуть леса, исчезнуть определенные виды
животных и растений, воздух останется, но при этом может существенно ухудшиться
его качество. Требования, предусматривающие охрану атмосферы, сформулированы в
Законе РФ «Об охране окружающей среды».

Источник