О каких чертах и свойствах характера финикийцев они свидетельствуют

О каких чертах и свойствах характера финикийцев они свидетельствуют thumbnail

Цивилизация возникла 37 в. назад.
Цивилизация
остановилась 21 в. назад.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Конец Финикии
приходится на эпоху возникновения новых цивилизаций, способных управлять
морскими стихиями. Постепенно финикияне становились всё более оседлыми,
осваивали ремёсла, но уходили в подчинение новым цивилизациям. Как
самостоятельный социокульт Финикия прекратила своё существования в 1 в. до н.э.
с приходом армян Великой Армении.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Финикийская
цивилизация распространялась по восточному Левантийскому побережью Средиземного
моря, на территории современных Ливана, Сирии и Израиля.

Сложившиеся здесь превосходные природные условия не требовали
ирригационных усилий. На северных склонах гор, обращенных к морю, в изобилии рос
ливанский кедр, отличный строительный материал для судостроения.

Здесь, вместо крупных цивилизованных держав, образовавшихся
благодаря поливному земледелию (Египет, Месопотамия, Китай), сформировались города-государства
портового типа. Вся деятельность людей этой цивилизации была связана с кораблестроением,
мореходством, торговлей.

Для расширения торговых связей финикийцы овладевали морскими
путями. Для защиты от внешнего врага города объединялись. Среди этих городов выделялся
Тир, ставший центром Финикии.

К середине II тыс. до н.э., когда
Критская цивилизация утратила силу, в Средиземноморье полновластными хозяевами стали
финикийцы. Добывая из морских моллюсков пурпурную краску, тирские купцы накопили
огромные богатства.

Финикийцы владели такими прибрежными колониями, как Карфаген
и испанский Гадес. Даже после вторжения Египта на восточные земли финикийская цивилизация
продолжала процветать.

Похожими путями развивались Критская и Греческая цивилизации,
закладывая основу для развития последующих европейских империй и стран.

Для финикийцев в Библии нет собирательного
имени. Как потомки Ханаана, они именуются «хананеями» или названы по их
главнейшим городам, прежде всего Сидону. Предками финикийцев в Библии названы
Ханаан и Хам.

Среди ханаанейских племён наибольшей
популярностью в Древнем мире пользовались финикийцы, — мореходы, купцы,
кораблестроители. Гомер упоминал их и в «Илиаде», и в
«Одиссее». Считается, что финикийцы обитали на узкой полосе
Левантийского побережья от Тартуса (Антарада) до горы Кармель и чуть южнее (до
Дора).

Уже во II тыс. до н.э. микенские греки и их
предшественники, минойцы Крита (Кафтор) поддерживали оживлённые контакты с
финикийцами.

Карфаген основан в 825 году до н.э. колонистами
из финикийского города Тира. После падения финикийского влияния Карфаген
переподчиняет себе бывшие финикийские колонии и превращается в столицу
крупнейшего государства Западного Средиземноморья. К III веку до н.э.
карфагенское государство подчиняет Южную Испанию, Северную Африку, западную
Сицилию, Сардинию, Корсику. После серии войн против Рима (Пунические войны)
потерял свои завоевания и был разрушен в 146 году до н.э., его территория
превращена в провинцию Африки.

Греческий термин «phoiniks» нередко
связывается с египетским обозначением финикийцев по роду их традиционной
деятельности: «финиху», «фенех» – кораблестроитель. Финикийцы
строили корабли для египтян и продавали им корабельный» лес. Поскольку
древние египтяне часто называли чужестранцев по их профессиям, независимо от
подлинного имени того или иного народа (в частности, гиксосы — пастухи)

Это же имя легло в основу и самоназвания
финикийцев: к(е)навиим, хенавиим — ханаанеи. Наименование Финикии Ханааном
встречается, в частности, на монетах городов Библа  и Берита.

В одной из надписей из Цирты (нынешней
Эль-Хофры), некто карфагенянин (или финикиец) обозначается как человек Ханаана.
Этноним «ханаанеянин» употреблялся ещё в 1 в. н.э. (ханаанеянку
встретил Иисус Христос в Финикии).

Проникновение греческой культуры на финикийское
побережье (последний очаг «чистой» ханаанейской культуры, не
испытавший влияния ни филистимлян, ни колен Израилевых) и, в особенности в
Сидон, началось в первой половине 1V в. до н.э., ещё до падения Ахеменидской
державы.

После похода Александра Македонского
становление эллинизма в Финикии пошло особенно быстрыми темпами. Так, в
официальном письме к дельфийскому жрецу союзники из Тира именуются братьями и
на этом основании претендуют на то, чтобы тоже считаться эллинами (евреи также
претендовали на этническое родство со спартанцами как потомками Кетуры). И уже
к началу нашей эры финикийцы причислялись к народам эллинистического мира (не к
варварам).

Финикийский диалект (пунический язык)
ханаанейского языка исчез в Ханаане раньше, чем в западных финикийских колониях
(и Карфагене), уступив место уже в эллинистические времена арамейскому и
греческому. Неопунические надписи встречаются вплоть до 111 в. н.э., а
христианские писатели 1-V в. н.э. (Августин) отмечали, что этот язык сохранился
в Северной Африке до их времён (наряду с официальной латынью), и население всё
ещё считало себя ханаанеями.

Характеризуя финикийцев, Плутарх (I в. до
н.э.), как грек, не всегда питавший к ним дружественные чувства, пишет:
«Это грубый и жестокий народ, покорный своим правителям и деспотичный по
отношению к покорённым народам, жалкий в страхе, свирепый в гневе, непоколебимый
в решениях, не обладающий весёлостью нрава и не ведающий доброты».

О финикийских купцах-мореходах (не гнушавшихся
пиратством) высказывался и Гомер в «Одиссее» (ок. VIII в. до н.э.):
странствующего героя заманил в Финикию человек, «искушённый в хитрости и
обмане, алчный мошенник, уже причинивший людям много зла», с намерением
продать хитроумного Одиссея в рабство. Более великодушен испанец Помпоний Мела
(I век н.э.): «Финикийцы — народ умный, благоденствующий во времена и
войны, и мира. Они преуспели в письменности, литературе и других искусствах, в
судовождении и в ведении военных действий на море, в управлении Карфагеном”.

Первые финикийские (пунические) надписи были
найдены в 1817 году в городе Карфагене (побережье Северной Африки).

Самые древние надписи обнаружены во время
раскопок в городе Библе (ныне Джебель). Они относятся к ХIII в. до н.э. Древние
греки, как писал Геродот, научились письму от финикийцев; римляне же восприняли
письменность у греков.

В ранний период главную роль играл Сидон,
позднее его место занял Тир. Финикийские города готовы были скорее платить дань
материковым государствам, при условии, что те не будут мешать их торговле, чем
вести долгие войны за независимость. В поисках дешёвого сырья и новых рынков
сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического
побережья Испании и даже — до Британских островов, откуда везли олово. 

Их
опорные пункты находились в Испании, в Сицилии, на Сардинии и Корсике; но
наибольшее значение приобрели североафриканские колонии, и прежде всего
Карфаген, опаснейший противник Рима. Финикийский флот, посланный фараоном Нехо
(Нехао), совершил плавание вокруг Африки. Яркое описание финикийской торговли
дано в книге Иезекииля

От финикийцев греки получили знания о
производстве стекла и переняли алфавит.

Предсказания пророков о грядущем суде над Тиром
сбылись, когда после периода персидского господства Александр Македонский
завоевал и разрушил этот город. Вскоре, однако, Тир был восстановлен. Тяжёлым
ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное
разрушение Карфагена. В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия.

Отношения Финикии с Израилем носили
эпизодический характер. Во времена Давида и Соломона тирский царь Хирам
оказывал Израилю экономическую помощь и предоставлял финикийских мастеров для
строительства флота и мореходов для его эксплуатации. Женитьба Ахава на
Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала, имела важное политическое значение,
но оказала пагубное влияние на израильскую религию. В Деяниях Финикия
упоминается как земля, через которую проходил путь от Иерусалима до Антиохии.
Для Илии, как и для Иисуса, эта область, лежавшая за пределами Израиля, была
местом, куда они время от времени уходили в поисках уединения для размышлений и
молитвы.

Читайте также:  Какие свойства живого характерны для всех живых организмов ответы

От античных авторов (прежде всего Филон
Александрийский) известно о мифологии Финикии.

Древнееврейское название Финикии [Леванон]»
происходит от слова «лаван» — белый, то есть Страна белизны из-за постоянно
заснеженного высокого горного хребта, находящегося в самом центре страны.
Словом Леванон или Lebanon в иностранных языках называется современное
государство Ливан.

Название «Финикия» происходит, вероятно, от
греч. φοινως — «пурпурный», возможно связано с производством пурпуровой краски
из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из
основных промыслов местных жителей.

Другое объяснение — греч. Φοϊνιξ — «страна
красного солнечного божества Феникса», появлявшегося с востока.

Также существует версия, что название
происходит от египетского слова «фенеху» — «строитель кораблей», так как
финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением.

Есть гипотеза, что Финикию называли так по
обилию произраставших в ней финиковых пальм, которые применялись финикийцами не
только в качестве дров, но и как материал для корзин, циновок и даже в
строительстве кораблей.

Впервые это название встречается у Гомера и
часто упоминается у греческих историков. У Гомера название «финикийцы» —
синоним «сидонян». По всей видимости, Финикия — греческий эквивалент названия
Ханаан. В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи»
регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы»

Языком финикийцев был ханаано-еврейский язык,
который в научной терминологии сегодня называют просто финикийский.

На рубеже III-II тыс. до н.э. Финикийская
цивилизация образовала сеть небольших государств, которые ревностно отстаивали
свою независимость. Небольшая страна, разделенная на несколько государств,
никогда не имели ни экономического, ни политического единства. Каждое такое
государство представляло собой город с окружающей его территорией,
город-государство. (Буданова).

Жители страны, финикийцы, создали мощную
цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой.
Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем
слогового фонетического письма.

В 1500 году до н.э. им удалось выйти в
Атлантический океан из Средиземного моря и достичь Канарских островов.

Наивысший расцвет финикийской цивилизации
приходится на 1200—800 гг. до н.э.

Финикийская цивилизация достигла своего
расцвета в правление царя Хирама (1001-967 гг. до н.э.).

В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие
народов моря. С одной стороны ряд городов были разрушены и пришли в упадок,
однако народы моря ослабили Египет, что привело к независимости и возвышению
Финикии, где главную роль стал играть Тир. Финикийцы начали строить большие (30
м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом. Однако развитие
кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана. Тогда же финикийцы
изобрели свою письменность. Уже в XII веке до н.э. были основаны колонии Кадис
(Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На
Сицилии финикийцы основали город Палермо.

В VIII веке до н.э. Финикия была захвачена
Ассирией.

Около 600 лет до н.э. обогнули Африканский
континент. Путь от Красного моря до пролива Гибралтар занял три года.
Финикийский флот, посланный фараоном Нехо (Нехао), совершил плавание вокруг
Африки. Во время этого путешествия они начали использовать весла-которые
располагались на трех палубах и четырехугольный парус площадью около 300 кв.м.

Финикия перешла под власть персов в 538 году до
н.э. В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили
независимость и объединились под началом Карфагена.

В 470 году до н.э. основали колонии в Западной
Африке.

В VI веке до н.э. Финикию завоевали персы, а в
332 до н. э. — Александр Македонский.

По Геродоту, Финикия простиралась от Посидия до
Палестины. При Селевкидах её считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья
Нар-Зерка. Из более поздних географов одни (например Страбон) считают Финикией
весь берег до Пелусия, другие южную границу её помещают у Кесарии и Кармила.
Только римское позднее провинциальное деление распространило имя Финикии на
прилегающие к полосе внутренние области до Дамаска, а впоследствии стало
различать Финикию Приморскую от Ливанской. При Юстиниане даже Пальмира была
включена в состав последней. В Мк 7:26 говорится о «сирофиникиянах», чтобы
таким образом отличить их от африканских финикийцев, которых римляне называли
«пунами».

Главные города Финикии: Акко, Ахзив, Тир
(современный Сур), Цараат (Сарепта), Сидон (современная Сайда), Берута
(современный Бейрут), Библ (Гебал), Триполи и Арвад. Иногда к финикийским
городам относят также и расположенный к северу от Финикии Угарит (современная
Рас-Шамра).

Экономика Финикии была довольно разнообразна,
но все же вследствие природных условий собственное земледелие далеко не всегда
обеспечивало потребности общества. Это вело к резкому увеличению роли торговли.
Финикийская цивилизация относится к типу средиземноморских, они еще известны
как, талласократические или цивилизации народов моря (Кеклатская). (Буданова).

Из числа финикийских колоний особенно
выдвинулся Карфаген, город на берегу Северной Африки, ставший могущественным
государством, впоследствии соперничавшим с самим Римом. Финикийская колонизация
удачно сочетала решение экономических и политических проблем. Города-государства
Финикии стремились к устойчивости и стабильности, сокращали число бедного
населения, давая ему возможность разбогатеть. 

Тысячами их направляли для
создания новых колоний и некоторые, видимо, использовали свой шанс. Этот
уникальный опыт Финикийской цивилизации впоследствии был взят на вооружение
многими государствами мира. Почему, подчиняясь Египту, Вавилону, Ассирии и
Персии, городам Финикии удавалось вновь восстановить свое лидерство?
(Буданова).

Политическим строем финикийских
городов-государств была монархия, где трон передавался по наследству. Власть
царей не имела такой силы, как в Египте и Месопотамии из-за противодействия ей
со стороны влиятельных кругов финикийской аристократическо-купеческой
олигархии. Однако, внешнеполитические связи между государствами поддерживались
царями. (Буданова).

У финикийцев греки заимствовали письмо. В это
письмо, которое состояло из одних согласных они ввели гласные. Таким образом,
был создан греческий алфавит. У финикийцев они научились изготовлять стекло.
(Реферат)

++++++++++++++++++++

Источник

Крышка финикийского антропоидного саркофага женщины, сделанная из мрамора, 350–325 гг. до н. э., из Сидона, в настоящее время в Лувре.

Саркофаг Эшмуназора II (V век до н. э.), финикийского царя Сидона, найденного недалеко от Сидона, на юге Ливана

Ассирийский военный корабль (вероятно, построенный финикийцами) с двумя рядами вёсел, рельеф из Ниневии, ок. 700 г. до н. э.

Погребальная стела тофет, изображающая (под луной и солнцем) символ Танит, королева-богиня Карфагена

Знак Танит, один из нескольких вариантов.[1]

Финикийские саркофаги, найденные в Кадисе, теперь в Археологическом музее Кадиса; считается, что саркофаги были завезены с финикийской родины вокруг Сидона.[2]

Слева — карта финикийских (жёлтого цвета) и греческих колоний около VIII-VI вв. до н. э. (с немецкой легендой). Справа — степень карфагенского влияния до 264 г. до н. э.

Фигура Баала с поднятой рукой, XIV-XII вв. до н. э., найденная в древнем Угарите (город Рас Шамра), городе на крайнем севере финикийского побережья. Лувр

Читайте также:  Какая структура определяет хим состав белка и его биологические свойства

Курильница благовоний с изображением Баал-Хамона, II век до н. э.

Финики́я (от греч. Φοινίκη, Phoinī́kē, буквально «страна пурпура», финик. ????????, Pūt) — древний регион на восточном побережье Средиземного моря с центром в современном Ливане. Крайней северной точкой Финикии было устье реки Оронт, а южной — гора Кармель. На юге Финикия граничила с Израильским царством, а на Востоке и Севере — с Сирией. По Геродоту, Финикия простиралась от Посидия до Израильского царства. При Селевкидах её считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья Нар-Зерка. Из более поздних географов одни (например, Страбон) считают Финикией весь берег до Пелусия, другие южную границу её помещают у Кесарии и Кармеля. Только римское позднее провинциальное деление распространило имя Финикии на прилегающие к полосе внутренние области до Дамаска, а впоследствии стало различать Финикию Приморскую от Ливанской. При Юстиниане даже Пальмира была включена в состав последней.

Жители страны, финикийцы, создали мощную талассократическую цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200—800 год до нашей эры.

Финикийские города[править | править код]

Отдельные финикийские поселения превратились в самостоятельные города-государства. В ранний период главную роль играл Сидон, позднее его место занял Тир. Другие города Финикии — Акко, Ахзив, Сарепта Сидонская, Берит (современный Бейрут), Библ (Гебал), Триполи и Арвад. Иногда к финикийским городам относят также и расположенный к северу от Финикии Угарит (современная Рас-Шамра).

Название[править | править код]

Название «Финикия» происходит, вероятно, от греч. φοινως — «пурпурный», возможно связано с производством пурпурной краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей[3].

Этимология прослеживается в разделе Финиковая пальма. Вероятно, греки, подплывавшие к берегам Финикии с запада, увидели в лучах восходящего Солнца пальмы, живо напомнившие оперение мифической птицы.

Также существует версия, что название происходит от египетского слова «фенеху» — «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением.

Впервые это название встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков. У Гомера название «финикийцы» — синоним «сидонян». По всей видимости, Финикия — греческий эквивалент названия Ханаан. В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы» (ср. Мк. 7:26; Мф. 15:22; Деян. 11:19; 15:3; 21:2)[3].

История[править | править код]

Прибрежное положение финикийских городов способствовало развитию торговли. Установлено, что уже во II тысячелетии до н. э. существовали торговые связи между финикийскими городами и Египтом. В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие народов моря. С одной стороны ряд городов был разрушен и пришёл в упадок, с другой — народы моря ослабили Египет, что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир.

Период наивысшего подъёма торговли финикийцев начался около 1200 г. до н. э., когда внутренние области Сирии были заняты арамеями[4]. Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом[5]. Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана. Тогда же финикийцы изобрели свою письменность. Уже в XII веке до н. э. были основаны колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На Сицилии финикийцы основали город Палермо.

В VIII веке до н. э. Финикия была захвачена Ассирией. Финикийские города готовы были скорее платить дань материковым государствам, при условии, что те не будут мешать их торговле, чем вести долгие войны за независимость. Финикия перешла под власть персов в 538 году до н. э. В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена (в VI веке до н. э.). В 332 году до н. э. Финикию захватил Александр Македонский. Примечательна осада Тира. Вскоре, однако, Тир был восстановлен. Тяжёлым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена. В I веке до н. э. Финикия была завоёвана царём Великой Армении Тиграном Великим[6]. В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия.

Экономика[править | править код]

Первые финикийцы были рыболовами. Со временем их рыболовецкие деревни превратились в богатые купеческие центры, поскольку они стали использовать свои корабли не только для рыбной ловли, но и для торговли с заморскими землями. Финикийцы создавали палубные гребные суда из ливанского кедра. В поисках дешёвого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании (Фарсис) и даже — до Британских островов, откуда везли олово. Их опорные пункты находились в Испании, в Сицилии, на Сардинии и Корсике; но наибольшее значение приобрели североафриканские колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима. Отправлялись финикийцы и в загадочную страну Офир.

Яркое описание финикийской торговли дано в книге Иезекииля. Финикийцы вели также и большую сухопутную торговлю. Она производилась караванами: товары навьючивали на верблюдов, которые потом длинной вереницей совершали переходы по степям. Из Фувала и Мешеха привозили медную посуду (Иез. 27:13), из Фогарма — лошадей (Иез. 27:14), из Дамаска — вино и белую шерсть (Иез. 27:18), из Аравии — овец (Иез. 27:21).

На финикийских мануфактурах выделывались искусные вещи из металлов, слоновой кости и чёрного дерева; из шерсти и шёлка они изготовляли дорогие ткани.

Особенно высоко ценились тогда ткани, окрашенные пурпуровой краской, которую финикийцы добывали из морских раковин (моллюсков) у берегов Финикии.

Морские экспедиции[править | править код]

Около 1500 года до н. э. им удалось выйти в Атлантический океан из Средиземного моря и достичь Канарских островов.

Около 600 года до н. э. по приказу египетского фараона Нехо II (по другой версии, около 660 года до н. э. по приказу номарха Нехо I) обогнули Африканский континент. Путь от Красного моря до пролива Гибралтар занял три года. Во время этого путешествия они начали использовать вёсла, которые располагались на трёх палубах, и четырёхугольный парус площадью около 300 м².

Религия[править | править код]

Финикийская религия была частью семитских культов. Культ отправлялся профессиональной кастой жрецов, которые занимали привилегированное положение в обществе. Архитектура храмов финикийских богов явилась прообразом храма Соломона, который был построен при активной помощи тирских инженеров. Пантеон финикийских богов стал общим для семитских народов. Древние иудеи поклонялись финикийским Астарте и Таммузу. Особо финикийцы почитали Святые Горы[7]. Одним из последних адептов финикийской религии был Гелиогабал, который особое внимание уделял солярному культу и экстатическому поклонению.

В связи с обширными культурными, экономическими и политическими связями с Египтом и, позднее, Грецией, многие финикийские божества имеют аналоги в египетской и греческой мифологии. Характерно обожествление личности правителя либо наместника Ваал, что соотносится с древнеегипетской религиозной традицией. Мелькарт, более известный в христианской традиции под наименованием Молох, также свидетельствует о подобной традиции обожествления и почитания городского правителя. Позднее, греческие источники стали отождествлять его с Геркулесом. Часто верховный бог приобретал черты солярного божества.

Наряду с небесным мужским божеством почиталась и богиня-мать Астарта (божество сидонское — 3Цар. 11:5), одной из форм поклонения которой была храмовая проституция — однократная продажа своего тела за деньги, отдаваемые в храм Богини.

Читайте также:  Какие свойства у камня селенит

Финикийская религия представляла собой синтез различных традиций. Кочевой семитский культ небесных светил (солярного быкоголового Солнца и женской богини Луны) наслаивался на матриархальный неолитический культ Великой Матери (родственной Кибеле) и египетской паре Исиды и Осириса (Адонис).

Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва; народы, соседствовавшие с финикийцами, считали этот обычай доказательством особой жестокости последних. Этот вид жертвоприношения практиковался в особо важных случаях, известны жертвоприношения одновременно нескольких сотен детей. Урны с прахом хоронили на священном участке, называвшемся тофет[8]. Эту практику заимствовали у финикийцев древние евреи после завоевания Южного Ханаана. В Библии упоминается о «проведении через огонь» детей в долине Гинномской (Геенна) около Иерусалима, в честь Молоха, при еврейских царях. Местом отправления культа был, согласно Библии, Тофет в долине Хинном (Иер. 32:35).

Вопрос о детских жертвоприношениях и о том, насколько регулярно они совершались в Финикии, давно является предметом споров среди библеистов и археологов. Профессор антропологии и истории Джефри Шварц и его коллеги предложили более мягкую интерпретацию: «Детей кремировали, независимо от причины смерти». Для изучения были взяты останки 348 погребальных урн, обнаруженных при раскопках карфагенского тофета.

Экспертиза показала, что большинство захоронений содержат останки детей, погибших в возрасте от пяти месяцев внутриутробной жизни или умерших на первом году жизни. Установлено, что много младенцев умерло в возрасте двух-пяти месяцев, и, по крайней мере, 20 % от общего числа — мертворождённые.
Таким образом, учёные сделали вывод, что тофет был местом погребения мертворождённых детей и умерших вскоре после рождения — дети такого возраста вряд ли могли быть принесены в жертву.

Ни в одной из урн не содержалось достаточно скелетного материала, который указывал бы на двойное захоронение. Таким образом, нельзя говорить о массовых жертвоприношениях.[9]

Финикия в Библии[править | править код]

Финикийский Сидон назван «первенцем Ханаана» (Быт. 10:15). В эпоху израильского завоевания Ханаана финикийский Сидон уже назван Великим (Нав. 19:28) и упомянут другой финикийский город Тир (Нав. 19:29; Пс. 82:8; Пс. 86:4) — они послужили северными пределами расселения евреев (Суд. 3:3). Во времена царя Соломона финикийский Сидон владел всем Ливаном и богател за счёт продажи кедров (3Цар. 5:6), но известным финикийским правителем был царь тирский Хирам (3Цар. 5:1). Тир торговал «с народами на многих островах» (Иез. 27:3), властвовал от Сидона до Арвада (Иез. 27:8). Финикийцы помогали израильтянам строить храм и учили их мореходному делу (3Цар. 16:32).

Женитьба Ахава на Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала, имела важное политическое значение, но оказала пагубное влияние на израильскую религию. В Самарии появились капища Ваала (3Цар. 16:32). С финикийским влиянием в Израиле боролся пророк Илия. В финикийской Сарепте он явил чудо неиссякаемой кадки и кувшина (3Цар. 17:14).

В Новом Завете Финикия иногда называется собственным именем (Деян. 11:19; 15:3), а иногда обозначается в качестве «пределов Тирских и Сидонских» (Мк. 7:24), где согласно Евангелиям Иисус Христос изгнал демона из дочери «сирофиникиянки» (Мк. 7:26) или «хананеянки» (Мф. 15:22). Другие жители «приморских мест Тирских и Сидонских» слушали Нагорную проповедь (Лк. 6:17).

Финикийские колонии[править | править код]

Финикийцы освоили практически всё побережье Средиземного моря. Первым объектом их колонизации стал Кипр (в XII в. до н. э.[10]), а затем другие крупные острова — Корсика, Крит, Мальта (Мдина), Сицилия (Лилибей, Мотия, Палермо) и Сардиния (Ольбия).

Самой крупной колонией финикийцев стал Карфаген, влияние которого распространилось на всё средиземноморское побережье Магриба (Бизерта, Гадрумет, Гиппон, Типаса, Лептис-Магна, Лептис-Минор, Сабрафа, Утика) и Испании (Гибралтар, Кадис, Картахена, Малага).

Колонии финикийцев не исчезли бесследно. Современные генетики доказали, что потомки финикийцев (носители гаплогруппы J2) до сих пор живут на средиземноморском побережье, давно утратив свой язык и этническую идентификацию. Так, около трети населения Мальты является прямыми потомками финикийских колонистов[11].

Вклад в культуру[править | править код]

Финикийцы внесли следующий вклад в развитие мировой цивилизации:

  • изобрели алфавитное письмо, которое послужило основой греческого алфавита и латиницы;
  • первыми обогнули Африку с востока на запад;
  • способствовали освоению берегов Средиземного моря и включению их в международную торговлю;
  • усовершенствовали технологию получения стекла;
  • научились добывать из раковин моллюсков пурпур.

Поначалу финикийцы, не имевшие собственной письменности, в деловой и дипломатической переписке использовали аккадский язык, что создавало определённые затруднения. Аккадская клинопись требовала немало времени на изучение — она насчитывала около 600 знаков, каждый из которых имел несколько значений. Чтобы вести переписку на чужом языке, необходимо было содержать штат специально обученных писцов. Неудобства использования аккадского языка привели финикийцев к созданию своего собственного линейного письма, на основании которого было создано алфавитное письмо всех европейских и большей части неевропейских народов[12].

См. также[править | править код]

  • Финикийцы
  • Карфаген (государство)

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Её символ может быть связан с египетским символом жизни, анхом. Лансель (стр. 201–2), ссылаясь на Bisi, Anna Maria (англ.)русск.. Simboli animati nella religione fenicio-punica // Religioni e Civiltà (итал.) / Lanternari, Vittorio. — Bari: Dedalo, 1982. — Т. 3. — С. 62—65. — ISBN 978-882202203-5.
  2. ↑ А. Б. Фрейейро, Р. Корсо Санчес. Новый антропоидный саркофаг Кадиса. В: Мадридские сообщения 22, 1981.
  3. 1 2 Финикия — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. ↑ Эпоха Финикийской колонизации. Публикация на портале Historie.ru
  5. Эрлихман В. Финикийцы: наследство морских царей // «Вокруг света», № 12 (2795), 2006.
  6. ↑ Армения Великая // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  7. Опарин А. А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля // Сайт «Библия и наука»
  8. ↑ И. Ш. Шифман. Карфаген. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. 2006. ISBN 5-288-03714-0. с. 16.
  9. ↑ https://www.eurekalert.org/pub_releases/2010-02/uop-psd021710.php Pitt-led study debunks millennia-old claims of systematic infant sacrifice in ancient Carthage
  10. ↑ В финикийских колониях. Публикация на сайте «Mystic Chel. История древнего мира»
  11. ↑ One-third of Maltese found to have ancient Phoenician DNA. The Malta Independent on Sunday, 11 September 2007
  12. ↑ И. Ш. Шифман. Карфаген. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета. 2006. ISBN 5-288-03714-0. с. 20—25.

Литература[править | править код]

  • Волков А. В. Загадки Финикии. — М.: Вече, 2004. — 320 с. — ISBN 5-9533-0271-1.
  • Егер О. Всемирная история. — Т. 1. Древний мир. — СПб.: Полигон; М.: ООО «АСТ», 2010. — 672 с.: ил. — ISBN 978-5-17-050157-1, 978-5-89173-401-2.
  • Маркоу Гленн. Финикийцы / Пер. с англ. К. Савельева. — М.: Гранд-Фаир, 2006. — 328 с.
  • Харден Дональд. Финикийцы. Основатели Карфагена. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2004. — ISBN 5-9524-1418-4.
  • Циркин Ю. Б. От Ханаана до Карфагена. — М.: ООО «АСТ», 2001. — 528 с.
  • Циркин Ю. Б. Мифы Финикии и Угарита. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2003. — 480 с. — Серия «Мифы народов мира». — ISBN 5-17-002280-8.
  • Шифман И. Ш. Финикийские мореходы. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1965. — 84 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Ashrafyan K. History of Florida by… Book 4, Part 1 — Columbia, SC, USA.: Amazon Kindle Direct Publishing, 2019 — 263 p. — ISBN 1974695018

Ссылки[править | править код]

  • Финикия — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Иловайский Д. И. Древняя история. Средние века. Новая история
  • Эрлихман В. Финикийцы: наследство морских царей // «Вокруг света», № 12 (2795), 2006.

Источник