Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы 5 класс

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы 5 класс thumbnail

Землю населяют многообразные живые существа, не похожие друг на друга. Несмотря на разное строение и особый образ жизни, их объединяют свойства живых организмов. Эти свойства отличают живую материю (всех живых существ планеты), от неживой природы (гор, рек, камней).

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы 5 класс

Свойства

Отличия живой природы от неживой материи подробно описаны в таблице свойств живого организма.

Признак

Описание

Клеточное строение

Живые существа состоят из клеток – «кирпичиков жизни». Это единица всего живого. Вне клетки жизнь невозможна

Питание

Из пищи извлекается энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Растения являются автотрофами и используют в качестве пищи солнечный свет, углекислый газ, воду с минеральными веществами. Процесс создания питательных веществ внутри организма с помощью света называется фотосинтезом. Остальные существа питаются готовыми веществами, т.е. поедают других существ, и называются гетеротрофами

Обмен веществ

Научное название – метаболизм. Это процесс извлечения полезных, питательных, жизненно важных веществ из пищи, поступающей из внешней среды. Сложные вещества распадаются на более простые, из которых каждая клетка образует необходимые организму вещества, а также извлекает энергию и тепло

Дыхание

Является частью обмена веществ. Организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород окисляет, т.е. соединяется с другими веществами, и участвует в сложных биохимических реакциях

Рост

Организмы постоянно растут. У многоклеточных это происходит за счёт деления клеток

Раздражимость

Способность реагировать на проявления внешней среды. Например, цветы при нехватке солнечного света закрываются, а человек отдёргивает руку при соприкосновении с горячим предметом

Размножение

Организмы воспроизводят подобных себе существ. Это сложный процесс, который может протекать по-разному в зависимости от сложности организации организма. Например, одноклеточные существа делятся, растения размножаются семенами или частями организма, для воспроизводства млекопитающих нужны две особи – мужская и женская

Смерть

Этот естественный процесс является логичным завершением жизни. Все живые существа, независимо от продолжительности жизни, умирают и разлагаются, давая пищу другим организмам

Клеточное строение организмов

Рис. 1. Клеточное строение организмов.

Живые организмы не живут обособлено от неживой природы, а активно взаимодействуют с ней. Вода и кислород – относятся к неживой материи, но при этом являются жизненно важными веществами для живых организмов. Взаимодействие живой и неживой природы посредством метаболизма называется круговоротом веществ.

Биологическое разнообразие

Общие свойства живого присущи и одноклеточным организмам, состоящим всего из одной клетки, и сложно организованным животным, таким как люди. Всё биологическое разнообразие для удобства изучения подразделяется на пять царств:

  • вирусы;
  • бактерии;
  • растения;
  • грибы;
  • животные.

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы 5 класс

Рис. 2. Царства живой природы.

Вирусы многие учёные относят к неживой природе. Они находятся на границе перехода веществ в живую форму и обладают свойствами живой и неживой материи. Например, способны к размножению, но при этом не растут и не питаются.

Бактерии отличаются от других одноклеточных организмов (растений и животных) отсутствием ядра – части клетки, в которой хранится наследственная информация. Такие примитивные организмы размножаются делением и имеют все признаки живого.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Растения, грибы и животные относятся к эукариотам. Их клетки имеют оформленное ядро. Растения от грибов отличаются наличием листьев и способностью к фотосинтезу. Грибы не являются животными, т.к. имеют особое строение и не способны к активному перемещению.

Царство животных очень обширно и охватывает множество существ от одноклеточных простейших (амёба) до млекопитающих (слон, кошка, белка), к которым относится и человек.

Разнообразие животных

Рис. 3. Разнообразие животных.

Все живые организмы имеют одинаковый химический состав, т.к. состоят из одних и тех же элементов. Для жизни важны углерод, кислород, азот, водород.

Что мы узнали?

Из урока 5 класса биологии узнали об основных свойствах живой материи, а также о разнообразии жизни на Земле. Основными признаками живого являются размножение, дыхание, питание, рост. Основу всех живых существ составляет клетка. Всё разнообразие живой природы представлено пятью царствами – вирусами, бактериями, растениями, грибами, животными. Вирусы являются переходной формой от неживой к живой материи.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 2520.

Источник

Тема урока: «Что такое живой организм. Свойства живого»

Читайте также:  Какое необычное свойство электрона

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие.

I. Организационный момент

Широко всем улыбнулись.

Мы пришли сюда учиться.

Что такое природа (запись в рабочей тетради).

Лес и морской прибой.

Веселый звон ручья.

И все твои друзья.

Всегда ты будешь в нем.

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

— Давайте вспомним, что такое природа? Ответы учащихся.

—  В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

— Посмотрите на фотографии и назовите объекты природы.

Ответы учащихся: облака, цветы, пингвины, скалы, гриб, камни.

— На какие группы вы можете разделить данные объекты природы?

Итак, природа бывает живая и неживая. Чем же тела живой природы отличаются от тел неживой природы? На этот вопрос мы попытаемся ответить сегодня на уроке.

Изложение нового материала

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

— Для живых организмов (под словом «организм» мы будем понимать любой живой объект) характерен ряд свойств, отличающих их от неживых тел.

— Первый признак живой природы – это клеточное строение. Запись в тетрадь.

Тела живых организмов состоят из клеток. Живая природа очень разнообразна. Существуют такие микроскопические организмы, у которых тело представлено одной клеткой.

— Такие организмы называются одноклеточными. На слайде вы видите примеры одноклеточных организмов. Это водоросль хламидомонада, простейшее инфузория- туфелька, одноклеточные грибы дрожжи, бактерии. Одна- единственная маленькая клетка ведет себя как самостоятельный живой организм.

— Те растения, грибы, животные, которых мы видим вокруг себя,- это многоклеточные организмы.

— Второй признак — это определенный химический состав живых организмов. Запись в тетрадь.

Все живые организмы построены из основных групп органических веществ: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, а также воды и минеральных солей.

— Третий признак – это обмен веществ и энергии. Запись в тетрадь. Все живое питается и дышит. В ходе этих процессов организмы потребляют необходимые вещества и энергию. Ненужные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, организмы выделяют в окружающую среду.

— Еще одно свойство живых организмов – это раздражимость. Запись в тетрадь. На слайде вы видите гидру, обитающую в пресных водоемах. Гидра способна ощущать прикосновения, изменение температуры, появление в воде различных растворенных веществ и другие раздражения. Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, она сжимается в комочек.

Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители.

V. Физкультминутка

— Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Все что я буду говорить, вы будете показывать движениями.

Закройте глаза. Представь, ты — маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно… Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка… И вот вырос такой красивый цветок.

— Посмотрите на фотографии. Как вы думаете, о каком свойстве живых организмов пойдет речь? Ответы учащихся.

Живые организмы способны двигаться. Запись в тетрадь.

Животные способны к активным перемещениям. В движении они добывают себе пищу, спасаются от врагов. Растения тоже подвижны, хотя их движения не так заметны. У растений могут перемещаться только органы или их части: листочки поворачиваются к солнцу, цветы распускаются в зависимости от времени суток, корни тянутся к воде.

— Шестой признак — это рост и развитие живой природы. Запись в тетрадь.

Рост — это увеличение размеров тела. В процессе развития организм не только увеличивается в размерах, но и приобретает новые свойства.

Посмотрите, как развивается лягушка. Из икринки вылупляется личинка лягушки – головастик. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик сначала наружными жабрами. Головастик питается водорослями, простейшими и другими водными организмами. Дальнейшие изменения головастика идут следующим образом: у него появляются задние ноги, потом передние, развиваются легкие, хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег.

Читайте также:  Какую роль в природе играет такое свойство живого организма

— На данном слайде изображено развитие фасоли из семени.

— Еще одним важным признаком является способность к размножению, т.е. воспроизведению себе подобных. Запись в тетрадь.

Не обладай живые организмы данным свойством, жизнь на Земле давно бы исчезла.

— Итак, клеточное строение, определенный химический состав, обмен веществ и энергии, раздражимость, движение, рост и развитие, размножение- это основные свойства живых организмов.

Закрепление

стр. 11 читать

Подведение итогов

— Наш урок подошел к концу. А закончить его я хотела бы следующими словами:

Живая ниточка связала всех навек:

Листок, улиточка, Земля и человек.

Живут на свете как одна семья.

Не обойтись земле без муравья

Воде без рыбы, лесу – без зверей,

А человеку – без природы всей!

И ты за эту ниточку держись,

Чтоб не кончалась у природы эта жизнь!

X. Домашнее задание

  1. Параграф 1.

  2. Устно ответить на вопросы после параграфа.

Источник

Инфоурок

Биология
›Презентации›Презентация на тему «Свойства живого» 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ВСПОМНИМ!!! Какова роль растений и животных в жизни человека? Что изучает био

Описание слайда:

ВСПОМНИМ!!! Какова роль растений и животных в жизни человека? Что изучает биология? Почему появились культурные растения и домашние животные? Какие биологические науки вы знаете?

2 слайд

 Автор: Седакова М. В. Учитель ГБОУ № 616 «Центр «Динамика»

Описание слайда:

Автор: Седакова М. В. Учитель ГБОУ № 616 «Центр «Динамика»

3 слайд

Цели: Ознакомиться с признаками живой природы Изучить такие понятия как «обме

Описание слайда:

Цели: Ознакомиться с признаками живой природы Изучить такие понятия как «обмен веществ», «организм», «орган».

4 слайд

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА Какие же признаки характерны для живой природы?

Описание слайда:

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА Какие же признаки характерны для живой природы?

5 слайд

ПРИЗНАКИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Описание слайда:

ПРИЗНАКИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

6 слайд

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ Все живое питается и дышит. В ходе этих процессов орг

Описание слайда:

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ Все живое питается и дышит. В ходе этих процессов организмы потребляют необходимые вещества и энергию. Ненужные вещества, образовавшиеся в процессе жизнедеятельности, организмы выводят в окружающую среду. Таким образом, между организмами и окружающей средой происходит ОБМЕН ВЕЩЕСВ и ЭНЕРГИИ

7 слайд

РАЗДРАЖИМОСТЬ Реакция на изменения в окружающей среде. Неживые тела этим свой

Описание слайда:

РАЗДРАЖИМОСТЬ Реакция на изменения в окружающей среде. Неживые тела этим свойством не обладают. Рис.6, стр.9

8 слайд

ДВИЖЕНИЕ

9 слайд

РОСТ и РАЗВИТИЕ Все живое растет и развивается. Рост – увеличение в размерах.

Описание слайда:

РОСТ и РАЗВИТИЕ Все живое растет и развивается. Рост – увеличение в размерах. Развитие – приобретение новых свойств. Будут ли такие свойства у камня, стекла, книги, пенала?

10 слайд

РАЗМНОЖЕНИЕ Каждый организм на нашей планете стремится оставить потомство. Не

Описание слайда:

РАЗМНОЖЕНИЕ Каждый организм на нашей планете стремится оставить потомство. Не обладай живые организмы этим свойством, жизнь бы на земле исчезла!

11 слайд

ВСПОМНИМ!!! Какие свойства живой природы вы узнали?

Описание слайда:

ВСПОМНИМ!!! Какие свойства живой природы вы узнали?

12 слайд

ОРГАНИЗМ Все перечисленные процессы характерны всем живых существам – ОРГАНИЗ

Описание слайда:

ОРГАНИЗМ Все перечисленные процессы характерны всем живых существам – ОРГАНИЗМАМ. Организмы – важная единица живой природы.

13 слайд

ОРГАНЫ ОРГАНИЗМА Орган – особая часть организма, которая выполняет в нем особ

Описание слайда:

ОРГАНЫ ОРГАНИЗМА Орган – особая часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым строением.

14 слайд

Вспомним!!! Что такое организм? Что такое орган?

Описание слайда:

Вспомним!!! Что такое организм? Что такое орган?

15 слайд

ВЫВОДЫ Живую природу от неживой отличают такие признаки, как… Организм – важн

Описание слайда:

ВЫВОДЫ Живую природу от неживой отличают такие признаки, как… Организм – важная… В отличие от неживых тел живые организмы в своем теле имеют…

16 слайд

Домашнее задание Параграф 2 читать (стр. 8 – 11) Выполнить задание в конспекте.

Описание слайда:

Домашнее задание Параграф 2 читать (стр. 8 – 11) Выполнить задание в конспекте.

Выберите книгу со скидкой:

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы 5 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы 5 класс

Курс повышения квалификации

Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-203149

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Читайте также:  Какими основными свойствами должна обладать система антикризисного управления

Урок по теме: «Чем живое отличается от неживого»

Цель: сформировать у учащихся представление об основных отличительных особенностях живого организма от неживогоЗадачи: 
Образовательная: научить обучающихся выявлять основные признаки живого;
Развивающая: развивать умение анализировать и сравнивать живую и неживую природу; продолжить формирование умений работать с учебником;
Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в кабинете биологии.

Метапредметные: начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.

Личностные: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасностиОборудование: 
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация.
3.Изучение нового материала.
4. Рефлексия.
5.Закрепление изученного материала на уроке
6. Домашнее задание.

Ход урока

1.Организационный момент
Учитель приветствует учащихся. 2.Актуализация. Учитель: 

Ребята, скажите, что изучает предмет биология? (живые организмы)

А, что же значит живой организм?

Я Вам загадаю загадки о живых организмах или неживых предметах, а вы попытайтесь отгадать их и определить живой это организм или неживой предмет.

1.Словно вихрь летит спасаясь
От врага пугливый… (Заяц)

2.Стройных ножек в нём четыре,
Всех друзей на разносол
Пригласил на кухню…(Стол)

3. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

4. Открыть свои тайны 
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова. (Книга)

5. И на суше, и в воде —

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме… (Черепаха)
А скажите о каких предметах сейчас мы говорили о живых или о не живых?

3.Изучение нового материала
Постановка цели урока

Сегодня мы поговорим о том, чем отличается живое и неживое и
Учитель: Чем же живая природа отличается от неживой?
Я предлагаю поделиться на три группы. Каждой группе даю два предмета – живое и неживое, а участники группы должны выяснить по каким признакам можно отличить живое от неживого.
1. Группа: Комнатное растение и указка
2. Группа: Чучело птицы и аквариумные рыбки
3. Группа: Мел и растущий на поляне гриб (картинка)
Обсуждение ответов групп. Учитель по ответам учащихся на доске кратко конспектирует общие признаки всех живых организмов. Подводится итог. Выделяются признаки живых организмов.
Учитель: Ребята, давайте запишем к себе в тетрадь основные признаки живого.
Открывает заранее подготовленные таблички на доске.
Схема на доске:

hello_html_43bb0c2d.jpg

А теперь поработаем с учебником. На доске записаны свойства живого. При помощи параграфа в учебнике дайте определения этим свойствам. Выслушивает ответы детей.
Учитель: Ребята, оказывается все живое состоит из маленьких ячеек – клеток. Это ещё одно свойство, которое необходимо записать в тетрадь.4. Рефлексия
Учитель: Ребята, угадайте о живом или о не живом объекте пойдет речь в следующих моих вопросах.
Вопросы:
1. Весной с крыш домов начинают свисать сосульки. Если пронаблюдать в течение дня за одной из них, то можно заметить, что к вечеру ее размеры увеличиваются, она становится толще и длиннее. Какое свойство живого здесь имеет место? (РОСТ) Можно ли на основе этого сосульки причислить к живой природе? (НЕТ)
2. Ученые заметили, что в пустыне песок днем испускает газы, за счет того что он накаляется на солнце, а ночью вновь их поглощает, за счет того, что он остывает. Имеет ли здесь место процесс дыхания? (НЕТ) Можно ли на основе этого причислить песок пустыни к живой природе? (НЕТ)
Выслушивает и обсуждает ответы учащихся. Дети приходят к выводу, что живым организм будет тогда, когда он будет обладать всем комплексом признаков живого.
Учитель: Ребята, что нового Вы узнали сегодня на уроке?
Учитель: Что для Вас было сегодня трудным в изучении?5.Закрепление изученного материала на уроке
Учитель: Откройте свои рабочие тетради и выполните в них задание 1-5.
После выполнения заданий учащимися, начинает проверять правильность их выполнения, опросив устно по вопросам детей

6. Домашнее задание
Учитель: Прочитайте дома параграф №1и запомните основные свойства живого.

Источник